litceysel.ru
добавить свой файл
1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,


используемые учителями


Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения учить нужно так, чтобы не нанести вреда здоровью участников образовательного процесса. Учителя нашей школы используют следующие эффективные образовательные технологии.


Технология развивающего обучения


«Начальная школа XXI века» определяет, что такое – развитие младшего школьника, какие качественные изменения в личности ребенка должны произойти за время обучения на первой ступени, например: «Высокий (в соответствии с возрастными возможностями) уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: воображения, мышления, связной речи и др.»  

Чтобы получить такой уровень развития младшего школьника в качестве реальных результатов обучения, учителя, по предложению авторов проекта, используют специальную методику изучения учебных предметов с учетом возрастных психологических особенностей детей. Руководящая роль учителя скрыта для ученика, ведущими методами обучения стали совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Субъектный характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Учащиеся приобретают способы учебной деятельности быстрее, чем при обучении по традиционной программе начальной школы. Читают правильно, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к навыку чтения. Учатся решать учебные задачи, при этом сравнивать, сопоставлять, классифицировать и моделировать.

Учителя о программе Н.Ф.Виноградовой:

Лапшина Р.М.: «По программе «Начальная школа XXI века» работаю третий год. Хочу отметить хорошо разработанный УМК. Задания подобраны таким образом, что позволяют повысить интерес, снизить утомляемость. Отдельно хочется сказать о математике. До недавнего времени к данному курсу относилась с недоверием. Раньше вычислительные приемы или определенный тип задач отрабатывали на «репродуктиве» до автоматизма. Сейчас оценила важную особенность математического курса: нацеленность на формирование у школьников общих способов действий. Нет серии однотипных задач. Я, имея 20-ти летний опыт, проживаю вместе с детьми сложности выстраивания цепочки рассуждений, иногда неверных шагов, радость удачи».


Говорят дети:

Кристина Барашкина: «Я люблю речевые разминки. Можно придумывать разные смешные истории».

Саша Шайхулов: «Мне нравится вязать и собирать мазайку (орфография сохранена). Не нравится папоротник, он пушистый».

Даша Силиванова: «Я дружу с математикой. По умной тетради сама решаю трудные задания и учу новые темы».

Злата Куприна: «Здорово путешествовать по контурной карте, как моя подружка из пятого класса». 

Технология индивидуально-ориентированного обучения


  Внедряемая в школе технология индивидуально-ориентированного обучения направлена на решение основного противоречия учебного процесса, связанного с групповой формой организации учебных занятий и индивидуальным характером усвоения знаний, умений, навыков. Опираясь на психологические закономерности организации обучения, данная технология создает условия для формирования позитивной субъектности учащихся, когда ученик как субъект учебного процесса осознает мотивы своей деятельности, планирует ее, при возникновении трудностей учится концентрировать свои психические и физические силы на достижение поставленной цели. Классно-урочная система адаптирована к возможностям каждого ученика на его индивидуальном уровне. Успешно решается проблема «пробелов» в знаниях. Исчезли «школьные страхи»: неожиданный вызов к доске, «2» за одинаковую для всего класса контрольную работу, негативная реакция одноклассников на неудачный ответ и др. Технология индивидуально-ориентированного обучения внесла в урок структурные и качественные изменения:


  • обязательный психологический настрой на деятельность создает комфортную обстановку для учащихся на уроке;

  • большая доля урока отводится самостоятельной деятельности учащихся;

  • самоконтроль не травмирует психику школьника и повышает ответственность за собственные результаты обучения, развивает волевую сферу;
  • идентификация ученика с учителем, который (учитель) выступает образцом мыследеятельности, исключает негативную установку на усвоение;


  • работая в группах, ученики осмысливают, уточняют, воспроизводят, обобщают, понимают, постепенно переводят информацию в долгосрочную память и при этом усваивают культуру общения;

  • рефлексия урока дает возможность получить реальный опыт ответственности за собственную жизнедеятельность.

Информационно-коммуникационные технологии

Хорошему усвоению знаний и навыков способствует активное использование в образовательном процессе мультимедийных технологий. Учителя успешно, на наш взгляд, решают основную задачу – развить способности каждого ученика, научить его учиться, самостоятельно получать знания. Мы стремимся не только воспитать личность в привычном понимании этого слова, но и личность «информационного общества». 

Наш ориентир - ребенок, со своим характером, жизненным опытом, художественным вкусом, его творческими способностями (сочинительство, художественное творчество, режиссура, менеджмент, программирование и др.). Огромный поток информации + потенциал ребенка позволяют реализовать следующие технологии: обработка изображений, полиграфический дизайн, настольные издательские системы, мультимедийные проекты, компьютерные коммуникации. На выходе имеем "технологический продукт":

  • создание и обработка иллюстрированных материалов;

  • разработка самостоятельных графических продуктов: открыток, визиток, и пр.;

  • разработка изданий: электронных газет, брошюр и т.п.;

  • создание презентаций, web-сайтов, мультимедийных уроков, справочников;

  • участие в конкурсах, олимпиадах, форумах, телеконференциях

 и, как следствие, рост качества обеспечения здоровья: здоровый образ жизни, уверенность в своих силах,  осознанный выбор жизненного пути. И, наконец, результат - интеллект + знания: человек с высоким уровнем информационной культуры, способный к самореализации.


 

Схема освоения информационно-коммуникационных технологий как средство адаптации участников образовательного процесса к условиям современного общества:




Здоровьесберегающие технологии

    

Главный отличительный признак здоровьесберегающих образовательных технологий – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Компенсаторно-нейтрализующие технологии нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков через физкультпаузы, эмоциональные разрядки, «минутки покоя», снижающие стрессогенные воздействия и психоэмоциональное напряжение. Использование в школьном питании йодированной соли и йодированного молока частично восполняет дефицит йода в организме. «С»- витаминизация блюд компенсирует недостаток витаминов.

Стимулирующие технологии путем физических нагрузок, сменой видов деятельности и эмоциональными разрядками помогают вывести детей из состояния уныния.

Информационно-обучающие технологии обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья. Они являются составной частью образовательных областей учебного плана и несут как образовательную, просветительную, так и воспитательную нагрузки.

ЗОТ – качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют известные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.