litceysel.ru
добавить свой файл
1
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ


Демина Т.А, Носова Т.А.

муниципальное общеобразовательное учреждение “Лицей № 1”,

Оренбургский Государственный университет, Оренбург, Россия


Социальные изменения, глобальный процесс становления информационного общества, взаимопроникновение культур и языков в условиях взаимозависимости мира предъявляют сегодня новые требования к человеку. Участие России в подписании Болонской конвенции также показало необходимость в свободной, мобильной, конкурентоспособной, готовой к сотрудничеству личности, владеющей иностранным языком как средством позитивного диалога.

Это связано с тем, что демократическое европейское гражданство ставит перед собой цель построения и развития свободного, плюралистического демократического общества, напрямую зависящего от уровня образованности молодежи, которой отводится ведущая роль в жизни общества. Будущие граждане Европы должны быть независимыми, свободными; адекватно оценивающими свои возможности, в которых независимость во взглядах сочетается с чувством ответственности; осознающими и гордящимися своим культурным наследием; способными выступить в защиту своих прав и интересов и в то же время с уважением относящимися к правам и интересам окружающих; готовыми к пониманию и принятию других членов общества, способными общаться с принадлежащими к различным слоям и культурным сообществам людьми для совместного обсуждения целей и путей их достижения; способными разрешать конфликты мирным путем.

В связи с этим происходят изменения в обучении иностранным языкам. Сегодня, когда образовательное пространство представляет собой диалог культур, человеку важно определить свою позицию в отношении ценностей, традиций, истории страны изучаемого языка. Более того, в условиях поликультурной реальности и диалогового режима обучения взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к пониманию между людьми. Это может служить средством согласия между народами.

Проблема самоопределения является в этом контексте одной из центральных, так как ее исследование способствует решению многих практических задач по активизации сущностных сил личности, созданию предсказуемой социальной обстановки в обществе и, как следствие, по цивилизованному разрешению глобальных проблем, встающих перед человечеством.


Формирование жизненного самоопределения неотделимо от процесса развития личности, который происходит, в том числе, и на основе формирования ключевых компетентностей школьника. Какая совокупность условий для этого должна быть создана, как они должны отразиться в педагогическом процессе, в чем специфика педагогического процесса, нацеленного на становление и развитие жизненного самоопределения – решение этих проблем может содействовать реализации стратегии модернизации образования.

Сегодня социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. И это зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых употребляются слова компетенции и компетентности. Введение этих понятий требуют изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов.

В состав суперкомпетентностей, которые содержатся в рекомендациях ЮНЕСКО и в “Концепции модернизации российского образования” входят: математическая, коммуникативная, информационная, автономизационная, социальная, продуктивная, нравственная.

И в связи с этим, очевидно, что при построении личностно - развивающих, гуманистических образовательных систем не может быть применена традиционная системно-техническая методология, которая пригодна для знаниево - просветительской педагогики. Здесь необходима методология, в которой утверждаются и реализуются категории субъектности участников учебного процесса, диалога культур, эстетической и культурной целостности мироздания.

Основными частями методологической культуры учителя и преподавателя являются: проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса, осознание, формулирование теоретическое решение педагогических задач, методическая рефлексия. Это составляющие, обеспечивающие высокий уровень их профессиональной деятельности, характеризуют его как творческую личность.


Важным становится осознание того, что идеи модернизации современной школы состоят в том, что образование и воспитание становятся более индивидуализированными, фундаментальными и эффективными; осуществляется переход на приобретение учащимися фундаментальных междисциплинарных знаний; открытость в науке, взаимопроникновение методов, междисциплинарный синергетический подход в преподавании обеспечивают целостное восприятие мира, учат работать на границе знаний в нестандартной ситуации, раскрепощают творческие способности человека, обеспечивают вторжение новых идей, мыслей, альтернативности выбора мировоззренческих позиций, повышают уровень внутренней культуры.

Такая позиция предъявляет новые требования к профессиональной компетентности учителя – это переход от учебно-трансляционной деятельности учителя-предметника к продуктивно-творческой совместной деятельности учителя и ученика.

Особое место отводится учебно-исследовательской деятельности учащихся, которая рассматривается как одна из форм развития нестандартного мышления. Она позволяет приобщиться к научно-исследовательской работе, обрести навыки индивидуальной работы и работы в коллективе, и в дальнейшем принять участие в научно-практических конференциях разного ранга. Учебно-исследовательская деятельность ученика нуждается в серьезной психолого-педагогической поддержке со стороны учителя и научного руководителя: создание условий, способствующих созидательному творчеству, вооружение ученика методами исследования, формировать у учащихся личностную систему самооценок с целью уменьшения зависимости его творческой самореализации от внешних условий.

Цели и задачи исследовательской деятельности учащихся заключаются не только в систематизации и углублении знаний, но и в развитии активности и самостоятельности школьников; в достижении каждым учащимся индивидуально-личностных успехов, как в процессе исследования, так и в презентации результатов; в осознании школьниками личной значимости проведенных исследований; формировании основ культуры исследовательской работы.


Литература:


  1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону:2000.

  2. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография (Научн.ред.Н.К.Сергеев) - Волгоград: Перемена, 2000.

  3. Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М.: Педагогическое общество России, 2001.

  4. Кикнадзе Т.Л. От иностранного языка к мультикультурному образованию. Школьные технологии. 2000.№5,с.188-193.

  5. Краевский В.В. Методология педагогической науки. М., 2001.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.