litceysel.ru 1

Олимпиада по истории 6 класс (Древняя Греция, Римская империя).


I вариант.

1.Занятия древних греков. Определите, о каких занятиях говорится в отрывках.

1. ...Как желалось Гефесту, чтоб дело закончить получше,
Несокрушимой он меди и олова бросил в горнило.
Ценного золота и серебра. Наковальню большую
Прочно приладил к широкой подставке и в правую руку
Молот огромнейший взял, в левую — крепкие клещи.

В первую очередь выковал щит он огромный и крепкий,

Всюду его изукрасив; по краю же выковал обод

Яркий, тройной и ремень к нему сзади серебряный сделал.

Пять на щите этом было слоев; на них он искусно

Много представил различных предметов, хитро их задумав..


2. ...Мягкую новь он представил на нем, плодородную пашню,
Трижды взрыхленную плугом. И много на ней землепашцев
Гнало парные плуги, ведя их туда и обратно;

Поле, хотя золотое, чернелося сзади пахавших И походило на пашню — такое он диво представил.


3. Дальше царский участок представил художник искусный:
Острыми жали серпами поденщики спелую ниву.
Горсти колосьев одни непрерывно там падали наземь,
Горсти другие вязальщики свяслами крепко вязали.
Трое вязальщиков возле стояли. Им мальчики сзади,
Спешно сбирая колосья, охапками их подносили.

На полосе между ними, держа в руке своей посох, Царь молчаливо стоял с великою радостью в сердце.


4. ...И виноградник с тяжелыми гроздьями там он представил:
Весь золотой, лишь одни виноградные кисти чернелись.
Из серебра были колья повсюду натыканы густо;
Черный ров по бокам; окружен оловянной оградой

Сад; чрез средину одна пролегает тропинка, которой Ходят носильщики в пору, когда виноград собирают.


5. ...Сделал потом на щите он и стадо коров пряморогих;
Были одни золотые, из олова были другие;

С громким мычаньем они из загона на луг выходили К берегу шумной реки, тростником поросшему гибким. Вместе с коровами этими шли пастухи золотые, Четверо; девять бежало собак резвоногих за ними...



6. ...«Также один пусть прикажет к Лаэрту прийти поскорее
Мастеру дел золотых, чтоб рога у телушки оправил

В золото. Все остальные останьтесь. Скажите тем в доме,

Чтобы рабыни обед поскорее готовили пышный,

Стулья б поставили, дров и блестящей воды принесли бы».


7. ...Тою порою пристало к ним много судов из Лемноса,

Черным вином нагруженных,..

Чистого тысячу мер подарил он вина дорогого,

А остальное вино пышнокудрые дети ахейцев

Все покупали, платя кто железом, кто яркою медью,

Кто же бычачьими шкурами, кто и самими быками

Или рабами-людьми...

По древнегреческим поэмам «Илиада» и «Одиссея»


Ответ:

1__________________, 2_________________, 3__________________, 4__________________,

5____________________, 6____________________, 7___________________.

2.Чем знамениты перечисленные лица?


  1. Луций Юний Брут — ...

  2. Ганнибал — ...

  3. Октавиан Август — ...

  4. Нерон — ...

  5. Диоклетиан — ...


3. Тест

Выберите правильный ответ.

1. Основу римского войска составляли...

а) крестьяне;

б) наемники;

в) патриции.

2. Разорение крестьян в Риме вело к...

а) дефициту продовольствия;

б) ослаблению войска;

в) росту налогов.

3. Закон Тиберия Гракха был принят...

а) консулами;

б) народным собранием;

в) сенатом.

4. Враги Тиберия говорили, что он хочет стать...

а) диктатором;

б) консулом;

в) царем.

5. Тиберий и его сторонники были...

а) арестованы;

б) изгнаны из Рима;

в) убиты.


4. Соответствие

Соотнесите имена богов с их функциями:

Аид 1. Владыка моря

Аполлон 2. Отец богов и людей, бог-громовержец

Афина 3. Богиня земли и плодородия

Гермес 4. Правитель подземного царства

Гефест 5. Покровитель торговцев и воров

Деметра 6. Бог вина и священного безумия

Дионис 7. Покровитель прорицателей и искусств

Зевс 8. Покровитель кузнечного ремесла

Посейдон 9. Богиня мудрости и войны

5. Вычеркните лишнее. Объясните свой выбор:

Немейский лев, керинейская лань, критский бык, стим-фалийские птицы.

6. Исправьте ошибки в тексте:

Ясон, сын фессалийского царя Эсона, отправился в дале­кую страну Египет на поиски шкуры волшебного барана — серебряного руна. Со своими спутниками он плыл на ко-раПле, который был назван в честь бога— «Гермес». Им пмсиь мешала дочь царя Медея. Так и не добыв руно, герои нгрнулись в Грецию.

7. Ответьте на вопросы:

1, Почему в Древней Греции был бог моря Посейдон, а в Египте и Междуречье не было богов, связанных с мо­рем?

2. Как связано с мифологией выражение «поглощен вре­менем»?


.


Олимпиада по истории 6 класс (Древняя Греция, Римская империя).

II вариант.

1.Легенда об основании Рима

Определите последовательность событий.


  1. ...Ромул, не считая себя сильным для действия открытого, не нападает на царя с шайкой юношей, а приказывает каждому пастуху прибыть своей дорогой в определенное время ко дворцу. Со стороны жилища Нумитора является на площадь Рем, приготовивши
    другой отряд. Так они убивают царя...
  2. ...Предоставив... Альбанское царство Нумитору, Ромул и Рем пожелали основать город в тех местах, где были найдены и воспитаны. К тому же альбанского и латинского населения был избыток; к ним присоединились пастухи, все это подавало надежду на то, что и Альба и Лавиний будут малы в сравнении с тем городом, которое они собирались основать...


  3. ...Рем, смеясь над братом, перепрыгнул через стены нового города: разгневанный этим, Ромул убил его, сказав: «Так будет со всяким кто перепрыгнет через мои стены». Таким образом, Ромул один за­владел царством, а город был назван именем основателя.

  4. ...Так родились они и так воспитались; когда же подросли, то, не оставаясь без дела в хижине пастуха или около стад, они, охотясь, бродили по лесам. Укрепившись среди таких занятий телом и духом, они не только преследовали зверей, но нападали и на раз5аш
    ников, обремененных добычею, делили награбленное ими среди пастухов и с этой, со дня на день увеличивавшейся дружиной, занимались и делом, и шутками...

  5. ...Ни боги, ни люди не в силах были защитить ее и детей от жестокости царя: жрица в оковах была ввергнута в тюрьму, а детейприказано было выбросить в реку. ...когда плавающее корыто, в котором были выброшены мальчики, после спада воды осталось на
    сухом месте, волчица, шедшая из окрестных гор напиться, направилась на плач детей; она с такой кротостью стала кормить их грудью, что главный царский пастух, по имени Фаустул, нашел ее ли­жущей детей. Он принес их домой и отдал на воспитание жене своей Ларенции...

6. ...Старинное царство Сильвиев завещано было Нумитору, как стар­шему сыну. Но сила оказалась выше воли отца и права старшинст­ва: прогнав брата, воцарился Амулий; к одному злодеянию он при­соединил другое, умертвив сына брата; дочь же брата - Рею Сильвию — он лишил надежды на потомство, сделав ее под видом почести весталкой (жрицей).

...Когда весталка родила близнецов, она объявила отцом бога войны Марса или потому, что верила в это, или потому, что считала более почетным выставить бога виновником своего преступления...

Тит Ливии(59 г. до новой эры — 17 г. новой эры). Римская история от основания города»

Ответ:



2.Чем знамениты перечисленные лица?


  1. Гай Юлий Цезарь — ...

  2. Корнелий Сулла — ...

  3. Сервий Туллий — ...

  4. Марк Траян —…

  5. Константин Великий — ...

3.Тест.

Жизнь и воспитание мальчиков Спарты

Выберите правильный ответ.

1. Судьбу новорожденного решали...

а) родители;

б) старейшины;

в) народное собрание.

2. Слабого или уродливого ребенка...

а) заставляли тренироваться;

б) кидали в пропасть;

в) лечили.

3. Мальчиков отдавали в школу с...

а)6 лет; б) 7 лет; в)8 лет.

4. Школьников обучали...

а) чтению, письму;

б) философии;

в) танцам.

5.Спартанцев учили говорить...

а) быстро;

б) витиевато;

в) лаконично.

4. Соответствие.

Соотнесите имя музы со сферой ее покровительствования


  1. Евтерпа

    Каллиопа

    Клио

    Мельпомена

    Полигимния

    Талия

    Терпсихора

    Урания

    Эрато
    Эпическая поэзия

  2. История

  3. Комедия

  4. Трагедия

  5. Танец

  6. Любовная поэзия

  7. Астрономия

  8. Торжественные песнопения (гимны)
    в честь богов




  1. Лирическая поэзия



5. Вычеркните лишнее. Объясните свой выбор.

Кобылицы Диомеда, эриманфский кабан, лернейская гидра, медуза Горгона.

6. Исправьте ошибки в тексте:

Персей, сын Зевса и царевны Данаи, отправился в стра­ну горгон — прекрасных дев. Вместо волос на их головах извивались прекрасные цветы, а взгляд обращал каждого в камень. Персей, чтобы попасть к горгонам, похитил крыла­тые сандалии своего отца. Ему удалось победить одну из горгон хитростью: чтобы не окаменеть, он закрыл глаза. Победив ее, он женился на ней.


7. Ответьте на вопросы:


  1. Почему так много общих черт и родственных функций у греческого Зевса, римского Юпитера, германского Во­тана, скандинавского Одина, славянского Перуна?

  2. Как связано с мифологией выражение «провалиться в тартарары»?



Ответы к олимпиаде по истории 6классы (Древняя Греция, Древний Рим).

I вариант.

  1. 1.кузнечное дело, 2. пахота, 3.уборка урожая, 4. виноградарство, 5. выпас коров, 6. ювелирное ремесло, 7.меновая торговля.

  2. 1.Заговорщик, свергнувший с престола последнего римского царя. 2.Великий карфагенский полководец, не раз побеждавший Рим. 3.Основатель Римской империи. 4.Один из самых жестоких римских императоров. 5.Правител вернувший империи единство. Преследовал христиан.

  3. 1-а, 2-б, 3-в, 4-в, 5-в.

  4. Аид 4

Аполлон 7

Афина 9

Гермес 5

Гефест 8

Деметра 3

Дионис 6

Зевс 2

Посейдон 1

  1. Лишний – бык, он был убит Тесеем, остальные Гераклом.

  2. Не в Египет, а в Колхиду. Золотое руно. Корабль «Арго». Не мешала, а помогала. Они добыли руно.

  3. 1.Считается, что на формирование религиозных взглядов
    населения влияет среда обитания. Греки были теснее связаны с
    морем, больше от него зависели.

2.В борьбе за власть над миром победил титан Кронос (Вре­мя). Он тяжело ранил своего отца Урана, и тот предсказал, что Кронос тоже будет убит своим сыном. Поэтому Кронос глотал всех своих детей.


IIвариант.

  1. 6 – 5 – 4 – 1 – 2 - 3.
  2. 1.Великий полководец, установил единоличную власть. 2.Римский полководец, двинувший армию на Рим. 3.Предпоследний царь ограничил власть знати. 4. один из лучших римских императоров, расширил границы империи. 5.Римский император разрешил, открыто исповедовать христианство.


  3. 1-б; 2-б; 3-б; 4-а; 5-в.

  4. Евтерпа 9

Каллиопа 1

Клио 2

Мельпомена 4

Полигимния 8

Талия 3

Терпсихора 5

Урания 7

Эрато 6



  1. Лишнее — Горгона, была убита Персеем.

  2. Горгоны — крылатые чудовища, покрытые чешуей.

На голове у них — змеи вместо волос.

Сандалии он взял у бога Гермеса.

Он смотрел на отражение горгоны в своем медном щите.

Он женился на дочери царя Андромеде.

7. 1.У всех этих индоевропейских народов общие культурные корни.

2.Тартар — мрачное подземелье, куда были низвергнуты цик­лопы, отказавшиеся повиноваться Урану.


Литература:

  1. .Задачник по истории Древнего мира: для сред. Учеб. заведений: 2-е изд., перераб. и доп.-М.: МИРОС; Смоленск: Русич, 1995.-224 с.

  2. История древнегшо мира и средних веков. 5-6 кл.: Дидактические материалы /В.В.Сухов и др. – М.: Дрофа, 2000.-352с.: ил.

  3. Уткин Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.- 2е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224с.-(Школьные олимпиады).