litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных туристов»



Принята на заседании методического совета Утверждаю.

МКОУ ДОД «Станция юных туристов» Директор МКОУ ДОД

протокол № ________ от ____________ 2012 г. «Станция юных туристов»

_________ Л.Л.Кислякова

Приказ № _____________

от _____________ 2012 г.


Модифицированная

образовательная программа


«Пешеходный туризм»


Возраст обучающихся 11 - 16 лет.

Срок реализации программы – 3 года.


Программу разработал:

Андреев А.А.

заместитель директора по УВР

МКОУ ДОД «Станция юных туристов»


г.Михайловск

2012 год

Пояснительная записка.


Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751, в качестве одной из основных целей определены формирование здорового образа жизни и развития детского и юношеского спорта.

Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала ХIХ и обозначат экскурсию или путешествие.

Под школьным туризмом понимается туристская деятельность учащихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая учреждением дополнительного образования в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.

Программа составлена на основании примерных (типовых) программ: Программы «Туризм и краеведение» - М.: Просвещение, 1982.; Программы для системы дополнительного образования детей «Юные туристы-спасатели», «Юные судьи туристских соревнований», «Юные инструкторы туризма», «Юные ориентировщики» - М.: ЦДЮТиК, 2000-2006 гг.); Программа обучения детей жизненным навыкам в системе дополнительного образования «Обучение детей жизненным навыкам в природной среде», А.Г.Маслов, Ю.С.Константинов – М.: ЦДЮТиК, 2001г. Модифицированная программа «Пешеходный туризм» разработана в 2009-2010 учебном году зам.директора по УВР Станции юных туристов А.А.Андреевым. . В 2011-2012 году в программу внесены изменения и дополнения.


Данная программа апробирована в образовательном пространстве МКОУ ДОД «Станция юных туристов».

При разработке учитывались следующие документы и материалы:

Закон «Об образовании»,

Рекомендации Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.12-51-03,

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей,

Устав МКОУДОД «Станция юных туристов».


Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.


Цели программы: сохранение и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития через туристскую деятельность.


Задачи:


  • формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за свое здоровье;

  • обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики спортивного туризма;

  • создание эффективной системы подготовки учащихся для получения спортивных разрядов по туризму;

  • педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов уважения к личности ее правам и свободе.

  • формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности.

Учебный план и программа первого года занятий предусматривают обучение ребят азбуке туризма - сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, общей физической подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.


Конкретная цель - зачетный степенной поход «Вахта Памяти», выполнение нормативов на получение значка "Юный турист".

Учебный план и программы второго и третьего годов обучения направлены на совершенствование полученных знаний, умений и навыков, приобретенных в курсе начальной туристской подготовки. Обучающиеся участвуют в районных соревнованиях по технике пешеходного туризма и спортивному ориентированию, выполняют нормативы на получение значка «Турист России», на присвоение юношеских разрядов по туристскому многоборью и спортивным походам.

Итогом являются участие в зачетном степенном походе «Вахта Памяти» и районных туристских соревнованиях.


Состав туристского объединения. Комплектовать состав туробъединения первого года обучения следует из учащихся V-VI классов (возраст 11-13 лет). Рекомендуемый минимальный состав группы: от 15-20 человек в первый год обучения и не менее 15 человек в последующие годы. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, т.к. всегда существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в походах и соревнованиях.

Заниматься в объединении могут физически развитые учащиеся, отнесенные к основной группе здоровья. В период комплектования туробъединения следует организовать медицинский осмотр детей и получить на каждого члена группы медицинскую справку - разрешение врача заниматься туризмом и спортивным ориентированием. Если у кого-то имеются заболевания, следует проконсультироваться у врача на предмет допуска к занятиям. Перед многодневным походом и спортивными соревнованиями каждый член группы должен предоставить допуск врача.

При приеме обучающихся в туристское объединение необходимо получить от родителей заявление с просьбой о зачислении их детей. Там же родители подтверждают, что они ознакомились с условиями занятий и обязуются их выполнять.


В самом начале работы объединения необходимо провести инструктаж по правилам поведения и соблюдения мер безопасности в период проведения занятий, тренировок, походов и других мероприятий и сделать об этом запись в журнале учета работы объединения.


Режим и организация работы туристского объединения. Программа обучения рассчитана на 216 учебных часов год: включая теоретические занятия, практические занятия в помещении и на местности (учебном полигоне) (в т.ч. подготовку и проведение походов, подведение их итогов, проведение учебных соревнований).

Учебно-тренировочные и зачетные походы, спортивные соревнования первого года обучения включены в сетку часов. При проведении местных экскурсий (в пределах своего населенного пункта) количество часов может быть до 4-х часов; при проведении экскурсии с выездом (за пределы своего населенного пункта) – от 4 до 6 часов. На однодневный поход и однодневные спортивные соревнования отводится до 8 часов. На 4-х дневный поход «Вахта Памяти» – 8ч+12ч+12ч+8ч=40 часов.

Учебно-тренировочная работа в туристском объединении проводится на основе годовых планов и графиков, составленных с учетом местных условий. Рабочие поурочные планы и конспекты тренировочных занятий у руководителя должны быть на каждом занятии.

Учебным планом предусматриваются теоретические и практические занятия. Практические занятия лучше планировать разноплановыми: 0.5 часа физическая тренировка, 1.5-2.5 часа практическая отработка темы.

Основные виды деятельности:


  • теоретические занятия-лекции;

  • практические занятия (подача нового материала, закрепление теории, домашние задания, комплексы физических упражнений и др.);

  • учебно-тренировочные семинары, походы выходного дня, степенные походы - соединение теории с практикой;

  • участие в туристских соревнованиях.

Формы проведения занятий применяются фронтальные, групповые и индивидуальные.


Правильно поставленный учет дает возможность руководителю определить недостатки в учебно-тренировочной работе и наметить пути и способы их устранения.

Учет работы объединения ведется в специальном журнале, который является отчетным и финансовым документом. В журнале содержится практически вся информация о туристском объединении и его деятельности. В нем должны быть следующие разделы:

1. общие сведения об объединении;

2. учет работы объединения и посещаемости занятий (за каждый месяц):

- посещаемость,

- количество проведенных занятий,

- выполнение учебной программы,

- выполнение контрольных нормативов,

- состояние здоровья;

3. учет массовой работы;

4. список членов объединения;

5. сведения о родителях обучающихся;

6. ознакомление обучающихся с правилами техники безопасности.

Успеваемость обучающихся учитывается по усвоению теоретических знаний и практических навыков в соответствии с требованиями программы.

Для сохранения устойчивого интереса к занятиям, особенно на начальной стадии обучения, следует встречаться с детьми регулярно. Занятия с детьми первого года обучения желательно проводить по 2 часа три раза в неделю (т.к. недельная нагрузка педагога дополнительного образования составляет 6 часов при годовой нагрузке 216 часов), в условиях учебного полигона (на местности) длительность занятий может составлять 3-4 часа. Отдельные занятия могут проходить по группам в 2-3 человека (разработка маршрута, копирование и вычерчивание карт, работа хозгруппы и т.д.), каждая по своему графику. В течение каждого месяца количество учебных часов может быть различно – не обязательно 24 часа в месяц. При подготовке и проведении походов, соревнований, при благоприятной погоде для занятий на учебном полигоне, - количество часов может превышать 24 часа. В зимний период, декабрь-январь, в преддверии Новогодних праздников и на каникулах, количество учебных часов может быть меньше 24 часов в месяц. Количество проведенных учебных часов каждый месяц отмечается в накопительной ведомости в учебном журнале. Годовое количество - 216 часов.


На каждом занятии следует планировать живую практическую работу самих членов объединения (упражнения, тренировки, простейшие соревнования). Надо добиваться, чтобы практические занятия были всегда тесно увязаны с прохождением теории каждого раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя.

Необходимо наладить в туристском объединении хороший учет спортивно-туристских и краеведческих достижений каждого члена объединения. Полезно завести на каждого члена объединения "Туристский паспорт", куда будут записываться маршруты походов, их продолжительность, протяженность, количество ночлегов, характер обязанностей, которые выполнял во время похода юный турист; участие и результаты в учебных и спортивных соревнованиях, краеведческих викторинах и конкурсах.

Для воспитания дружного, сплоченного коллектива руководителю можно провести конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав; завести альбом "Летопись туристской группы" или в помещении, где постоянно собирается туробъединение, оборудовать специальный "Уголок тургруппы". Следует добиваться, чтобы каждый член объединения имел тетрадь для занятий и походный блокнот и аккуратно вел записи в них.


Примерный тематический план первого года обучения


№ п\п

Наименование темы.

Количество часов

всего

теория

практич.

1.

Введение в программу.

2

2

-


2.

Краеведение и экология. Изучение истории своего населенного пункта, Шпаковского района. Природные условия. Памятники истории и культуры.

12

8

4

3.

Топографическая подготовка и ориентирование.

20

4

16

4.

Начальная туристская подготовка.

56

16

40

5.

Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь.

6

2

4

6.

Физическая подготовка.

18

1

17




Экскурсии.

12

12 ч




Проведение однодневных походов.

Участие в 4-х дневном походе «Вахта Памяти».

Участие в туристских соревнованиях.

18

40

32


18 ч

40 ч


32 ч



Итого:


216

33

183



Содержание программы 1 года обучения.


1. Введение в программу (2 часа: теория 2 ч)

Беседа о спорте и туризме. Виды туризма, особенности пешеходного туризма. Туризм как средство физического воспитания, оздоровления и закаливания. Нормативы значков «Юный турист» и «Турист России».

Туристические возможности своего населенного пункта и его окрестностей, Шпаковского района, Ставропольского края.

Заполнение анкет (туристских паспортов) членов объединения.


2. Краеведение и экология. Изучение истории своего населенного пункта, Шпаковского района (12 часов: теория 8 ч, практические 4 ч)

Основные сведение о природных условиях Шпаковского района: рельеф, климат, реки и озера, растительность и животный мир, почвы, заповедники и заказники.

Сведения об истории своего населенного пункта, Шпаковского района: возникновение и развитие.

Охрана природы. Закон об охране природы. Роль туристов в охране природы.

Приметы о природе, их значение, правдивость прогнозов по приметам. Природный кодекс туриста. Законы общения с природой, принцип «не навреди», необходимость сохранения природы.

Практические занятия.

Подготовка и заслушивание докладов членов объединения о природе и достопримечательностях своего населенного пункта, Шпаковского района.

Экскурсии по природным, историческим и культурным объектам Шпаковского района: (Дендрарий, Татарское городище,Стрижамент, Святой источник и др.) и в музеи (г.Михайловска, г.Ставрополя).



следующая страница >>