litceysel.ru
добавить свой файл
1


Окружная научная конференция учащихся


Секция «История, обществознание, краеведение»


Подсекция «Историческое краеведение»


Тема

«Детство, опаленное войной»


Автор

Антонов Никита Андреевич,

учащийся 7 класса

кружок «Юный краевед»

МОУ Ильичевская ООШ


Научный руководитель:

Жаксиликова Наталья Николаевна

учитель истории, руководитель

кружка «Юный краевед»


Нефтегорск, 2011


Оглавление


Введение…………………………………………………………………3

§ 1. Военное детство…………………………………………………….5

§ 2. Мои земляки – дети войны…………………………………………9


Заключение………………………………………………………………14


Список использованных источников и литературы………………….16


Введение

Актуальность работы.

Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Сегодня многие ветераны войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Работая над данной темой, я понял самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.


Людям, потерявшим детство, моим землякам, я посвящаю свою исследовательскую работу "Детство, опаленное войной".

Проблема исследования:
Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё помогать по дому. Война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.

Цель исследования: выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.

Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать научно-историческую литературу по данной теме.

2) Изучить деятельность и образ жизни детей военного времени.

3) Встретиться с ветеранами войны, проживающими ныне в п. Ильичевский.

При выборе методов исследования я использовал встречи и беседы с тружениками тыла, изучал художественную и научную литературу, архивы районного краеведческого музея и школьного музея им. И.Д.Ваничкина в п.Авангард.

Методы исследования:


  • интервьюирования

  • аналитический

  • работа с документами и периодической печатью.

Исследовательская работа включает в себя:

    1. Неопубликованные источники – архивные документы историко-краеведческого музея села Алексеевка, школьного музея Трудовой славы п. Авангард. В качестве источника я использовал личные интервью с участниками событий военных лет.

    2. Периодическая печать – районная газета «Степная правда» дает богатый материал об участниках Великой Отечественной войны, но в большей степени это статьи о боевых подвигах наших земляков.

    3. Литература представлена энциклопедиями по Великой Отечественной

войне, а также книгами о Куйбышевской (Самарской) области в годы


войны: Самарская область/сост. Э.Я. Дмитриева, П.С.Кабытов;

Храмков Л.В. Самарский край в судьбах России; Храмков Л.В., Храмкова

Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг.


§ 1. Военное детство

Мы ведь дети войны,
Счастья детства не знали,
Нам его не дано,
Счастье наше украли.
Нас не надо жалеть,
Мы из камня и стали,
Наша гордость жива,
И душа не устала.
Люди, дайте вздохнуть,
Не губите нам старость,
Нам от детства беды,
На две жизни досталось.

С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас каждое их воспоминание. Конечно, все они сейчас – эти люди преклонного возраста. Но детское восприятие трагедии той страшной войны, стойкости духа нашего народа представляет особую ценность для молодого поколения ХХI века.

Во время сбора информации были выделены основные темы исследовательской работы. Из воспоминаний ветеранов я узнал, какая тяжелая учесть легла в военные годы не только на плечи взрослого населения, но и детей. Дети войны совмещали учебу с работой на полях, элеваторах нашего родного края. Организовывая тимуровские отряды, дети помогали семьям военнослужащих, писали на фронт письма, собирали посылки.

С первых дней войны вместе с взрослыми вступали в бой с фашистами школьники фронтовых и прифронтовых районов, городов и сел ближнего и дальнего тыла: они дежурили в госпиталях, заботились о престарелых и семьях фронтовиков, выращивали овощи1.

Буквально с первых дней войны, когда обозначилось резкое сокращение трудовых ресурсов в области сельскохозяйственного производства, потребовалось принятие самых энергичных мер для восполнения убыли рабочей силы в сельском хозяйстве за счет вовлечения в него женщин, стариков и подростков, эвакуированного населения, временного привлечения рабочих, служащих, учащихся. На протяжении всех лет войны включалось все большее число подростков школьного возраста (от 12 до 16 лет).


Труд колхозного крестьянства в годы войны - поистине подвиг. Мобилизация практически не оставила в деревнях трудоспособных мужчин. Три четверти трудодней, выработанных в военные годы в колхозах, приходились на женщин, остальные - на стариков, подростков, инвалидов-фронтовиков.

За цифрами государственных поставок - дни и ночи непосильного труда сельских жителей от мала до велика. А сами они жили или, лучше сказать, выживали, мизерной выдачей по трудодням, да скудной помощью пришедшего в упадок личного подворья2. Но в каждой семье воевал отец или сын, брат или муж, или все разом, и желание своим трудом хоть как-то облегчить их фронтовую участь было в те годы едва ли не самой главной двигательной силой сельского хозяйства. А вместо мужчин в колхозах оставались женщины, трудились и за себя, и за отцов, мужей, братьев. А дети старались помогать матерям, вставали к станку или трудились на колхозных полях. Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.

Летом 2010 года мы, учащиеся Ильичевской школы посетили музей Боевой и трудовой славы в п.Авангард. Руководитель музея Николай Сергеевич Востриков провел для нас экскурсию по основным экспозициям. Я собрал некоторый материал на интересующую меня тему по п. Авангард и по Алексеевскому району в целом.

Я узнал, что урожай 1941 г. в нашем районе был убран в сложных условиях. Вторая половина лета и осень выдались дождливыми. Это, естественно, не позволили хлеборобам вовремя и без потерь убрать урожай первого военного года, что в свою очередь, сказалось на валовом сборе зерновых. Кроме того, в 1941 г. еще только начинался процесс перестройки сельского хозяйства на военный лад.

Но 1943 г. оказался самым засушливым из всех лет войны. Засуха и суховеи плохо отразились на посевах не только Алексеевского района, но и на всей области. Полученная в районе очень низкая урожайность существенно повлияла на валовой сбор зерна. Осенние работы 1943 г. больше были похожи не на уборку в обычном представлении, а на чрезвычайную компанию по спасению всего, что имелось - до каждого колоска.3


Посильный вклад в развитие сельского хозяйства в годы Великой Отечественной войны внесли педагоги и учащиеся Батраковской неполной средней школы. В летнее время они работали на совхозных полях и огородах. Ученики были разбиты на звенья, каждое из которых прикреплялось к определенному участку, и соревновались между собой.4 Девочки 4-х и 5-х классов ухаживали за капустой, а мальчики 6-х и 7-х классов работали на прополке картофеля.5 В первые дни уборки урожая 40 учениц Батраковской школы выехали в соседние села собирать колосья. За один рабочий день они собрали по 3 ц зерна.6 Особенно хорошо помогали совхозу "Батрак" ученики 4-6-х классов Нина Пряничникова, Гена Вихров, Инна Беляева. Они не пропустили ни одного рабочего дня и заработали по 300 руб. Дети начальной школы занимались сбором лекарственных трав.7 Учащиеся Раковской школы Лида Войтенко, Зоя Загороднева и др. взяли на себя обязательство ухаживать за пшеничным полем. Они пропалывали его и не оставили на поле ни одного колоска.8

Село в годы войны было лишено значительной техники и тягловой силы. На фронт ушли специалисты - механизаторы, молодежь. На селе остались женщины, старики и дети. Помощь школ сельскому хозяйству в годы войны приобрела важное народно-хозяйственное значение.

Вспоминает бывший секретарь партийной организации совхоза "Авангард" Алексей Иванович Киселев: «Мы, подростки военных лет, работали с взрослыми. Каждое лето заготовляли корм для скота. Неделями жили на полевом стане. Запрягали в сенокосилки быков и целый день, с коротким перерывом на обед, косили".9

Ученики вместе с педагогами образцово трудились на полях, стремились выполнять нормы выработки ежедневно. Районная газета "Степная правда" в августе 1942 г. писала: "Лучшему ученику 9-го класса Самовольно- Ивановской школы Михаилу Кривошееву доверили мощный трактор ЧТЗ. Юноша тщательно ухаживал за машиной, не допускал ни одного случая простоя. К 20 августа 1942 г. Михаил заработал 296 трудодней". Ученица этой же школы Антонина Гончарова выработала на тракторе 174 трудодня. Семиклассник Антоновской школы Михаил Брюхнин заработал 310 трудодней. Подросток из села Пушкарка Толя Федоренко наравне с взрослыми возил из МТС горючее, нагружал и разгружал огромные бочки.10


Вспоминает жительница совхоза "Авангард" В.К.Редькина: "Работать приходилось везде. Для нас работа была очень тяжелая. Постарше нас трудились на комбайнах и тракторах. А мы, меньшие, работали на плугах, сеялках, заготовляли сено на зиму".11

Вывод: война обрушилась на детей так же, как и на взрослых, - бомбежкой, голодом, холодом, разлуками. Но и в эти годы дети были первой заботой народа. Выживут – выживет страна, её история, её будущее. Многие из тех, на чью долю выпало военное детство, продолжали учиться. Кто-то работал на заводе или в колхозе. Кто-то оказался на линии фронта, а кто-то и за ней, в лагерях смерти…


§ 2. Мои земляки – дети войны


В суровые дни войны делалось все возможное, чтобы защитить, уберечь детей от страданий, но порой дети все-таки оказывались на фронте, приписывая себе года. В тылу они заменяли взрослых, работая на заводах, фабриках, на полях и фермах. Дети вынесли то, что, казалось бы, не всегда под силу взрослому человеку, вели себя как герои и как герои погибали. Они выдержали испытание войной и вместе с взрослыми победили. Дети военной поры, рано повзрослев, все-таки оставались детьми.

Несмотря на суровое время, они ходили в школу, учились. Не было бумаги – писали на газетах, не было чернил – писали сажей, свекольным соком, не было ручек, перьев – писали карандашами, заточенными палочками. В классах было холодно. Но, несмотря на всё это, каждое утро дети шли в школу, писали, читали, учили стихи…

Поселок Ильичевский - это место, где я родился и вырос. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для своей работы, я встречался с некоторыми из них, и никто не отказывался меня принять и выслушать. Мои земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта поселке, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.


Я хочу показать своим ровесникам, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность. Я думаю, что именно этих качеств так не хватает многим современным школьникам.

В нашем поселке есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и трудились в тылу. В первый год войны много посевных площадей осталось неубранными, и весной школьники собирали колосья. Во время уборки, на очистке зерна, вручную работали женщины и девушки.

Вместе с родителями дети выходили на поля: сажали и убирали картофель, серпами жали пшеницу. Те, кто был постарше садились за штурвалы комбайнов, заменяя ушедших на фронт мужчин. Работали на тракторах – пахали, бороновали землю. Много приходилось работать детям. Бригадир ходил по домам и собирал детей – подростков на работу. Посильное участие в сельскохозяйственных работах принимали и младшие школьники. Они занимались в основном сбором колосьев на полях после механизированной уборки хлебов, вели борьбу с сорняками и вредителями сельскохозяйственных культур. В каникулы все дни были заняты работой на колхозных полях или собственных огородах. Многое выпало на долю детей военного времени, они рано повзрослели, позабыв на долгое время любимые игры…

В разном возрасте мои земляки встретили и переживали войну. Самым младшим труженикам тыла было 10 – 12 лет. В живых тружеников тыла осталось 6 человек. Вот воспоминания некоторые из тех, с кем я встречался и беседовал:

Горшенин Николай Семенович. Уроженец с.Калашиновка, 02.06.1929 г.р.

Окончил 4 класса начальной школы. Когда началась Великая Отечественная война, ему было 12 лет. Очень много приходилось работать, так как мужчины ушли на фронт, а в селе остались старики и женщины. В летние каникулы каждому школьнику давали разное задание (работали за трудодни) - собирать в поле колоски, полоть свеклу, капусту, кто постарше, того отправляли на сенокос. Во время войны каждый год в сентябре школьники ходили на поля собирать колоски ржи. Ни один колосок не должен был остаться в поле. Обычно сентябрь, октябрь старшие и средние классы не учились, а работали на совхозных полях, на токах, куда машины привозили с полей собранное зерно, а школьники его просушивали. Но кроме работы надо было еще и учиться. Школа в то время находилась в с.Борщевка, приходилось ходить пешком.


В мае 1945 г. война окончилась и эту радостную весть принесли ученики, которые, узнав о Победе, прибежали из с. Калашиновка. По окончании войны Николаю Семеновичу было 17 лет. Он получил профессию тракториста, затем шофера. После службы в армии работал шофером в с.Калашиновка12.

За свой нелегкий детский труд в годы войны Николай Семенович награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Награждали не всех - самых лучших, не смотря на возраст. Когда награждали - ему было 18 лет.

Ушел на пенсию в 1989 г. Имеет юбилейные медали и медаль «Ветеран труда», в 2002 получил удостоверение «Ветеран Великой Отечественной войны».

Катышев Григорий Михайлович. Родился в 1930 г.

Когда началась Великая Отечественная война, Григорию было 11 лет. Это было тяжелое время для всех. Весь поселок провожал своих родных и близких на фронт.

Из воспоминаний: «Даже во время войны мы продолжали учиться. Было трудно: школа размещалась в жилом бараке и не была приспособлена к обучению детей. Зимой было холодно.

С 1942 г. я уже работал в совхозе «Прогресс», помогал взрослым вместе с другими ребятами на полях: собирали колосья, привозили воду, работали на сеялках. Умел косить сено, с 13 лет свободно работал серпом. Выполняли любую работу, которую нам назначали. Это был наш вклад в победу над врагом. Работа была очень сложная, физически тяжелая, но подросткам старались давать работу полегче и, когда можно было, рабочий день укорачивали для них на 1 час.

В 1945 г. мне исполнилось 15 лет и я уже хорошо помню день, когда все узнали о нашей победе. Это была великая радость для тех, кто вернулся домой и тех, кто дождался своих родных. А для тех, чьи близкие погибли, было очень тяжело. В годы войны из нашей семьи воевали два моих брата»13.

В 1946 г, когда Григорию исполнилось 16 лет, он получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».


Трудовой стаж Григория Михайловича большой:

С 1942 г. по 1947 г. работал разнорабочим.

С 1947 г. по 1951 г. – маслобойщик.

С 1951 г. по 1954 г. – служба в армии.

С 1957 г. по 1960 г. – работал кузнецом.

С 1960 г. по 1968 г. – бригадир животноводства.

С 1968 г. по 1988 г. – работал зоотехником в. Ильичевский.

С 1991 г. по 1999 г. – работал приемщиком на маслобойке.

Имеет удостоверение «Ветеран Великой Отечественной войны», награжден 5-ю юбилейными медалями.

Королева Мария Яковлевна. Родилась 13.02.1931 г., проживала в казачьей станице в Чечне. Несколько лет назад переехала в наш поселок.

В 1941 г. Марии Яковлевне было 10 лет. Как и все дети, она училась в школе, а на летних каникулах помогала женщинам в поле. В военные годы все и дети, и взрослые работали во имя победы над врагом. Не знали ребята, что такое летний отдых, каникул практически не было, так как нужно было помогать взрослым по хозяйству. Были поля, на которых сеяли овес, приходилось сажать и копать картофель, жали серпами хлеб, собирали на полях колосья. На бахчах выращивали дыни, собирали яблоки в саду. То посадка, то прополка. Когда ребят отправляли на прополку полей, бригадиром ставили кого-нибудь из бабушек.

Трудности в годы войны заключались только в одном, было очень голодно. Иногда по несколько дней ничего не ели. «А конфеты и сахар в годы войны были большой редкостью», - вспоминает Мария Яковлевна.

Когда окончилась война, Марии Яковлевне было 14 лет. Весть о победе быстро облетела станицу: все радовались и плакали одновременно. Кто-то от счастья, что скоро мужья, отцы вернутся домой, а кто-то от горя, что своих родных они уже не увидят никогда. На пенсию ушла в 1986 г. Проживает в п. Ильичевский. Награждена юбилейными медалями «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»,  «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»14


Черников Вениамин Елизарович. Родился 22.03.1930 г. в с. Баженовка Борского района.

В 1938 году вместе с семьей приехал в степной Алексеевский край. В поселок Ильичевский он попал в военное, сложное для всей страны время - в 1942 году. С этого момента начинается трудовая деятельность Вениамина Елизаровича. Приказом директора совхоза «Прогресс» он был назначен на должность объездчика полей и фуражиром, привозил трактористам воду на поля, помогал там, где нужна была помощь. Было трудно, но от него никто и никогда не слышал жалоб. Ведь это было время, когда и взрослые и дети работали ради Победы, ради светлого будущего.

В 1948 г. Вениамину Елизаровичу доверили трактор. Радости не было предела, ведь именно о самостоятельной работе всегда мечтал юноша. Очень быстро узнали в поселке и за его пределами о работящем парне, который бьет один рекорд за другим. Но он не останавливался на достигнутом и всегда рвался вперед, перенимал опыт у более знающих механизаторов, наблюдал за их работой. В течение семи лет работал трактористом.

Всегда веселый, общительный Вениамин привлекал к себе внимание со стороны начальства. За добросовестную работу, хорошие организаторские качества его назначили сначала помощником, а чуть позже бригадиром тракторно-полеводческой бригады в п. Ильичевский.

В 1968 году Черников Вениамин Елизарович был утвержден на должность управляющего отделением № 3 совхоза «Прогресс». Ильичевцы еще больше зауважали своего односельчанина, поверили в его силы, считали, что ему все по плечу. Жизнь в поселке стала налаживаться: преобразились улицы, были посажены деревья, началось строительство восьмилетней школы, возведен животноводческий комплекс, в эксплуатацию было сдано большое количество жилых домов, сельчане радовались новостройкам. Люди все чаще говорили о перспективах в селе, не покидали, ставшие для многих родные места…

С 1992 г. Черников В.Е. находится на засуженном отдыхе.

У Вениамина Елизаровича много заслуженных наград: многочисленные грамоты, медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», юбилейные медали. Но есть у него награда, к которой Вениамин Елизарович относится очень трепетно – это орден Ленина. Государство высоко оценило труд человека, который всю свою жизнь посвятил служению людям и любимому делу15.


Вывод: Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Война оборвала звонкие песни детей, веселые, шумные игры. Наступило тяжелое время не только для взрослых, но и для детей. Работая над темой, я узнал, что, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети - голод, холод, им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам. Они понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Из бесед со всеми тружениками тыла я для себя отметил, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, тяжелая работа, недосыпание. Я не могу себе представить, что дети такие же, как мы, совершали трудовой подвиг, откуда они брали силы, чтобы все успевать: учиться, работать и еще находили время для игр.


Заключение


9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.

Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры Куйбышевской (Самарской) области были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Такой медали были удостоены и мои земляки.

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы, из художественных и документальных фильмов. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Выполняя исследовательскую работу, я сделал следующие выводы:

1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.


Результаты работы:


  • изучил литературу, архивные документы,

  • встречался с ветеранами войны и труда;

  • часть материала была представлена в проекте «Живи и помни» и презентована 9 мая 2010 года на митинге, посвященном 65-летию Победы над фашистской Германией в п.Ильичевский;

  • материалы исследовательской работы будут опубликованы в школьной газете «Перемена», а также переданы в сельскую библиотеку.

Практическое значение работы: На уроках истории, литературы и географии мы изучаем историю нашей Родины, родного края. Немало времени педагоги уделяют изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. А тема «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны» чаще всего остается в стороне. Занимаясь в кружке «Юный краевед», мы больше всего старались собрать материал об участниках Великой Отечественной войны. Но в ходе сбора информации мы узнали, что есть и такая категория ветеранов, как «дети войны». Меня заинтересовала данная тема, я взял ее для своей работы. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные годы мы почти ничего не знали. Но в ходе работы над исследованием я узнал много о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Теперь с этой информацией я должен познакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы. Я считаю, что данную работу можно использовать на уроках истории, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне и труженикам тыла.





Список используемых источников и литературы

Неопубликованные источники


1. ГАСО. Ф.2950.Оп.6.Д.44.Л.19.

2. Текущий архив музея истории и краеведения с. Алексеевка. Ф.8.Оп.3.Д.4.Л.43.

3. Текущий архив музея Боевой и Трудовой славы Авангардской школы. Ф.3.Оп.4.Д.15.Л.7.

Интервью с участниками или очевидцами событий


1. Интервью с А.И.Киселевым, участником событий жизни района в 1941-1945гг.

Интервьюер – Н.С.Востриков. 21 марта 1981 г.

2. Интервью с Н.С.Горшениным, ветераном труда и войны 1941-1945 гг. Интервьюер

Н.Антонов. 17 апреля 2010 г.

3. Интервью с Г.М. Катышевым, участником событий жизни п.Ильичевский в 1941-1945 гг. Интервьюер – Н.Антонов. 24 апреля 2010 г.

4. Интервью с М.Я.Королевой, ветераном войны и труда. Интервьюер – Н.Антонов.

20 апреля 2010 г.

5. Интервью с В.Е.Черниковым, ветераном войны и труда. Интервьюер – Н.Антонов.

28 апреля 2010 г.

Периодическая печать

Степная правда. с.Алексеевка. 1975, 1989, 2010.

Литература



1. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.

2. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н.Бадан, И.Е.Войнович и др. М.: АСТ, 2000. – 592 с.

3. Самарская область/сост. Э.Я. Дмитриева, П.С.Кабытов. Самара: «СамВен», 1996.- 670 с.

4. Храмков Л.В. Самарский край в судьбах России. Самара: изд-во «Самарский университет», 2006. – 317 с.

5. Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара, 2003.- 371 с.



1 Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара, 2003.С.39.

2 Степная правда. 1975. 23 апреля.

3 ГАСО. Ф.2950.Оп.6.Д.44.Л.19.

4 Текущий архив музея Боевой и Трудовой славы Авангардской школы. Ф.3.Оп.4.Д.15.Л.7.

5 Там же.

6 Там же. Л.10.

7 Там же. Л.14.


8 Там же. Л.12.

9 Интервью с А.И.Киселевым, участником событий жизни района в 1941-1945гг.

Интервьюер – Н.С.Востриков. 21 марта 1981г.

10 Текущий архив музея истории и краеведения с. Алексеевка. Ф.8.Оп.3.Д.4.Л.43.

11 Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара, 2003.С.259.

12 Интервью с Н.С.Горшениным, ветераном труда и войны 1941-1945 гг. Интервьюер – Н.Антонов. 17 апреля 2010 г.


13 Интервью с Г.М. Катышевым, участником событий жизни п.Ильичевский в 1941-1945 гг. Интервьюер – Н.Антонов. 24 апреля 2010 г.



14 Интервью с М.Я.Королевой, ветераном войны и труда. Интервьюер – Н.Антонов. 20 апреля 2010 г.

15 Интервью с В.Е.Черниковым, ветераном войны и труда. Интервьюер – Н.Антонов. 28 апреля 2010 г.