litceysel.ru
добавить свой файл
1
Школа № 35 г. Рыбинска


7 кл., МХК

учитель МХК, учитель высшей категории

Белякова Л.М.


Мотив камня в искусстве.


Кружевом, камень, будь

И паутиной стань...

О. Мандельштам «Я ненавижу свет...»



Художественное оформление урока:


  1. Фотографии собора Нотр-Дам (Парижской Богоматери); Собора Айя-София; Реймского собора; Собора св. Марка в Венеции; Церкви Сан Миньято аль Монте; Соборного комплекса в Пизе.




  1. Схема готического храма.



Музыкальное оформление урока:


И.С. Бах. Органные произведения.



  1. Монолог учителя с элементами диалога.


Известный английский теоретик искусства Дж. Рескин полагал, что «великие нации записывают свою автобиографию в трех книгах - в книге слов, в книге дел и в книге искусства», но, указывал он, «только последняя заслуживает полного доверия».

И в этом суждении роль искусства определена нагляднее всего и правдивей, ибо произведения искусства чистосердечно отражают идеалы, грезы, сомнения, взлеты, порывы, одним словом, они заставляют «говорить» даже камень.

(Учитель объявляет тему урока, читает эпиграф).

Учитель: О каком виде искусства, по вашему мнению, идет речь?

(архитектура)

Вы правы, именно в этом виде искусства камень «заговорил», получил язык, который сегодня развивается и совершенствуется в архитектурных стилях и направлениях.

Учитель: С каким архитектурным стилем эпохи Средневековья мы познакомились с вами на прошлом уроке?

(готический стиль)



  1. Эвристическая работа визуального характера.

Учитель: Вам предложены несколько фотографий памятников архитектуры. Отберите по одному, но очень «говорящему» признаку, сооружения готики. (учащиеся из 6 фотографий выбирают нужные)


Учитель: Докажите свой выбор.

(учащиеся, опираясь на первоначальные сведения, говорят о том, что в основе конструкции лежит арка и свод и общая устремленность зданий ввысь)

Учитель: Готика стала революцией в архитектуре. Она господствовала почти 6 веков, причем только во Франции продержалась более трех столетий, с XII по XV века, сначала ее называли «лучистой», затем «пламенеющей», позднее - декоративно-самостоятельной.

Самый замечательный памятник ранней эпохи - знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам), самый внушительный и самый знаменитый, открывший новую эру в истории западноевропейской архитектуры.

Первый камень собора был заложен в 1163 году французским королем и специально прибывшим в Париж римским папой, а много веков спустя то­же в присутствии папы короновался в Нотр-Даме Наполеон.



  1. Заочная экскурсия в Нотр-Дам.


(учащиеся подходят к доске, где помещена схема собора и 3 цветных фотографии значительного формата с изображением южного, западного фасадов и апсиды собора Парижской Богоматери).

Учитель: Итак, перед нами Нотр-Дам - символ готики, символ Парижа. Вы безошибочно отнесли это сооружение к памятникам готического стиля. Во-первых, общей устремленностью вверх. Когда возводилось это здание, оно было самым высоким - 32 м, и сегодня эта высота нас впечатляет, переместите взгляд на схему и скажите, за счет каких архитектурных элементов это стало возможно.

(учащиеся называют нервюры, аркбутаны. Учитель объясняет новый архитектурный элемент «контрфорс» - могучие наружные столбы, выполняющие функцию противодействующей силы)

В этом и заключалась совершенная революция. Величавая ясность и размеренность в каждой детали, в каждом камне. Стена еще не исчезла, но не она определяет облик этой пятинефной базилики. (Учитель просит дать определение «базилики» и где это сооружение впервые появилось; «нефо» и показать на схеме).


Особую завершенность придает собору шпиль, а удивительную грацию - ажурное окно (дети говорят, что это роза), сияющего в центре второго яруса.

Учитель: Прошу вас садиться, а Маша Сомкова продолжит экскурсию и прочитает стихотворение Осипа Мандельштама «Notre Dame».

(Cильным учащимся было предложено найти стихи этого поэта, где звучат архитектурные мотивы).



  1. Поэтическая цепочка «Образ камня в поэзии». (Звучат стихи «Notre Dame»; «Айя-София»; «Я ненавижу свет...» и др.).




  1. Слово о поэте.


Учитель: Осип Мандельштам - поэт «серебряного века», века, который длился около 30 лет, но ознаменованного многообразием течений, вариативностью тем, философским многозвучием. Поэт, стихи которого прозвучали сейчас, отстаивал в поэзии вечную красоту, обращаясь, в первую очередь, к шедеврам мировой культуры. Его зачаровала музыка камня, он впитывал в себя гармонию готики, она вдохновляла его на новые художественные образы. Его первый сборник стихов так и назывался «Камни».



  1. Творческая лаборатория.


а) (анализ стихотворения «Notre Dame», 1912г.)

Учитель: - Докажите цитатами из текста, что речь идет о готическом соборе («стоит базилика», «крестовый легкий свод», «подпружных арок сила», готическая душа, «твердыня Notre Dame», «чудовищные ребра»).

- Какими средствами выразил автор величие Notre Dame, передал восторг и восхищение?

(через эпитеты: «радостный легкий свод», «тайный плен», «дерзкий свод», «стихийный лабиринт», «непостижимый лес» и др.).

  • Какие это эпитеты, эмоциональные или оценочные

(больше эмоциональных).

- А в каком словосочетании заключена оценка, вся сила и мощь, величие и красота собора?

(твердыня Notre Dame»):


  • Подберите синонимический ряд к слову «твердыня».

(Мощь, сила, величие, создание, пламень, совершенство).

Учитель: Мы вышли с вами на интересную параллель в изображении Notre Dame: с одной стороны - величие, сила, а с другой - гармония, красота.

Какой художественный прием использовал для этого автор?

(антитеза).

б) Работа с таблицей:


Величие Notre Dame

Арок сила


Стихийный лабиринт

Египетская мощь

Тростника

Из недоброй тяжести


Гармония Notre Dame

Дерзкий свод

Готическая душа

Христианская робость

Дуб

Прекрасное создам


Вывод:


  • В каких строках заключен идеал стихотворения?

(«... из тяжести недоброй. И я когда-нибудь прекрасное создам»).

- Как вы понимаете идею стихотворения?

(настоящее произведение искусства обладает неисчерпаемой силой, такой силой, которая способна вдохновить другого художника на создание нового шедевра).


Домашнее задание:

Подготовить заочную экскурсию в единственное сооружение готического стиля - польский костел.


Словарь урока.


Аркбутан
- архитектурный элемент, полуарка. Нервюра - архитектурная деталь, стрельчатое ребро. Контрфорс - могучие наружные столбы.


Литература к уроку:


Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. - М., 1963.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. - М., 1996.

Лясковская О.А. Французская готика ХП-ХУ вв. - М., 1973.

Сборник «Серебряный век» под ред. М.Пьяных. - СП б., 1991.

Искусство книги в Древней Руси




Урок для 8 класса



Урок-экскурсия проводится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Экспонаты: Спасское Евангелие XIII в.; Сборник исторический. Конец XIX - начало XX в. (рукопись); Евангелие XVII в.; отдельные листы с иллюстрациями (инициалиями, рисунками, текстами).


Кто не видит вещим оком

Глуби трех тысячелетий.

Тот в невежестве глубоком

День за днем живет на свете.

Гёте



Учитель-экскурсовод. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова великого Гёте (зачитывает). Согласны ли вы с поэтом? Или, может, не стоит переписывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах, вникать в плетение линий в орнаменте, думать о значении вертикалей и горизонталей в архитектуре? (Ответы учащихся.)

Я рада, что вы, не усомнившись, сразу ответили - стоит! Вот и давайте поговорим сегодня о древнерусской книжной традиции. Давайте попробуем всмотреться в древние орнаменты.

(На подставке демонстрируются листы с орнаментированными инициалами "А" и "С".)

Они, очевидно, напомнили вам химер знаменитого собора Парижской Богоматери. Но мы вовсе не в средневековой Франции, мы перенеслись с вами в Древнюю Русь. И это не просто орнаменты, это изображения букв "аз" (а) и "слово" (с) (На подставке - фрагмент текста из Спасского Евангелия с инициалом.) Это изображение не просто букв, но инициалов, то есть заглавных букв, обычно открывающих книгу или одну из ее глав.

И вот ваше первое задание. (Выдает по две иллюстрации с инициалами: 1 -"В" и "М", 2 - "Р" и "П".) Вы должны, во-первых, угадать, какую букву изображает рисунок, и, во-вторых, назвать изобразительные мотивы. (Ответы учеников.)

Итак, перед нами изображения букв. А знаете ли вы, как появилась наша русская, а точнее славянская, азбука?


Ученики. Славянская азбука была составлена братьями Кириллом и Мефодием.

Учитель. Вот как изобразил их древнерусский художник в одной из летописей. (На подставке - рисунок из Радзивиловской летописи.) Они жили в IX веке. Как называется наша азбука?

Ученики. В память об одном из ее создателей мы называем ее кириллицей.

(На подставке - иллюстрация с азбукой)

Учитель. Кириллица состояла из тридцати восьми букв: часть их была заимствована из греческого алфавита, часть - специально придумана для передачи специфических звуков славянской речи (ж, ш, щ, ц, ч). Каждая буква имела свое название: аз, буки... (называет вместе с детьми). Вы видите, есть буквы, которые дошли до нас почти без изменений, а есть буквы, либо полностью вышедшие из употребления, либо видоизмененные (ук, от, ять, ерь).

Братья Кирилл и Мефодий дали нам не только азбуку. Они перевели с греческого и латинского на старославянский язык главные христианские книги. Благодаря братьям-просветителям у славян стали развиваться литература и книжное дело, появились школы, академии, возникли первые библиотеки, скриптории (мастерские, где переписывали книги). За эти благие деяния братья Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. А когда же кириллица пришла на Русь?

Ученики. Она пришла вместе с крещением Руси, которое произошло 988-989 годах при великом киевском князе Владимире. При нем в Киеве началось обучение грамоте.

Учитель. А знаете ли вы, какая самая древняя из дошедших до нас русских книг?

Ученики. Древнейшая русская книга - Остомирово Евангелие, оно было написано в XI веке.

Учитель. Всего от XI века сохранилось только тридцать три древнерусские книги. В нашем городе таких древних книг, конечно, нет. Но у соседей, в Ярославле, в музее-заповеднике есть книги XIII века. (На подставке - фрагмент Спасского Евангелия.)


И вот перед вами одна из таких древних книг. Евангелие называется Спасским, потому что многие века находилось в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря, где ныне располагается музей-заповедник.

Давайте попробуем почитать эту древнюю книгу. (Каждый получает маленький отрывок из Спасского Евангелия, учитель помогает прочесть начало главы "Во время оно"). Обратите внимание на специфические черты древнего письма: текст не разделен на слова, в конце слов - ерь, часто встречающиеся слова, например "Иисус", "воскресение", "глаголаше", пишутся сокращенно, под титлами.

Спасское Евангелие дает нам возможность увидеть, как создавались книги в Древней Руси. (На подставке - книга, раскрытая на иллюстрации с изображением пишущих евангелистов.) В древности книги создавались полностью вручную. Писцы сидели на стульце, ноги ставили на скамеечку. На столе на подставке - книга с текстом, который они переписывали, а также письменные приборы: чернильница, киноварница, маленький перочинный ножик, песочница (вместе с детьми выясняет назначение каждого предмета). Чистую тетрадь писцы держали на коленях. Труд писцов был тяжелым, кропотливым, требовал большого внимания и усидчивости. На создание одной книги уходило несколько месяцев: так, самую древнюю русскую книгу - Остромирово Евангелие - писали в течение семи месяцев.

(Меняет иллюстрацию - разворот с текстом Спасского Евангелия.)

В то время писали на пергаменте (это специально выделанная телячья кожа - тонкая, гладкая). Бумага пришла на Русь только во второй половине XIV века. Писали чернилами, и вы видите, какой стойкий это материал: книге семь с половиной веков, а как все великолепно сохранилось. Чернила мастера делали сами, и у каждого был свой рецепт; в состав чернил обычно входила сажа, дубовая кора, орешки, мед, патока, квас. Кроме чернил, писцы, как вы видите, использовали краски, золото. Здесь присутствуют почти все виды книжных орнаментов: инициалы, заставки, вязь, целые миниатюры. Каждая древняя рукописная книга - это настоящее произведение искусства.

В Евангелиях на миниатюрах обычно изображали евангелистов, а их, как известно, четыре. Но известны книги еще более богато украшенные, чем Спасское Евангелие. От времен Ивана Грозного сохранился один удивительный рукописный труд: в нем десять томов (это почти десять тысяч листов) и более шестнадцати тысяч иллюстраций. И все это сделано вручную. Называется этот труд "Царственный летописец". Почему "царственный"? А потому, что он был составлен и исполнен по приказу царя Ивана Васильевича IV.

Мы с вами уже читали одну древнюю рукопись, книгу Священного писания - Евангелие. Сейчас вам предлагается новое задание - будем читать "Царственный летописец"; вы должны, во-первых, прочесть и понять текст и, во-вторых, высказать предположения о содержании книги. (Раздает по одной странице из летописного свода. Ученики с помощью учителя устанавливают, что это труд по истории, где описаны события от сотворения мира и до времен Иоанна Грозно­го. На розданных страничках говорится о взятии г. Владимира Батыем в 1238 г., основании крепости Орешек и заключении мирного договора со шведами.)

Итак, книга написана, украшена, но она еще состоит из отдельных тетрадей, которые надо собрать воедино. Тетради сшивались, переплетались в книгу, затем мастер делал для книги подобающую ей "одежду". Деревянные доски служили основой для художественно украшенного переплета. А украшали крышки по-разному. Это мог быть металлический оклад из золота, серебра, меди, использовались драгоценные камни, эмали.

(На подставке - Евангелие 1668 г.)

Перед вами книга XVII века. Здесь доски обтянуты бархатом и сделаны накладные металлические украшения: средник, угольники, в которых изображены Господь Вседержитель и евангелисты. Обратите внимание на украшение обреза книги, на застежки и жуковины - выпуклые декорированные шляпки гвоздей.

(На подставке - Сборник исторический.)

Чаще всего переплет покрывали кожей с тисненым орнаментом. Жуковины оберегали переплет от соприкосновения с поверхностью стола. Лучше сохранить книгу помогали и причудливые металлические застежки, также служившие ее украшением. Благодаря бережному отношению наших предков к книге, древние рукописи дожили до наших дней.


Со времени создания первых русских книг прошли века, пролетело целое тысячелетие. Неужели исчез язык, на котором они написаны? Отошли в небытие традиции книжности Древней Руси?

Ученики. Нет! Еще можно услышать древний язык в церкви.

Учитель. Правильно. Сегодня вы сами прикоснулись к нему, и оказалось, что мы можем читать и понимать древние тексты. На старославянском или церковно-славянском языке ведется богослужение в Русской православной церкви, и его понимают не только священнослужители, но и прихожане, им в течение веков пользовались наши предки.

(Обращается к сборнику, находящемуся на подставке.)

Вот перед вами книга. Она не из средневековья, ей всего сто лет. Но смотрите - древнее искусство книги живо, древнерусские книжные традиции дошли до нашего времени! Интересно, что скрывается под этим искусно сделанным переплетом? (Открывает книгу.) Вы видите, это рукописная книга. А не кажется ли вам знакомым почерк? (Ответы ребят.)

Учитель. Правильно. Это тот же почерк, что вы видели в "Царственном летописце" XVI в. Здесь много иллюстраций: тридцать девять миниатюр, инициалы, заставки, вязь, то есть весь набор орнаментов, характерный для древнерусских рукописных книг. Но, как я уже говорила, книга эта относительно молодая. Создал ее Иван Гаврилович Блинов, волжанин, нижегородец. Он был замечательным мастером, великим знатоком древнерусской книжности. За свою жизнь Иван Гаврилович создал около ста рукописных книг, выполняя их в традициях Древней Руси. Он умер в годы Великой Отечественной войны, оставив нам замечательные вещественные доказательства того, что древнерусские книжные традиции дошли до нашего времени.

И вы тоже можете продолжить эти древние традиции. Все, что вам запомнилось, более всего заинтересовало в ходе урока, постарайтесь отобразить в домашней работе. Может, это будет лист из рукописной книги: попробуйте воспроизвести древние почерки, книжные орнаменты, которые вы сегодня видели. Может быть, кто-нибудь оформит книжный переплет или даже сделает оклад. Пусть это будет вашей лептой, вашим вкладом в поддержание тысячелетней традиции древнерусской книжности.


Людмила БЕЛЯКОВА,

преподаватель МХК средней школы № 35;


Надежда ГУЛЯЕВА,

научный сотрудник Рыбинского

государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника