litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Отчет по реализации научно-образовательного проекта базовой площадки муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей №5 Камышловского городского округа


За 2012 год


Цель деятельности базовой площадки: создание условий для продвижения (распространения) в массовую образовательную практику системы общего образования новых и эффективных форм и методов работы по сопровождению детской одаренности средствами информационно-образовательной среды, в условиях реализации Федеральных государственных стандартов, обеспечивающих современное качество образования.

Ведущим направлением работы базовой площадки является деятельность по теме «Сопровождение детской одаренности средствами информационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС». Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что выявление и поддержка одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от её решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, региона, страны в целом. Подтверждением этого высказывания являются нормативные документы: «Наша новая школа», «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов».

Выбор данной темы обусловлен уникальностью образовательной системы лицея, которая заключается в интеграции учебной и внеурочной деятельности, развитии системы дополнительного образования. А так же накопленным позитивным опытом работы по созданию и управлению развитием информационно- образовательной среды.

Тема несколько изменилась с первого этапа реализации научно-образовательного проекта, звучавшая как «Сопровождение детской одаренности средствами электронных образовательных ресурсов в условиях массовой школы», так как при реализации проекта пришлось шире взглянуть на проблему, приобретенный опыт показывает, что образовательное учреждение, максимально нацеленное на развитие насыщенной, вариативной образовательной среды, основанной на интеграции основного, дополнительного и профессионального образования, с расширением образовательного поля, в условиях «открытого» социального пространства, способствуют сохранению и развитию творческого потенциала детей и подростков и позволяют максимально успешно работать на результат, достаточно эффективно решая проблему развития детской одаренности.


Мы полагаем, что образовательное пространство лицея как широкое поле инновационной вариативной образовательной среды, прежде всего, способствует развитию и становлению одаренности как универсального основания личности. Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость.

На первом этапе реализации проекта (2011-2012 учебный год): решалось концептуально - методологическое осмысление содержания педагогической деятельности. Выделение и формирование комплекса проблем, решение которых предоставило возможность для осуществления реализации проекта (стадии: целеполагание; инвентаризация и прогнозирование; оперативно-тактическая и организационная). Формирование и планирование деятельности творческих групп по разработке и реализации единичных проектов.

Результат - создание условий для формирования системы сопровождения детской одаренности средствами электронных образовательных в условиях массовой школы.


  1. Осуществлен анализ информационно-технологической компоненты образовательной среды лицея. Проанализирована технологическая среда (вид используемых технических средств, их состояние, количество и область применения), программная среда.

  2. Проведена классификация электронных образовательных ресурсов.

  3. Создан банк документов, рекомендуемых для изучения или ознакомления на курсах повышения квалификации педагогических кадров в области информационных и коммуникационных технологий использования электронных образовательных ресурсов.

  4. Разработана оценка эффективности использования электронных образовательных ресурсов.

  5. Сформирована система знаний о современных электронных образовательных ресурсов через методические и педагогические советы, тематические семинары, курсовую переподготовку
  6. Разработаны образовательные модули программ стажировки, ориентированных на повышение профессиональной компетенции педагогов и руководителей


  7. Осуществлено информирование о реализации проекта (через сайты, телевидение, печатные информационные ресурсы).


Так как проект в 2012-2013 учебном году вышел на основной этап реализации, соответственно выстраивается и целеполагание работы лицея на этот год: Создание системы сопровождения детской одаренности средствами информационно-образовательной среды лицея для формирования личности, способной к саморазвитию, самоопределению и самореализации в современном информационном обществе, адресной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в различных областях интеллектуальной, социальной, спортивной и творческой деятельности.

На втором этапе основными направлениями являлись:

Реализация проекта. Модернизация материальной инфраструктуры информационно-образовательной среды. Осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения проекта. Проведение внутренней и внешней экспертной оценки результатов, анализ выявленных проблем, тиражирование накопленного опыта.

Планируемый результат – проведение образовательных программ дополнительного профессионального образования педагогов, стажировочная и консультационная деятельность, практико-ориентированные семинары для педагогов города и региона, участие в конференциях, круглых столах и т.п.


Организационно-методическая деятельность


  • Созданы программы стажировок образовательных программ:

  • «Развитие одаренности детей в условиях современного образования»;

  • «Содержание и технологии реализации ФГОС НОО»;

  • «ФГОС общего образования: идеология, содержание и технологии введения»;

  • «ИКТ как средство реализации федерального государственного стандарта общего образования»;

  • «Современные сервисы Интернет (Веб 2.0)»;

  • «Современные технологии дистанционного обучения»

  • Составлен сетевой план-график работ по созданию организации деятельности базовой площадки на 2012-2013 учебный год


  • Составлен примерный график для повышения квалификации педагогов на базовой площадке на 2012 г.

  • Составлена Организационная структура БП МБОУ лицей №5 при стажировочной площадке ГБОУ ДПО ИРО Свердловской области в рамках реализации мероприятий ФЦПО на 2011-2015 годы в Свердловской области по теме «Ведение ФГОС общего образования как фактор модернизации системы образования Свердловской области»

Для актуализации и пролонгации программы «Одаренные дети» были созданы подпроекты «Интеллект», «Лидер», «Талант в искусстве» «Спортсмен» таким образом, работа с одаренными детьми определена нормативно и программно. Создана модель работы лицея по сопровождению детской одаренности.


Развитие материальной базы информационно-образовательной среды


В лицее создана насыщенная информационно-образовательная среда. Функционирует локальная и телекоммуникационная сеть. Все кабинеты оборудованы: телевизорами (32 экз.), персональными компьютерами (125 экз.), презентационным оборудованием (интерактивная доска -15 экз, проекторов-25 экз.).Функционируют два компьютерных и два мобильных класса. Подключен скоростной интернет - две выделенных линии. Регулярно обновляется лицейский сайт. Создан сайт самоуправления, учительские сайты. Эффективно идет процесс внедрения новых информационных технологий в учебно-образовательный процесс. Систематически пополняется медиатека цифровых образовательных ресурсов.

Создание единого информационного пространства лицея ведется на базе информационно-программного комплекса «Netschool»

  • БД Учащиеся

  • БД Сотрудники

  • учебный план

  • расписание уроков

  • электронный журнал

  • каталог цифровых информационных ресурсов школы и ссылок Интернет
  • портфолио учащихся и учителей


и программного обеспечения «Матроссофт»:

  • электронные учебники,

  • психологическое тестирование


Повышение квалификации кадров


Деятельность лицея в качестве базовой площадки расширила возможность повышения квалификации, на сегодняшний день 100% педагогов прошли обучение по образовательным программам использования ИКТ технологий в образовательной практике, 95% по введению ФГОС начального общего и основного общего образования, 15% по развитию одаренности в условиях современного образования.

На сегодняшний день 25 (55%) педагогов лицея обучены по тьюторским программам и являются тьюторами по различным направлениям:

  • Развитие одаренности детей в условиях современного образования

  • Содержание и технологии реализации ФГОС НОО

  • ФГОС общего образования: идеология, содержание и технологии введения

  • Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации ФГОС;

  • Современные сервисы сети Интернет в педагогической практике (Web 2.0)

  • Современные технологии дистанционного обучения


Методическая работа осуществлялась через: проведение педагогических советов, обучающих семинаров организацию открытых уроков, пополнение виртуального методического кабинета и медиатеки, размещение прокомментированных материалов уроков, занятий с использованием ЭОР на сайтах и записей уроков на сервере. По итогам реализации образовательных программ и стажировочной деятельности ИРО выпущены методические сборники.


Образовательная деятельность

Одним из важных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств информационных компьютерных технологий является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания, для этого в лицее создаются условия для свободного доступа к информационным источникам на электронных носителях, с учетом безопасности информационного контента.


В работе с одаренными учащимися педагогами в лицее используются информационные технологии по следующим направлениям:


  1. Проведение уроков, элективных курсов, факультативных и кружковых занятий с использованием ЭОР.

Современный урок не может обойтись без использования информационных технологий, что в свою очередь привлекает внимание детей, развивает у них наглядно—образное мышление, формирует стойкий интерес к предмету. От того, насколько грамотно методически и технологически изготовлен, произведен, сконструирован урок зависит обеспечение развития академических, интеллектуальных, творческих и личностных способностей детей.

  1. Организация дистанционного обучения.

Потенциальными пользователями такой системы являются дети, проявляющие повышенные интеллектуальные способности в каком—то из научных направлений, дистанционное обучение помогает решить вопросы организации элективного и профильного обучения.

  1. Организация и проведение интернет—олимпиад по предметам.

Онлайн олимпиады по предметам – это олимпиады, которые проходят в режиме реального времени. Участвовать в такой олимпиаде может любой учащийся, имеющий доступ к сети Интернет. Такого рода соревнование имеет ряд преимуществ. Во-первых, проверка ответов, составленных учениками, возложена на компьютер. Человек к этому процессу отношения не имеет, поэтому субъективизм оценивания полностью исключен. Во-вторых, за ходом олимпиады можно наблюдать во время выполнения заданий, а результаты увидеть сразу после её окончания. В-третьих, можно попробовать свои силы в решении задач высокого уровня сложности, встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня.

  1. Проведение интернет—тестирования. Это очень удобный метод оценки знаний, а также самооценки своих способностей. Сервисы Стат-град.
  2. Использование сети специализированных сайтов и порталов, рассказывающих о научных исследованиях, методологии организации и проведения самостоятельного и группового научного исследования.


Таким образом, использование инновационных технологий с одаренными учащимися позволяет не только осуществлять эффективное их обучение, но и поддерживать деятельность педагогов лицея в рамках учебного процесса. Это имеет достаточно большое значение, так как позволяет повысить комфортность и эффективность обучения с одной стороны, а также естественным способом ввести инновационные компоненты в культуру преподавания предметов, мотивировав преподавателя на новые формы и технологии учебного процесса.

Основные формы поддержки и работы с одаренными детьми:

  • Предметные олимпиады, интеллектуальные конкурсы, в том числе дистанционные;

  • Фестивали учебно-исследовательских работ 2-6 классы «Мир вокруг нас», 7-11 классы «Мир, который нас окружает».

  • Защита исследовательских проектов

  • Система элективных курсов, факультативных и кружковых занятий;

  • Очно - дистанционное обучение «Решение олимпиадных задач» совместно с преподавателями Уральского университета путей сообщения;

  • Дистанционное тестирование «Стат-град»

  • Участие в межвузовской олимпиаде «Паруса надежды»

  • Участие детей в программе «Шаги к успеху»

  • Творческие конкурсы, выставки детского творчества;

  • Деятельность лицейских СМИ: телевидения и выпуск газет;

  • Спортивные соревнования;

  • Организация работы спортивных классов;

  • Школа Лидер

  • Проведение торжественного приема у директора лицея с одаренными детьми, их учителями и родителями.


Развитие интеллектуальной одаренности

В педагогической практике лицея в работе с интеллектуально одаренными детьми используются стратегии углубления и обогащения.

При использовании стратегии углубления в рамках каждого учебного предмета объем и характер изучаемого материала видоизменяются педагогами таким образом, чтобы одаренные учащиеся имели возможность выполнять нестандартные задания, задания «открытого типа», работать с дополнительными источниками, выполнять задания повышенного уровня сложности.


Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний. Оно реализуется через элективные курсы, предметные кружки. Лицейский компонент отражает специфику лицея как профильного образовательного учреждения.

Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке интеллектуально одаренных детей является развитие олимпиадного движения, системы интеллектуальных и творческих конкурсов. С каждым годом спектр таких мероприятий расширяется, в том числе и дистанционных. В 2012 году участий лицеистов 2840, призовых мест на муниципальном, региональном, российском и международном 215. Есть призовые места на уровне России по химии, информатике, математике, психологии, обществознанию, истории, географии, МХК.

Учащиеся лицея стабильно по количеству призовых мест лидируют в городе в предметных олимпиадах (в 2012 г. в муниципальном туре олимпиад участвовали 233 ученика 7-10 классов, призовых мест 94), защите исследовательских проекте (в 2012 г. представлено на муниципальный тур 21 проект, 14 призовых мест);

По итогам межвузовской олимпиады «Паруса надежды», трое выпускников без конкурса поступили в высшие учебные заведения технического профиля.

Опыт учебно-исследовательской и проектной деятельности является, возможно, одним из самых полезных для ребенка за годы учебы, в работе над самостоятельным научным исследованием школьники учатся применять полученные в школе знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.

Развитие спортивной одаренности


Создание условий для развития и совершенствования таланта спортивно одаренных детей в нашем лицее носит системный характер и строится на следующих принципах:

- выявление спортивно одаренных детей идет на протяжении всего процесса обучения;

- отбор детей для занятий в секции лицея и спортивной школы, не имеющих медицинских противопоказаний, постепенный и поэтапный, так как эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна;

- обеспечивается гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения.

2012 год стал вторым годом в практике лицея по формированию спортивных классов для детей, обладающих спортивными способностями. Сегодня лицей имеет возможность совместно со спортивной школой города реализовать проект «Мини – футбол в школу». Разрабатывается индивидуальный учебный график, позволяющий эффективно совмещать образовательную и тренировочную деятельность.

Учебный день для этих детей начинается в зале спортивной школы, после тренировки осуществляется организованная доставка детей в лицей. Администрацией города для спортсменов, проживающих в других микрорайонах города, выделяются бесплатные проездные билеты.

Благодаря достижению высоких результатов Исполком Российского футбольного союза выделил лицею искусственное покрытие для строительства мини-футбольной площадки.


Развитие лидерской одаренности


Проводится курс программы “Я – лидер!”, который представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий и деловых игр, в ходе которых школьники анализируют и моделируют ситуации, классифицируют вопросы и проблемы, рассматривают различные варианты, высказывают и защищают различные точки зрения, участвуют в дискуссиях и обсуждениях, делают выводы и принимают решения.

Обучение по программе “Я – лидер!” дает возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий по программе “Я -лидер!” учащиеся выявляют свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут им стать грамотными специалистами, достойными членами общества, определить природу лидерства, изучить стратегии и методы управления.


Итогом усвоения программы является совместная работа учащихся над проектом социального характера, который заказывает администрация школы. Курс завершается представлением проекта.


Развитие способностей в художественно-эстетической деятельности


Система работы с одаренными детьми в художественной сфере деятельности осуществляется в интеграции основного и дополнительного образования, что позволяет применять различные формы и технологии урочной и внеурочной деятельности, а также осуществляя адресное их сопровождение во взаимодействии с муниципальной системой дополнительного образования. Так для воспитанников д/садов посещающих в лицее «Школу радости», В расписание включены занятия ДШИ№2, которая расположена в здании лицея. Цель данных занятий - заинтересовать родителей и их детей в развитии способностей в области хорового искусства, сольфеджио, хореографии. В завершении курса занятий дошколятам предлагается посетить концерт организованный силами воспитанников школы искусств.

• Учащимся начальной школы предоставляется возможность проявить себя в разных видах творческой деятельности.

Во взаимодействие со школой искусств №2 в начальной школе проходят уроки музыки, где профессиональные специалисты наблюдают, развивают детей и профессионально углубляют их знания в области музыкального творчества.

Выявив способности детей в хоровом пении, руководители творческих объединений развивают потенциальные возможности и талант детей в условиях дополнительного образования.

Классные руководители, педагоги дополнительного образования, находятся в постоянном творческом поиске новых форм и технологий для развития творческих способностей и таланта лицеистов.

Для формирования персонифицированной базы данных по детям–участникам значимых мероприятий международного, всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней, а также разносторонне проявивших себя в учебной и внеурочной деятельности создана программа «Успех» Программа создана на основе Microsoft Access и позволяет в электронном виде заполнять форму и выполнять запросы по необходимым параметрам.



следующая страница >>