litceysel.ru
добавить свой файл
1


ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА


(эссе)


Информационное общество – наиболее часто употребляемое словосочетание, возникающее при попытках определения характера развития современных общественных отношений и связей. «Мы живем в информационный век, в информационном обществе» означает некую своеобразность, отличительность от того, что было ранее до этого самого века, до этого самого общества. Чтобы понять, что же это такое – «информационное общество», необходимо обратиться к экспертным определениям этого понятия.

Итак, «информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний» (федер. закон). Из определения видно, что определяющей единицей в наше время стала информация. Это неудивительно, если попробовать представить, сколько всего накопило человечество за все время своего существования, и каковы темпы появления новой информации сейчас.

В такой ситуации большое бремя ответственности ложится на систему образования, ведь именно она отвечает за подготовку полноценного, развитого, подходящего для жизни в социуме человека. Информатизация общества несет и процесс информатизации системы образования. Вообще, информатизация означает внедрение в какую-либо систему информационных технологий. Под последними обыденно понимают «нечто, связанное с компьютерами», но это не совсем правильно. Информационные технологии, даже если судить только по самому названию, – это определенные инструменты работы с информацией. Компьютер, хоть и является одним из таких инструментов, но отнюдь не единственный инструмент информатизации.

Информатизация образования подразумевает:

- создание материально-технической среды для работы с информацией;

- подготовку компетентных педагогических кадров, способных работать с ИТ;


- подготовку управленческих кадров, способных работать с ИТ.

Это не единственные компоненты информатизации, но основные, на которые необходимо обратить внимание.

Создание материально-технической базы для работы с информацией и ИТ требуется вследствие того, что ИТ используются сейчас практически в любой сфере деятельности. Работать с ИТ должен уметь каждый, кто приходит получать профессиональное образование. Именно поэтому образовательное учреждение и система образования в целом должны обладать такой базой, которая способна обеспечить подготовку выпускника, обладающего навыками работы с ИТ.

Помимо материальной базы нужна и кадровая база – собственно, те люди, которые будут подготавливать выпускника. ВУЗы занимаются не только образовательной деятельностью. Преподаватель – это еще и научный работник, но и там, и там в его работе остро необходимо умение работать с информацией, с ИТ.

Управленческие кадры в системе образования стоят особняком от других. Их особенность состоит в том, что сам менеджмент в образовании – явление относительно недавно появившееся. Управлять образовательным учреждением нужно было всегда. Но именно сейчас образовательные учреждения стали очень быстро и очень сильно изменяться как внешне, так и содержательно. Высшие учебные заведения стали больше заниматься фундаментальной наукой, прикладными исследованиями, дополнительными образовательными услугами, коммерцией. Изменения коснулись не только ВУЗов. В школах стало появляться профильное профессиональное образование, большое количество частных школ, ДОУ, учреждений, оказывающих дополнительные образовательные услуги, вышли на рынок. Все это определило актуальность появления новой волны управленческих кадров в системе образования.

То, что управленцам необходимо владеть информационными технологиями в свете всего написанного выше, звучит бесспорно. Но также важно понимать, чему вообще необходимо обучать менеджеров в образовании.

На Западе процессы, происходящие сейчас в сфере управления образованием России, уже не в новинку. Обратимся к зарубежному опыту подготовки управленческих кадров на примере подготовки специалистов в Германии и Италии.

Внедрение ИТ и новых процессов в образование требует не только быстрой подготовки новых специалистов, но и быстрой реакции от тех, кто работает в системе образования уже не первый год. И тут возникает проблема, как безболезненно внедрить не только новые инструменты работы, но и новое понимание ее концепции в сознание преподавателей, ученых, как не сломать накопленный опыт работы, исследовательскую базу и пр. На Западе решили пойти путем, при котором обновление осуществляется, но при этом все занимаются своим делом. Здесь огромную пользу оказал компетентностный подход к образованию, при котором требования к обновлению «запаковываются» в компетентности – умения практически применить новое знание на новом или старом объекте.

Таким образом, опытные преподаватели начали вести подготовку специалистов в сфере образовательного менеджмента, исходя из научных предпосылок. Параллельно они сами осваивали новые инструменты работы, которые были им необходимы в исследованиях, учебной деятельности. Им в этом активно помогали тьюторы, для которых работа с новым более привычна и понятна. Тьюторы же выступали «мостиком» между преподавателями и студентами.

Менеджмент в образовании требует знаний и умений из различных сфер. Тьютор выступал индикатором, который улавливал необходимость студентов и преподавателей в новых знаниях и новых инструментах и организовывал среду, в которой все это можно было получить (новый учебный курс, внедрение новых аппаратных и программных средств и пр.). Так происходила модернизация материальной базы, появлялись в короткие сроки люди, способные работать в новых условиях, разрабатывались фундаментальные исследования в науке.

Какова ситуация с подготовкой менеджеров в образовании в нашей стране? Исследователи выделили следующие проблемные точки в этой области:


- подготовка управленческих кадров ведется по системе повышения квалификации;

- к новым условиям применяются старые стереотипы людей относительно процесса управления;

- зачастую рассматриваются сегодняшние проблемы системы подготовки, нет проектного плана развития на будущее;

- нормативно-правовая база, способная обеспечить работу менеджера в образовании, выстроена не до конца;

- нет четкой реализации методических рекомендаций к уровню подготовки менеджеров в образовании.

Эти и другие проблемные стороны все же находят некоторые пути решения. В настоящее время в нашей стране практически нет ВУЗов, осуществляющих фундаментальную подготовку менеджеров в сфере образования. Одним из исключений является Сибирский Федеральный Университет, подготавливающий по магистерской программе подготовку управленцев в образовании. Несомненным плюсом является появление методических рекомендаций, указывающих на то, какими должны быть менеджеры в образовании по меркам нашей страны. Приведем некоторые выдержки из этих рекомендаций:

Менеджер в образовании должен знать:

- сущность, основные задачи и методы управленческой деятельно­сти, технологию выработки и принятия управленческих решений;

- законодательные и экономические основы функционирования сис­темы;

- методы эффективного руководства;

- историю, современную структуру и перспективы развития систе­мы образования, основные направле­ния государственной образовательной политики и зарубежный опыт в этой области.

Менеджер в образовании должен уметь:

- анализировать состояния и динамику образовательного учреждения (ОУ);

- корректно формулировать цели и задачи деятельности ОУ;

- составлять нормативно-правовые и организационные документы, регламентирующие деятельность ОУ;

- осуществлять деятельность в кооперации с коллегами и находить оптимальные варианты совместной деятельности;


- организовывать и использовать ведение делопроизводства на ос­нове электронных технологий с привлечением методов охраны ин­теллектуальной собственности и защиты производственной ин­формации.

Менеджер в образовании должен владеть:

- компьютерными методами сбора, хранения и обработки информа­ции;

- использованием современных информационных технологий в управленческой деятельности;

- современными методами планирования, построения альтернатив­ных вариантов решения проблем с их анализом, синтезом и нахо­ждением компромиссных решений;

- методами контроля, внешней и внутренней оценки деятельности ОУ;

- методами обучения и самообучения в процессе своей деятельности и деятельности в кооперации с коллегами, техниками решения коммуникативных задач, навыками делового общения, приемами ведения деловых бесед, совещаний и переговоров, средствами предупреждения и разрешения конфликтов в трудовых коллекти­вах.

Пока все это многообразие компетентностной базы остается ориентиром, на который должны равняться учреждения, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров. Сейчас же видится, что не все до конца понимают, каким образом должна быть устроена система подготовки управленческих кадров для образования. К примеру, в упоминавшемся выше СФУ в описании магистерской программы «Образовательный менеджмент» есть лишь общие моменты, характеристики управленческой деятельности, но не конкретные методы осуществления образовательной подготовки. Скорее всего, это связано с малым опытом подобной деятельности в России, который со временем будет наработан.

В итоге можно сказать, что, несмотря на малый опыт организации профессиональной подготовки управленческих кадров для образования, в российской системе образования есть все предпосылки, чтобы выпускать в скором времени квалифицированные кадры в этой области. В числе таких предпосылок понимание необходимости процессов модернизации, финансовая поддержка, модернизация материально-технической базы, повышение уровня компетентностей педагогов, студентов для работы с ИТ, внедрение ИТ в образовательный процесс, большая уникальная база научных педагогических наработок.


Если все эти предпосылки окажут свое положительное воздействие, то мы получим не просто новые педагогические позиции, новые кадры, но и повышение качества образования за счет того, что сама структура образовательной системы начнет действовать в соответствии с современными требованиями, исходя из обязательств каждого элемента, а не желания отдельных людей.


Список литературы

1. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджмент в образовании» (для руководящего состава образовательный учреждений высшего профессионального образования) для получения дополнительной квалификации «Менеджер в образовании». – М., 2002.

2. Можаева Г.В. Анализ системы подготовки специалистов и менеджеров в Италии и Германии. – М., 2006.

3. Новиков Д.А., Глотова Н.П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М.: Институт управления образованием РАО, 2004. – 142 с.

4. Смолянинова О.Г. Описание программы «Магистерская программа «Образовательный менеджмент» // [Электронный ресурс] (http://edu.sfu-kras.ru/node/201).

5. Федеральный Закон № 24-Ф3 № «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 г. «Российская газета» № 39 от 22.02.95 г.