litceysel.ru
добавить свой файл
1
Аналитическая записка



Осуществление Федеральной службой по надзору в сфере природопользования антикоррупционной политики Правительства Российской Федерации


  1. План противодействия коррупции Росприроднадзора

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования при проведении антикоррупционных мероприятий руководствуется ведомственным планом противодействия коррупции.

Действующий План противодействия коррупции Росприроднадзора утвержден приказом от 15.10.2010 № 304 и приведен в соответствие с Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции на 2010-2011 годы и типовым планом, (одобренным протоколом Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 15.09.2010 № 10).

План предусматривает проведение конкретных антикоррупционных мероприятий как территориальными органами Росприроднадзора, так и структурными подразделениями центрального аппарата Росприроднадзора.

По каждому мероприятию, предусмотренному ведомственным планом противодействия коррупции, определены ответственные исполнители.


  1. Правовые акты по противодействию коррупции

В целях реализации Плана противодействия коррупции Росприроднадзором было принято восемь правовых актов, утверждающих:

- перечень лиц в центральном аппарате, уполномоченных проводить проверку достоверности и полноты сведений, представляемых федеральными государственными гражданскими служащими и претендентами на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера как своих, так и супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (приказ от 05.08.2009 № 210);

- перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Росприроднадзоре, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера как своих, так и супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (приказ от 03.09.2009 № 244, зарегистрирован в Минюсте России 23.09.2009 , № 14853);


- порядок уведомления федеральными государственными служащими о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений (приказ от 21.09.2009 № 279, зарегистрирован в Минюсте России 15.10.2009, № 15032);

- порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими сведений о полученных ими, супругом (супругой), несовершеннолетними детьми доходах, имуществе, принадлежащем на праве собственности, обязательствах имущественного характера (приказ от 24.09.2009 № 283);

- правила проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (приказ от 14.10.2009 № 308);

- распоряжение о представлении информации об исполнении ведомственного плана противодействия коррупции (распоряжение от 10.08.2009 № 22-р);

- рекомендации по соблюдению этики и правил служебного поведения государственными служащими Росприроднадзора (распоряжение от 15.03.2011 № 4-р);

- порядок передачи подарков, полученных государственными гражданскими служащими Росприроднадзора и в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировкам и другими официальными мероприятиями (приказ от 15.07.2011 № 539).


  1. Кадровые мероприятия по противодействию коррупции

В служебных контрактах государственных гражданских служащих отражены положения, закрепляющие обязанность гражданского служащего по соблюдению этики и правил служебного поведения, установленные нормами федерального законодательства.

Разработан и направлен в территориальные органы Росприроднадзора лист ознакомления граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы в Росприроднадзоре, с основными правами и обязанностями гражданских служащих, ограничениями и запретами, связанными с гражданской службой, а также требованиями и принципами к служебному поведению гражданских служащих. Указанные листы ознакомления подписаны всеми работниками центрального аппарата, руководителями и заместителями руководителей территориальных органов Росприроднадзора и помещены в их личные дела. Необходимые указания даны руководителям территориальных органов в отношении работников территориальных органов.


Ежегодно гражданскими служащими представляются Справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих, их супругов и несовершеннолетних детей.

В территориальные органы Росприроднадзора направлены методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственных служащих к совершению коррупционных правонарушений (к приказу Росприроднадзора от 21.09.2009 № 279).

В рамках исполнения Плана противодействия коррупции Росприроднадзора соблюдается требование об оформлении допуска для работы со сведениями, составляющими государственную тайну при назначении лиц на должности, на которых необходимо оформление такого допуска.

Росприроднадзором постоянно проводятся консультации государственных служащих по антикоррупционной тематике, организуется повышение квалификации специалистов, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции. Организована проверка соблюдения государственными служащими установленных запретов и ограничений.

После утверждения типового положения о ротации кадров в федеральном органе исполнительной власти и типовой методики проверки сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы в Росприроднадзоре планируется разработать и утвердить Положение о ротации кадров в Росприроднадзоре, а также разработать и внедрить Методику проверки сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы (пункты 1.5 и 1.6 Плана соответственно).


    1. Соблюдение требований к служебному поведению

В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции, других нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции, и в целях соблюдения государственными гражданскими служащими общих принципов служебного поведения Росприроднадзором создана Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и урегулированию конфликта интересов.


Указанная Комиссия образована приказом Росприроднадзора от 14.10.2010 № 301 (зарегистрирован в Минюсте России 21 декабря 2010 г., регистрационный № 19277) и является инструментом по выявлению и устранению коррупционных проявлений при исполнении должностных обязанностей гражданскими служащими.

Состав Комиссии утвержден приказом от 24.12.2010 № 444. В его состав входят 2 представителя Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и 1 представитель Правительства Российской Федерации.

Росприроднадзором обеспечиваются меры по действенному функционированию Комиссии.

Во всех территориальных органах Росприроднадзора созданы и действуют аналогичные комиссии. Мониторинг их деятельности в установленном порядке и по установленной форме ежеквартально представляется в Минздравсоцразвития России.

Работа комиссий осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов и предложениями по организации информирования о работе комиссий, направленными письмом Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы от 20.04.2009 № А63-611.

По состоянию на настоящее время проведены 54 заседания комиссий, из них 3 – в центральном аппарате Росприроднадзора, остальные – в территориальных органах. Основанием для большинства заседаний послужили обращения государственных служащих, касающиеся дачи согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации на выполнение работ на условиях гражданско-правового характера.

По результатам заседаний Комиссии 41 гражданский служащий привлечен к дисциплинарной ответственности, в основном, в связи с нарушениями, касающимися соблюдения требований о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.


  1. Антикоррупционная экспертиза документов

В настоящее время в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования действует Порядок проведения антикоррупционной экспертизы (утвержден приказом Росприроднадзора от 07.12.2009 № 363, зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2009 № 15912) и на официальном сайте Росприроднадзора создан раздел «Антикоррупционная экспертиза документов». В этом разделе размещаются проекты документов Росприроднадзора на антикоррупционную экспертизу для обеспечения участия независимых экспертов в данной процедуре.


  1. Государственная экологическая экспертиза

В целях обеспечения гласности процесса организации и проведения государственной экологической экспертизы на официальном сайте Росприроднадзора в сети Интернет регулярно обновляется информация о ходе проведения государственной экологической экспертизы. Так, заказчики ГЭЭ и иные заинтересованные лица в режиме онлайн могут ознакомиться со всеми стадиями организации и проведения государственной экологической экспертизы:

регистрация входящих материалов;

выставление счета;

приказ об организации государственной экологической экспертизы;

ход проведения государственной экологической экспертизы;

результат государственной экологической экспертизы (приказ об утверждении заключения экспертной комиссии).

Таким образом, обеспечивается равный доступ экологических организаций и иных заинтересованных лиц к экологической информации, а также исключается возможность нарушения процедуры организации и проведения государственной экологической экспертизы.


  1. Использование современных технологий в целях снижения коррупционных рисков

Особое внимание Росприроднадзор уделяет внедрению современных информационных технологий государственного управления и администрирования. Так, с 1 января 2010 г. введена и функционирует система электронного документооборота – СЭД «Lotus», через которую проходит вся корреспонденция как по внутренним, так и по внешним адресатам.


В целях повышения прозрачности и снижения коррупционных рисков проводится работа по переводу государственных услуг (функций) Росприроднадзора в электронный вид. Информация о 27 услугах (функциях) Росприроднадзора внесена в Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций). Кроме того, в рамках предоставления услуг (функций) по принципу «1 инстанции» проводится разработка электронных сервисов межведомственного взаимодействия.

В целях оптимизации упорядочения процесса обслуживания природопользователей в Департаменте Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу с июня 2011 года установлены специализированные терминалы («Электронная очередь»), при помощи которых осуществляется прием и юридических лица, индивидуальные предприниматели, а также лица, действующие от их имени по доверенности, при необходимости подачи экологической разрешительной документации имеют возможность выбрать удобные для них дату и время подачи документов.

Для совершенствования условий, процедур и механизмов государственных закупок, а также в соответствие с требованиями Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с 1 января 2010 года в Росприроднадзоре проводятся открытые аукционы в электронном виде. В 2010 году было проведено 5 открытых аукциона в электронном виде, а с 1 января 2011 года по настоящее время – 3 аукциона.


  1. Другие мероприятия

Следует отметить, что в территориальных органах Росприроднадзора по федеральным округам организована и обеспечивается работа «горячей линии» или «телефонов доверия».

В соответствии с Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов размещается на официальных сайтах и доступна для граждан.


Также в Росприроднадзоре проводится контроль за целесообразностью использования, списания и реализации федерального имущества.

С целью совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных функций Росприроднадзором регулярно направляются предложения в Минприроды России, Аппарат Правительства Российской Федерации и Минэкономразвития России, в том числе по вопросам оптимизации функций Росприроднадзора.

В соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при планировании контрольно-надзорной деятельности проекты планов Росприроднадзора направляются на согласование в органы прокуратуры в целях проверки предмет соответствия действующему законодательству


  1. Организация взаимодействия по антикоррупционной тематике

Росприроднадзором налажено взаимодействие с Департаментом экономической безопасности МВД России по вопросам, связанным противодействием коррупции (письмо от 15.11.2010 № СМ-01-02-29/8517).


  1. Информирование органов власти об антикоррупционных мероприятиях, осуществляемых Росприроднадзором

Росприроднадзор в установленном порядке проинформировал Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы о реализации предложений по организации информирования о работе Комиссии (письмо от 27.11.2009 № АА-05-07/8356).

В соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации копия приказа об утверждении состава Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и урегулированию конфликта интересов от 24.12.2010 № 444 направлена в адрес Департамента управления делами Правительства Российской Федерации в установленный срок.

В целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 28 января 2011 г. № ВВ-П16-385 Росприроднадзор направил в Минздравсоцразвития России информацию о мерах, принятых должностными лицами кадровой службы Росприроднадзора по активизации работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений и по повышению деятельности Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Росприроднадзора и урегулированию конфликта интересов (письмо от 05.05.2011 № СМ-01-02-029/5533).


В целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. № ВВ-П17-1167 Росприроднадзором проведен анализ практики применения правовых норм, регламентирующих порядок проверки достоверности и полноты представляемых государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Проведенный анализ позволил направить в Минздравсоцразвития России конкретные предложения о внесении дополнений в Положение о проверке достоверности и полноты представляемых государственными служащими сведений, о корректировке отдельных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проверки сведений о доходах, а также предложения о разработке отдельных методических рекомендаций (письмо от 17.03.2011 № СМ-01-02-29/2822).

В соответствии с пунктом 2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 16 марта 2011 г. № 23 Росприроднадзором подготовлен и направлен в Минздравсоцразвития России обзор типовых случаев конфликта интересов на государственной службе и порядка их урегулирования (письмо от 12.08.2011 № КТ-01-02-29/10457).


Предложения по мерам профилактики, выявления и устранения причин, порождающих коррупцию, и полного исключения коррупционных рисков в деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов

В целях выявления коррупционных факторов, создающих возможности для принятия коррупционных решений или совершенствования коррупционных действий, снижения коррупционных рисков, провоцирующих государственного служащего на использование служебного положения в личных интересах и, как следствие, инициирующих ситуацию конфликта интересов, необходимо постоянно проводить оценку коррупционных рисков, их ранжирование по степени распространенности на уровне отдельных органов государственной власти, осуществлять применение дополнительных мер и механизмов, минимизирующих возможность коррупционных проявлений.


Законодательство:

1. Внести изменения в КоАП РФ в части ответственности лиц, а именно:

- указать механизм определения меры ответственности должностных и юридических лиц, то есть четко разграничить за какие нарушения отвечает должностное лицо, а за какие юридическое;

2. Наказание должно быть адекватным нарушению. В настоящее время добыча подземных вод приравнена ко всем недрам и ответственность предусмотрена та же, что и при добыче нефти, золота, алмазов и т.д.

Необходимо разделить ответственность за нарушения, допущенные при:

- добыче подземных вод для нужд водоснабжения населения. Забора воды для производства продукции, в том числе минеральных вод и воды для продажи через торговую сеть, и забора воды для обеспечения деятельности организаций и предприятий, функционирующих за счет бюджетов всех уровней;

- добыче общераспространенных полезных ископаемых;

- добыче других полезных ископаемых.

Бесспорно, что эти изменения повлекут значительное расширение КоАП РФ, но установленная конкретика приведет к минимизации коррупционных рисков.

3. В настоящее время природопользователям выдаются лицензии на забор подземных вод на участки с неутвержденными запасами и составляет в основных условиях лицензионных соглашений проведение оценки и утверждения запасов. Эти условия дают возможность направлять недропользователей в определенные организации – это коррупционный риск. То же самое касается технического обследования артскважин, срок действия которых превышает 25 лет, добычи полезных ископаемых с неопределенным техническим состоянием оборудования и выдачи лицензий на геологоразведочную деятельность с одновременной добычей, которые выдаются сроком до 5 лет.

4. Процедура отзыва лицензии позволяет использовать природные ресурсы государства, даже при выявлении существенных нарушений, минимум в течение года, так как контрольно-надзорные органы в соответствии с действующим законодательством не могут повлиять на этот процесс. Процедура отзыва лицензии должна быть сокращена, по крайней мере в части использования подземных вод и других общераспространенных полезных ископаемых.


5. Коррупционный риск присутствует при выделении федеральных средств в качестве субвенций на выполнение переданных полномочий в части водных отношений. Когда субъекты согласовывают проведение работ на водных объектах, которые никак не определяют состояние федеральных водных объектов, то есть федеральные средства расходуются на удовлетворение местнических потребностей, а законодательно контроль со стороны Росприроднадзора не закреплен. Необходимо проведение экологической экспертизы по каждому объекту, на который выделяются субвенции.

6. В настоящее время государственный инспектор в ходе проверки сам определяет меру ответственности природопользователя за допущенные нарушения, сам рассматривает материалы, подтверждающие вину, и сам выносит постановление о наказании, что также является коррупционным риском, так как взаимоотношения строятся между двумя людьми. Учитывая, что денежное содержание государственного инспектора нашей системы со всеми максимальными надбавками составляет 13 тыс. рублей в месяц, а штрафные санкции могут составлять до 1 млн. рублей, необходимо изменить порядок рассмотрения административных дел.

7. В части работы по администрированию платежей за негативное воздействие на окружающую среду необходимо внедрение программ электронного документооборота, исключающего личный контакт заявителя и государственного служащего. То же касается работы по выдаче разрешительной документации по всем направлениям. Это не исключает, но минимизирует коррупционный риск по данному направлению.

8. В Водном, Земельном, Лесном кодексах, законах «Об охране окружающей среды», «О недрах» и т.д. трактование некоторых положений двусмысленно и не конкретно, то же самое касается постановлений Правительства РФ, что содержит коррупционные риски, чтобы им противостоять, необходимо соблюдать основные принципы:

- конкретизация требований законодательства: законы не должны лоббироваться, а должны создаваться по мере их необходимости обществу;


- четкие и конкретные регламенты работы государственных органов и государственных гражданских служащих;

- адекватность мер наказания за нарушение в отношении природных ресурсов;

- четкое распределение полномочий между федеральным центром и субъектами РФ.

9. Внести в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следующие изменения: часть 2 статьи 11 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

« 3) наличие у поставщиков соответствующих производственных мощностей, технического оборудования, трудовых и финансовых ресурсов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг».


Организация деятельности:


  1. Обеспечение инспекторского состава необходимыми материально-техническими средствами для осуществления должностных обязанностей (транспорт, проездные билеты оргтехника с выходом в Интернет на рабочем месте и при выезде на проверку).

  2. Включение в состав комиссий, проводящих проверки природопользователей, лиц, ответственных за работу, направленную на противодействие коррупции

  3. Постоянная ротация инспекторского состава на поднадзорных объектах позволила бы избежать вероятности приобретения нежелательных связей, влекущих за собой коррупционные действия.

  4. Организация системы «единого окна» для приема документов.

  5. Внедрение электронной системы поступления заявок и выдачи разрешительной и другой документации.

  6. Разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий со стороны государственных служащих и строгого контроля деятельности лиц, находящихся в этой точке.

  7. Осуществление антикоррупционного просвещения, образования и пропаганды.
  8. Разработка и утверждение четких методических рекомендации по заполнению справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, а также справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) гражданского служащего и его несовершеннолетних детей.


  9. Разработка и утверждение типовой методики проверки представляемых гражданскими служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, с целью определения их достоверности.

  10. Расширение полномочий и оптимизация работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.