litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема урока: Онтогенез. Эмбриональное развитие организмов.



Задачи:

Образовательные:
сформировать знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных, о взаимосвязи индивидуального и исторического развития организмов;

Развивающие: выработать умение устанавливать родство позвоночных животных, делать вывод об общности их происхождения;

Воспитательные: сформировать знания о вредном воздействии наркотиков, алкоголя и никотина на развитие зародыша человека.

Оборудование: таблицы: «Индивидуальное развитие организмов (на примере ланцетника), «Сходство эмбрионов некоторых животных на ранних стадиях развития», «Митоз», «Мейоз», мультимедийная презентация.


Ход урока:


  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания:

  1. Тестирование (приложение № 1).

  2. Работа у доски:

    1. Найти связь между изученными явлениями и понятиями, соединить стрелками, ответ обосновать:


коньюгация сперматогенез

сперматозоид мейоз

яйцеклетка обоеполые

гермафродиты яичники


    1. Найти лишнее, пронумеровать по порядку, ответ обосновать:

Анафаза

Метафаза

Интерфаза

Телофаза

Профаза


  1. Фронтальный опрос:

    1. Особенности половых клеток. Их строение.

    2. Гаметогенез. Овогенез. Сперматогенез.

    3. Сравнить два процесса: митоз и мейоз:

А) Каковы фазы деления?

Б) Есть ли коньюгация?

В) Какое число дочерних клеток образуется?

Г) Какое число хромосом получают дочерние клетки?

Д) Какое значение имеет для существования вида тот и другой способ деления?



  1. Найти ошибку в тексте: При овогенезе и сперматогенезе цитоплазма равномерно распределяется между клетками, образующимися в мейозе. Образуются четыре полноценные и жизнеспособные клетки с гаплоидным набором хромосом.




  1. Изучение нового материала:

  1. Сообщение темы и цели урока: изучить эмбриональный период онтогенеза, его этапы, влияние на него условий окружающей среды; научиться устанавливать родство позвоночных животных и делать вывод об общности их происхождения.

  2. Демонстрация схемы:

Онтогенез

(индивидуальное развитие особи от ее образования до смерти)



Эмбриональный период Постэмбриональный период

(от образования зиготы до рождения) (от рождения до смерти)

  1. Рассказ учителя об этапах эмбрионального развития позвоночных животных на примере ланцетника, образовании зародышевых листков и их производных.

  2. Самостоятельная работа (заполнение таблицы):

Зародышевые листки и их производные.


Зародышевые листки

Органы

1. Эктодерма


1.

2.

2. Скелет, мышцы, почки, половая система, кровеносная система.

3. Энтодерма


3.



  1. Сообщение обучающихся о вредном влиянии наркотиков, алкоголя и никотина на развитие зародыша человека с демонстрацией презентации: (приложение № 2)


  2. Беседа с опорой на знания эмбриологических доказательств эволюции о взаимосвязи онтогенеза и филогенеза. Биогенетический закон.

  1. Закрепление.

  2. Подведение итогов. Домашнее задание: параграф 3.4, подготовиться к биологическому диктанту по основным понятиям и терминам параграфа.


Приложение № 1

1 вариант:

1. Какой тип деления клеток не сопровождается уменьшением числа хромосом:

А –митоз

Б – мейоз

2. Какое деление характерно для соматических клеток:

А –митоз

Б – мейоз

3. Какой набор хромосом получается при митотическом делении диплоидного ядра:

А – гаплоидный

Б – диплоидный

4. Сколько хроматид в хромосоме к началу профазы:

А- две

Б – одна

5. Сколько хроматид в хромосоме к концу митоза:

А – одна

Б – две

6. Сколько клеток образуется в результате митоза:

А – одна

Б – две

В – три

Г – четыре

7. Какое деление сопровождается редукцией (уменьшением)числа хромосом в клетке в два раза:

А –митоз

Б – мейоз

8. В какой фазе мейоза происходит коньюгация хромосом:

А – профаза 1

Б – метафаза 1

В – профаза 2

9. В результате какого типа деления клетки получаются четыре гаплоидные клетки:

А –митоз

Б – мейоз

10. Какой набор хромосом будет в клетке после деления, если в материнской было 6 хромосом: (при митозе и при мейозе)

А – 6

Б – 12

В – 8

Г - 4


2 вариант:

1. Для какого способа размножения характерно образование гамет:

А – бесполое

Б - вегетативное

В – половое

2. Коньюгация происходит во время:

А – профазы 1

Б – метафазы 1

В – телофазы 1

3. Во время митоза расхождение хроматид к полюсам клетки происходит:

А – в профазу

Б – в метафазу

В – в анафазу

Г – в телофазу

4. При гаметогенезе интенсивное деление клеток митозом происходит в:

А – фазе размножения

Б – фазе роста

В – фазе созревания

5. При митозе редупликация ДНК происходит в:

А – профазу

Б – метафазу

В – анафазу

Г – интефазу

6. У сперматозоида акросома находится в:

А- головке

Б – шейке

В – хвостике

7. При митозе спирализация хромосом начинается в:

А – профазу

Б – метафазу

В – анафазу

Г – интерфазу

8. Исчезновение ядрышек происходит в:

А – профазу

Б – метафазу

В – анафазу

Г – телофазу

9. Подготовка клеток к мейозу происходит в:

А- зоне размножения

Б – зоне роста

В – зоне созревания

10. Мейоз происходит в зоне:

А – деления

Б – роста

В - созревания