litceysel.ru
добавить свой файл
1
Конгресс конференций

"Информационные технологии в образовании"
XV Международная конференция-выставка
"Информационные технологии в образовании" ("ИТО-2005")

http://ito.edu.ru/2005/Moscow


ПЕРСПЕКТИВНЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

Христочевский Сергей Александрович

Институт проблем информатики РАН

Кратко анализируются современные образовательные электронные издания, возможности их применения в учебном процессе. На основании приведенного анализа приведены требования, которым должны соответствовать перспективные учебно-методические комплекты, способные кардинально изменить форму и содержание учебного процесса с использованием электронных продуктов и ресурсов.

Последние несколько лет получили широкое распространение электронные образовательные издания (ЭИ). Проблемы их разработки обсуждаются, например, в [1-4]. Только за последние два с половиной года секция электронных изданий Федерального экспертного совета (упраздненная в 2005 г.) рассмотрела около двухсот ЭИ. В основном, все они очень похожие на обычный школьный учебник. В той или иной мере в них есть большой текстовый раздел, зачастую копирующий традиционный учебник. Отличие обычно проявляется в том, что ЭИ включают в себя большое количество рисунков и иллюстраций. Иногда — значительное число интерактивных моделей. Во многих случаях — ряд вопросов по тексту и тестирующую систему. Даже если ЭИ называется практикумом или лабораторией, всё равно оно, как правило, содержит в виде справочника текстовую часть из традиционного учебника.

Как показывает анализ материалов сайта Общественного рейтинга [5], на котором можно ознакомиться с мнениями преподавателей о более чем 120 образовательных ЭИ, большинство преподавателей не могут непосредственно включить уже разработанные ЭИ в учебный процесс как из-за трудностей в использовании, так и из-за непонимания того, что с их помощью можно сделать.


Ничего плохого в таких ЭИ нет, поскольку, они всего лишь повторяют в электронном виде традиционный учебник. Но при этом колоссальные возможности ИКТ расходуются вхолостую для поддержки такого же традиционного, но слегка архаичного, способа обучения. Этот традиционный способ ориентирован на сообщение учащемуся большого количества фактов, выученных наизусть правил, законов и теорем в предметах естественно-научного цикла, дат и событий в гуманитарной области и некоторого количества ярлыков и клише, а также выработке умения в одиночку решать тщательно отобранные рафинированные академические задачи и упражнения — в этом утверждении сознательно доводится до крайности основная линия современного школьного образования.

Эта линия игнорирует потребности современного общества, связанные с невиданным ранее прогрессом технических средств (за три-пять лет практически полностью сменяются производственные средства) и глобализацией общества, заключающейся, прежде всего, в использовании современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Мобильные средства связи (в том числе и спутниковой) позволяют поддерживать и вербальную, и электронную коммуникацию в любой точке земного шара. В условиях информационного общества (а на западе уже входит в обиход и новый термин – общество основанное на знаниях) необходимо научить школьника и студента умению учиться всю жизнь без стоящего рядом учителя, умению не запоминать многочисленные и законы факты (хотя это тоже не вредно), а умению решать практические жизненные задачи, требующие применения знаний из самых различных предметных областей, и не в одиночку, а коллективно. Другими словами, это переход от концепции репродуктивного знания к, по крайней мере, компетентностному подходу.

Для традиционной системы обучения, ориентированной на репродуктивное знание, наработан целый ряд соответствующих методик. Введено и понятие учебно-методического комплекта (УМК), который, однако, также ориентирован на всестороннюю поддержку традиционного образовательного процесса. Достаточно указать, что большинство УМК предназначено по-прежнему для индивидуальной работы учащихся, а в современном обществе основная работа и исследования проводятся большими научными или научно-производственными коллективами. В этом смысле наша школа становится своего рода заповедником, сохраняющем реликтовые традиции даже уже не прошлого, а позапрошлого века. Тем более принципиально неправильным является путь поддержки современными ИКТ устаревших методик образования.


Конечно, данное положение вызывает тревогу многих представителей сферы образования, разрабатываются, а кое-где и успешно внедряются, новые инновационные методики преподавания, основанные на различных психолого-педагогических концепциях (развивающее обучение, проблемное обучение, проектное, деятельностно-развивающее и т.д.). Внимание новаторов, в первую очередь, направлено на выработки рекомендаций по улучшению, а иногда и полной переработке традиционных учебников. Можно рекомендовать, например [6, 7].

Очень многие положения, предложенные в ней для традиционных печатных учебников, применимы и при разработке современных электронных учебных изданий. Действительно, создавая учебную книгу или ЭИ автор планирует учебные ситуации, которые возникают при работе учеников с текстом, иллюстрациями или электронными моделями. При этом, чтобы обеспечить для преподавателя возможность управления учебной деятельностью или для ученика возможность выбора индивидуальной учебной траектории, каждый раздел должен содержать избыточный материал как при объяснении новых тем, так и при формулировании заданий, сопровождающих данный раздел.

Отсюда требования к критериям отбора учебного содержания, которое, конечно же, зависит от направленности курса (естественно-научного или гуманитарного), но, тем не менее, может содержать и общие рекомендации [6, с. 34]. «Как правило, текст параграфа содержит уже сформулированные тезисы, понятия, идеи соответствующей науки. В таком материале даны ответы, а в основной школе необходимы вопросы. Вопросной форме организации учебного материала способствует, например, представление двух версий одной проблемы с заданием сравнить и формировать собственную точку зрения. Стимулирует собственное действие и изложение проблем, не нашедших ещё своего разрешения и т.п.». И далее относительно требований к учебному содержанию: «Отбор материала с ориентацией на возможность его анализа, экспериментирования с ним, предложения собственных точек зрения. Частью обучения являются задания по организации результатов собственного эксперимента, анализа, обдумывания. Особое внимание уделяется заданиям, где представлен (и выделен) материал для работы и тип работы. Это заставляет сопоставлять и сорганизовать собственную точку зрения с условиями задачи».


Отсюда определяется задача разработки принципиально новых перспективных или инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК), под которыми будем понимать полный набор учебных и методических материалов, необходимых для организации и проведения образовательного процесса в условиях ИКТ-насыщенной среды. Подразумевается, что ИУМК в первую очередь предназначены для модификации традиционной классно-урочной системы преподавания, то есть, для организации инновационных форм обучения.

Исходя из методологических основ оценки качества электронных учебников и приняв во внимание принципы проектирования и создания информационной среды для различных уровней образования можно сформулировать следующие характеристики инновационных УМК:


  1. ИУМК интегрируют текст, графические иллюстрации, аудиокомментарии, анимации, виртуальные панорамы и видеоролики при высоком уровне интерактивности и обратной связи с обучаемым. Здесь же важно отметить, что текстовая компонента ИУМК должна быть минимизирована по сравнению с традиционными УМК.

  2. Инновационный учебно-методический комплекс опирается на современные требования к компетентности выпускника и предполагает активное использование современных педагогических технологий, построенных на деятельностных формах обучения, широком, педагогически оправданном применении современных информационных технологий, в первую очередь цифровых.
  3. ИУМК, в отличие от традиционных УМК (базирующихся на последовательном изложении материала по определённой предметной области), должен представлять проблемы, явления или жизненные ситуации межпредметного характера, вызывающие интерес у учащихся, соответствующие их познавательным запросам и возможностям. В ИУМК должны быть представлены различные точки зрения на рассматриваемый вопрос или тему, а объём представленного в ИУМК материала должен быть такой, чтобы большая часть информационных запросов нашла своё воплощение в рамках этого ИУМК (если только поиск информации во внешней среде не предусмотрен авторами ИУМК). При работе с ИУМК ученик должен научиться анализировать информацию и формировать собственную точку зрения, а не слепо верить любому источнику.


  4. ИУМК должны, в первую очередь, предоставлять возможности для исследовательской работы в рамках очерченной проблемы (или темы), предоставляя возможность для накопления фактов или данных эксперимента, их обобщения, возможность выдвижения гипотез и дальнейшего доказательства теорем. Это относится не только к предметам естественно-научного цикла, но и к предметам гуманитарной направленности.

  5. ИУМК должен содержать в достаточной степени избыточный материал для проведения занятий с тем, чтобы как преподаватель, так и обучаемый мог выбрать индивидуальную траекторию обучения/изучения данных тем.

  6. ИУМК должен содержать различные элементы мотивации учеников, используя, в том числе, принципы соревнования, свойственные компьютерным играм

  7. Аппарат организации усвоения должен быть направлен на организацию как самостоятельной работы, так и групповой, предусматривая совместную работу с одноклассниками, родственниками и даже жителями различных населённых пунктов (как это было в проекте Думсдей в Великобритании), и должен предусматривать дополнительное (не основное, см. п. 2) использование различных внешних источников информации с целью получения навыков работы с различными источниками информации.

  8. ИУМК должны обладать высоким уровнем юзабилити или удобства в работе [8].

Конечно, инновационные УМК можно использовать и в рамках традиционного учебного процесса, но это будет не столь эффективно. В качестве эволюционной тактики внедрения ИУМК в учебный процесс представляется разумным сочетание традиционного учебного процесса и использование инновационных форм. На практике это может означать использование традиционных УМК по различным предметам в течение какого-то времени, затем перерыв в учебных занятиях и переход на использование межпредметных ИУМК (например, в рамках проектной работы). Затем возможен возврат к традиционной схеме, позволяющей в короткие сроки сообщить учащимся большой объём знаний. По мере развития и совершенствования ИУМК, работа с ними начнёт составлять большую часть учебного времени.


Литература:


  1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. –М.:Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. -616 с.

  2. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. –М.:Агентство «Издательский сервис», 2004. -320 с.

  3. Краснова Г.А., Беляева М.И., Соловов А.В. Технология создания электронных обучающих средств. –М.:МГИУ, 2002. -304 с.

  4. Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам (на примере общетехнических дисциплин). –Астрахань:АГТУ, 1999.

  5. Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов: http://www.rating.fio.ru/

  6. Современная учебная книга: подготовка и издание / Под редакцией С.Г. Антоновой, А.А. Вахрушева. –М.:МГУП, 2004. -224 с.

  7. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна. М.:Издательский дом «Камерон», 2004. -217 с.

  8. Калиновский А.И. Юзабилити: как сделать сайт удобным. –Мн.:Новое знание, 2005. -220 с.