litceysel.ru
добавить свой файл
1

Организация сотрудничества учителей, учеников и родителей в образовательном процессе.

  Н.Б.Бабкина, классный руоводитель 10 класса

 

Нельзя воспитывать ребенка

не воспитывая его родителей

П.П.Блонский

 

Основная задача классного руководителя и родителей


  • создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями,

  • защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

 

Классный руководитель должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи, так как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребёнка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы в своей работе я выбрала четыре основных направления в работе:

 

На первое место были вынесены проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно качество здоровья ребёнка обуславливает успехи в учёбе и уровень общего развития.

Для обеспечения нормального физического здоровья я, как классный руководитель, работаю по следующим направлениям:

- просвещение детей по программе «Здоровье»

- привлечение к этой деятельности преподавателя физической культуры, учителей-предметников

- подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на развитие

осознания учениками самоценности здоровья

- информация доводиться до родителей о специфике физического развития детей по результатам мед. осмотров, вопросы сохранения физического здоровья выносятся на родительские собрания

- привлечение специалистов медиков к просветительской и практической работе с родителями учеников и самими учениками

- организация горячего питания в школе - образовательная программа «Полезные привычки»

Второй год наш класс участвует в эксперименте по реализации  программы «Мой выбор - Полезные привычки».


Цель курса: способствовать формированию у подростков навыков

эффективного общения, рационального принятия решений,

ответственного поведения в ситуациях риска употребления

наркотиков и инфицирования ВИЧ.

Согласно плану на часах общения проводится антиалкогольная и антиникотиновая программа, разъясняются последствия наркомании и СПИДа для организма человека. Материалы по проведению часов общения по этой программе анализируются и оформляются в папку.

 

Второе направление деятельности классного руководителя - это организация помощи в учебной деятельности.

Для решения этой проблемы я акцентируется внимание на:

- выработку совместно с семьёй единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности

*работа с дневниками, родительские собрания

*работа учебной комиссии класса

- работу совместно со школьным психологом и социальным педагогом в разработке программ коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса

*работа с детьми, часто опаздывающими на уроки

*работа с детьми, часто пропускающими уроки

- организация классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию

*классные часы, беседы, диспуты

- разъяснение всем учителям предметникам индивидуальных особенностей учащихся класса.

* работа учителей-предметников с отстающими учащимися

- осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление

- выбор будущего профессиональной ориентации девятиклассников

*курс «Основы профессионального самоопределения»

*тестирование в ЦЗСН

*помощь семье в правильной профессиональной ориентации подростка (информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся после 9 класса детей и родителей, анализ профессиональных интересов девятиклассников и отношение к ним родителей)


*интеграция с городской библиотекой

Тема интеграции: Как правильно и вдумчиво читать книгу.

Цели: способствовать созданию необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; развивать познавательную активность; активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Библиотечные уроки проводятся сотрудниками библиотеки по следующим темам:

- Структура городской библиотеки. Запись на абонемент.

- Указатели. Каталоги. Словари. Энциклопедии.

- Использование научно-справочного раздела библиотеки

- Как лучше подготовиться к написанию изложения, сочинения.

Т.е. совместная работа с библиотекой направлена на оказание помощи в учёбе и позволит девятиклассникам качественно подготовиться к итоговой аттестации.

  

Третье направление деятельности классного руководителя - работа по организации досуга и общения учащихся.

В этом направлении поводятся:

- часы общения

- походы

- поездки, экскурсии

- тематические вечера

- конкурсы, викторины, игры

В тесном контакте классный руководитель работает с активом класса, присутствует на заседаниях.

Работая в этом направлении, классный руководитель организует и с учреждениями дополнительного образования (ЦДТ, ДЮСША, ЕДШ, библиотека, музей)

 

Четвёртое направление – семья, в которой растёт, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи.

Объектом моей работы в этом направлении выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках я планирую, взаимодействие с родителями: изучается социальное положение семьи, образ жизни ребёнка, традиции и обычаи семьи.

Проведя исследование социальных и жилищно-коммунальных условий семей класса, выявлено следующее:

* В  классе 11 детей из неполных семей

7 – из малообеспеченных

6 - из многодетных

* Образовательный уровень родителей класса:

высшее образование – 4 человека

незаконченное высшее – 2 человек

средне-техническое – 13 человек

средне-специальное – 16 человек

среднее – 14 человек

незаконченное среднее – 2 человека

 

Т.О. планирование с семьями учащихся по программе «Образ жизни» предусматривает:

- изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи. Систематические рейды на квартиры учащихся класса.

- психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед; работа родительского комитета. Где нельзя не отметить активное участие в работе родительского актива таких родителей как Тимофеевой Г.Н., Дударевой И.Н. и Сурайкиной Н.Н.

- организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей. Стало традицией класса вместе с родителями ходить в походы.

- защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях. С семьями и детьми из группы риска (Ярошевский А., Позина Е., Дончик А.) совместно с социальным педагогом проводится индивидуальная работа.

 Т.О. мною, как классным руководителем, реализуется функция родительского просвещения и корректировка семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребёнку, режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекци