litceysel.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Янгелевская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено Утверждаю

на МО классных рук-лей директор школы

заместитель директора по УВР Ф.Ф. Большедворова

Н.А. Малышева

……………………………….. …………………………


Программа





Руководитель:

Малышева Наталья Алексеевна

Заместитель директора по УВ,

педагог-организатор

МОУ «Янгелевская СОШ»








п. Янгель

Человек, который боится стать

кем-то выдающимся, никогда

не станет лидером. Такие люди

подыскивают себе работу в большой

компании и сознательно выбирают

роль винтика в Большой машине,

избегая таким образом и риска и критики.

Сет Годин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Школа была и остается одним из важнейших факторов социализации личности. Носителями какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет выпускник, во многом зависит от характеристик той образовательной среды, в которой происходит его становление и развитие. Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициатива детей, развивается культура демократических отношений.

Ученическое самоуправление, являясь эффективной формой организации жизнедеятельности коллектива учащихся, в значительной степени способствует приобретению ими значимого социального опыта, формированию ценностного отношения к социальной практике. Реальное, а не формальное включение учащихся в управление школой, предоставление им реальных полномочий и прав, возможности выбора личностно значимых видов культурно -творческой деятельности, педагогическая поддержка и доверие позитивно сказываются на общем развитии личности.


К сожалению, анализ эффективности воспитательного процесса в современной школе часто выявляет низкий уровень развития школьного самоуправления, который проявляется в недостаточном включении учащихся в планирование, организацию и анализ жизнедеятельности школы, малоэффективной деятельности органов ученического самоуправления и др. Одной из причин сложившейся ситуации можно считать отсутствие системы подготовки учащихся к организаторской деятельности.

Перед педагогическим коллективом школы встали аналогические проблемы. Начался поиск идей, направленных на совершенствование воспитательного процесса, развитие самоуправления. Какими должны быть задачи, содержание и формы подготовки учащихся к организаторской деятельности? Как сделать этот процесс привлекательным, значимым для учащихся? Кого следует обучать – «актив» или всех желающих? Результатом совместного поиска и размышлений взрослых и детей стала идея создания Школы «Лидер». В процессе создания программы Школы «Лидер» за основу взят опыт псковской школы №24.

Школа «Лидер» должна стать своеобразной формой обучения школьного актива, предполагающей поэтапное комплексное решение названных проблем. Преимуществами выбранной формы являются:

*учет возрастных интересов, потребностей учащихся;

* возможность включения в обучение значимого количества учащихся;

* практическая направленность – приобретение конкретных организаторских умений и навыков;

* многообразие видов, форм культурно творческой деятельности, в том числе досуговой;

* объединение педагогических усилий школы ( администрации, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, психолого-социальной и информационной служб, учреждений социума);

* игровая форма проведения.

В Школе «Лидер» проходят обучение ребята 5-8 классов. Продолжительность обучения два года. В ходе работы комплектуются группы, в зависимости от проводимого дела (класс, команда, экипаж). Деятельность Школы «Лидер» организует группа взрослых (заместитель директора по воспитательной работе, педагог организатор, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, классные руководители). Старшеклассники выступают в качестве помощников, но они не несут непосредственной ответственности за выполнение педагогических задач. Руководит Школой «Лидер» заместитель директора по воспитательной работе.



Комплекс решаемых педагогических задач (образовательные, воспитательные, развивающие) направлены на достижение конкретной цели Школы «Лидер»


Цель:

«Создание условий для развития личностных и коллективных ориентаций учащихся в сфере социального самоопределения и самореализации»


Задачи:

*образовательные:


- приобретение конкретных социальных и профильных знаний и умений;

*воспитательные:

- развитие лидерских качеств,

- содействие нравственному становлению учащихся,

- формирование мотивации к социально значимой деятельности,

- развитие психологической и коммуникативной культуры, творческих способностей,

- активизация ученического самоуправления,

- создание благоприятного психологического климата,

- формирование классного и общешкольного коллективов.

*развивающие:

- развитие аналитического и критического мышления, воображения, рефлексивной культуры.


Этапы организации и проведения Школы «Лидер»


Подготовительный этап:

- создание инициативной группы (взрослые и дети) для генерации идей и разработки плана предстоящей деятельности;

- совместная разработка модели Школы «Лидер»: выдвижение конкретных целей и задач, определение соответствующего содержания, направлений и форм деятельности;

- решение организационных вопросов (материально-техническая база, методическое обеспечение).


Основной (практический) этап:

- организация и проведение серии игр-путешествий;

- проведение клубных дней, инструктивных сборов в каникулярное время (работа клубов по интересам, мастер-классов, творческие мастерские по направлениям Школы «Лидер», коллективные творческие дела);


- организация социальной практики учащихся, подготовка к фестивалю социального творчества.


Итоговый этап:

- организация и проведение фестиваля социального творчества, цель которого – выявление уровня умений и навыков, приобретённых в ходе освоения программы, поддержка социальных инициатив учащихся;

- подведение итогов Школы «Лидер» (линейка закрытия, вручение «Свидетельств участников» и награждение победителей);

- диагностика эффективности Школы «Лидер», педагогический анализ результатов, определение перспектив.


Основные направления и содержание деятельности Школы «Лидер»


Основное содержание деятельности Школы «Лидер» представлено комплексом направлений.


1.Оганизаторское направление

«Организаторский риф»

Цель: Развитие лидерских качеств учащихся посредством освоения конкретных организаторских навыков и включение в совместное взаимодействие




Темы занятий

К-во занятий

1.

Портрет лидера

1

2.

Коллективное целеполагание.

1

3.

Портфель министра.

1

4.

Панорама классных дел.

1

5.

Социальное проектирование

1



Предполагаемые результаты:


1. Освоение учащимися организаторских навыков:

-коллективное целеполагание и планирование;

- организации и проведения классных (школьных) дел;

- организация делового конструктивного взаимодействия в группе;

- индивидуальной и коллективной рефлексии.

2. Актуализация социально-значимой деятельности учащихся, освоение азов самоуправления.

3. Развитие коммуникативных, творческих способностей учащихся. Повышение их общей культуры.

4. Формирование мотивации к участию в жизнедеятельности класса, школы.


2.Информационно- библиотечное направление

«Информационный океан»

Цель: Содействие формированию мотивов, интереса к чтению, актуализация самообразования




Темы занятий

К-во занятий

1.

Занимательная библиография.

1

2.

Разработка сценария.

2

3.

«Имею право»

1

4.

«Страницы истории детского движения»

1


Предполагаемые результаты:


1. Освоение основных читательских умений и навыков:

- ориентироваться в различных источниках информации;

- пользоваться картотеками, каталогами, справочниками, видеоматериалами;


- ориентироваться в содержании книг, периодической печати.

2. Развитие аналитического и критического мышления, творческих и коммуникативных способностей.

3.Оформительское направление

«Оформительский материк»

Цель: Воспитание эстетической культуры личности, освоение оформительского минимума




Темы занятий

К-во занятий

1.

Как лодку назовешь, так она и поплывет.

1

2.

Мастерская журналиста.

1

3.

Выпускаем стенгазету.


3

4.

Художественное оформление школы.

2

5.

Конкурс тематических стенгазет

1


Предполагаемые результаты:

-овладения оформительскими приемами;

-развитие художественного вкуса, пространственного воображения;

- формирование навыков коллективного творчества.


4. Психологическое направление

«Море общения»

Цель: Содействие формированию позитивной «Я – концепции», стратегии успешной личности



Темы занятий

К-во занятий

1.

Знакомство.

1

2.

Кто такой лидер?

1

3.

Азбука общения.

1

4.

Конфликты.

1

5.

Сотрудничество.

1


Предполагаемые результаты:

- развитие творческого мышления, воображения;

- самостоятельность и ответственность за свои поступки;

- приобретение навыков презентации, умения заявлять о себе, отстаивать свою точку зрения, уверенности в себе, своих силах, стратегий успешной личности;

- способность к самоанализу, адекватной самооценки;

- развитие коммуникативных навыков.


5. Игровое направление

«Игровой причал»

Цель: Создание условий для самореализации личности через освоение технологий организации и проведения игр различной направленности и видов




Темы занятий

К-во занятий

1.

Давайте познакомимся.

1

2.

Актерское мастерство лидера.


1

3.

Подвижные игры.

1

4.

Интеллектуальный марафон.

1

5.

Игротехники

1


Предполагаемые результаты:

- развитие коммуникативной и эмоциональной культуры;

- способность организовать игровое взаимодействие на уровне группы, класса;

- способность к управлению собственным поведением с учётом не только собственных интересов, но и потребностей окружающих;

- приобретение организаторских навыков, умений, развитие творческой активности по организации досуга.


6. Музыкальное направление

«Музыкальная гавань»

Цель: Содействие формированию музыкальной культуры




Темы занятий

К-во занятий

1.

Песенный круг.

1

2.

Вечер творческого портрета

1


Предполагаемые результаты:

- ознакомление с туристическими песнями;

- формирование навыков коллективного пения;

- эмоциональное единение детей и взрослых.


Литература
  1. Афанасьева С., Каморин С. Триста творческих конкурсов М., 1997.


  2. Беспалов Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. М., 2003.

  3. Быков В.В. Выставка. Советы художнику оформителю. М., 1980.

  4. Демчёв П.Г. Художественное оформление в школе. М., 2004.

  5. «Классный руководитель» журнал №8 2006 год

  6. Куприянов Б.В., Рожков М.И. Организация и методика проведения игр с подростками. М., 2001.

  7. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.

  8. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1978.

  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. М., 1996.

  10. Рожков М.И., Волохов А.В. Детская организация: возможности выбора. М., 1990.

  11. Смекалова Е. М. Школа лидерства М., 2006.



Основные направления и содержание деятельности Школы «Лидер»

Основное содержание деятельности Школы «Лидер» представлено комплексом направлений.

Направления


Цель подпрограммы

Темы занятий

Приобретаемые профильные умения и навыки

1.Оганизаторское

«Организаторский риф»

Развитие лидерских качеств учащихся посредством освоения конкретных организаторских навыков и включение в совместное взаимодействие

Портрет лидера.

Коллективное целеполагание.

Портфель министра.

Панорама классных дел.

Социальное проектирование

-Коллективного целеполагания и планирования;

- организации и проведения классных (школьных) дел;

-руководства работой творческой группы


2.Информационно-

библиотечное

«Информационный океан»

Содействие формированию мотивов, интереса к чтению, актуализация самообразования

Занимательная библиография. Разработка сценария.


- Ориентация в различных источниках информации;

- пользования картотеками, каталогами, справочниками;

- ориентация в содержании книг, периодической печати.

3.Оформительское

«Оформительский материк»

Воспитание эстетической культуры личности, освоение оформительского минимума

Как лодку назовешь. Так она и поплывет.

Мастерская журналиста. Выпускаем стенгазету.

Художественное оформление школы.

-Овладения оформительскими приемами;

-высказывания эстетического суждения.

4.Психологическое

«Море общения»

Содействие формированию позитивной «Я – концепции», стратегии успешной личности

Знакомство.

Кто такой лидер?

Азбука общения.

Конфликты.

Сотрудничество.

- Постановки и достижения целей;

- самоанализа;

- самопрезентации;

- конструктивного взаимодействия

5. Игровое – «Игровой причал»

Создание условий для самореализации личности через освоение технологий организации и проведения игр различной направленности и видов

Давайте познакомимся.


Актерское мастерство

лидера.

Подвижные игры.

Интеллектуальный марафон.

Игротехники


- Организации игрового взаимодействия на уровне группы, класса;

- публичного выступления;

- саморегуляции эмоционального поведения

6. Музыкальное –

«Музыкальная гавань»

Содействие формированию музыкальной культуры

Песенный круг.

Вечер творческого портрета

- Коллективного пения;

- пользования музыкальной фонотекой;

- музыкального оформления мероприятий (дел)