litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4


Справка

о результатах изучения хода реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов органами местного самоуправления Ржаксинского муниципального района

В соответствии с планом работы администрации области управление по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации области (далее - Управление), в период с 16 по 24 сентября 2010 года, изучило деятельность органов местного самоуправления Ржаксинского муниципального района (далее района) по реализации Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов.

В ходе изучения организационно-управленческой и финансово- хозяйственной деятельности органов местного самоуправления района, городского и сельских поселений установлено, что в районе проводится работа по комплексному социально-экономическому развитию, решению вопросов местного значения, исполнению переданных государственных полномочий, повышению роли и ответственности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и предоставления муниципальных услуг населению.

Должностными лицами органов местного самоуправления района и поселений проведена определенная работа по реализации рекомендаций данных главой администрации области О.И. Бетиным в ходе собеседования с главой района Н.В. Козадаевым и предложений, данных управлением по результатам изучения деятельности органов местного самоуправления Ржаксинского района в 2008 коду.

По итогам оценки эффективности деятельности ОМСУ за 2009 год Ржаксинский район занял 7 место среди муниципальных районов области по динамике общего уровня эффективности деятельности (ОУЭД), том числе по сферам:


здравоохранение - 8 место; образование - 15 место; сельское хозяйство - 3 место;

организация муниципального управления - 14 место; социально-инвестиционная деятельность - 20 место. В 2009 году район занял второе место среди муниципальных районов по доле собственных доходов местного бюджета в общем объеме доходов бюджета муниципального образования (оценивался только районный бюджет). Однако значения этого показателя крайне низкое - 11,4 процента.

По объему расходов бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования в 2009 году район опустился на 5 мест (с 7-го на 12-е место) по сравнению с 2008 годом, увеличив объемы расходов с 0,74 до 0,816 тыс. руб.

Вместе с тем, район занимает последнее, 23-е место по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников муниципальных детских дошкольных учреждений (4940,2 руб.), учителей муниципальных общеобразовательных учреждений (5545 руб.) и среднего медицинского персонала муниципальных учреждений здравоохранения (6707 руб.).

Также 23 место район занял в 2009 году по средней наполняемости классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях в сельской местности - 7 чел., 19 место по доле многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет (24,5 процента).

В районе отсутствует полигон твердых бытовых отходов, организованный в соответствии с экологическими и санитарными требованиями. Организованным сбором мусора охвачено только 30 процентов населения.

Финансово-хозяйственная деятельность.

В 2010 году уточненные назначения консолидированного бюджета района (по состоянию на 01.09.2010 г.) по доходам составляют 187695,5 тыс, рублей. Фактические поступления составили 126783,5 тыс. рублей, что составляет 67,5 процента к назначениям 2010 года. Из них налоговые и неналоговые доходы - 65376,4 тыс. рублей, фактические поступления составили 34182,8 тыс. рублей, или 52,4 процента.


В том числе исполнение плана по НДФЛ составило - 52,4 процента, а по земельному налогу - 38,8 процента, по налогу на имущество физических лиц - 35,4 процента.

Районный бюджет за 8 месяцев 2010 года исполнен по доходам - в сумме 110133,8 тыс. рублей, или на 69,8 процента к годовым бюджетным назначениям, по расходам - в сумме 107309,1 тыс. рублей или на 67,1 процента к годовым назначениям.

По состоянию на 1 сентября текущего года районный бюджет исполнен с профицитом в сумме 2824,7 тыс. рублей.

Доходы районного бюджета на 01.09.2010 сложились из налоговых и неналоговых доходов в сумме 23217,0 тыс. рублей, что составило 55,9 процента от годовых назначений и 105,7 процента к соответствующему периоду прошлого года и безвозмездных поступлений в сумме 86916,8 тыс. рублей (74,7 процента от годовых назначений).

По основным видам налоговых и неналоговых поступлений исполнение годовых назначений за 8 месяцев составило:

- налог на доходы физических лиц - 14331,4 тыс. рублей, или 51,0 процент от годовых назначений.

Задолженность, по данным налоговой инспекции, на 01.09.2010 г. свыше 7 миллионов рублей. Большую задолженность по этому виду налога имеют СХПК «Степановский», ГОНО «Центральное», СХПК «Красный путиловец», Ржаксинское отделение ООО «Альтернатива», ТОГОУ СПО «Чакинский аграрный техникум», ООО «Агат», ОНО ОПХ «Ярославка».

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составили всего 58,1 процента; а к соответствующему уровню прошлого года - 86,2 процента. Доходы от оказания платных услуг - 54,7 процента от годовых значений.


Исполнение доходной части бюджетов поселений района по собственным доходам за 8 месяцев 2010 года к бюджетным назначениям составляет - 45,8 процента, Среди отстающих сельсоветов: Пустоваловский (23,2 процента), Волхонщинский (26,1 процента), Гавриловский (28,9 процента), Богдановский (29,0 процентов)

Бюджеты сельсоветов дотационные. Собственных налоговых и неналоговых доходов недостаточно на содержание администраций сельсоветов.

В первом полугодии администрацией Ржаксинского поссовета превышен норматив формирования расходов на содержание органа местного Самоуправления на 537,8 тыс. рублей.

В 2009 году собственных налоговых и неналоговых доходов в Богдановском сельсовете было получено 897,2 тыс. руб., а затраты на содержание органов местного самоуправления составили 983,4 тыс. руб., из них 865,6 тыс. рублей на заработную плату.

В Лукинском сельсовете собственных налоговых и неналоговых доходов поступило 914,6 тыс.рублей, при затратах на содержание органов местного самоуправления 1034,1 тыс. рублей, в том числе на заработную плату - 963,8 тыс.рублей.

Анализ исполнения бюджета в муниципалитетах района за 8 месяцев показывает, что в большинстве из них работа по его наполнению за счет собственных доходных источников должным образом не налажена, что повлекло недовыполнение плановых показателей.

Основной причиной отставания в наполняемости бюджета является наметившаяся тенденция усиления негативных явлений в экономике района.

Несмотря на то, что вся площадь пашни находится в обработке, в связи со сложившимися погодными условиями, зерновые погибли на площади более 17 тыс. га. Валовой сбор зерна составил 42,3 тыс. тонн в физическом весе, что к уровню 2009 года составляет всего 27,5 процента. Значительно ниже уровня прошлого года валовой сбор подсолнечника и сахарной свеклы.


В районе не реализованы рекомендации Главы администрации области О.И.Бетина по развитию животноводства. На 1 июля 2010 года в районе имелось 191 голова крупного рогатого скота (в т.ч. 150 голов коров), т.е. всего по одной голове на сотню жителей района.

На 1 июля 2010 г. в трех хозяйствах района (ОАО «Каменское», ОАО Вишневское», ООО «Первомайское») численность свиней составляет 1216 голов, что на 17 голов меньше аналогичного периода прошлого года. Овец 663 головы, что на 83 головы больше соответствующего периода прошлого года.

Продуктивность дойного стада составила 1705 кг молока, что на 182 кг больше, чем в прошлом году. Производство молока за 6 месяцев составило 2557 центнеров, что на 962 центнера меньше уровня прошлого года. На одного жителя района за шесть месяцев в среднем приходится 13 литров молока.

Областная программа «Развитие молочного скотоводства и увеличения производства молока в Тамбовской области на 2009-2012 годы» не выполняется.

По итогам 1 полугодия в районе продолжается процесс сокращения численности поголовья скота.

За 1-е полугодие 2010 года в районе ввод жилья составил 42,4%, газовых сетей 48,3 процента к прогнозу на 2010 год. Инвестиции в основной капитал ожидаются в сумме 53600 тыс. рублей, что составляет всего 10 процентов к прогнозируемому объему на 2010 год.

Средний износ систем водоснабжения района составляет более 60 процентов. В ряде населенных пунктов района из-за непригодности к использованию артскважин и водопровода прекращено централизованное снабжение жителей питьевой водой. Наиболее сложная ситуация в настоящее время складывается в Чакинском и Большержаксинском сельсоветах.

В большинстве сельсоветов системы водоснабжения в собственность муниципальных образований не приняты и эксплуатируются сельскохозяйственными предприятиями.

В сложившихся условиях требуется значительная активизация работы всех органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов с тем, чтобы в условиях резкого спада в растениеводческом секторе экономики района, вызванной чрезвычайными погодными условиями, добиться безусловного исполнения плановых показателей бюджетов муниципальных образований и не допустить негативных последствий в социально- экономическом развитии территории


Организация муниципального управления

Анализ представленных документов показывает, что организационно- управленческая деятельность в органах местного самоуправления муниципального района и поселений базируется на перспективном (годовом), квартальных и ежемесячных планах работы. Текущее планирование работы согласовывается с базовыми мероприятиями и показателями работы органов местного самоуправления, определенными в программе комплексного социально-экономического развития района.

Планы работы согласовываются с мероприятиями программы комплексного социально-экономического развития района.

Программа комплексного социально- экономического развития района утверждена постановлением администрации района 07.09.2009 № 556 (с изменениями на 26.01.2010).

Продуктивность дойного стада составила 1705 кг молока, что на 182 кг больше, чем в прошлом году. Производство молока за 6 месяцев составило 2557 центнеров, что на 962 центнера меньше уровня прошлого года. На одного жителя района за шесть месяцев в среднем приходится 13 литров молока.

Областная программа «Развитие молочного скотоводства и увеличения производства молока в Тамбовской области на 2009-2012 годы» не выполняется.

По итогам 1 полугодия в районе продолжается процесс сокращения численности поголовья скота.

За 1-е полугодие 2010 года в районе ввод жилья составил 42,4%, газовых сетей 48,3 процента к прогнозу на 2010 год. Инвестиции в основной капитал ожидаются в сумме 53600 тыс. рублей, что составляет всего 10 процентов к прогнозируемому объему на 2010 год.

Средний износ систем водоснабжения района составляет более 60 процентов. В ряде населенных пунктов района из-за непригодности к использованию артскважин и водопровода прекращено централизованное снабжение жителей питьевой водой. Наиболее сложная ситуация в настоящее время складывается в Чакинском и Большержаксинском сельсоветах.


В большинстве сельсоветов системы водоснабжения в собственность муниципальных образований не приняты и эксплуатируются сельскохозяйственными предприятиями.

В сложившихся условиях требуется значительная активизация работы всех органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов с тем, чтобы в условиях резкого спада в растениеводческом секторе экономики района, вызванной чрезвычайными погодными условиями, добиться безусловного исполнения плановых показателей бюджетов муниципальных образований и не допустить негативных последствий в социально- экономическом развитии территории

\

Организация муниципального управления

Анализ представленных документов показывает, что организационно- управленческая деятельность в органах местного самоуправления муниципального района и поселений базируется на перспективном (годовом), квартальных и ежемесячных планах работы. Текущее планирование работы согласовывается с базовыми мероприятиями и показателями работы органов местного самоуправления, определенными в программе комплексного социально-экономического развития района.

Планы работы согласовываются с мероприятиями программы комплексного социально-экономического развития района.

Программа комплексного социально- экономического развития района утверждена постановлением администрации района 07.09.2009 № 556 (с изменениями на 26.01.2010).

Постановлением администрации района от 26.01.2010 № 35 скорректирован временной интервал действия программы до 2011 года, изменены как сами программные мероприятия, так и объемы финансирования программных мероприятий.

Проводится ежеквартальный мониторинг выполнения программы.

В 2008 году в районе были отменены и в 2009 приняты снова все ведомственные программы социально-экономического развития, составившие основу скорректированной Программы комплексного социально-экономического развития района.

Актуализацию программы по итогам 2010 года планируется провести в ноябре текущего года вместе с проектом бюджета района, что позволит согласовать объемы финансирования на очередной финансовый год и скорректировать программные мероприятия на весь период реализации.

Контроль за исполнением правовых актов администрации района ведется с использованием Журнала регистрации карточек контроля и Журнала справок, информаций по контролю за исполнением распорядительных документов администрации района.

Ведутся протоколы еженедельных совещаний при главе района, налажен систематический контроль исполнения поручений.

Документальное оформление организационно-управленческой деятельности главы и администрации района находится в целом на достаточно высоком уровне. В администрации района имеются в наличии в актуализированном состоянии большинство основополагающих нормативных правовых актов. Организация делопроизводства и документооборота в администрации района осуществляется на основании Инструкции по делопроизводству, утвержденной постановлением администрации района № 695 от 17.09.2008 (с изменениями от 22.07.2010 № 540) и Номенклатуры дел для администрации и главы района, утвержденных 28.12.2009г.

Ржаксинский районный Совет народных депутатов активно участвует в формировании системы нормативных правовых актов муниципального района, гарантий и норм их реализации.

Вместе с тем менее заметно участие Совета народных депутатов в выработке общей стратегии развития, инвестиционной привлекательности, разработке и контроле исполнения программ социально-экономического развития района.

Регламент Ржаксинского районного Совета народных депутатов, утвержденный решением районного Совета народных депутатов 27.06.2008г. № 49, достаточно полно отражает порядок организации деятельности представительного органа и осуществление контроля в муниципальном образовании.

Однако, следует отметить, что в планах работы Совета народных депутатов нет пунктов о заслушивании отчетов постоянных комиссий по вопросам их ведения, в то же время в п.8 ст. 19 «Положения о постоянных комиссиях районного Совета народных депутатов» эта норма прописана.


Следствием невыполнения этой нормы является отсутствие планов работы постоянных комиссий Совета.

В решении от 18.12.2009 года № 170 «О примерном плане работы районного Совета народных депутатов на 2010 год» указано: «В соответствии с Регламентом районный Совет народных депутатов решил: 1. Утвердить примерный план работы...», однако, Регламент Ржаксинского районного Совета народных депутатов четвертого созыва не содержит раздела или статей, посвященных планированию работы Совета.

В 2010 году администрацией района существенно переработан интерфейс официального сайта, дополненного новыми разделами.

За первое полугодие текущего года в районе было проведено 57 собраний граждан (55,8 процента к годовым значениям прошлого года) с числом участников 2768 чел. на которых было рассмотрен 81 вопрос местного значения.

Больше всего (22 раза) рассматривались вопросы благоустройства территорий муниципальных образований и водоснабжения - 15 раз.

В тоже время необходимо пересмотреть и усовершенствовать систему приема граждан должностными лицами администрации района в сельсоветах района.

В настоящее время в соответствии с ежеквартальными распоряжениями администрации района прием граждан в 2010 году в сельсоветах района проводят заместители главы администрации района. График проведения выездных приемов граждан доводится до населения через районную газету «Знамя труда».

В Совете народных депутатов имеются график приема граждан, журнал приема избирателей председателем районного Совета народных депутатов, однако нет серьезного анализа обращений граждан как к депутатам в ходе приема граждан, так и в целом по представительному органу.

Несмотря на то, что на регулярной основе ведется работа по актуализации Уставов муниципальных образований, целесообразно в ближайшее время разработать и принять единую актуальную редакцию Устава как муниципального района, так и поселений.

При этом, более четко определить полномочия органов местного самоуправления района вытекающие как из требований 131-Ф3 так, так и других Законов РФ и Тамбовской области. Впоследствии, привести в соответствие с Уставом другие нормативные правовые акты в сфере организационно-управленческой деятельности органов местного самоуправления и их структурных подразделений. И в первую очередь Положения об отделах и должностные инструкции муниципальных служащих.


Систему планирования работы органов местного самоуправления муниципального района и поселений необходимо скорректировать с целью охвата и обеспечения реализации всех вопросов местного значения и переданных государственных полномочий, повышения эффективности организационно-управленческой и финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления.

Видится необходимым принятие решений по оптимизации исполнения функций по размещению заказов на работы, товары и услуги для муниципальных нужд, сосредоточения их в одном структурном подразделении администрации района.

Органами местного самоуправления района и поселений на должном уровне пока не развернута работа по оптимизации муниципальных образований путем объединения сельсоветов. Нахождение центров двух муниципальных образований (Ржаксинский поссовет и Гавриловский сельсовет) в одном населенном пункте не только не целесообразно, но и не соответствует требованиям действующего законодательства.

Сложившаяся в сельсоветах система планирования имеет ряд недостатков, которые необходимо устранить.

Программы (планы) социально-экономического развития сельсоветов не являются стратегическим документом, составляющим фундамент текущего планирования и отчетов о достигнутых результатах деятельности, а представляют собой формальный справочный документ:


  • срок реализации комплексных программ социально-экономического развития изученных сельсоветов заканчивается в 2010 году, что говорит о необходимости уже сейчас осуществлять подготовку к разработке новых программ на 2011-2014 годы;

  • в связи с недостатком собственных финансовых средств в изученных программах часто отсутствуют источники финансирования из бюджетов сельсоветов;

В планах работы администраций сельсоветов отсутствуют такие разделы как:

  • подготовка вопросов для рассмотрения на заседаниях сельского Совета народных депутатов;
  • подготовка проектов Постановлений и Распоряжений администрации сельсовета. Не отражаются вопросы работы с населением по решению вопросов местного значения, мероприятия культурно массовой и спортивной работы, всех видов обеспечения жизнедеятельности поселений, знаковых событий, благоустройства и др.


В большинстве сельсоветов района отмечены недостатки в работе с обращениями граждан. В журналах регистрации устных обращений не всегда четко сформулированы суть обращений и результаты рассмотрения, не во всех случаях проставляется дата исполнения, не на все письменные обращения (заявления) направлены письменные ответы.

На административных зданиях сельсоветов имеется необходимая государственная символика в соответствии с рекомендациями Управления, разработанными в ходе оказания содействия в апреле 2008 года.

На территории поселений района проведены месячники по благоустройству. Ежегодно на территории района проводится смотр-конкурс поселений по благоустройству населенных пунктов, в ходе которого комиссия в составе: главы района, его заместителей, управляющего делами, начальников отделов (образования, культуры, здравоохранения), глав сельсоветов выезжает на территории сельсоветов и дает оценку проведению работ по благоустройству населенных пунктов, учреждений социально- культурной сферы и другое. Итоги смотра-конкурса публикуются на страницах районной газеты.

На территориях отдельных поселений (например, поссовета) практикуются конкурсы по благоустройству среди жителей, предпринимателей, учреждений и т.д. Итоги конкурса также публикуются на страницах районной газеты.

Вместе с тем, работа по благоустройству населенных пунктов ведется бессистемно. В большинстве сельсоветов долгосрочные программы благоустройства населенных пунктов не разработаны, нормативные акты по созданию системы морального и материального поощрения активистов территориального общественного самоуправления и граждан, добившихся лучших результатов в благоустройстве улиц, дворов, домовладений, придомовой территории и т.д. не приняты.

В целом деятельность большинства органов местного самоуправления поселений находится на крайне низком уровне и может быть проиллюстрирован на примере их работы в Гавриловском сельсовете, глава сельсовета Матвеев Василий Васильевич.


1 .Не практикуется составление месячных планов работы, как администрации сельсовета, так и главы сельсовета.

В квартальных планах планируется по 1-3 совещания у главы сельсовета. Других мероприятий нет.

Планы работы сельского Совета народных депутатов отсутствуют.

В нарушение п.6 статьи 52 «Местные бюджеты» Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в сельсовете не публикуются ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание.

Несмотря на то, что совещания при главе сельсовета проводятся в соответствии с регламентом администрации сельсовета, в протоколах совещаний не указываются конкретные поручения, сроки исполнения и ответственные.

Постоянные комиссии сельского Совета народных депутатов работу не планируют.

Ход реализации Федерального закона от 06.10.03. №-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не обсуждался на заседаниях представительного органа, совещаниях при главе сельсовета, собраниях граждан.

8.Освещение улиц в темное время суток в поселении не организовано.

9.План работ по благоустройству в поселении на 2010 г. не разработан.

10.На территории населенных пунктов требуется провести скашивание сорной растительности вдоль дорог.

11 .Хозяйствующей организации, занимающейся организацией ритуальных услуг на территории сельсовета нет.

Потребительские и сбытовые кооперативы на территории сельсовета не созданы.

Из 33-х полномочий по решению вопросов местного значения в местном бюджете денежные средства предусмотрены только по восьми (культура, благоустройство, ремонт дорог, противопожарная безопасность, организация сбора бытовых отходов, организация ритуальных услуг и организация освещения улиц и установка указателей.).


Спортивных площадок на территории муниципального образования нет.

Работают два клуба, но не имеют никаких доходов от предоставления услуг на платной основе. И ряд других недостатков, которые доведены сельсоветам отдельными справками.

В целом, в сельсоветах не просматривается целеустремленная работа по решению всех вопросов местного значения в соответствии с ст. 14 131-ФЭ.

Одной из причин имеющихся упущений и недостатков в работе органов местного самоуправления поселений является то, что аппарат районного Совета народных депутатов и администрация района недостаточно оказывают необходимую методическую и практическую помощь главам сельсоветов и специалистам в совершенствовании организационно-управленческой деятельности, а также в решении практических вопросов местного значения.



следующая страница >>