litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 декабря 2007 г. N 239


О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ОМСК

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ (2007 - 2009 ГОДЫ)


В целях реформирования системы управления муниципальными финансами и участия муниципального образования городской округ город Омск Омской области в конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, проводимом Министерством финансов Российской Федерации, руководствуясь Уставом города Омска, Омский городской Совет постановляет:

1. Одобрить Концепцию реформирования муниципальных финансов муниципального образования городской округ город Омск Омской области (2007 - 2009 годы) (далее - Концепция реформирования муниципальных финансов города Омска) согласно приложению к настоящему Постановлению.

2. Предложить Администрации города Омска утвердить План мероприятий по реализации положений Концепции реформирования муниципальных финансов города Омска и обеспечить его реализацию до конца 2009 года.

3. Настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет Омского городского Совета по финансово-бюджетным вопросам (А.И. Мясников).


Председатель Омского

городского Совета

С.Е.Алексеев


Приложение

к Постановлению Омского городского Совета

от 12 декабря 2007 г. N 239


КОНЦЕПЦИЯ

реформирования муниципальных финансов муниципального

образования городской округ город Омск Омской области

(2007 - 2009 годы)


Раздел I. Общие положения

Концепция реформирования муниципальных финансов муниципального образования городской округ город Омск Омской области (2007 - 2009 годы) (далее - Концепция реформирования муниципальных финансов города Омска, Концепция) разработана с учетом основных направлений реформирования системы управления финансами в целях осуществления реформы бюджетного процесса в муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.



Раздел II. Обоснование необходимости реформирования

муниципальных финансов муниципального образования городской

округ город Омск Омской области


Глава 1. Ключевые аспекты и проблемы социально

экономического развития города Омска


Город Омск основан в 1716 году. С 1934 года он является административным центром Омской области. Территория города Омска составляет 572,9 кв.км, расстояние от города Омска до города Москвы - 2555 км. Численность постоянного населения города Омска на 1 января 2007 года составляет 1134,7 тыс. человек.

Город Омск - один из ведущих промышленных и культурных центров России. Город Омск находится в центре обширной территории России, на пересечении важнейших коммуникаций (железнодорожных, водных, автомобильных, авиационных и других), связывающих европейскую и азиатскую части континента, а также север Западной Сибири и Центральную Азию, что является основой для его экономического, социального и культурного развития.

Город Омск является самым западным крупным городом Сибирского федерального округа. С юга город Омск - ближайший сосед Республики Казахстан, с севера - Тюменской области.

Геополитическое положение города Омска главным образом обусловлено наличием ветки Транссибирской железнодорожной магистрали как осевой транспортной магистрали России.

Город Омск имеет устойчивый имидж инвестиционно привлекательного города. Организации города Омска осуществляют внешнеторговую деятельность более чем с шестьюдесятью странами мира. Наиболее активными торговыми партнерами являются Испания, Казахстан, Нидерланды, Финляндия, Украина, Беларусь.

Город Омск - крупный научный и образовательный центр. В городе Омске функционируют двадцать вузов, которые характеризуются высоким уровнем подготовки специалистов в самых различных сферах деятельности.


§ 1. Социально-экономическое развитие города Омска

Динамика основных показателей социально-экономического развития города Омска за 2005 - 1 полугодие 2007 годов свидетельствует о том, что реальный и номинальный рост инвестиций в основной капитал является значительной положительной тенденцией (таблица 1). Учитывая достаточный износ основных фондов, данный тип инвестиций позволяет увеличить темпы развития предприятий, их эффективность, а, следовательно, конкурентоспособность предприятий.


Таблица 1


Динамика основных показателей социально-экономического

развития города Омска в 2005 - 1 полугодии 2007 годов


Показатель

2005 год

2006 год

1 полугодие
2007 года

Объем выполненных работ и услуг
по виду деятельности
"строительство", млн. рублей

18699,7

22838,6

9307,5

Инвестиции в основной капитал,
млн. рублей

29651,4

33848,7

14057,3

Ввод в действие жилых домов,
тыс. кв.м

595,2

723,4

360,8

Оборот розничной торговли,
млн. рублей

75188,6

92491,7

51113,2

Объем платных услуг населению,

млн. рублей


21267,1

27460,8

15372,0

Среднесписочная численность
работников организаций,
тыс. человек

344,4

333,5

338,9

Численность безработных,
официально зарегистрированных в
органах службы занятости,
тыс. человек

2,5

2,4

1,3

Среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата,
рублей

9010,4

10812,4

12234,0



§ 2. Демография


Город Омск входит в состав "городов-миллионников" Российской Федерации. На начало 2007 года в городе Омске проживало 1134,7 тыс. человек, что составляет 56,0 процентов от всего населения Омской области.

За 1993 - 2006 годы численность города Омска снизилась на 55,8 тыс. человек. Основной причиной снижения численности населения является его естественная убыль, которая не компенсируется миграционным приростом.

Длительное время наблюдается рост численности и доли взрослых и пожилых людей при сокращении численности и доли детей и молодежи в возрасте до 20 лет. В 2006 году доля населения в возрасте моложе трудоспособного составила 14,3 процента, в возрасте старше трудоспособного - 19,5 процента. В долгосрочной перспективе ожидается снижение численности населения трудоспособного возраста.


§ 3. Промышленность

Город Омск является как административным центром, так и центром экономической активности и промышленного производства Омской области. В городе Омске сосредоточено около 90 процентов промышленного производства области.


Отраслевая структура промышленного производства города Омска по видам экономической деятельности за 2005 и 2006 годы по крупным и средним предприятиям представлена в таблице 2.


Таблица 2


Структура промышленного производства города Омска по видам

экономической деятельности, 2005 - 2006 годы


Отрасли промышленного производства

Удельный вес в общем объеме
промышленного производства

2005 год

2006 год

Производство и распределение
электроэнергии, газа, воды

6,54%

9,58%

Химическое производство и производство
резиновых, пластмассовых изделий

7,91%

13,88%

Производство коксов и нефтепродуктов

68,26%

53,45%

Производство пищевых продуктов, включая
напитки, и табака

6,26%

12,59%

Добыча полезных ископаемых

3,18%

1,1%

Прочие

5,84%


9,40%

Всего

100%

100%


Структура промышленного производства города Омска достаточно изменчива. Это объясняется различными причинами, такими как непропорциональный рост цен на товары, используемые в производстве по различным видам деятельности.

Прирост промышленного производства в 2006 году составил 10,8 процента к уровню 2005 года, что существенно выше, чем в среднем по России, который составил 3,9 процента.


§ 4. Инвестиции


Для стимулирования производства и привлечения инвестиций органами местного самоуправления города Омска предпринимаются меры по поддержке организаций города Омска. В частности, осуществляется передача объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы в муниципальную собственность города Омска, проводится реструктуризация задолженности организаций по платежам в бюджет города Омска, производится размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для муниципальных нужд среди организаций города Омска, тем самым оказывается содействие организациям в расширении рынков сбыта продукции, товаров, услуг.

Улучшение финансового состояния крупных и средних организаций города Омска оказало благотворное воздействие на инвестиционную активность. Объем инвестиций, привлекаемых в основной капитал крупными и средними организациями города Омска, по итогам 2004 года составил 17,6 млрд. рублей, по итогам 2005 года - 29,6 млрд. рублей, по итогам 2006 года - 33,8 млрд. рублей. Объем инвестиций в основной капитал за первое полугодие 2007 года составил, по оценке, 14,0 млрд. рублей. 77 процентов капиталовложений направлялось в нефтепереработку, транспорт, эксплуатацию жилого фонда, электроэнергетику, пищевое производство, производство шин и пластмассы, строительство, оптовую и розничную торговлю.


Бюджетные инвестиции, выделяемые в рамках Адресной инвестиционной программы города Омска, играют немаловажную роль в экономике города Омска, так как направляются на строительство и реконструкцию объектов, непривлекательных для организаций города Омска и носящих некоммерческий характер - строительство и реконструкция объектов социальной сферы, жилья, объектов благоустройства и инженерной инфраструктуры коммунальной сферы города Омска. В последние годы сложилась тенденция к ежегодному увеличению доли бюджетных инвестиций в общих расходах бюджета города Омска.

В сложившихся условиях основными проблемами инвестиционной политики города Омска становятся: отсутствие критериев отбора отраслей реализации муниципальных инвестиционных проектов и конкретных проектов к реализации, а также невозможность оценки качественного вклада реализуемых инвестиционных проектов в решение социально-экономических проблем города Омска.


§ 5. Здравоохранение


Муниципальные учреждения здравоохранения города Омска, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь, берут на себя основную нагрузку по оказанию медицинской помощи населению.

Сегодня система муниципального здравоохранения города Омска представлена 59 учреждениями, 54 из которых оказывают амбулаторно-поликлиническую помощь. Их плановая мощность недостаточна, что отрицательно сказывается на доступности медицинской помощи населению.

Укомплектованность поликлиник участковыми терапевтами в городе Омске колеблется от 60 до 88 процентов, врачами узких специальностей - до 70 процентов. Недостаточная укомплектованность является одной из причин нареканий со стороны населения.


§ 6. Физическая культура и спорт


Физическая культура и спорт являются универсальным средством укрепления здоровья, профилактики асоциального поведения населения.

В городе Омске функционирует более 1,8 тыс. спортивных сооружений, из них: 7 стадионов, 2 ледовых дворца спорта, 3 легкоатлетических манежа, более 800 плоскостных спортивных сооружений, 424 спортивных зала, 54 плавательных бассейна.


В городе Омске работает 37 детско-юношеских спортивных школ (в том числе 19 специализированных школ олимпийского резерва), в которых по 46 видам спорта занимается около 37 тыс. человек. Около 10 тыс. детей и подростков занимается в 68 клубах по месту жительства.

В городе Омске сложилась традиционная система проведения спортивных мероприятий, в том числе всероссийских и международных. Среди наиболее массовых мероприятий следует отметить комплексную спартакиаду "Спортивный город", Сибирский международный марафон и спортивный городской праздник "ВелоОмск". 25 мая 2007 года введено в эксплуатацию крытое футбольное поле с искусственным покрытием на территории стадиона "Красная Звезда".

Однако недостаточность объемов бюджетного финансирования негативно сказалась на материально-технической базе муниципальных учреждений физической культуры и спорта, что в свою очередь отражается на недостаточности объема физкультурно-оздоровительных услуг, предоставляемых населению города Омска.


§ 7. Образование


Научно-образовательный комплекс города Омска сформировался в соответствии с потребностями Омской области и значительно трансформируется в последние годы.

В городе Омске имеется 54 научно-исследовательских организации, включающие отраслевые научно-исследовательские институты, академические учреждения, высшие учебные заведения, конструкторские бюро, проектные организации, и более 200 малых предприятий, работающих в научно-технической сфере. Создано более 25 общественных, в том числе академических, научных организаций. Отраслевая наука представлена 22 научно-исследовательскими институтами и 17 конструкторскими организациями (в том числе - в промышленных организациях города Омска).

Муниципальная система образования города Омска за последние несколько лет превратилась в гибкую мобильную структуру, состоящую из различных образовательных учреждений: 165 детских дошкольных учреждений, 169 учреждений общего образования, в том числе 8 лицеев, 17 гимназий, 18 школ с углубленным изучением предметов, 3 школ-интернатов, 2 межшкольных учебно-производственных комбинатов и 25 учреждений по внешкольной работе с детьми.


В последние годы возросла престижность школьного образования среди детей и подростков.


§ 8. Культура


Город Омск - один из ведущих культурных центров Сибири. В Омске действуют 57 библиотек, 9 музеев, 8 театров. Имеется 104 муниципальных культурно-просветительских, творческих и учебно-образовательных учреждения культуры, которые продолжают развиваться.

На общем фоне увеличения усилий работников культуры и искусства по расширению перечня направлений культурной и досуговой деятельности отмечается недостаточность объемов бюджетного финансирования учреждений культуры города Омска.

Обеспеченность музыкальными инструментами, сценическими костюмами, театральным и прочим сценическим оборудованием составляет 12 процентов относительно потребности; размеры книжных фондов библиотек в 2 раза ниже нормы; изношенность музыкальных инструментов в детских школах искусств составляет более 90 процентов; почти 100 процентов зданий и помещений учреждений культуры не отвечают нормам противопожарной безопасности, из них более 75 процентов - нуждаются в капитальном ремонте; истек срок эксплуатации 60 процентов аттракционов муниципальных парков культуры и отдыха.


Глава 2. Бюджетно-финансовая система муниципального

образования город Омск: состояние и проблемы


В настоящее время система управления муниципальными финансами города Омска является в определенной мере организованной и интегрированной в общую систему управления городом Омском. Управление муниципальными финансами города Омска осуществляется в полном соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации и Омской области.

В целях правового регулирования особенностей управления муниципальными финансами города Омска приняты следующие муниципальные правовые акты:

- Решение Омского городского Совета от 28 ноября 2007 года N 74 "О бюджетном процессе в городе Омске";

- постановление Мэра города Омска от 6 июня 2007 года N 426-п "Об утверждении Порядка ведения реестра расходных обязательств муниципального образования городской округ город Омск Омской области";


- Решение Омского городского Совета от 16 ноября 2005 года N 297 "О налоге на имущество физических лиц";

- Решение Омского городского Совета от 16 ноября 2005 года N 298 "О земельном налоге на территории города Омска";

- Решение Омского городского Совета от 2 ноября 2005 года N 293 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности";

- Решение Омского городского Совета от 14 ноября 2007 года N 65 "О порядке проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам".

Ежегодно принимается правовой акт Мэра города Омска об организации работы по разработке бюджета города Омска на очередной финансовый год и перспективного финансового плана города Омска на плановый период.

С 2005 года внедрен институт администраторов поступлений в бюджет города Омска. С 2006 года ведется реестр расходных обязательств муниципального образования городской округ город Омск Омской области, главными распорядителями бюджетных средств бюджета города Омска составляются доклады о результатах и основных направлениях их деятельности.

В 2007 году постановлением Мэра города Омска от 15 января 2007 года N 3-п "О перспективном финансовом плане города Омска на 2007 - 2009 годы" утвержден перспективный финансовый план города Омска на 2007 - 2009 годы, постановлением Мэра города Омска от 30 октября 2007 года N 847-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2008 год в Омский городской Совет" утвержден среднесрочный финансовый план города Омска на 2008 - 2010 годы.

Бюджет города Омска за 2005 год исполнен по доходам в сумме 9272,6 млн. рублей, по расходам - 9133,2 млн. рублей, за 2006 год - по доходам в сумме 9289,3 млн. рублей, по расходам - 10002,4 млн. рублей.

Структуру доходов бюджета города Омска в 2005 - 2006 годах отличает возрастающая роль собственных доходов. Удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета города Омска в 2005 году составил 54,3 процента, в 2006 году - 63,2 процента.


Структура расходов бюджета города Омска за 2005 - 2006 годы отражена в таблице 3, из которой видна положительная динамика роста социально значимых расходов бюджета города Омска.

Так, за 2005 - 2006 годы увеличился удельный вес расходов бюджета на:

- образование: с 25,8 процента в 2005 году до 28,3 процента в 2006 году;

- здравоохранение и спорт: с 29,4 процента до 36,4 процента;

- социальную политику: с 4,1 процента до 4,3 процента.


Таблица 3


Структура расходов бюджета города Омска, 2005 - 2006 годы


Разделы расходов бюджета города
Омска

Удельный вес в расходах
бюджета города Омска

2005 год

2006 год

Общегосударственные вопросы

11,1%

11,0%

Жилищно-коммунальное хозяйство

19,3%

14,1%

Образование

25,8%

28,3%

Здравоохранение и спорт

29,4%

36,4%

Социальная политика

4,1%

4,3%

Прочие


10,2%

5,8%

Всего

100,0%

100,0%


Вместе с тем, анализ системы управления муниципальными финансами города Омска, проведенный в рамках подготовки проекта Концепции, выявил наличие потенциала для совершенствования и развития системы управления муниципальными финансами города Омска.

На сегодняшний день перед органами местного самоуправления города Омска стоит задача поиска новых подходов к управлению финансами и повышению эффективности и результативности бюджетного процесса. Решение данной проблемы лежит, в первую очередь, в плоскости оптимизации внутренних ресурсов бюджета города Омска, определении и внедрении в практику бюджетного планирования и финансирования новых технологий бюджетирования, ориентированного на результат.

В сложившихся условиях решение стоящих перед органами местного самоуправления города Омска проблем в первую очередь может быть достигнуто за счет структурных, институциональных преобразований, за счет повышения качества финансового управления и эффективности использования имеющихся бюджетных ресурсов.

С целью стабилизации и достижения качественно нового уровня управления муниципальными финансами города Омска, целенаправленного, скоординированного решения обозначенных задач, необходима выработка единой стратегии социального, экономического и финансового планирования.



следующая страница >>