litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тематика курсовых работ.



Организационные формы фольклористики 1870 – 1890-х годов: деятельность Русского Географического общества, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, местных краеведческих обществ; создание «Этнографического обозрения» и «Живой старины».

История библиографирования фольклористического материала.

История изучения фольклора в Ставропольском крае.

Взаимосвязь фольклора с русским классическим и современным искусством.

Тематика контрольных работ


Известные отечественные фольклористы и их основные научные труды.

Проблемы сохранения и возрождения традиций народной музыкальной культуры.

Роль фольклора в художественной культуре общества, взаимосвязь фольклора с классическим и современным искусством.

Фольклор в системе современного художественного образования.


Темы самостоятельных работ студентов:


1. Режиссура народной песни - 2 часа

2. Составление концертных программ - 2 часа

3. Подготовка фольклорного праздника - 2 часа

4. Опыт использования фольклорно-этнографических материалов - 2 часа

5.Формы и методы педагогического воздействия на формирование творческой личности - 2 часа

На практических занятиях студенты знакомятся с приемами работы над традиционной песней, познают элементы народной хореографии, народных игр.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.


Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ

Понятия «фольклор», «фольклористика», «фольклоризм». Фольклористика как наука. Предмет истории фольклористики. Принципы периодизации истории фольклористики. Традиционный фольклор, как часть народной духовной культуры. Источники для изучения традиционной народной культуры. Фольклор как своеобразная художественно-философская система, отражающая характер связей этнической целостности в процессе ее исторического развития с окружающей действительностью. Соотношение индивидуального и коллективного начал. Функции фольклора – познавательные, информативные, эстетические, производственные, бытовые, обрядовые. Образный мир фольклора. Слово в традиционной культуре. Слово – образ – миф. Понятие «жанр» в фольклористике. Жанровая классификация обрядов (календарно-обрядового и семейно-обрядового фольклора) и праздников. Эпические жанры. Жанры музыкального фольклора, связанные с хореографическим движением. Детский фольклор. Диалектно-стилевые характеристики текста.



Рекомендуемая литература:

Фольклор и этнография. – Обряды и обрядовый фольклор. – Л., 1974

Музыкальная энциклопедия. 1-6 т. – М., «Советская энциклопедия», 1982 г. Алексеев Э.Е. «Фольклор в контексте современной культуры».– М., «Советский композитор» – 1988 г.

Этнография восточных славян. – Очерки традиционной культуры.– М.«Наука», 1987 г.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. – М., «Наука»-1973

Музыкальная фольклористика. Вып. 1. Составитель Банин А., - М., 1974 г. Музыкальная фольклористика. Вып. 2. Составитель Банин А., - М., 1975 г. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища (конец ХУ111 - начало ХХ века). Составитель Некрылова А., - Л., 1988 г.

Былины. Русский музыкальный эпос. Составитель Б.Добровольский, В.Коргузалов. – М., 1981 г.

Климов А. «Основы русского народного танца». – М., 1981


Раздел 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

ФОЛЬКЛОРА В РОССИИ.


Основные этапы развития русской музыкальной фольклористики:

ХУ111 век – предпосылки формирования фольклористики как науки. Первые печатные сборники русских народных песен с напевами «Собрание русских простых песен с нотами» в 4-х частях В.Трутовского (1776 – 1795, посл. изд. 1953). Особенности составления сборника. Гармонизация песен. Связь сборника с современным ему композиторским творчеством. Сборник Н.Львова – И.Прача «Собрание русских народных песен с их голосами. На музыку положил И.Прач» (1790, 1806 – 1896, посл. изд. 1955). Предисловие к сборнику Н.Львова «О русском народном пении» как первый опыт научного фольклористического исследования русской народной песни с поэтической и музыкальной сторон. Постановка Н.Львовым важнейших вопросов, связанных с изучением особенностей русской народной песни. Жанровая систематизация песенного материала. Характерные черты сборника. Использование песенного материала сборника в более поздних песенных собраниях. Влияние сборника на дальнейшее развитие собирательской деятельности русских музыкантов и на русскую классическую музыку. Кирша Данилов «Древние российские стихотворения».


Х1Х - ХХ века – становление русской фольклористики. Сборник И.Рупина «Народные русские народные песни» (1831, 1833, посл. изд. М., 1955). Характерные черты сборника. Научная и художественная ценность сборника.

Сборник Н.Римского-Корсакова «Сто русских народных песен» (вып.1 и 2, 1876 – 1877) как антология русской народной песни. Отличительные черты сборника. Научно-художественная ценность сборника.

Сборник Н.Римского-Корсакова «40 русских народных песен, собранных Т.Филипповым и гармонизованных Н.Римским-Корсаковым» (- М., 1882, посл. изд. 1919 г.). Художественные достоинства песен. Гармонизация песен. Научная ценность сборника и историческая значимость.

Сборник М.Балакирева «40 русских народных песен» (1866), записанных на Волге. Разножанровость. Первые сборники многоголосных записей народных песен.

Сборник Ю.Мельгунова «Русские народные песни, непосредственно с голоса записанные» (вып.1 – 2, 1879 – 1885) – первый опыт записи отдельных подголосков народного хора порознь от разных исполнителей.

Сборник Н.Лопатина и В.Прокунина «Русские народные лирические песни» (1889) – первый систематический свод русских народных лирических песен разных областей с объяснением их словесного и музыкального содержания. Многовариантность. Научная направленность сборника. Близость обработок песен стилю русского народного многоголосия.

Сборник Е.Линевой «Великорусские песни в народной гармонизации» (вып.1 – 1904, 2 – 1909) – первый опыт записи полных многострофных многоголосных партитур.

Сборник А. Листопадова «Песни донских казаков» (1912 и 1949 – 1954). Открытие богатого в музыкальном отношении донского южно-былинного эпоса, детальное описание донской народной свадьбы и напевами, исследование различных жанров донской песни.

3 этап в развитии исследования фольклора в России в 20 веке. Научный подход к собирательской деятельности. Всестороннее исследование локальных стилей.

Организация фольклорных экспедиций на современном этапе.

Изучение современного музыкального фольклора во всех его видах, жанрах. Исследование процессов, происходящих в народном музыкальном искусстве. Разработка проблемы взаимообогащения национальных культур. Преемственность сложившихся ранее принципов составления сборников русских народных песен, их углубление и разработка.


Рекомендуемая литература:

Банин А. «Трудовые артельные песни и припевки». – М., 1971 г.

Гиппиус Е., Эвальд З. «Песни Пинежья». – М., 1937 г.

Листопадов А. «Песни донских казаков». Т. 1 – 5. – М ., 1949 – 1954 г.

Попова Т. «Основы русской народной музыки» – М., 1977

Русская свадьба. Составители: Д.Балашов, В.Марченко, М.Калмыкова. – М., 1985


Раздел 3. ПРОГРАММА КУЛЬТУРНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ.

Ведущие элементы концепции культурного преобразования. Право на свободный выбор направления развития творческих способностей, свободного доступа к культурному наследию народа. Воссоздание традиций народной культуры. Направления программы: экспедиционное обследование фольклорных традиций. Реконструкция коллекций фольклорных записей. Фольклорно-этнографические фонды. Издание фольклорно-этнографического материала. Музыкально- этнографические программы, коллективы, центры народной культуры. Изучение традиционного народного творчества, как в системе профессиональной ориентации, так и в целях просветительства. Подготовка фольклористов широкого профиля. Фольклорные экспедиции. Основные методы сбора, хранения и обработки материалов фольклорных экспедиций. Современные центры фольклора, их роль в изучении, сохранении и развитии фольклорных традиций. Деятельность Центра русского фольклора и Всероссийского Дома народного творчества в собирании, сохранении и изучении фольклора. Анализ периодических изданий («Живая старина», «Народное творчество» и др.), сборников научных трудов и других публикаций, посвященных фольклору.


Рекомендуемая литература:


Калугина Н. «Основы методики работы с русским народным хором». – М., «Музыка». 1969 и 1977 г.

Кротков С. «Учебно-воспитательная работа в русском народном хоре». – М.,

изд. ЦДНТ, 1961

Шамина Л. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». – М., 1981

Попов В. «Русские народные песни в детском хоре». – М., 1974

«Пути совершенствования подготовки руководителя самодеятельного народного хорового коллектива». Сб. научных трудов. – М., 1988


Раздел 4. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В РУССКОМ

НАРОДНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ


Единство и различие между региональными песенными традициями. Причины и условия образования определенных местных песенных традиций.

М.Стахович о песнях, записанных в степных районах России. Связь своеобразия местной песенной традиции с особенностями истории и этнографии края. Н.Лопатин и В.Прокунин об обрядовых песнях в сборнике «Русские народные лирические песни» – располагать песни по селам, волостям, рекам, областям, описывать обряды игры и обычаи, характеры напевов. Е.Э.Линева о чертах песенной стилистики в северных, центральных и южных районах России, о манере исполнения песни. А.Листопадов об особенностях структуры и лада донского музыкального фольклора. Разработка проблемы местных традиций фольклористами в советское время. Е.В.Гиппиус и З.В.Эвальд о задачах собирателей. А.В.Руднева в книге «Курские танки и карагоды» – о стилевых признаках песен, формах их бытования, об исполнительских приемах. Влияние на формирование традиции миграции населения, смешение восточных славян окружающей природы, различного хозяйственного и бытового уклада. Группы признаков, определяющих своеобразие местных традиций в музыкальном фольклоре. Характер и форма бытования народных песен, инструментов в определенной местности. Отличительные особенности местной хореографии (карагоды в Курской области и карагоды у казаков-некрасовцев). Особенности музыкальной стилистики (композиция и структура песенного стиха, многоголосие, ритмика). Специфические исполнительские приемы. Диалектные особенности. Определение местной традиции – совокупность условий бытования, черт стиля и приемов исполнения. Основные стилевые географические зоны: Севернорусская, Южнорусская, Среднерусская, Западнорусская, Средневолжская, Уральская, Сибирская, Казачья. Характеристика каждой традиции (границы бытования данной традиции, ис-торические корни в развитии определенной традиции, промыслы, быт, обряды, жанры, инструментарий, музыкальная стилистика, диалект, хореография, народный костюм). При характеристике казачьей традиции определить основные стилевые отличия (Кубанское, Донское, Иртышское, Забайкальское, Уральское, Волжское казачество). При характеристике донской казачьей песенной традиции сравнить стилевые особенности нынешних донских казаков и казаков – некрасовцев.



Рекомендуемая литература:

Щуров В. «Южнорусская песенная традиция». – М., 1987

Руднева А. «Курские танки и карагоды». – М., 1975

Руднева А. «Русские народные песни Московской области». – М., 1964

Листопадов А. «Песни донских казаков». – М.. 1949

Листопадов А. «Старинная казачья свадьба». - Ростов - н\Д, 1947

Листопадов А. «Былинно-песенное творчество Дона». Р.- н\Д, 1948

Тумилевич Ф. «Песни казаков-некрасовцев». – Ростов - н\Д, 1947

Христиансен Л. «Уральские народные песни». – М., 1961

Христиансен Л. «Современное песенное народное творчество Свердловской области». – М., 1954

Золотова «Из фольклора Поволжья». - М., 1990

Русская свадьба. Составители: Д.Балашов, Ю.Марченко, М.Калмыкова. - М., 1985

Фольклор Калужской губернии. Вып 1, ж. 4, 5. 1997 (альманах «Русская традиционная культура»).

Истомин Н. «Песни Енисейских лесосплавщиков». – М., 1972

Игровые и хороводные песни Сибири. – Новосибирск, 1986

Лирическая песня Томского Приобья. Запись, нотация А.Мехнецова. – Л., 1986

Руднева А., Щуров В. «Русские народные песни в многомикрофонной записи». – М., 1979

Свадебные песни Томского Приобья. – Запись, нотация А.Мехнецова. – Л.,1977

Хороводные песни, записанные в Томской области. Запись, нотация А.Мехнецова. – Л., - М, 1973

Щуров В. «Песни Нижней Тунгуски». – М., 1977

«Русский народный костюм». – Из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. – Ленинград «Художник РСФСР» 1984

Мерцалова М. «Поэзия русского народного костюма». – М., 1975

«Донской народный костюм». О создании сценического костюма на основе донской народной одежды. Составители: Т.К. Тумасов, Т.С.Скуба. Ростов н/Д, 1986

Маслова Г. «Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах 19 - начале 20 века. – М., 1984


Новикова А., Пушкина С. «Русские народные песни Московской области». – М., 1986

Пушкина С. «Народные песни Средней России». – М., 1973

Пушкина С. «Народные песни Ясной поляны в записи Смирнова». – М., 1986

Балакирев М. «Русские народные песни». – М., 1957

Енговатова М. «Протяжные песни Ульяновского Заволжья» – М., 1981

Травина И. «Русские народные песни родины Чайковского». – М., 1969

Земцовский И. «Торопецкие песни родины Мусоргского». – Л., 1967

Пьянкова С. «Свадебные песни родины Глинки». – М., 1977

Харьков В. «Русские народные песни Смоленской области». – М., 1956

Эвальд З. «Песни Белорусского полесья». – М., 1979

Гиппиус Е., Эвальд З. «Песни Пинежья» – М., 1937

Свитова К. «Народные песни Брянской области». – М., 1966

Былины. Русский музыкальный эпос. Составители: Б.Добровольский, В.Коргузалов. – М., 1981

Ефименкова Б. «Северно-русская причеть». – М., 1980

«Русские народные песни, записанные на Ставрополье». Составитель Якоби Л. -Ставрополь «Кавказский край», 1997

Якоби Л. «Ставропольские напевы». Ставрополь, 1988

Якоби Л. Песни казаков-некрасовцев. – Ставрополь, 2002 г.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Раздел 1.

Тема 1. Фольклористика как наука

Вопрос 1. Цель и задачи фольклористики.

Вопрос 2. Преемственность, вариантность, избирательность.

Вопрос 3. Организационные формы фольклористики.

Тема 2. Традиционный фольклор как часть народной культуры.

Вопрос 1. Формы художественного творчества.

Вопрос 2 . Функции фольклора.

Тема 3. Песенные циклы. Календарные праздники.

Вопрос 1. Песенные циклы.

Вопрос 2. Календарные праздники.

Раздел 2.

Тема 1. Исследование традиционного фольклора в 18 веке.


Вопрос 1. Условия развития традиционного фольклора в 18 веке.

Вопрос 2. Первые печатные сборники.

Тема 2. Исследование традиционного фольклора в России в 19 веке.

Вопрос 1. Основные этапы развития русской музыкальной фольклористики в 19 веке.

Вопрос 2. В чем состоит научная и художественная ценность сборников народных песен 19 века?

Тема 3. Изучение традиционного фольклора в 20 веке.

Вопрос 1. Важнейшие направления в области музыкальной фольклористики 20 века.

Вопрос 2. Проблемы современной музыкальной фольклористики.

Раздел 3.

Тема 1. Направления программы и музыкально-этнографические

программы.

Вопрос 1. Экспедиционное обследование фольклорных традиций.

Вопрос 2. Издание фольклорно-этнографического материала.

Тема 2. Подготовка фольклористов.

Вопрос 1. Как организовать научную фольклорную экспедицию?

Вопрос 2. Основные принципы каталогизации экспедиционных материалов.

Вопрос 3. Принципы традиционной педагогики в практической работе.

Вопрос 4. Роль концертно-исполнительской деятельности в воспитании фольклориста.

Раздел 4.

Тема 1. Областные певческие стили России.

Вопрос 1. Географические границы стилей.

Вопрос 2. Исторические предпосылки возникновения песенной традиции.

Вопрос 3. Факторы, определяющие особенности данного песенного стиля.

Вопрос 4. Народный костюм.

Тема 2. Исполнительские особенности песен России.

Вопрос 1. Условия и формы бытования музыкального фольклора данной этнической группы (песенного, танцевального, инструментального).

Вопрос 2. Жанровая классификация песенного фольклора


Критерий оценки знаний студентов на зачете:

Зачет проставляется в том случае, когда:

1) студент показывает глубокое и всестороннее знание предмета, обязательной и дополнительной литературы;


2) аргументировано и логически стройно излагает материал;

3) может применить знания в практической работе;

4) может применить знания для анализа сборников народных песен.

Незачет проставляется в том случае, когда:

студент не усвоил основного содержания предмета;

слабо знает рекомендованную литературу;

не может анализировать предложенные преподавателем сборники народных песен;

не может применять знания в практической работе.


Рекомендуемая литература.

Основная:

А.А. Коринфский «Народная Русь» - Самара, 1995. 557 с.

Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. –Л., 1977. 200 с.

И. Панкеев. Русские праздники. –М., 1998. 254 с.

И. Панкеев. Русские народные игры. –М., 1998. 239 с.

В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. Летние праздники, игры и забавы для детей. – М., 1998.128 с.

И. Земцовский. Искатели песен. – Л., 1967. 111 с.

А. Чекановска. Музыкальная этнография. Методология и методика. –М., 1983. 190 с.

Музыкальная фольклористика. Вып. 1. –М., 1973. 216 с.

Музыкальная фольклористика. Вып. 3. –М., 1986. 327 с.

Сохранение и развитие русских народно-певческих традиций. –М., 1986. 144 с.

Традиционная культура и дети. Выпуск 1. – Краснодар, 1994. 271 с.

Фольклорный театр. –М., 1988. 476 с.

Библиотека русского фольклора. Народный театр. -М., 1991. 544 с.

Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. – Младенчество. Детство. –М., 1991. 589 с.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники. –М., 1973. 351 с.

В.М. Щуров. Южнорусская песенная традиция. –М., 1987. 320 с.

Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец ХУ111 – начало ХХ века-Л., 1988. 215 с.


Энциклопедия зимних праздников. –Санкт-Петербург, 1995. 464 с.

Актуальные проблемы современной фольклористики. Сборник статей и материалов. Составитель В.Е. Гусев. –Л., 1980. 224 с.


Дополнительная:

Народный дневник «Праздники и обычаи» - из «Сказаний русского народа», собранных И.П. Сахаровым. –М., 1999. 224 с.

Фольклор и фольклористика. Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и материалы. –М., 1973. 400 с.

Сидельников В.М. Советский фольклор. –Ростов/Д, 1977. 173 с.

Материалы совещания-семинара руководителей детских народных хоров и фольклорных ансамблей. – М., 1985. 60 с.

Традиционное народное музыкальное искусство восточных славян. –М., 1987. 160 с.

Фольклористика Карелии. – Петрозаводск, 1978. 135 с.

Г. Соболева. Россия в песне. –М., 1976. 207 с.

Подари себе праздник – энциклопедия. Т. 1. –Донецк, 1996. 510 с.

Подари себе праздник – энциклопедия. Т. 2. –Донецк, 1996. 511 с.

Обряды и праздники на Дону. – Ростов-на-Дону, 1979. 173 с.

Г.С. Маслова. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах Х1Х – начала ХХ в. –М., 1984. 216 с.

История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений. Сборник научных статей. – Ростов-на-Дону, 1999. 269 с.

Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе. Сборник научных статей. – Ростов-на-Дону, 2000. 266 с.

Малые и дисперсные этнические группы в европейской части СССР (география расселения и культурные традиции). –М., 1985. 131 с.

Из родников культуры Ставрополья. Очерки истории культуры Ставрополья. – СГУ, 2003. 125 с.

16. Сборник материалов научно-практической конференции «Проблемы изучения, сохранения и развития традиционной культуры славянского населения Юга России и пути их решения». – Ставрополь, 2001.77 с.



Сборники народных песен:

1. Бигдай, А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1, 2. /А.Д. Бигдай – Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1992. - С. 440; 1995. - С. 512

2. Капаев, В. Песни хутора Кубанский, Московский государственный фольклорный центр «Русская песня». Выпуск 1, /В. Капаев. -М.: Всероссийское музыкальное общество, 1997 г. – С. 80

3. Казачьи песни.- Русская традиционная культура.// – Альманах, № 2. –М.: Изд. «Родник», 1998. С. 86

4. Листопадов, А.М. Песни донских казаков. Под редакцией Г. Сердюченко. В пяти томах: т. 1, часть 1. (былины) – 1949. С. 245; т. 1, часть 2. (исторические песни). – 1949. С. 476; т. 2 (военно-бытовые песни) – 1950. С. 569; т. 3 (песни любовные и семейные) – 1951. С. 485; т. 4 (песни бытовые скорые и обрядовые вешние) – 1953. С. 489; т. 5 (старинная казачья свадьба на Дону). / А.М. Листопадов. - М.: Музгиз – 1954. С. 357

5. Песни Заонежья в записях 1880-1980 годов. Под редакцией Е.В. Гиппиуса. –Л.: Советский композитор, 1987. - С. 184

6. Песни Пинежья. – Т.2. – М.: Госмузиздат, 1937. - С. 589

7. Путилов, Б.Н. Песни гребенских казаков. Фольклор терского казачества. / Б.Н. Путилов. Сб. 1. Грозный: Госиздат. 1946. - С. 312

8. Русские исторические песни. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1985. - С. 223.

9. Савельев, А.. Сборник донских народных песен, раздел «Донская свадьба» /А. Савельев. - С-Пб: Б.И. 1866. - С. 65-72

10. Собрание народных песен ПР.В. Киреевского в двух томах. Т. 1. - – Л.: Наука, 1983. С. 342; т. 2. – Л., 1986. - С. 326

11. Сотников, Т.И. Песни казаков – некрасовцев. /Т.И. Сотников. -Ростов н/Д: Росиздат, 1946 г.

12. Сотников, Т.И. Русские песни казаков-некрасовцев. /Т.И. Сотников. – М.: Госмузиздат, 1950.

13 . Тумилевич, Ф. В. Песни казаков – некрасовцев. /Ф.В. Тумилевич. –Ростов-н/Д: Росиздат, 1947. - С. 174

14. Якоби, Л.А. Русские народные песни, записанные на Ставрополье. /Л.А. Якоби. – Ставрополь: Изд. «Кавказский к ай», 1997 г. - С. 88

15. Якоби, Л.А. Ставропольские напевы (литературно – музыкальное издание). /Л.А. Якоби. –Ставрополь: КЦНК; ГП ИПФ «Ставрополье», 1998. - С. 37-53

16. Якоби, Л.А. Народные песни казаков-некрасовцев. /Л.А. Якоби. – Ставрополь: Изд. СГУ. 2002. - С. 124