litceysel.ru
добавить свой файл
1
Олимпиада по технологии (технический труд) 8 – 9- ый класс


Учителя технологии высшей категории МОУ СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области

Алексеева Юрия Петровича.


Олимпиадные задания по технологии предназначены для учителей технологии (технический труд), преподающие предмет в 8-9 –ых классах общеобразовательной школы. Изначально эти задания предполагались как КИМы по технологии для 9-го класса для экзаменов по технологии в 9-ом классе (технический труд). Автор входил в творческую группу по разработке КИМов в 2009-2010 учебном году. Но так как в нашей школе технический труд в заканчивается в 8-ом классе, в 2010-2011 учебном году было произведено опробывание этого материала как олимпиадные задания для 7-8-ых классов (внутришкольный этап). Задания оказались достаточно сложными, хотя связаны с минимальными требованиями школьной программы по технологии, особенно технический диктант. В третьем задании предложено два варианта заданий, учитель может выбрать по своему усмотрению. В нашей школе 3 токарных станка по дереву производства Чехии «DSL-900», поэтому в задания включены вопросы, связанные с этими станками. Представлены ключи к заданиям (ответы).


2010-2011 учебный год.


Задание – 1.

Правильный ответ обведите кружком.


1.С помощью настольного сверлильного станка можно:

1.Накернить деталь.

2.Проточить отверстие.

3.Просверлить отверстия в деревянных, металлических

и пластмассовых деталях.

4.С помощью одного сверла сделать несколько отверстий.

2.Лобзик предназначен:

1.Для строгания древесины.

2.Для вырезания деталей сложной формы из полосовой стали.

3.Для пиления деревянных брусков.

4.Для выпиливания по внешнему и внутреннему контуру

деталей из фанеры и дерева.

3.С помощью рубанка можно выполнить следующую операцию:

1.Сверление.


2.Строгание.

3.Шлифование.

4.Полирование.

4.Проводниками электрического тока являются:

1.Все виды пластмасс и земля.

2.Золото, серебро, каучук и стекло.

3.Все металлы, вода, земля, человек.

4.Лаки, краски и эмали.

5.Понятие о форме, размерах и материале изготовления детали дает:

1.Шаблон.

2.Технический чертеж, эскиз детали.

3.Развертка.

4.Художественный рисунок.

6.Технологическая карта разбивает процесс изготовления изделия на:

1.Операции.

2.Этапы.

3.Очередность.

4.Виды деятельности.

7.Токарный станок по дереву предназначен:

1.Для обработки металла резанием.

2.Для фрезерования пазов и отверстий овальной формы.

3.Для шлифования и полирования деревянных деталей.

4.Для цилиндрического, конического и фасонного точения

деталей из дерева.

8.Прежде чем приступить к работе на токарных станках необходимо:

1.Поупражняться в управлении станком.

2.Изучить устройство и назначение основных частей станка.

3.Пройти инструктаж по технике безопасности.

4. Выполнить все перечисленные условия.

9.Заготовка для токарного станка по дереву должна быть:

1.Туго зажата на станке, надежно закреплена.

2.Приблежена к круглой форме, не болтаться при вращении.

3.Круглой формы, без трещин и сучков, прочно и надежно

закреплена на станке.

4.Выбрана из мягкой породы древесины.

10.С помощью зубила можно выполнить следующую операцию:

1.Резание металла.

2.Рубку металла и проволоки.

3.Опиливание.

4.Сверление и зенкование.

11.Электрические лампочки можно соединить между собой:

1.Последовательно, параллельно, комбинированно.


2.Как хочешь.

3.Концы с концами и пучком.

4.Тычком и колечком.

12.На токарно-винторезном станке выполняются

следующие операции:

1.Точение и сверление.

2.Заточка резцов, нарезание резьбы.

3.Проточка, подрезание, отрезание, сверление, расточка,

нарезание резьбы.

4.Снятие слоя металла проходным резцом до необходимого

размера.

13.Измерительные инструменты для работы на токарно-винторезном

станке это:

1.Кронциркуль и линейка.

2.Штангенциркуль.

3.Угольник и микрометр.

4.Все перечисленные инструменты.

14.Основными элементами шипового соединения деревянных деталей

являются:

1.Разъемы и выемки.

2.Пазы различной формы.

3.Шип и проушина.

4.Разметка по шаблону.

15.Прежде чем произвести ремонтные работы с электроприбором

(настенная лампа) самостоятельно необходимо:

1.Доложить учителю о неисправности, вызвать электрика.

2.Отключить прибор от электрического тока, вынув вилку

из розетки.

3.Вывернуть пробки, найти и устранить неисправность.

4.Устранить неисправность, проверить работу лампы.

16.Какой вид пиломатериалов используется при установке

стекол в оконной раме?

1.Обналичка.

2.Плинтус.

3.Штапик.

4.Рейка.

17.К профилям сортового проката относятся:

1.Квадрат, полоса, круг.

2.Шестигранник, уголок, рельс.

3.Швеллер, треугольник.

4.Все названные виды.

18. Технологическая карта включает в себя:

1.Название и последовательность работ.

2.Эскизы операций.

3.Номера и последовательность операций, эскизы обработки,

оборудование, приспособления и инструменты.

4.Материал, количество деталей, станочное оборудование,

необходимые инструменты.

19.Ножовочное полотно относится к:

1.Лобзику.

2.Слесарной ножовке.

3.Ножовке по дереву.

4.Механической пиле.

20.При опиливании мелких деталей или зачистке

в трудно доступных местах применяются напильники:

1.Плоские, круглые и ромбические с двойной насечкой.

2.Рашпили.

3.Круглые, полукруглые, трехгранные с одинарной насечкой.

4.Надфели.


==================================================================


Задание - 2.


1.На токарном станке по дереву при работающем станке

запрещается:

1.-----------------------------------------------------

2.-----------------------------------------------------

3.-----------------------------------------------------

-------------------------------------------------------


2.Проставьте размеры на чертеже бруска:

Длина – 250мм.

Высота – 20мм.








3.На сверлильном станке передача движения от электродвигателя

на вал станка происходит через ------------------------


4.Наиболее точно дает представление об устройстве станка или

механизма его ----------------------- схема.


5. Вещества, не проводящие электрический ток,

называются ------------------------.


6.Для серийного изготовления деталей изделия при разметке

используют -------------------------.

Задание – 3 (1 – ый вариант)



1.Какие инструменты соответствуют нарезанию внутренней резьбы ?

(номер правильного ответа обведите кружком).

1.Плашка.

2.Плашкодержатель.

3.Метчикодержатель.

4.Метчик.

5.Сверло.

6.Керно.


2.Рядом в столбик поставьте очередность операций изготовления

ушка из жести:

1. Кернение центров отверстий.

2.Резание ножницами по металлу.

3.Разметка контура ушка по чертежу.

4.Опиливание напильником.

5.Разметка центров отверстий.

6.Сверление отверстий.

3.Какие названия частей станка соответствуют токарному

станку по дереву.

1.Коробка скоростей.

2.Подручник.

3.Суппорт.

4.Задняя бабка.

5.Электродвигатель.

6.Трехкулачковый патрон.


4.Нужно просверлить отверстие диаметром 25 мм в детали из

дерева. Какое сверло соответствует этой операции

1.Сверло по металлу.

2.Перышковое сверло.

3.Центровое сверло по дереву.

4.Развертка.

5.Зенкер.

5.Какой из перечисленных резцов соответствует операции

сверление на токарно-винторезном станке.

обведите кружком).

1.Проходной.

2.Расточной.

3.Подрезной.

4.Все перечисленные.

5.Отрезной.

6.Ни один из них.

====================================================================


Задание - 3 (2-ой вариант).


1.Подчеркнуть слово, словосочетание – неправильное действие или название инструментов, название частей токарного станка по дереву.


2. Дополнить, перечислить действия.


3. Ответить на вопрос.

Технический диктант.


Учитель дал задание учащемуся 8-го класса изготовить на токарно-винторезном станке скалку из дерева по готовому чертежу.

Для работы на станке он выдал инструменты: черновой и чистовой резцы, сверло, наждачную бумагу и циркуль.

Учащийся подошел к учителю и попросил недостающие инструменты---------------------------------------------------------. Получив эти инструменты, он стал устанавливать брусок квадратной формы на токарный станок по дереву.

Для установки заготовки учащийся отодвинул подручник и ---------------------------------------------, забил молотком заготовку в наконечник и зажал задний конец заготовки ----------------------------------------------.

Зазор между подручником и заготовкой, как и требуют правила техники безопасности, он установил 10 мм, проверив ---------------- заготовки.

Убрав мешающий резиновый коврик на полку под станком, он приступил к обтачиванию заготовки.

Для отделки скалки, чтобы придать ей красивый внешний вид, он использовал-----------------------------------------------------------------------------------.

Готовое изделие учащийся отпилил лобзиком и показал учителю для выставления оценки. После этого он вместе со всем классом покинул мастерскую и пошел на следующий урок по расписанию.

Какие действия он не выполнил в конце урока? -1.-----------------------------------2.-----------------------------------------------------3.------------------------------------------4.-------------------------------------------------------------------------------------------------.

Без чего запрещается работа на токарном станке по дереву? ---------------------.


Задание 3 (ключи) – 2-ой вариант


Технический диктант.

Учитель дал задание учащемуся 8-го класса изготовить на токарно-винторезном станке скалку из дерева по готовому чертежу.


Для работы на станке он выдал инструменты: черновой и чистовой резцы, сверло, наждачную бумагу и циркуль.

Учащийся подошел к учителю и попросил недостающие инструменты –очки. Получив эти инструменты, он стал устанавливать брусок квадратной формы на токарный станок по дереву.

Для установки заготовки учащийся отодвинул подручник и заднюю бабку, забил молотком заготовку в наконечник и зажал задний конец заготовки задним центром задней бабки.

Зазор между подручником и заготовкой, как и требуют правила техники безопасности, он установил 10 мм, проверив проворачиванием------------заготовки.

Убрав мешающий резиновый коврик на полку под станком, он приступил к обтачиванию заготовки.

Для отделки скалки, чтобы придать ей красивый внешний вид, он использовал 1. Наждачную бумагу. 2. Проволоку. 3. Брусок из дерева.

Готовое изделие учащийся отпилил лобзиком и показал учителю для выставления оценки. После этого он вместе со всем классом покинул мастерскую и пошел на следующий урок по расписанию.

Какие действия он не выполнил в конце урока?

1.Убрать станок щеткой-сметкой.

2.Разложить инструменты в установленное место.

3.Сдать станок учителю.

4.Привести себя в порядок.


Без чего запрещается работа на токарном станке по дереву? Без очков.


Всего 20 ошибок. 0,5балла за каждый правильный ответ.


Ключи к заданиям.


Задание №1. Задание №2.


1. – 3 1.Передвигать подручник.

2. – 4 1. 2.Измерять деталь.

3. – 2 3.Передавать и принимать что-


4. – 3 либо через работающий станок.

-------------------------------------------------


5. – 2 2. Размерные линии.

6. – 1 3. Ремень.

7. – 4 4. Кинематическая.

8. – 4 5. Изоляторами.

9. – 3 6. Шаблон.

10. – 2 (2 балла за правильный ответ)


11. – 1

12. – 3 Задание №3 (1-ый вариант)

13. – 2

14. – 3 1. – 3,4

15. – 2 2. - 4

16. – 3 2

17. – 4 1

18. – 3 6

19. – 2 3

20. – 4 5

(1 балл за правильный ответ) 3. – 2,4,5

4. – 2

5. – 6

(2 балла за правильный ответ)


Максимальные баллы за три задания – 42.


Список литературы.


1.Примерная Федеральная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд».


2.Рабочая программа педагога 5-8 класс Алексеева Ю. П.


3. Учебник «Технология для учащихся 6-х классов (вариант для мальчиков» под редакцией В. Д. Симоненко, издательский центр «Вентана – Граф» 2001 год.


4. Учебник «Технология для учащихся 7-ых классов (вариант для мальчиков) под редакцией В. Д. Симоненко, издательский центр «Вентана – Граф» 2001 год.


5. Учебник «Технология для учащихся 8-ых классов (вариант для мальчиков) под редакцией В. Д. Симоненко, издательство «Вентана – Граф» 2001 год.


20010- 2011 учебный год.