litceysel.ru
добавить свой файл
1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


  1. ФИО(полностью) Петрова Марина Николаевна

  2. Место работы МБОУ «Граховская СОШ им.А.В.Марченко»

  3. Должность Учитель

  4. Предмет Физика

  5. Класс 8

  6. Тема и номер урока в теме «Агрегатные состояния вещества», №7; Кипение.

  7. Базовый учебник Перышкин А.В. 8класс

  8. Цель урока: продолжить изучение процесса испарения, рассмотреть процесс кипения и его особенности: постоянство температуры при кипении жидкости в открытом сосуде и зависимость температуры кипения от внешнего давления.

  9. Задачи: Обучающие: - научиться объяснять процесс кипения на основании молекулярно-кинетической теории.

Развивающие: - умение работать в группах;

- коммуникативная компетенция учащихся;

- творческие способности учащихся;

Воспитательные: - воспитание толерантности;

- уважение и чуткое отношение друг к другу

10. Тип урока Комбинированный

11. Формы работы учащихся Индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах, индивидуальная практическая работа некоторых учащихся.

12. Необходимое техническое оборудование Монитор, проектор, системный блок, экран, мышка, подводящие провода, ЭОР в компьютерном сопровождении, штатив с кольцом, колба с водой, спиртовка, термометр, барометр, таблица «Барометр-анероид».

13. Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин)

1


УЭ-1

Повторение

Цель:  Повторение учебного материала «Испарение и            конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар».

Слайд №1: Название, Цель

Презентация «Испарение и конденсация»

Оценивает качество подготовки презентации.

 

Внимательно послушайте презентацию одноклассников, подготовленную по теме предыдущего урока.

2 мин


2

УЭ-1

Повторение

Слайд №2

Гиперссылка,

«Парообразование при кипении»; табл. №1

Видеоролик «Испарение»



Наблюдайте, сравнивайте, анализируйте.

1 мин

3

УЭ-1

Повторение

Слайд №3: вопросы

Ответьте на вопросы:

1. Какой процесс называют испарением жидкости?

2. От каких факторов зависит скорость испарения жидкости?

3. Какой процесс называют конденсацией?

4. Какой пар называется насыщенным? ненасыщенным?

5. Почему температура испаряющейся жидкости в обычных

    условиях остается неизменной?

6. Поглощается или выделяется энергия при испарении?

    конденсации?


Внимательно прочитайте вопросы (время на просмотр вопросов – 0,5 минуты)

 

Оценивается каждый ответ и учитываются:

      1. Полнота ответа.

      2. Четкость изложения.

      3. Активность в общем


          обсуждении.


2 мин

4

УЭ-2

Цель: Наблюдать процесс нагревания и кипения воды

Слайд №4

«Процесс закипания»

Демонстрация кипения.

Фронтальный эксперимент проводит учитель.

Вспомнили определение цены деления измерительного прибора.

Записывает на доске температуру жидкости  через определенный промежуток времени.

Проходит по классу, демонстрируя показания барометра. Записывает на доске.

1. Наблюдайте продолжение эксперимента, который проводит учитель.

2. Нарисуйте таблицу измерений температуры в тетрадь. Заполните таблицу измерений. Обратите внимание на звуки, издаваемые жидкостью.

3. Запишите показания барометра-анероида

3 мин

5

УЭ-2

Слайд №4

Гиперссылка,

«Что такое кипение»

табл. №2

Видеоролик «Процесс закипания воды»


Наблюдайте, сравнивайте, анализируйте.

1 мин

6

УЭ-2

Слайд №5

«Процесс закипания»

Вопросы

Ответьте на вопросы:

1. Как изменяется температура воды в процессе нагревания?

2. Какими явлениями сопровождался процесс кипения?

3. Почему и где образуются пузырьки?

4. Как меняется количество пузырьков от повышения температуры?

5. Как меняется тон звука при повышении температуры нагревания воды?


6. Какова температура закипания воды?

7. Изменяются ли показания термометра во время кипения?

8. Кипит ли вода при отсутствии пламени спиртовки?


1. Внимательно прочитайте вопросы (время на просмотр вопросов – 1 минута)

2. Работайте с классом.

Примите активное участие в обсуждении вопросов.

Выскажите свое мнение.

3. Ответы на 6 и 7 вопросы запишите в тетрадь.


5 мин

7

УЭ-3

Цель:  Выяснить зависимость температуры кипения от внешнего атмосферного давления

Слайд №6

«Зависимость температуры кипения от внешнего атмосферного давления»

Вопросы


Работа с таблицей 5 §18 1. Какие газообразные вещества даны в таблице? Жидкие? Твердые?

  1. 2. Назовите температуру кипения некоторых веществ.

  2. 3. Какое вещество имеет наибольшую температуру кипения? Наименьшую?

  3. 4. При каком атмосферном давлении даны температуры кипения?

5. Если вода будет находиться при повышенном (пониженном) атмосферном давлении, что можно сказать про температуру кипения? Изменится ли она?

1. Откройте учебник на стр 45

2. Прочитайте название таблицы.

3. Работайте с классом.

Примите активное участие в обсуждении вопросов.

Выскажите свое мнение.

1мин 45 сек

8

УЭ-3

Слайд №7

Гиперссылка,

«Зависимость температуры кипения от давления»

табл №3

Видеоролик «Зависимость температуры кипения от внешнего атмосферного давления»


Наблюдайте, сравнивайте, анализируйте.

1 мин 15 сек

9

УЭ-3

Слайд №8

«Зависимость температуры кипения от внешнего атмосферного давления»

Вопросы


Ответьте на вопросы:

Задание №1 (2мин)

  1. 1. От какого основного внешнего фактора зависит температура кипения?

  2. 2. Как изменяется давление насыщенного пара внутри пузырька?

  3. 3. Как долго давление насыщенного пара внутри пузырька будет расти?

  4. 4. При закипании пузырьки «захлопываются» не достигая поверхности жидкости. Почему?

  5. 5. В какой момент происходит кипение жидкости?

  6. 6. Что называется кипением?

Задание №2 (1мин)

Обсудите ответы с классом.

Внимательно слушайте выступающих.

Проверяйте свои записи в тетради.

Делайте замечания и задавайте вопросы.

Работайте в парах.

Используя текст § 18 дополнительную печатную информацию обсудите вопросы в парах

Подготовьте ответы.

Оценивается каждый ответ и учитываются:

1. Полнота ответа

2. Четкость изложения.

3. Активность в общем

обсуждении.

Работайте с классом.

Примите активное участие в обсуждении вопросов.

Выскажите свое мнение.

Ответ на 6 вопрос запишите в тетрадь

3 мин

10

УЭ-4

Цель:  Раскрыть физическую сущность процесса кипения             жидкости.

Слайд №9

Вопросы


Задание №1

Ответьте на вопросы: (5 мин)

1. Перечислите явления, сопровождающие нагревание воды.

2. Почему вода «шумит?»

3. Почему пузырек увеличивается в объеме?

4. Изобразите силы, действующие на пузырек.

5.  Каковы признаки кипения воды.

6. Чем отличается процесс кипения от процесса испарения?

7.  Каковы основные условия кипения? 

Задание №2 (3мин)

Обсудите ответы с классом.

Внимательно слушайте выступающих.

Проверяйте свои записи в тетради.

Делайте замечания и задавайте вопросы.

 Ответы на вопросы запишите в тетрадь

Работайте в парах.

Внимательно прочитайте вопросы задание № 1.

Используя текст § 18, слайд на экране и дополнительную печатную информацию обсудите вопросы в парах.

Подготовьте ответы.

Оценивается каждый ответ и учитываются:

1.  Полнота ответа

2. Четкость изложения.

3.  Активность в общем

обсуждении.

Работайте с классом.

Примите активное участие в обсуждении вопросов.

Выскажите свое мнение.

8 мин

11

УЭ-5

Цель: Объяснить постоянство температуры жидкости в процессе кипения.

Слайд №10

Вопросы

Задание №1

Ответьте на вопросы:

1. Какую температуру называют температурой кипения? Дать
определение.

2. Почему температура кипения не изменяется в процессе кипения?


3. Какая из жидкостей - вода, ртуть или эфир - кипит при самой
низкой температуре?

4. На что расходуется энергия, подводимая к телу в процессе
кипения?

5. Раскройте физическую сущность процесса кипения жидкости на основании молекулярно-кинетической теории. (Используйте
основные положения МКТ)

Задание № 2

Обсудите ответы с классом.

Внимательно слушайте выступающих.

Проверяйте свои записи в тетради.

Делайте замечания и задавайте вопросы.

 


Ответы на вопросы запишите в тетрадь

Работайте в парах.

Внимательно прочитайте вопросы задание № 1.

Используя текст § 18, слайд на экране и дополнительную печатную информацию обсудите вопросы в парах.

Подготовьте ответы.

Оценивается каждый ответ и учитываются:

1.  Полнота ответа

2. Четкость изложения.

3.  Активность в общем

обсуждении.

Работайте с классом.

Примите активное участие в обсуждении вопросов.

Выскажите свое мнение.

8 мин

12

УЭ-6

Цель: Закрепление знаний

Слайд №11

Вопросы

1.Внимательно прочитайте цель урока УЭ-0.

2.Ответьте для себя на вопрос: Достигнута ли цель? В какой степени?

3.Что осталось непонятным? Что было особенно сложным?

4.Если цель занятия достигнута, и Вы правильно выполнили все задания учебных элементов – Домашнее задание: построить теоретическую модель явления кипения, результаты моделирования зарисовать и записать в тетрадь. Нарисовать график зависимости температуры от времени.

- Если тема не усвоена Вами, еще раз внимательно прочитайте параграфы 16, 17. 18 и возьмите модульную карту домой и ответьте на вопросы учебных элементов письменно.


Работайте индивидуально.

Ответьте на вопросы, анализируя свою работу на уроке.

4 мин



Приложение к плану-конспекту урока

КИПЕНИЕ



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЗАО "Просвещение-МЕДИА"

Физика, Разумовский, астрономия, 8класс

Видеоролик

«Парообразование при кипении»

Видеофрагмент наблюдение процесса кипения воды

School-collection.edu.yar.ru

2

ЗАО "Просвещение-МЕДИА"

Физика, Разумовский, астрономия, 8класс

Видеоролик

«Что такое кипение»

Видеофрагмент

Наблюдение закипания воды

School-collection.edu.yar.ru

3

ЗАО "Просвещение-МЕДИА"

Физика, Разумовский, астрономия, 8класс

Видеоролик

«Зависимость температуры кипения от давления»

Видеофрагмент

Наблюдение зависимости температуры кипения от внешнего давления

School-collection.edu.yar.ru