litceysel.ru 1

Тема: Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


- источник знаний о запорожском казачестве?


Урок учителя и истории Афанасьевой Е.Н

учителя литературы Забрусковой Е.В.


Цели урока.

Образовательные:

- погрузить в изучаемое произведение и понять, как определённые исторические реалии нашли своё отражение в произведении;

- повторить и обобщить полученные знания на уроках литературы и истории;

Воспитательные:

- подвести учащихся к более глубокому пониманию Родины, патриотизма, долг,.

- формировать уважительное отношение к истории своих предков, гордости за их подвиги.

Развивающие:

- работать над формированием творческого мышления, аналитических способностей;

- развивать умение работать с текстом, презентацией, картиной, фильмом;

- формировать умение работать в команде, слышать друг друга, представлять полученные результаты.


Тип урока – интегрированный, с использованием элементов метода погружения.


Форма урока – интеллектуальная игра с творческими заданиями.


Оборудование урока:

- тексты повести,

- презентация к уроку, отрывки из фильма Бортко «Тарас Бульба» 2009;

- картина И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,

- картина М.И. Хмелько «Переяславская рада 1654 г.»

- географическая карта современной Украины,

- историческая карта «Россия в XVII веке»,

- на доске: тема, эпиграф:


« Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки, такие силы, которые пересилили бы русскую силу» Н.В. Гоголь

«Украйна тихо волновалась.

Давно в ней искра разгоралась.

Друзья кровавой старины

Народной чаяли войны»

А.С.Пушкин

Предварительное домашнее задание для учащихся:


- внимательно перечитать произведение,

- подготовить выразительное чтение наизусть стихов и отрывков,

- из дополнительных источников как можно больше узнать о казаках и об эпохе,

- желающие готовят презентацию.

Слайд 1.

План урока:


  1. Организационный момент. Учитель объявляет цели, задачу и формы урока.

Слайд 2. Цели:

- повторить и систематизировать знания, полученные на уроках истории и литературы,

- попробовать, используя полученные сведения, выполнить творческие задания,

- уяснить для себя, что такое Родина, патриотизм, долг.

Слайд 3. Задача урока: ответить на вопрос: можно ли считать повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» источником знаний о запорожском казачестве?

форма урока интеллектуальная игра с творческими заданиями.


Слайд 4.

  1. Монолог Т. Бульбы о товариществе (Романов А) : « Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слыхали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брали червонцы, и города были пышные, и князья, князья русского рода, свои князья…Всё взяли басурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да как вдовица после крепкого мужа, сирая так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время, подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя, дитя любит отца и мать. Но породнится родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей»

Разминка

Слайд 5

I. Сформулируйте характерные черты Тараса Бульбы.

II. Чем дорог Бульба автору и почему повесть названа «Тарас Бульба»?

III. Как Бульба относится к своим сыновьям?

IV. Объясните этимологию слова «СЕЧЬ» ( От слова засека, завал из деревьев, который служил в качестве укрепления)

Слайд 6


  1. Задания Определите, о ком идёт речь?

I. «Он… кипел жаждою подвига, но душа его была доступна и другим чувствам» (Андрий)

II. «Он был прямодушен с равными» (Остап)

III. «Потребность любви вспыхнула в нём живо, когда он перешёл за восемнадцать лет…» ( Андрий)

IV. «Он никогда, ни при каких случаях, не выдавал своих товарищей, никакие плети и розги не могли заставить его это сделать.» (Остап)


5. Задания Расскажите, что вы знаете о запорожцах. Совпадает ли описание запорожских казаков в повести и наших исторических знаниях о них (по слайдам).

Слайд 7

I. Где располагалась Сечь? (За днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находится в черте города Запорожья, на Украине)

II. Кто мог стать казаком? (свободный, холостой, православный, говорящий на малорусском языке, присягнувший русскому царю, хорошо владеющий оружием) Слайд 8

Слайд 9

III. Как была организована жизнь казачества? (вольница, военная демократия, основные вопросы решались на кругу, где выбирали и атамана, существовали жесткие правила общежития)

Слайд 10

IV. В чём историческая заслуга казачества? (защита южных русских границ от турок, татар, шляхты)

Слайд 11.


Стихи Т.Г. Шевченко на украинском языке читает Садовникова Алина.


Нехай души козацкіи
В Украйни витають-
Там шыроко, там весело,
Як та воля, що мынулась,
Днипр шырокый – море,
Степ и степ, ревуть пороги,
И Могылы -горы, -

Там родылась, гарцювала

Козацкая воля;
Там Шляхтою, Татарами
Засивала поле,
Засивала трупом поле,
Покы не застыло..."



Задания командам ( 7 минут).

Слайд 12.

1 команда: Определить и доказать жанр произведения. Повесть «Тарас Бульба» - историческое или эпическое произведение.

Слайд 13.

2 команда: Придумайте и напишите свою версию окончания повести.

Слайд 14.

3 команда: Напишите сочинение – размышление на тему «Один день из жизни запорожского казака»

Слайд 15.

4 команда. Придумайте и опишите поведение героев повести в период борьбы за независимость Украины и присоединение её к России.


Критерии оценки:


  1. Знание исторического и литературного материала, умение им пользоваться для выполнения творческого задания.

  2. Владение литературным русским языком.

  3. Творчество при выполнении задания.

  4. Интересное изложение материала и его представление.

Представление работ командами.


Задание: объясните такие понятия как товарищество, Родина, долг, патриотизм.

Слайд 16.

Задание: ответьте на вопрос: можно ли считать повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» источником знаний о запорожском казачестве? Докажите свою мысль.


Слайд 17.

Подведение итогов. Оценки