litceysel.ru 1

Н.П. Орлянская А.В. Нагоев


Адыгейский государственныйуниверситета.

orlyanskaya57@mail.ru


Проблемы внедрения экономических информационных систем в учебный процесс

Можно выделить несколько взаимосвязанных проблем, возникающих при внедрении экономических информационных систем в учебный процесс:


  • проблема преподавательских кадров;

  • проблема учебно-методического обеспечения;

  • материально-техническая база и др.

Как правило, большая часть преподавателей бухгалтерского учета, экономики, управления в вузах не обладают необходимыми знаниями для внедрения экономической информационной системы, в лучшем случае это навыки пользователя ПЭВМ.

В свою очередь преподаватели компьютерных дисциплин очень редко знают бухгалтерский учет, экономику менеджмент, маркетинг. Кроме того,и те и другие материально не заинтересованы во внедрении экономических информационных систем в учебный процесс. Отсюда вытекает проблема наличия квалифицированных кадров по дисциплинам автоматизации бухгалтерского учета, автоматизированных систем обработки экономической информации, менеджмента, маркетинга, т.е. ЭИС.

Одним из решений данной ситуации является приобретение Учебно – методического комплекса, реализующего сквозной пример по бухгалтерскому учету с использованием какой – либо распространенной бухгалтерской компьютерной программы. Для самостоятельной разработки такого типа пособия по моему мнению понадобится не менее года при наличие высокой квалификации разработчика и немалых материальных затрат.

С компьютерным практикумом по бухучету занятия по автоматизации бухгалтерского учета могут проводить преподаватели компьютерных дисциплин, не знающих тонкостей бухгалтерского учета, о чем свидетельствуют опыт Финансовой академии при ПравительствеРФ, Санкт-Петербургского Государственного инженерно - экономического университета, Новосибирского государственного технического университета, Киевского национального университета имени Т. Шевченко и др.


Еще четыре-пять лет таких пособий практически не было. На компьютерных выставках для учебных заведений многие разработчики предлагали и предлагают бесплатно рабочие и демо-версии бухгалтерских программ ( у нас их несколько Инфо - Бухгалтер, КонсультантПлюс, 1С однако внедрить их в учебный процесс силами преподавателя - энтузиаста очень трудоемко. Надо придумать примеры, варианты работ, контрольные вопросы, привязать это к образовательным стандартам, разбить на часы и все это при наличии железа гаражной сборки и паленого виндла (извините за народный - программисткий фольклер).

В настоящее время по наиболее распространенной среди пользователей и учебных заведений является компьютерная программа 1С:Предприятие по общепризнанному мнению (если говорить о рейтингах прогамм то по данным обследования проведенного Журналом Компьютер и бухгалтер

То 1С:Предприятие 43%

БЭСТ 18%

Инфо-Бухгалтер 9%

Другие программы 30%

Причиной популярности фирмы программных продуктов среди учебных заведений фирмы 1С является в продаже учебных пособий – компьютерных практикумов их систематическое обновление, правда с интервалом примерно, в год. Именно это явилось основанием для покупки по (льготным ценам) системы 1С:Предприятие.

Безусловное лидерство фирмы 1С по распространению 1С:Предприятие, позволяет выпускникам учебных заведений, вооруженным знаниями методологии программы и умеющим работать в системе легче найти хорошо оплачиваемую работу.

Третья причина- хорошая оперативная поддержка продуктов семейства 1С:Предприятие с появлением CD-ROM ИТС.

Пятилетний опыт эксплуатации 1С:Предприятие в учебном процессе позволяет рекомендовать, в первую очередь компьютерный практикум Чистова Хозяйственные операции в компьютерной бухгалтерии 7.7 . И считаю очень нужным приобретение Учебного методического комплекса Чистов Д.В. Учебное предприятие. Бухгалтерский учет. Для его полного прохождения потребуется потребуется не менее 70 часов, при ограниченном лимите 30 часов можно порекомендовать учебное пособие Борисовой В.Н. «Компьютерный учет» (ФИРМА ИКС-Технологии).


При изучении дисциплин экономического цикла практически все задачи решаются в режиме 1С:Предприятие, для дисциплин информационного модуля Адыгейский государственный университет совместно с ООО «Персональные системы», г.Майкоп имеющего статус Франчайзи разработал учебное пособие Информационные системы и технологии в экономике. Это лабораторный практикум, который на примере популярной экономической системы позволяет рассмотреть базовые понятия теории Информационных систем и информационных технологий. Пособие имеет три части. Первая посвящена изучению методологи системы в режиме пользовательском, вторая знакомит студентов с и администрированием системы, третья позволяет получить понятия и навыки о конфигурировании системы. Несомненным достоинством пособия является использование модульно-рейтинговой системы. Каждый модуль завершается контрольной точкой, которая включает в себя пять заданий, на знание изучаемого материала, 15 вариантов работ по каждой теме:

  • Работа в пользовательском режиме 1С: Предприятие.

  • Администрирование системы.

  • Работа в режиме конфигурирования системы.Создание объектов метаданных.



В качестве примеров использованы практические наработки директора Небольсина Эдуарда и других программистов фирмы «Персональные системы» реализованные на предприятиях Республики Адыгея таких как Кондитерский цех «Стиль», ЗАО Кавказский лес, ОАО Оптово- розничный рынок «Казачий», ОАО «Адыгея-Лада».

Использование этого пособия позволяет применить некоторые нестандартные приемы в подаче материала. Коротко остановлюсь на основных аспектах: Традиционно рассматривается небольшой сквозной пример, происходит знакомство с функциональными возможностями Экономической системы, рассматриваются принципы построения информационных систем и их практическая компьютерная реализация в системе 1С:Предприятие, студентам предлагается перечень изучаемых вопросов, предлагается просмотреть демонстрационный материал фирмы 1С:Предприятие и обсуждаются вопросы, отражающие базовые понятия информационной системы и их компьютерную реализацию.


Учебное пособие имеет приложением компакт диск, который используется в ходе лабораторных работ, на нем имеются демонстрационная версия программы,

обучающие ролики, которые знакомят с функциональными возможностями системы, режимами работы. Активность студента стимулируют контрольные вопросы, на которые он должен подготовить ответ при просмотре демонстрационного ролика. В конце занятия они воспроизводят на рабочей версии программы каждый по два –три вопроса изученного материала. На первом занятии необходимо дать возможность студенту делать паузы, возвращаться к нужному месту просмотра. Это способствует более основательному усвоению пройденного материала. На втором и переходят к выполнению лабораторных работ первого модуля, причем в первый модуль включены задания, которые используют знания которые они получили при просмотре демонстрационного ролика. По истечении 5 занятий студент обязан выполнить контрольную точку и точку и оригинальное задание. Второй модуль включает в себя следующие 5 лабораторных работ и контрольную точку из 5 заданий согласно варианту на знание приемов администрирования системы. Следующий модуль тоже построен по тому же принципу 5 лабораторных работ и контрольная точка из 5 заданий 15 вариантов, на знание работы конфигуратора создание объектов метаданных. Каждая контрольная точка оценивается преподавателем. Разработаны и внедрены в учебный процесс тесты для контроля и оценки знаний, рассчитанные на грамотного пользователя, знакомого с элементами администрирования и конфигурирования. Тесты работают в контролирующем и обучающем режимах. По окончании работы студентам предлагают пройти тесты.

Студенты сдавшие все контрольные точки и успешно прошедшие тестирование, освобождаются от сдачи зачета.

Такой подход по нашему мнению позволяет активизировать учебный процесс, оживить работу студентов, стимулировать их активность. Кроме того можно подумать о сертификации пользователя 1С:Предприятие-студента Адыгейского университета в стенах вуза.