litceysel.ru
добавить свой файл
1
Использование информационно-коммуникационных технологий


на уроках литературы.


Неуспех школьного литературного обучения в старших классах на современном этапе связан с рядом причин: большой объем чтения, ограниченное количество художественных текстов в библиотеках, минимум учебного времени на изучение произведений. Но основная причина отсутствия интереса к самостоятельному чтению именно в том, что первоисточник почти не участвует в образовательном процессе: учащийся без него вполне может обойтись, заменив учебными переработками (учительская информация, страницы учебника, рекомендуемые литературоведческие статьи, которые содержат «всё необходимое» для получения хорошей оценки).

Ещё одна очень важная сторона литературного образования связана с механизмами передачи и обретения знаний, задействованными в образовательной системе. Учителя-словесники, использующие в своей системе обучения репродуктивные методы обучения – «выслушай (прочитай), запомни, воспроизведи», часто жалуются на плохую память учащихся, не подозревая, что по законам мышления и памяти «готовая» информация не может служить базой ни для её запоминания, ни для понимания объекта изучения. Учёные на основании практического опыта утверждают: чтобы возникло подлинное знание, необходимо сознание, то есть глубокое понимание сути. Даже от самых замечательных учительских объяснений, поглощающих сегодня большую часть отпущенного программой времени, в памяти учащихся остаются, согласно научным данным, не более 15 % .

В традиционных подходах почти не уделяется должного внимания и культуре умственного труда. Получающий информацию из вторых рук и тем самым освобожденный от необходимости думать самостоятельно, обучаемый неизбежно впадает в состояние духовной лености.

Поэтому важно, чтобы состоялся своеобразный диалог учащихся с художественным текстом. В этом может помочь эвристическая беседа. Приписываемое Архимеду восклицание «Эврика!» (я нашел!) по преданию относится к открытому им основному закону гидростатики, а понятие «эвристика» в Древней Греции впервые появилось в связи с особым сократовским диалогом – системой обучения путём наводящих вопросов, основанной на продуктивном творческом мышлении. Функция подобных вопросов – заинтриговать, увлечь неожиданной тайной, пробудить любопытство. Эвристическая беседа организует процесс познания, становится стимулом к решению некой задачи, и в поисках ответа обе стороны – обучающий и обучаемые – оказываются полноправными субъектами.


Ход урока выглядит следующим образом: учитель задает классу вопросы, направляя эвристический поиск в нужное русло, и только в случае обращений к внешнему контексту сообщает необходимые дополнительные сведения (к этому можно также привлечь и учащихся). Задача учителя – добиться ответа от детей, а не отвечать самому.

Важно помнить, что литература – это ещё и искусство. И как всякое искусство она постигается через эмоциональное восприятие художественного текста, рождая определенные чувства. Поэтому важно предоставить учащимся возможность выразить себя творчески (выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций, интерпретация художественного текста и др.)

Наконец, неотъемлемой частью любого урока литературы становится использование информационно-коммуникационных технологий. Благодаря использованию ИТК обеспечивается принцип наглядности, который способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению эффективности и качества обучения. Ведь экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обострённо по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения или только через посредство слуха.

Эвристическая беседа, творческая работа в различных направления, применение ИКТ – эти методы обучения использованы мною на уроке литературы по теме «С.А. Есенин «Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме» в 11 классе.


Тема урока. С.А.Есенин «Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме


Цель урока: показать, что «Анна Снегина» – одно из выдающихся произведений русской литературы.


Методические приемы: эвристическая беседа.


Оборудование: текст поэмы; несколько слайдов, подготовленных к уроку (фотографии, иллюстрации).


Разберёмся во всём, что видели,

Что случилось, что стало в стране,

И простим, где нас горько обидели


По чужой и по нашей вине.

С.А.Есенин


Слово учителя:

- Любой человек, в какое бы время он ни жил, как бы ни относился к окружающему миру, вольно или невольно оказывается сопричастным ко всему, что происходит. Его судьба всегда переплетена с судьбой страны.


- Права ли я в своем суждении? Докажите его или опровергните!

Выступления учащихся.


- У поэта Сергея Есенина есть произведение, в котором он рассказывает о времени и о себе (Чтение учителем эпиграфа к уроку). Что это за произведение?

Ответ учащихся (сопровождается показом слайда1)

«Обложка «Анны Снегиной»

Заметки биографа


Поэма «Анна Снегина» быа написана в начале 1925 года. В своих комментариях к поэме С.А.Толстая-Есенина подчеркивает: «Анна Снегина» в значительной степени автобиографична… лето 1918 года Есенин провел в Константинове и, конечно, был очевидцем явлений, происходивших в революционной деревне. Связь этого произведения с реальной действительностью легко проследить даже по ряду деталей. Например, названия деревень Криуши и Радово… Две деревни с такими названиями существуют в округе села Константиново.

Автобиографичен и образ главной героини. Есенин дает ей имя девушки, в которую, по его собственным словам, в «пятнадцать лет влюбился до печенок»,-- Анны Сардановской – ей посвящено одно из лучших стихотворений 1916 года – «За горами, за жёлтыми долами».


Слайд 2. «Девушка в белой накидке» Анна Сардановская

Поэтическая заставка.

Выразительное чтение названного текста представляет творческая группа. За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.


Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами


От озёр водяной ветерок.


Не за песни весны над равниною

Дорога мне зелёная ширь –

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.


Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.


Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом спасителя

За погибшую душу мою.

Заметки биографа (продолжение):

У Анны Снегиной есть ещё один прототип. Сестра поэта А.А.Есенина называет Лидию Ивановну Кашину, «молодую, интересную и образованную женщину», и пишет: «Она явилась прототипом Анны Снегиной…


Слайд 2. Лидия Кашина


а слова в поэме «Анна Снегина»:

Приехали.

Дом с мезонином

Немного присел фасад.

Волнующе пахнет жасмином

Плетневый его палисад – относятся к имению Кашиной».


Слайд 3. Музей поэмы «Анна Снегина»


Беседа по тексту поэмы «Анна Снегина»


- Перескажите сюжетную линию произведения.


- Как изображается в поэме предреволюционная и послереволюционная Россия? Какие реальные исторические лица и с какой целью упоминаются в поэме?


- Как бы вы определили жанр поэмы «Анна Снегина»? Может, это историческая поэма?

«Передав чувство нежности, которое автор испытывал к некогда любимому человеку, рассказав обо всем, что пережил «под наплывом 16-и лет», он дал объективное и закономерное разрешение лирической теме. «Анна Снегина» – это одновременно и «объяснение с женщиной» и «объяснение с эпохой», причем первое явно подчинено второму, ибо в основе поэмы, вопреки её локальному, именному названию, лежит рассказ о революционной ломке в деревне. При неослабном звучании лирической темы здесь достигнут широкий масштаб изображения народной борьбы и глубокое проникновение в человеческие характеры. Недаром сам автор считал поэму произведением «лиро-эпическим». (Эвентов И.С. Сергей Есенин. Кн. для учащихся – М. Просвещение, 1987, с.93)



- Если это лиро-ЭПИЧЕСКАЯ поэма, значит, читатель должен увидеть не просто жизнь, а совокупный национальный характер, причем на крутом переломе истории. Как же изображается в поэме народ?


Слайд 4. Иллюстрация к поэме «Анна Снегина» Худ. Б.А. Алимов


Первым в поэме появляется возница – его пространным монологом начинается «Анна Снегина». Это разговорчивый вдовец, хозяйственный, изворотливый «малый», из тех, про кого говорят – парень не промах. Но что он собирается сделать, стребовав их с героя «по полной»? Пропить в кабаке.

Спивается русский работящий мужик.


- Монолог возницы не случаен. Это своеобразный пролог к поэме. Какой образ возникает у читателя?

Ответы учащихся.


- Перед читателем традиционный образ – «дороги», в данном случае дороги в новую жизнь. Но что мы узнаем из рассказа возницы?


Мы узнаем «печальные вести» о том, что жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами (отметим значимость названий). Вражда эта привела к убийству старосты и к постепенному разорению Радова.


- Так к лучшему или к худшему меняется жизнь в русской деревне?


Ответы учащихся.


- «Сплошные мужицкие войны», а причина – «безвластье». Вот «Прогнали царя», и кто же в деревне представляет новую власть?


Прон Оглоблин, «Булдыжник, драчун, грубиян. / Он вечно на всех озлоблен, / С утра по неделям пьян».

Это он «…нагло в третьевом годе,

Когда объявили войну,

При всём честном народе

Убил топором старшину.»

Выясняется, что «Теперь таких тысячи стало / Творить на свободе гнусь». И как страшный итог: «Пропала Расея, пропала… / Погибла кормилица Русь».


- Есть ещё один персонаж с такой фамилией. Кто он?

Ответы учащихся.

Дополнение учителя:


Заслуга Есенина в том, что он заметил на национальном горизонте и другого Оглоблина – Лабутю, цель которого «жить не мозоля рук»; от радостного известия о приходе новой власти «в штаны намочил», « Мужик – что твой пятый туз. / При всякой опасной минуте / Хвальбишка и дьявольский трус». «И вот он, конечно, в совете»!

Прон Оглоблин – горячий строитель новой власти будет расстрелян деникинцами в 1920 году, а Лабутя, спрятавшись в соломе, станет потом новоиспеченным «советским» бюрократом с его невежеством и комчванством. С подобными Лабутями Есенин часто встречался в советской действительности, отсюда и «злое уныние» поэта: «Но эта пакость – / Хладная планета! / Её и Солнцем-Лениным / Пока не растопить!»


-А есть в поэме положительные образы?

Это мельничиха. В ней привлекает и сила характера, и независимость суждений, и непреклонность воли. Но более всего притягивает к себе образ мельника. Поначалу мельник кажется чудаком, но на самом деле этот легкий, веселый, благожелательный человек благодаря своей врожденной доброте обладает даром беспристрастного зрения, поэтому и смог уловить истинную сущность отношений поэта и Анны Снегиной: привёз Анну к заболевшему герою и хранил письмо, адресованное поэту.


- Какова, на ваш взгляд, роль этого образа?

В доброте мельника поэт видит доказательство того, что ни «годы бедствий», ни «гибельная свобода», ни «вражда племен» не истребили и не могут истребить запасов человечности – любви, доброты, милосердия в русском народе.


- Каково отношение лирического героя к народу?

Он не отделяет себя от крестьянства. И крестьяне считают его своим.


- Общие интересы нашего героя и народа ярко прослеживаются по тексту. Давайте посмотрим.

- Какие вопросы волнуют мужиков?

Главный вопрос – о земле: «Скажи: / Отойдут ли крестьянам / Без выкупа пашни господ?». Второй вопрос – о войне: «За что же тогда на фронте / Мы губим себя и других?». Третий вопрос – о власти: «Скажи, / Кто такое Ленин?»



- Каково отношение героя к проблемам, волнующим народ?

Его волнует судьба русского крестьянства, он осуждает войну, на вопрос о власти: «Скажи, / Кто такое Ленин?» отвечает мужикам: «Он – вы.»

Свои ответы учащиеся подтверждают текстом поэмы.

- А теперь подумайте, почему не может положительно разрешиться любовный конфликт в поэме?

Анна Снегина – «важная дама», а наш герой – крестьянин села Радова, ставший знаменитым поэтом.


- В чем же причина разлада в отношениях героя и героини после их встречи?

Прон Оглоблин задумал отобрать у Снегиных угодья, а для переговоров взял «важного», как он считал, человека, столичного жителя. Приехали они совсем не вовремя: оказалось, только что пришло известие о гибели мужа Анны Снегиной. В горе она бросает обвинение Сергею: «Вы жалкий и низкий трусишка. / Он умер… / А вы вот здесь…»


Слайд 5. Иллюстрация к поэме «Анна Снегина» Худ. Б Дехтерев


- Не внутренние противоречия, а всё тот же «хуторской разор» – и шире – раскол в стране разводит героев по разным жизненным дорогам.


- Что же будет объединять их через шесть лет после их последней встречи у мельника?

Ответы учащихся


Поэтическая заставка.

Выразительное чтение отрывка из поэмы «Письмо Анны Снегиной» представляет творческая группа.


Дополнения учителя:

Любовь… не только любовь друг к другу, но и любовь к родине, потому что в письме с «лондонской печатью» нет ни слова упрёка, ни жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая ностальгия, и недаром рефреном звучат слова лирического героя: Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погорбившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке


Сказала мне ласково: «Нет!»

И вновь поэма обретает эпическое звучание.

- Лирическому герою нужно было прожить целую жизнь, вернуться в свое село и получить благую весть – такое светлое и нежное письмо от Анны, чтобы судить о жизни, о трагическом времени, в которое он жил, и о своей первой несостоявшейся любви так просветленно, так великодушно и милосердно. А ведь это письмо написано женщиной, которая потеряла родной дом, испытала трагедию эмиграции, но вдали от России ещё острее ощутила свою любовь к родной земле. Героиня поэмы Анна Снегина не только не осуждается за то, что оказалась в «чужих далях», но, наоборот, озаряет всё происходящее высоким и благородным чувством доброты и милосердия (обратим внимание на значение имени «Анна» – «благодать или милостивая»).


- На протяжении всего произведения поэт настойчиво употребляет эпитет «белый» в самых разных значениях.

В чем, на ваш взгляд, символическое звучание белого цвета?

Ответы учащихся.


Дополнение учителя:

Исследователи подсчитали, что в этой «Усадебной поэме, где есть и дом с мезонином, и жасминовый куст, свыше 11 раз мелькает «белый силуэт». Белый цвет, не считая того, что сама фамилия Снегина вызывает ассоциации белизны, чистоты и непогрешимости (а в крестьянской среде это и цвет траура). В любом случае белизна, «Белая накидка» воспринимается как символ недоступной грязным страстям времени чистоты и вечной красоты.


- А теперь вопрос к литературоведам. В чем особенность композиции? И какую роль она играет в идейном звучании произведения?

Лирическая тема «девушки в белой накидке» образует как бы композиционное «кольцо» :

Далёкие милые были. / Тот образ во мне не угас…

Мы все в эти годы любили, / Но мало любили нас.

… … …

Далекие милые были! / Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили. / Но, значит, / Любили и нас.



И благодаря этому композиционному кольцу читатель понимает, что противостоять трагизму переломной эпохи, силе внешних обстоятельств человеку помогает только верность себе, своим чувствам и идеалам.

Слайд 6. Иллюстрация к поэме «Анна Снегина» Худ. Б Дехтерев


Домашнее задание:

определите, какие литературные ассоциации рождает поэма С.Есенина «Анна Снегина»?


Список использованной литературы.

1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс I полугодие. – М.: «ВАКО», 2002

2. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. – М.: Советский писатель, 1989.

3. Силинская Л.Н. Поурочное планирование по литературе 11 класс К учеб. А.Г.Кутузова и др. «В мире литературы. 11 класс». – М.: «Экзамен», 2006

4. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века: 11 кл. Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2001.

5. Шубникова-Гусева Н.И. С.А.Есенин в жизни и в творчестве. Учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей – М.: ООО «Тид «Русское слово – РС», 2007

6. Эвентов И.С. Сергей Есенин. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987.