litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
На правах рукописи



Филатова Анна Владимировна


ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЙ

(для студентов языковых специальностей вузов)


13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(иностранные языки)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук


Москва – 2009


Работа выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Титова Светлана Владимировна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Сафонова Виктория Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент

Аксёнова Елена Евгеньевна


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Брянский государственный

университет им. И.Г.Петровского»


Защита состоится « 21» апреля 2009 г. в 15.30 на заседании диссертационного совета Д 501.001.04
при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу: 119192, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 31, корп. 1, комн. 107-108.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова.

Автореферат разослан « 5 » марта 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Маринина Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время высшая школа вынуждена как никогда чутко реагировать на происходящие в обществе процессы и вносить изменения в существующую систему образования. Предпосылками к реформированию высшей школы является принятие Федерального закона № 232-ФЗ (24 октября 2007г) о вхождении в Болонский процесс. Интернационализация образования и введение двухуровневой системы в высшей школе предполагает концептуально новые подходы к формированию содержания образования, к дидактическим методам и технологиям контроля качества и результативности обучения, новым способам организации и оптимизации самостоятельной работы студентов. С другой стороны, экономика сегодняшнего дня, основанная на высоких технологиях и интеллектуальном труде, требует специалистов, компетентных в различных областях.


Современные тенденции развития Интернета требуют пересмотра того, как человек учится и приобретает знания в новых социально-экономических условиях, когда компьютерные сети становятся основным универсальным средством социальной коммуникации. Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде.

Технологии Интернета второго поколения (Веб 2.0.), к которым относятся блог-технологии, представляют собой некую платформу, поддерживающую определенную архитектуру взаимодействия, строящегося на принципах демократии. Если в Интернете первого поколения определяющим являлись технологии (Веб 1.0. – это время сайтов), то в Веб 2.0. определяющим фактором является человек, его социальные коммуникации и личные предпочтения. Таким образом, в отличие от Интернета первого поколения, в котором сайты были носителями информации, платформы Веб 2.0. выступают посредниками между пользователями в процессе их социального взаимодействия. Именно благодаря внедрению инноваций в области программного обеспечения стало возможным перенести акцент с компьютерных и мультимедийных технологий на общение и сотрудничество.

Технические изменения в сфере социальных сервисов Интернета столь значительны и стремительны, что разработка методики использования  сервисов Веб 2.0. в образовании рассматривается сегодня как комплексная междисциплинарная проблема.  В учебной практике процессы формирования сетевых, децентрализованных моделей обучения используются недостаточно широко, но именно новейшие сетевые технологии готовят для них почву. 

Как показал анализ методических публикаций и зарубежная практика последних пяти лет, наиболее полному решению проблемы оптимизации организации учебной деятельности в обучении иностранным языкам способствуют блог-технологии в силу таких их дидактических свойств как простота использования и доступность, эффективность организации информационного пространства, интерактивность и мультимедийность, надежность и безопасность.


 Актуальность исследования состоит в решении целого ряда противоречий между:

1.постоянным совершенствованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и уровнем методических разработок, ориентированных на их использование в образовательном процессе;

2.между декларируемой целью обучения иностранным языкам, состоящей в развитии иноязычной коммуникативной компетенции и реальным уровнем сформированности этой компетенции у студентов языковых специальностей вузов;

3.между социальной потребностью в подготовке творческой,  инициативной личности и распространенной организацией обучения иностранному языку в вузах, характеризующейся академизмом и ведущей ролью преподавателя.

Таким образом, несмотря на имеющиеся исследования в области оптимизации преподавания иностранного языка средствами Интернет-технологий, приходится констатировать ряд неразработанных и недостаточно изученных проблем, а именно:


  • не определены дидактические функции технологий Веб 2.0.;

  • не разработаны требования к сформированности информационно-коммуникационной компетенции для работы с блог-технологиями;

  • не выявлены условия формирования информационно-коммуникационной компетенции средствами блог-технологий;

  • отсутствует методика оптимизации преподавания иностранных языков посредством блог-технологий в условиях обучения иностранному языку на продвинутом этапе.

На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, которая состоит в поиске адекватного педагогического обеспечения процесса оптимизации преподавания иностранных языков посредством блог-технологий.

В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Оптимизация преподавания иностранного языка посредством использования блог-технологий (для студентов языковых специальностей вузов)».   

Объектом исследования является преподавание иностранных языков студентам языковых специальностей в высшей школе.


Предмет исследования – технология использования блог-технологий для оптимизации процесса преподавания иностранных языков студентам языковых специальностей вузов.

Цель исследования состоит в разработке теоретически обоснованной и опытно проверенной технологии оптимизации преподавания английского языка посредством блог-технологий в языковом вузе.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что оптимизация преподавания иностранного языка студентам языковых специальностей может быть обеспечена за счет использования:

1) особых функций преподавательского блога, а именно: социальная, коммуникативная, информативная, административная функции;

2) дидактических свойств преподавательского блога (в частности интерактивности и мультимедийности) для работы над совершенствованием всех видов иноязычной речевой деятельности студентов с помощью таких социальных сервисов Веб 2.0., как блоги, Википедия, подкасты, системы видео- и фотошаринга (YouTube.com, TeacherTube.com, Flickr.com, Slide.com, slideshare.net);

3) блог-технологий как средства оптимизации учебного процесса;

4) блог-технологий в качестве электронного портфолио студентов на этапе подготовки групповых веб-проектов для осуществления мониторинга и контроля с целью своевременной коррекции.

В соответствии с выдвинутой гипотезой, целью и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:

1) раскрыть сущность, дать содержательную и структурную характеристики Веб 2.0. и социальных сервисов Веб 2.0.;

2) выявить дидактические свойства и дидактические функции блог-технологий;

3) теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования преподавательского блога как средства администрирования учебного процесса и творческого саморазвития студентов;

4) теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования блогов в качестве электронного портфолио студентами в работе над веб-проектами;


5) изучить механизм использования преподавательского блога для работы над письменной речью и аудированием.

Для реализации цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования: моделирование процесса организации и администрирования учебного процесса посредством блог-технологий в рамках курса «Практика иностранного языка (первого)» (аспект - «Американская литература») для студентов II курса отделения межкультурной коммуникации и лингвистики факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В.Ломоносова; моделирование процесса работы над всеми видами речевой деятельности c применением других сервисов Веб 2.0.; наблюдение; экспериментальное обучение; анкетирование; анализ количественных и качественных результатов экспериментального обучения.  

Теоретическую основу исследования составляют личностно-деятельностный подход к обучению и воспитанию (Рубинштейн С.Л, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Зимняя И.А); современные подходы к обучению иностранным языкам – коммуникативный (Бим И.Л., Китайгородская Г.А., Пассов Е.И.); социокультурный (Тер-Минасова С.Г., Сафонова В.В., Гальскова Н.Д.); теория компьютерно-опосредованного обучения (Беспалько В.П, Войскунский А.Е., Гершунский Б.С., Машбиц Е.И., Тихомиров О.К., Розина И.Н.); концепция дидактической среды сети Интернет (Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Дмитриева Е.И., Хуторской А.В.); концепция компьютерной лингводидактики (Бовтенко М.А., Воршэр М., Леви М., Раицкая Л.К.); компьютерно-информационная модель обучения иностранным языкам (Титова С.В.); концепция Веб 2.0. (О’Рейли) и теория использования социальных сервисов Веб 2.0. в обучении (Гольдин А.М., Патаракин Е.Д., Ярмахов Д.Б, В.Alexander, T.Anderson, B.Benziger, B.Brandon, C.Dalsgaard, R.Dawson, S.Downes, L.Evans, M.Kerres & A.Nattland, S.Lee & M.Berry, M.Madden, M.Notari, P.McGee & V.Diaz, J.Siemens, D’Souza, V.Stevens, G.Vossen); теория обучения посредством блог-технологий (Раицкая Л.К, Иванченко Д.А., H.Barret, A.Barlett-Bragg, P.Baumgartner, J.Bloch, R.Blood, J.Bunari, A.Campbell, A.Carvin, J.Chao, A.Davis, B.Dieu, B.Doyle, J.Duber, P.Duffy & A.Bruns, T.Fellner & M.Apple, R.Ferdig & K.Trammel, S. Fiedler, S.Glogoff, B.Godwin-Jones, S.Hargadon, D.Huffaker, A.Johnson, D.McDowell, L.Milligan, J.van Niekerk, D.Parry, C.Polling, S.Schaffert, J.Ward, W.Wu и др.).


Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые:

1) разработана модель оптимизации процесса преподавания иностранного языка (первого) студентам языковых специальностей посредством преподавательского блога;

2) выявлены частнометодические основы использования сервисов Веб 2.0. для совершенствования всех видов речевой деятельности студентов;

3) описана специфика применения блогов в качестве электронного портфолио при работе над групповыми веб-проектами;

4) предложена типология преимуществ использования учебных блогов перед традиционными средствами обучения в плане организации учебного процесса и взаимодействия.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

- рассмотрены и обобщены все определения и концепции Веб 2.0.;

- осуществлен анализ новейших зарубежных публикаций (2005-2008) по теоретическим проблемам внедрения технологий Веб 2.0. в образовательную практику;

- уточнена ранее описанная периодизация применения ИКТ в практике преподавания иностранных языков с учетом общих тенденций развития Интернета;

- выявлены социальные характеристики сервисов Веб 2.0., а также дидактические свойства и дидактические функции блог-технологий

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

- дано описание принципов использования блог-технологий и других сервисов Веб 2.0. для работы над всеми видами иноязычной речевой деятельности;

- предложены методические рекомендации для организации работы с технологией блогов в рамках преподавания курса «Практика иностранного языка (первого)» на продвинутом этапе;

- составлен аннотированный список веб-сервисов, способствующий развитию учебной автономии и творческого потенциала обучающихся посредством социальных сервисов Веб 2.0;


- разработан аннотированный список веб-сервисов для преподавателей иностранного языка для работы над всеми видами иноязычной речевой деятельности.

Достоверность исследования обеспечивается функционированием в Интернете двух блогов, созданных автором в рамках опытно-экспериментальной работы. Режим доступа: http://american-literature-projects.blogspot.com, http://american-literature-msu.blogspot.com.

На защиту выносятся следующие положения:

1) преподавательский блог служит интерактивной платформой для реализации методических и педагогических целей обучения. Преподавательский блог позволяет эффективно управлять самостоятельной внеаудиторной работой студентов по изучению иностранного языка;

2) интеграция блогов в учебную деятельность усиливает учебную мотивацию студентов к более глубокому и тщательному изучению иностранного языка за счет таких дидактических свойств блогов, как открытость, доступность и социальность;


3) использование блогов позволяет продолжить работу над развитием иноязычной речевой деятельности студентов во внеаудиторное время за счет таких дидактических свойств, как мультимедийность, интерактивность, эффективность организации информационного пространства;

4) Оптимизация процесса преподавания иностранных языков средствами блог-технологий достигается благодаря обучению, включающему этапы: вводно-побудительный, организационно-ориентационный, регулятивно-практический, творческо-формирующий, диагностический. Реализации предложенной методики способствуют разработанные задания, соотносимые с каждым из вышеперечисленных этапов. Данные задания предполагают соответствующие информационные и коммуникативные умения.

Поставленные задачи определили структуру и содержание диссертации. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. В приложении приведены примеры страниц преподавательского блога, примеры страниц студенческих блогов, анкеты, аннотированный список социальных сервисов и сервисов Веб 2.0., используемых в преподавании иностранных языков; а также методические рекомендации по использованию блогов в преподавании иностранных языков в языковых вузах.

Апробация результатов исследования проводилась на блогах:

1. http://american-literature-projects.blogspot.com (создан в феврале 2007 года, на февраль 2009 года число посетителей указанного блога составило 15265);оздан в феврале 2007 года, врале 2007 года блоге реения, ртации.нии (Патаракин Е.И., Ярмаховми приэтрольной группами.


2. http://american-literature-msu.blogspot.com (создан в сентябре 2007 года).

Представление результатов опытно-экспериментальной работы на различных стадиях исследования проводилось в ряде выступлений, в том числе: научно-методические семинары для преподавателей иностранных языков российских ВУЗов (февраль 2008, апрель 2008, июнь 2008, январь 2009), которые проводились на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В.Ломоносова; доклад на IV Всероссийской научно-практической конференции "Учитель, ученик, учебник", июнь 2006 года, МГУ им. М.В.Ломоносова; выступление на XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в апреле 2007 года, МГУ им. М.В.Ломоносова; участие в Первой международной конференции «Web 2.0.: Социальные сервисы для науки, образования, бизнеса и искусства» 26.04.2007, РГГУ (г. Москва); ряд докладов на V Всероссийской научно-практической конференции «Языки в современном мире», июнь 2007 года, г. Москва;

выступление на секционном заседании «Информатизация образования как современное педагогическое условие создания развивающей среды в профильном обучении» XVII Международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании" и межрегиональная конференция "Эффективное внедрение новых педагогических технологий и учебных материалов нового поколения в учебный процесс", г. Москва в 2007 году.

Структура и объем диссертации обусловлены целью и задачами настоящего исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, изложенных на 165 страницах, а также приложений объемом 37 страниц. В работе содержится 20 таблиц, 2 гистограммы.


Список использованной литературы включает труды отечественных и зарубежных ученых и составляет 319 наименований.

Приложения содержат список основных социальных сервисов и их краткое описание; описание сервисов Веб 2.0. для обучения иностранному языку; примеры заданий, направленных на развитие всех видов речевой деятельности, опубликованных на авторском блоге; примеры студенческих блогов и веб-сайтов; образец анкеты; методические рекомендации по использованию преподавательского блога для оптимизации обучения иностранному языку.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


В центре внимания реферируемой диссертации находится вопрос разработки модели оптимизации преподавания иностранных языков студентам языковых специальностей вузов посредством преподавательского блога.

В первой глава «Теоретико-методические основы использования ИКТ в образовании» рассматривается вопрос влияния информатизации общества на образовательный процесс. На данном этапе развития информатизации общества можно говорить о влиянии ИКТ на изменение способов представления и восприятия информации; возникновении новых видов коммуникации; новом понимании грамотности, ключевых компетенций личности и профессиональной компетенции; массовом использовании ИКТ неспециалистами для решения практический задач в повседневной жизни.

В I главе также рассматривается содержание информатизации образования согласно концепции информатизации образования и национальному проекту «Образование»; этапы информатизации образования – электронизации, компьютеризации, информатизации. Далее дается характеристика нового этапа информатизации образовательных процессов, связанных с появлением сервисов Веб 2.0. Условно этот этап был назван социально-информационным.

В разделе «Этапы применения ИКТ в преподавании иностранных языков» дана история внедрения ИКТ в преподавании иностранных языков, подходы (бихевиористский, интеграционный, коммуникативный) и предложено введение нового этапа и нового подхода (социальный подход), связанного с появлением социальных сервисов Интернета второго поколения (Веб 2.0.).


В разделе «Дидактические возможности и свойства ИКТ в преподавании иностранных языков» рассматриваются дидактические свойства информационно-коммуникационных технологий, а также дидактические возможности социальных сервисов Веб 2.0.

Во второй главе диссертации «Технологии Веб 2.0. в преподавании иностранных языков» рассматриваются социальные и технологические характеристики Веб 2.0. (технология Ajax, веб-синдикация, открытые общественные серверы API, постоянные ссылки, теги).

Веб 2.0 - это глобальная концепция, созданная в противовес старому Веб 1.0, для обозначения некой общей тенденции развития Интернет-сообщества и определенных общих принципов построения некоторых сайтов. Однако, несмотря на то, что в данный момент не существует четкого определения термина Веб 2.0, специалисты выделяют несколько основных характеристик Веб 2.0 (Alexander, 2006; Anderson, 2007; DSouza, 2006; Kerres, Nattland, 2007, Lee, Berry, 2006; OReily, 2005). К наиболее часто выделяемым характеристикам следует отнести: индивидуальное производство и создаваемый пользователями контент, использование коллективного разума, грандиозные объемы информации, сетевые эффекты, доступность.

Кроме того, Веб 2.0. представляет собой непрерывно растущий арсенал прикладных программ для получения и обработки информации, что коренным образом меняет способ организации исследовательской деятельности. Способы организации исследовательской деятельности в условиях существования Веб-сервисов первого поколения и второго поколения можно представить следующим образом (Таб.1).

Таблица 1


Веб 1.0.

Веб 2.0.

Требуется установка на компьютер специального программного обеспечения (application based)

Сервисы доступны через Интернет

(Web-based)

Изолированно

Совместно

В режиме офлайн

В режиме онлайн

Лицензионное программное обеспечение

Бесплатные программы

Автор один

Авторов много, совместное творчество

Запатентованное программное обеспечение (proprietary code)

Свободное программное обеспечение (open source)

Материал, охраняемый авторским правом (copyrighted content)

Материал коллективного пользования (shared content)

Таблица 1. Сравнение способов организации исследовательской деятельности в условиях Веб 1.0. и Веб 2.0., по G.Solomon & L.Schrum (2007)


Сервисы Веб 2.0., которые еще называют социальными сервисами ( «social software»), включают:



Рис. 1. Социальные сервисы Веб 2.0.

Социальные сервисы характеризуются открытостью, децентрализацией и общением больших социальных групп, контролем со стороны пользователей, отсутствием непосредственной обратной связи, наличием массовой, анонимной, разрозненной аудитории; анонимностью, способствующей самораскрытию и самовыражению; участием индивидуальных пользователей в развитии ресурса или службы.


Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») является одним из самых популярных социальных сервисов. Он представляет из себя веб-пространство, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Существует огромное количество блогов, в которых представлен широкий спектр интересов. Блоги классифицируются по целому ряду признаков, из которых чаще выделяются следующие критерии: медиатип (формат размещенного в блоге материала); жанр; техническая основа и особенности контента, но все блоги имеют две основные устойчивые характеристики: социальность и интерактивность.

Некоторые технологии Веб 1.0. (форумы, листы рассылки) тоже позволяют большому числу пользователей общаться между собой в асинхронном режиме. Но по отношению к форумам и листам рассылки, блоги представляют собой особый вид компьютерного асинхронного общения, характеризующиеся особой схемой интерактивности «я»→«всем», «все»→«мне», при которой автор блога обращается ко всем потенциальным читателям из своего личного пространства. При этом он может получить, а может и не получить обратную связь от других пользователей.

Одними из первых преимущества использования блогов в учебных целях оценили преподаватели иностранных языков (Bunari, 2004; Campbell, 2003, 2004,2005; Dieu, 2004; Duber, 2002; Efimova & de Moor 2005, Johnson, 2004; Kavaliauskienė, Anusienė, Mažeikienė,2006, Pinkman, 2005; Stanley,2005; Ward, 2004, Wu, 2005, Раицкая, 2007).


Можно выделить следующие дидактические свойства и функции блога (Табл. 2):

Таблица 2

Дидактические свойства блога

Дидактические функции блога

Существование в контексте автора

Мотивация познавательной деятельности; создание благоприятной среды для индивидуального обучения; развитие учебной автономии и креативности

Интерактивность по принципу «я»→«всем», «все»→«мне»

Формирование умения вести дискуссию (приводить аргументы и контраргументы, делать выводы, выносить собственное независимое суждение); развитие эмпатии; совершенствование навыков письменной речи разных стилей (формальный, разговорный, высокий).

Эффективность организации информационного пространства

Возможность оперативного поиска информации через систему рубрикации (тегов) и архивы; возможность оперативного информирования и обновления информации с применением RSS-потоков для синдикации контента,

Максимальная степень реализации мультимедийности

Мотивация учащихся и формирование творческого мышления; совершенствование рецептивных видов речевой деятельности (аудирование, чтение); учет индивидуальных стилей обучения.

Простота использования

Повышение мотивации; устранение тревожности и неуверенности в отношении навыков пользования компьютерно-информационными технологиями

Безопасность


Обеспечение свободы самовыражения



следующая страница >>