litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
ОСНОВНЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.



  1. Развитие артикуляционной моторики:

    • темпа;

    • четкости;

    • объема;

    • координации;

    • переключаемости;

    • артикуляционных движений.




  1. Развитие и совершенствование общей и мелкой моторики руки, моторики мелких мышц пальцев.




  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.




  1. Развития произвольного внимания, памяти, мышления.




  1. Развитие и совершенствование всех видов сенсорной и словесно-логической памяти.




  1. Развитие речевого внимания.




  1. Формирование мыслительных процессов и операций.




  1. Воспитание познавательных интересов и формирование познавательных процессов.




  1. Воспитание речевой и мыслительной активности:

    • уточнение артикуляции имеющихся звуков;

    • автоматизация и дифференциация звуков в соответствии с индивидуальными планами работы.




  1. Устранение дефектов в произношении:

    • постановка;

    • автоматизация;

    • дифференциация звуков.




  1. Уточнение, расширение и обогащение словаря (лексики), совершенствование лексических и грамматических средств языка.




  1. Овладение звуко-слоговой структурой многосложных слов.




  1. Развитие и совершенствование связной речи. Обучение рассказыванию.



  1. Совершенствование имеющейся у детей разговорной речи, развитие монологической речи.





  1. Развитие диалогической речи.




  1. Работа над выразительностью речи.



КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА.



  1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков:

    • развитие артикуляционной моторики.




  1. Развитие слухового внимания и памяти на всех видах занятий, на прогулках, в играх, в труде (словесно – дидактические игры, выполнение сложных инструкций).




  1. Развитие мелкой моторики руки.




  1. Развитие фонематического слуха (выделение сходных звуков в словах, из ряда звуков).




  1. Развитие дыхание и голоса.




  1. Уточнение произношения имеющихся звуков по программе фронтальных занятий.




  1. Постановка, автоматизация, дифференциация отсутствующих или дефектных звуков в соответствии с индивидуальными планами на индивидуальных и подгрупповых занятиях.




  1. Расширение, обогащение и уточнение лексики (в соответствии с программой):

    • обогащение понятия;

    • подбор признаков к предметам и наоборот;

    • подбор действий;

    • синонимы;

    • антонимы;

    • однокоренные слова (родственные);

    • многозначные слова;

    • приставочные глаголы.




  1. Формирование навыка звуко – слогового анализа и синтеза.




  1. Формирование грамматического строя речи.



  1. Развитие связной речи.




ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ,

РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.


ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ.


1. Развитие произвольного внимания.

  1. Развитие и совершенствование всех видов сенсорной и словесно – логической памяти.

  2. Развитие речевого внимания.

  3. Развитие мышления (формирование мыслительных процессов и операций).

  4. Воспитание интересов и стремлений к познавательной деятельности.

  5. Развитие речевой и мыслительной деятельности и активности.

  6. Совершенствование у детей имеющейся речи.

  7. Практическое усвоение лексических и грамматических категорий языка.


Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь). Фронтальные занятия 3 раза в неделю.


1-й р а з д е л. Формирование произносительной стороны речи

1. Уточнять у детей произношение сохранных зву­ков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т'], [л], [л'], [ф], [ф], [в], [в'], [б], [б'].

2. Отработать чистое произношение в звукоподрожаниях: ко-ко-ко, ку-ку, га-га-га, гав-гав и т.д.

3. С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции отсутствующих звуков. Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [л'], [л], [ы], [с], [с'], [з], [з'], [р] и закреп­лять их на уровне слогов, слов, предложений.


2-й р а з д е л. Развитие общих речевых навыков. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения


1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.


3. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

4. Выработать правильный темп речи.

5. Работать над четкостью дикции.

6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию, мимику, соответствующие интонации.

6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию, мимику, соответствующие интонации.

7. Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных «А», «У», «О», «И» в словах (Аня, ухо и т.п.); в выделении согласных «П», «Т», «М», «Н» из ряда звуков; в выделении конечных согласных «П», «Т», «М», «Н» в словах.

8. Упражнять детей в анализе на слух слияний гласных звуков «АУ», «УА», «ИО», «ОИ», «ИУ», «УИ», «АИ», «ИА», «ОА», «АО».

9. Упражнять детей в анализе обратных слогов: ап, оп, уп, ип; ат, от, ит, ут.

10. Дать детям представление о гласном и согласном звуках, учить детей различать их на слух.


3-й р а з д е л. Лексика.

Сентябрь.

3-я неделя – «Детский сад. Игрушки».

4-я неделя – «Овощи».

Октябрь.

1-я неделя – «Фрукты».

2-я неделя - «Осень».

3-я неделя – «Сад-огород».

4 –я неделя – «Лес, грибы, ягоды. Деревья».


Ноябрь.

1-я неделя – «Наша страна. Мой родной край».

2-я неделя – «Откуда хлеб пришел».

3-я неделя – «Человек.

4-я неделя – «Семья».

5 –я неделя – «Мой дом. Прогулка по городу».


1. Расширить представления о труде работников детского сада.

Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника. Учить использовать существительные с обобщающим значением: педагог и др. Ввести в активный словарь:

— существительные: профессия, работа, воспитатель, учитель-логопед, старший воспитатель (методист), психолог, музыкальный руководитель, дворник, кладовщик, повар, прачка, врач, медсестра, кладовщица; картофелечистка, электромясорубка, пылесос и т.д.;


— прилагательные: нужный, полезный, любимый, трудный, интересный, необходимый;

— глаголы: воспитывать, учить, объяснять, заниматься, помогать, говорить, руководить, танцевать, варить, жарить, резать, гладить, хранить, лечить, готовить, стирать, выдавать;

— наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.

2. Уточнить и расширить представления детей об игрушках и их назначении; их существенных признаках, материалах, из которых они сделаны. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы. Ввести в активный словарь:

— существительные: игрушки, машина, кукла, грузовик, пирамидка, мяч, юла, кубики, зайка, матрёшка, шары, дом, дорога, паровозик;

— прилагательные: резиновый, пластмассовый, меховой, плюшевый, железный, круглый, квадратный, деревянная, большой, маленький, разноцветный;

— глаголы: играть, катать, бросать, подбрасывать, крутить, вращать, нагружать, разгружать, купать, мыть, строить, надувать, разбирать, собирать, спать, кормить, копать, причёсывать, одевать, убирать.


3. Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах (цвет, размер, запах, вкус), о сборе урожая, о заготовке овощей на зиму. Ввести в активный словарь:


    • существительные: овощи, помидор, огурец, лук, морковь, капуста, картофель, репа, свёкла, лук, помидор,чеснок, кабачок, огурец, редис, перец, укроп, петрушка, горох, огород, земля, грядка, листья, корни, корзина, мешок, ведро, лопата, лейка. гусеница, жук, вода, щи, борщ, салат, суп, сок, витамины;
    • прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, сладкая, длинная, горький, хрустящий, пупырчатый, шершавый, ровная, круглая, овальный, треугольная, овощной, картофельное, вкусный, полезный, душистый, мягкий, крепкий красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневая, жёлтый, розовый;


- глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать сажать, срезать, поливать, копать, дёргать, растить, ухаживать, выкапывать, выдёргивать, мыть, чистить, готовить, солить, варить, жарить, тушить, мариновать;

- наречия: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

4. Закрепить и расширить обобщенные представления о фруктах (цвет, размер, запах, вкус), о сборе урожая, о заготовке фруктов на зиму. Ввести в активный словарь:

    • существительные: сад, садовник, дерево, ветки, листья, плод, фрукты, яб­локо, груша, слива, вишня, апельсин, мандарин, лимон, банан, персик, виноград, урожай, ло­пата, лейка, мешок, ящик, корзина, вреди­тели, гусеницы, жуки; салат, компот, сок, кисель, варенье, витамины, косточка, кожура;

- прилагательные: кислый, сладкий, сочный (на вкус), зелёный, красный, жёлтый, оранжевый (цвет), круглая, овальная(форма), гладкая, шершавая, мягкая, твёрдая (поверхность), фруктовый, яблочный, большой, маленький, длинный, короткий, круглый, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый, незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, полезны;

- глаголы: сажать, убирать, цвести, собирать, срывать, есть, варить, резать, сушить продавать, покупать;

- наречия: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.


5. Обобщить первичные представления детей об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках. Ввести в активный словарь:

    • существительные: осень, дождь, погода, стая птиц, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, люди, лужи;

- прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, мелкий, затяжной, нудный, красный, оранжевый, разноцветный, серый, ранняя, золотая, поздняя (осень), серое (небо), унылый, желтый, зеленый, разноцветный, сухой, мокрый, пасмурный, осенний, унылый, грязный, голые (деревья), грустный, холодный, теплый, солнечный, теплые (края), перелетные (птицы), длинный;


- глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать наступать, греть, падать, краснеть, улетать, моросит, осыпаться, шелестеть, кружиться, вянуть, засыхать, лить, моросить, капать, стучать, дуть, улетать, убирать, собирать, готовится (к зиме);

- наречия: пасмурно, прохладно, солнечно, ветрено, сыро, холодно, тепло, красиво, чисто, поздно, рано, дождливо, ясно.


6. Познакомить с трудом взрослых на полях, в садах, огородах. Показать роль техники в сельскохозяйственных работах.


7. Сформировать представления о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах. Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Сформировать представления о многолетних и однолетних растениях. Ввести в активный словарь:

— существительные: береза, рябина, дуб, каштан, рябина, клен, ель, осина, сосна, дерево, трава, корень, ствол, ветка, листья, лес, цветы, грибы, ягоды, сережка, гроздь, шишка, желудь; мухомор, боровик, подосиновик, лисичка; земляника, малина, черника, клюква,, ежевика, смородина; компот, сок, варенье, желе; гриб, ягода, ножка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, опята, мухомор, поганка, дерево, пень, лес, грибник, корзина, нож, шляпка;

— глаголы: собирать, срывать, прятаться, висеть, зреть, убирать, заготавливать; искать, находить, срезать, класть, перебирать, варить, жарить; сажать, копать, появляться, распускаться, цвести, зреть, падать, находить, показывать, дышать;

— прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый,

мягкий, белый, оранжевый, коричневый, рыжий, полезный, красивый, большой - маленький, толстый – тонкий, высокий – низкий, душистый; земляничный, черничный, малиновый, сладкий, кислый, вкусный, полезный; белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный, лесной, березовый, дубовый, кленовый, каштановый, рябиновый, еловый, сосновый, зеленый, желтый, сухой, красивый, полезный;


— наречия: вкусно, быстро, медленно, вредно, плохо, сладко, высоко, низко, много, мало, вкусно, свежо, опасно, кисло.


8. Уточнить и расширить знания о своей Родине (знать соседние государства, ориентироваться по карте), родном крае и городе. Ввести в речь название родного города и улицы, на которой живет ребенок, края, страны. Ввести в активный словарь:

— существительные: республика, Кубань, край, город, столица, улица, двор, площадка, школа, детский сад, магазин, аптека, поликлиника, парикмахерская, мастерская, ателье, кинотеатр, театр, дорога, проезжая часть, тротуар, переход, светофор;

— прилагательные: большой, кубанский, красивый, чистый, грязный, широкий, узкий, красный, желтый, зеленый, детский, городской, грузовой, пассажирский;

— глаголы: жить, приезжать, уезжать, уходить, стоять, кричать, бегать, кататься, делать, покупать, продавать, стричь, ремонтировать, лечить, смотреть, работать, показывать, убирать, подметать;

— наречия: долго, медленно, чисто, грязно, аккуратно, красиво, осторожно.


9. Сформировать представление о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря. Ввести в активный словарь:

-существительные: земля, посев, уборка, элеватор, ток, механизатор, работа, хлеб, хлебороб, трактор, тракторист, землепашец, сеялка, комбайн, комбайнер, рожь, пшеница, зерно, мука, крупа, отруби, тесто, булка, батон, калач, слойка, бублик, торт, пирожки, рожок, ватрушка, пончик, пряник, печенье, каравай, лепешка, пышка, крошки, корка, мякоть, сухарь, хлебопродукты, мельник, мельница, пекарь, пекарня, подсолнечник, овес, ячмень, лен, просо, кукуруза, гречиха, поле, злак, колосья, сноп;

-прилагательные: ржаной, пшеничный, свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, хрустящий, черный, белый, серый, вкусный, сдобный, тяжелый, золотой, налитой, тонкий, ломкий, богатая, щедрая, плодородная, воздушная, пышная;


-глаголы: пахать, сеять, сажать, выращивать, косить, убирать, жать, молотить, боронить, вносить, подкармливать, хранить, молоть, выпекать, украшать, вымешивать, подниматься, колосится, печь, резать, есть, беречь;

- наречия: долго, быстро, рано, поздно, тяжело, легко, бережно.


10. Расширить представления детей об основных частях тела и лица человека (о функциях частей тела, органов чувств, о расположении частей тела относительно друг друга), о правилах гигиены, об общепринятых условных обозначениях, их назначении. Ввести в активный словарь:

-существительные: голова, уши, лицо, брови, ресницы, лоб, глаза, щеки, нос, губы, зубы, шея, подбородок, туловище, грудь, живот, спина, руки, плечи, локоть, ладонь, кулак, пальцы, ногти, ноги, колени, пятка, носок, сердце, волосы, рост, прическа, стрижка, коса;



следующая страница >>