litceysel.ru
добавить свой файл
1


1.Покажите, пожалуйста, на карте Междуречье и расскажите о его географическом положении.

2.Проанализируйте текст письменного источника – миф о «Всемирном потопе», ответьте на вопросы:

миф о великом всемирном потопе

Утром хлынул ливень, а ночью

Хлебный дождь я увидел воочию.

Я взглянул в лицо погоды –

Страшно глядеть на погоду было.

Я вошел на корабль, засмолил его двери..

Едва занялось сияние утра,

С основанья небес встала черная туча…

Что было светлым, - во тьму обратилось,

Вся земля раскололась, как чаша.

Первый день бушует южный ветер,

Быстро налетел, затопляя горы,

Словно войною, настигая землю.

Не видит один другого,

И с небес не видать людей.

Боги потопа устрашились,

Поднялись, удалились на небо

Прижались как псы, растянулись снаружи

Теснятся друг к другу, пересохли их губы.

Ходит ветер шесть дней, семь ночей.

Потопом буря покрывает землю.

При наступлении дня седьмого

Буря с потопом войну прекратили

Я открыл отдушину - свет упал на лицо мне,

Я взглянул на море – тишь настала,

И все человечество стало глиной!

Плоской как крыша, сделалась равнина.

Я пал на колени, сел и плачу,

По лицу моему побежали слезы».

А) О каких особенностях Междуречья говорит этот миф?


Б) Почему миф о «Всемирном потопе» появился именно в Междуречье?

Тема нашего урока (1-ый слайд): «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

Давайте определимся, что нам необходимо выяснить сегодня на уроке? (ответы детей).

На слайде появляются задачи урока.


  1. ВАВИЛОН – главный город Междуречья

  2. Царь Хаммурапи

  3. Что такое закон

  4. Законы царя Хаммурапи



Около 3 500 года до н.э. на юге Междуречья появились шумеры, они спустились в долину реки Евфрат с гор северо-востока и говорили на особом языке. Себя они называли «саг-чиг» - головы чёрные, а своих вождей – «угула-гуруш» - старшина воинов. Самых знаменитых воинов называли «шуль» - бык, когда шумеры пришли в Междуречье, они уже умели делать глиняную посуду и выплавлять медь из руды, и у них была письменность. Одновременно с племенами шумеров с северо-запада (на карте) в Междуречье пришел другой народ – аккадцы, которые говорили на языке родственном древнеегипетскому и арабскому. Сначала шумеры и аккадцы воевали между собой. Потом они стали жить мирно и основали много городов: на юге (на карте) – Ур, Урук, Эреду, Лагаш, а на севере (на карте) Аккад, Мари, Анешур. Каждый город был столицей княжества, правителя которого шумеры называли «му-галь» (человек большой).

Около 2 700 года до н. э. произошло огромное наводнение – потоп, разрушивший почти все города и погубивший множество людей. Прошло время, и жизнь снова возобновилась, но шумеры стали вести отсчёт своей истории именно с этого события.

Около 2 400 года до н.э. города Междуречья часто воевали между собой, а внутри городов бедняки восставали против гнёта царей и жрецов.

В 2 316 году до н.э. власть в городе Аккад захватил воевода Саргон. Он создал постоянную армию из нескольких тысяч лучников, с её помощью подчинил все города Междуречья и создал большое государство, которое просуществовало около 100 лет. На северо-западе (на карте) войска Саргона доходили до Малой Азии и берегов Средиземного моря, а на востоке было завоевано государство Элам. Народы этих стран не были экономически связаны между собой. Государство Саргона держалось только военной силой, поэтому вскоре оно распалось, и власть в Междуречье захватили кутии – жители окрестных степей. Затем кутиев изгнали цари города Ура, которые основали последнее шумерское государство, просуществовавшее около 150 лет.


Около 2 000 года до н.э. оно было разгромлено эламитами и больше не возродилось, однако шумерский язык еще много веков был в ходу у народов Междуречья.

В начале 2-ого тысячного года до н.э. на север Междуречья вторглись амореи, (на карте) они захватили страну Аккад и на её юге основали свою столицу, которую назвали БАБ-ИЛУ (ворота Бога), слайд с воротами Богини Иштар, позднее греки стали называть этот город ВАВИЛОН.

Найдите этот город на карте, словами определите его географическое положение. Вавилон был расположен на берегу Евфрата, где обе реки близко подходят друг к другу. Именно здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог.

Как вы думаете, благодаря чему могли богатеть жители города Вавилона?

- благодаря торговле.

Если бы мы оказались с вами в речном порту Вавилона, то увидели бы множество судов – большие лодки из тростника, плоты из кожаных мешков, вот только деревянных лодок практически не видно, почему?

В вавилонском порту шумно и людно: одни суда разгружаются, другие находятся под погрузкой.

Подумайте, что продавали купцы, приплывшие в Вавилон из других стран, что они покупали в Вавилоне?

Слайдоколо 1 750 года до н.э. царь Вавилона Хаммурапи объединил все Междуречье.

Слайд – голова царя Хаммурапи. Сообщение о нём.

Хаммурапи царь Вавилонии в 1 792 -1 750 годы до н.э. По происхождению аморей. Был искусным политиком и полководцем. Хаммурапи посредством военной силы и дипломатии в течение 35 лет подчинил Вавилону территории Ассирии, южную и среднею части Месопотамии. При Хаммурапи достигли значительного развития товарно-денежные отношения. Произошла централизация государства и укрепление царской власти. Царь Хаммурапи установил единые для всего государства законы.


Что такое закон? Ответы детей…

Слайд: закон – это правила обязательные для всех жителей страны.

Давайте сейчас выясним, что представляли из себя законы царя Хаммурапи.

Слайд – стела, где изображён царь Хаммурапи и бог солнца Шамаш.

Сообщение ребёнка. Законы царя Хаммурапи созданы около 1 760 года до н.э, являются важным источником для изучения хозяйственной и общественной жизни Вавилонского царства. Свод законов был выбит клинописью на базальтовом столбе, найденным французским учёным де-Морганом при раскопках в Сузах - это столица древнего государства Элам, в 1901 году. На верхней части этого столба изображён сам царь Хаммурапи, стоящий перед богом солнца Шамашем, который восседает на троне. Остальная часть столба покрыта клинописным текстом со статьями законов. Текст законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога. Стела сейчас хранится в Лувре – знаменитом музее Франции, который находится в Париже.

Во вступлении говорится, что целью издания законов является установление справедливости в стране. Далее идёт перечисление титулов царя, отмечаются благодеяния, оказанные им стране, и прославляется его величие. Основная, часть свода содержит статьи, касающиеся уголовного права, права собственности, семейного права, рабства. В заключительной части перечисляются царские заслуги перед народом. Здесь же говорится о благословлении на голову тех правителей, которые будут выполнять его законы и посылаются проклятия на тех, кто не будет их соблюдать или вовсе решит их отменить.

Давайте, постараемся сейчас определить, насколько справедливы законы царя Хаммурапи?

Сценки: Представьте себе, что у городских ворот прямо под открытым небом в тени от пальм заседает суд. Хмурые стражники опираются на боевые топорики. Вокруг стоят обвинители и обвиняемые, толпятся зеваки. Идет разбор жалоб. Жрец с бритой головой привел тощего бедняка.


- Это ты похитил одежду богини Иштар? – грозно вопрошает судья.

-Тощий бедняк: О, господин, злые демоны помутили мой рассудок. Бедняку лучше умереть, чем жить. Расскажу обо всем без утайки. Ночью шел я мимо храма богини Иштар и вспоминал. Когда в моём доме был хлеб, то не было соли. Когда была соль, то не было хлеба. Всю жизнь меня терзает голод. «О, смилуйся надо мною, добрая богиня Иштар», - взмолился я и вошел в храм. Внутри было пусто и тихо. Рядом со статуей богини горели светильники. Казалась, сама Иштар источала свет. Мне почудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак. Я подошел ближе и стал снимать со статуи дорогое покрывало. А в голове мелькнула мысль: у богини множество одежд, а я наг и умираю от голода! На рыночной площади я отдал драгоценную ткань за мешок сладких фиников. Тут раздался крик:

Судья: Вор, ты заплатишь за святотатство!

Судья выслушал обвиняемого и вынес приговор. Эта грустная история записана более 3,5 тысяч лет тому назад на глиняной табличке. Правда окончания история не имеет, и мы не знаем о дальнейшей участи обвиняемого.

ЗАДАНИЕ: Предположите, какому наказанию, согласно законам царя Хаммурапи подвергнется несчастный бедняк. Откройте учебник на странице 67, ознакомьтесь с текстом законов, при ответе сошлитесь на статьи законов.

2-ая сценка:

Представьте себе, некий купец с севера привез в Вавилон строительный лес. Выгодно его продал и собирается в обратный путь. Перед отплытием идет он по улице и видит: около кабачка стоит молодой раб.

Купец: Что ты тут делаешь? – спрашивает купец.

Молодой раб: - Мой господин зашёл внутрь выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться его в тени пальм.


Купец: ты смышленый и послушный раб, но твой господин, как я вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый шрам на твоей спине! Неужели от удара? (купец наклонился к рабу, и шепчет ему на ухо) Выгодное дельце предлагаю: мне надо отплывать, да болезнь свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу.

Раб соглашается. Купец уводит беглого с собой, оба садятся на корабль и отплывают.

Задание: Какое наказание ждет купца, если его поймают? Почему за кражу раба и за кражу вещи наказывают одинаково?

3-тья сценка. Представьте себе, группа односельчан приходит к судье. Шумят, спорят.

- В чем дело? (спрашивает судья) Все замолкают. Один из земледельцев показывает на другого:

Земледелец:- Вот этот человек нанял у меня вола, чтобы распахать поле. Я пожалел соседа, дал ему на день вола. Тогда он вместе с сыновьями вспахал и засеял свое поле. Потом привязал вола и ушел отдыхать. Да видно плохо привязал! Вол сорвался с привязи, забрался в огород и всё там вытоптал. А этот неразумный, чем рассердиться на самого себя, бросился на моего красавца и ударом мотыги рассёк ему жилу на затылке. Я прибежал, но было уже слишком поздно. Идём, говорю к судье, ты вернёшь мне серебром стоимость убитого вола. А он упирается, не идёт, если бы недобрые люди, то ни пришёл бы в суд.

ЗАДАНИЕ: Обратитесь к тексту законов, что ждет человека по вине, которого погиб вол? Справедлив ли закон об убийстве чужого вола?

Какой вывод можно сделать о ЗАКОНАХ ЦАРЯ ХАММУРАПИ?

- это несправедливые законы, которые закрепляют неравенство и приравнивают раба к вещи, устанавливают членовредительство.



Исторический калейдоскоп:

1.В каком году в Междуречье произошел потоп?

а) 1200 г до н. э б) 2 700 г до н. э

в) 1 670 г до н. э г) 3 700 г до н. э

2. Как вначале назывался город Вавилон?

а) БАБ - ИЛУ б) ДАЛ - ИЛУ

в) ГАЛ - ДИРУ г) ВАВИЛОН

3. Как называли первых жителей Междуречья?

а) эламиты и кутии б) шумеры и аккадцы

в) амореи и кутии г) эламиты и шумеры

4. Как звали царя Вавилона, который в 1 750 году до н.э. объединил все Междуречье?

а) Хефрен б) Тутмос

в) Саргон г) Хаммурапи

5. Как переводится древнее название города Вавилона Баб - Илу?

а) пустыня б) красные пески

в) ворота Бога г) черная земля

6. Назовите годы правления царя Хаммурапи?

а) 1 792 – 1 750 г до н.э. б) 1 876 – 1987 г до н.э.

в) 1 788 – 1 743 г до н.э. г) 1 700 – 1 765 г до н.э.

7. В каком году появились законы царя Хаммурапи?

а) 1 780 г до н. э б) 1790 г до н.э.

в) 1 678 г до н.э. г) 1 760 г до н.э.

8. Назовите имя Бога, который вручает законы царю Хаммурапи.

а) Гильгамеш б) Шамаш

в) Син г) Иштар

9. Где обнаружили черный базальтовый столб с высеченными законами?

а) в Ниневии б) в Египте

в) в Сузах г) в Вавилоне

10. Какую цель преследовали законы царя Хаммурапи?

а) установление справедливости в стране

б) разделение общества

в) установление единых товарно-денежных отношений

г) развитие ирригационной системы.


Сообщение о царе Хаммурапи

Хаммурапи царь Вавилонии в 17 92 -1750 годы до н.э. По происхождению аморей. Был искусным политиком и полководцем. Хаммурапи посредством военной силы и дипломатии в течение 35 лет подчинил Вавилону территории Ассирии, южную и среднею части Месопотамии. При Хаммурапи достигли значительного развития товарно-денежные отношения. Произошла централизация государства и укрепление царской власти. Царь Хаммурапи установил единые для всего государства законы.



Сообщение о законах царя Хаммурапи


Законы царя Хаммурапи созданы около 1 760 года до н.э, являются важным источником для изучения хозяйственной и общественной жизни Вавилонского царства. Свод законов был выбит клинописью на базальтовом столбе, найденным французским учёным де-Морганом при раскопках в Сузах - это столица древнего государства Элам, в 1901 году. На верхней части этого столба изображён сам царь Хаммурапи, стоящий перед богом солнца Шамашем, который восседает на троне. Остальная часть столба покрыта клинописным текстом со статьями законов. Текст законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога. Стела сейчас хранится в Лувре – знаменитом музее Франции, который находится в Париже.

Во вступлении говорится, что целью издания законов является установление справедливости в стране. Далее идёт перечисление титулов царя, отмечаются благодеяния, оказанные им стране, и прославляется его величие. Основная, часть свода содержит статьи, касающиеся уголовного права, права собственности, семейного права, рабства. В заключительной части перечисляются царские заслуги перед народом. Здесь же говорится о благословлении на голову тех правителей, которые будут выполнять его законы и посылаются проклятия на тех, кто не будет их соблюдать или вовсе решит их отменить.