litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 29


Письменные творческие работы

как средство формирования

коммуникативной компетентности учащихся

на уроках русского языка


(из опыта работы)


Поликарпова Л.Д.


Автор: Поликарпова Лариса Дмитриевна, учитель начальных классов

МОУ лицей №29, учитель высшей категории


В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ.


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет основные задачи начального общего образования как развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Требования к развитию личности ребенка, формированию его новой социальной роли определяют необходимость усиления внимания к приобретению учащимися опыта разнообразной деятельности
, а значит к использованию личностно-ориентированного и компетентностного подхода к обучению.

Школьное образование можно сравнить с процессом строительства: нужны строительные материалы и умение строить. «Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. В результате мы получаем склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. Компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей, способных построить дом.

Компетентностный подход нацеливает учителя на то, чтобы не педагог, а сам ученик размышлял, говорил, писал, самостоятельно принимал решения и творчески их реализовывал.



Что же такое компетентность?


«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования»

Концепция модернизации российского

образования на период до 2010 года

«...формирование ключевых компетенцийготовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач».

Федеральный компонент государственного

стандарта общего образования в контексте

модернизации российского образования


«Компетентный 1. Знающий, осведомленный... 2. Обладающий компетенцией»

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.

Толковый словарь русского языка. – М., 1993.


«Компетентность – важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка»

«Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Авторский

коллектив «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца.

«Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем...

Компетентность – это способность действовать в ситуации неопределенности»

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //

Школьные технологии. – 2004. - № 5. – С. 3-12.

Возникает вопрос, какие компетентности и как можно формировать в раннем школьном возрасте (и можно ли?)?


Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 года также нацеливает на формирование ключевых компетенцийготовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Авторы стратегии модернизации содержания российского образования, основываясь на зарубежном опыте, приводят следующие базовые компетентности:


  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанный на усвоении способов приобретения знаний из разных источников информации;

  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (освоение роли гражданина);

  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;

  • компетентность в бытовой сфере;

  • компетентность в сфере культурно-досуговой деятелности (включая разнообразие способов использования свободного времени).1

Этот перечень не оставляет сомнений: понятие «компетентность» тесно связано как с обучением, так и с воспитанием. Ведь основа компетентности – самостоятельность индивида – напрямую зависит от мотивов (нравственных или безнравственных, социально полезных или социально опасных), которые лежат в основе принятия и реализации решений. Т.О. компетентность определяется как важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка.


Одной из важнейших компетентностей, которая должна быть сформирована в начальной школе, является коммуникативная компетентность, предполагающая:

  • постановку целей устной и письменной коммуникации;
  • грамотное оформление необходимых в профессиональной и обыденной жизни документов;


  • умение представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания многообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, личностным и т.п.) других людей;

Наличие этой компетентности позволяет человеку достигать поставленных целей коммуникации, получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п.

Русский язык как учебный предмет занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Известно, что успехи в овладении языком обучения является важнейшим условием общей успешности образования школьников, то есть владение устной и письменной речью выступает не только как специальное учебное умение, но и как важнейшее общеучебное, необходимое для изучения любого предмета начальной школы.


Анализ программы по русскому языку (Автор: Н.В.Нечаева)


Программа и УМК по русскому языку под редакцией Н.В.Нечаевой направлены на реализацию компетентностного подхода в обучении и формирование коммуникативной компетентности. Целью всего курса русского языка в начальной школе является освоение коммуникативной функции языка, а одной из задач – развитие речи школьника (внешней – устной и письменной, и внутренней). Эта задача решается в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами речи - лексикой, грамматикой, звуками и буквами - в различных речевых ситуациях устного и письменного общения.

Основной способ усвоения устной и письменной речи учащихся - самостоятельная речевая деятельность ученика в различных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

Программа по русскому языку состоит из двух разделов. Первый раздел – «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются аспекты работы по развитию связной устной и письменной речи, освоение правил поведения и вежливого общения. Второй раздел составляет собственно система языка.


Как отмечается в программе, в УМК нового поколения под редакцией Н.В.Нечаевой на принципиально новый качественный уровень выходит работа учеников над своей и чужой письменной речью. Понимание, осмысление чужой письменной речи лежит в основе успешности обучения всем учебным предметам. В программе представлена система работы над чужим текстом, которая подводит ребенка осознанию признаков текста и умению его анализировать.

Особое значение в развитии речевой деятельности учащихся придается сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство развития личности, как средство усвоения содержания образования и осмысления своего социального опыта.

В программе подчеркивается, что на первых этапах особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего на основе его собственных наблюдений и впечатлений.

Логика работы над сочинениями: от работ, написанных самостоятельно, спонтанно, без непосредственной подготовки к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинений разных стилей и жанров. Это движение становится возможным за счет активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся: нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей, на умение работать с текстом, на их языковое развитие; сочетание сочинений на творческие и репродуктивные темы, серьезная работа над сочинением после го написания (устное обсуждение, редактирование, использование детских работ на уроках).


Содержание программы по разделу

Развитие речевой деятельности


Устная речь

Письменная речь

1 класс


Особенности общения в школе, на улице и дома.

Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, вопрос, просьба.

Речевые средства: мелодика речи, логическое ударение, паузы и т.д.

Речевой этикет. Орфоэпические нормы речи.

Текст, его признаки.

Восстановление деформированного текста и предложений.

Составление предложений из слов.

2 класс

Анализ чужой устной речи. Осознание собственной устной речи.

Диалог (спор, беседа).

Культура разговора по телефону.

Культура поведения в общественных местах, транспорте.

Монолог. Соответствие речи орфоэпическим нормам.

Стили речи (научный, деловой, художественный).

Главное в тексте. Части текста: вступление, основная часть, заключение.

Составление текстов малых форм: письмо, записка, объявление.

Сочинения.

3 класс

Монолог, диалог – расширение опыта на новом содержании.

Речевой этикет в повседневных ситуациях общения.

Смысловые связи между частями текста. План.

Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста.

Реклама, афиша, рецепт, различные виды объявлений.

Сочинения.

4 класс

Практика устного общения в повседневном общении и специально создаваемых ситуациях.

Речевой этикет.

Соответствие речи орфоэпическим нормам


Стили речи. Анализ научного (учебного) текста.

Самостоятельное составление плана, аннотации, отзыва.

Составление инструкций, словарных статей.

Заполнение почтовых бланков, конвертов.

Составление заявлений.

Сочинения индивидуальные и групповые.

Работа со словарем, справочной литературой, журналами.



следующая страница >>