litceysel.ru
добавить свой файл
1 2


ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ


На правах рукописи


КУРБОНОВА Зульфия Махманабиевна


ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА УРЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ТАДЖИКИСТАНОМ И КИТАЕМ


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук


Специальность: 23.00.04 – политические проблемы международных отношений и глобального развития


МОСКВА

2009


Работа выполнена на кафедре политологии Дипломатической академии МИД России


Научный руководитель: ДОЛГОВ

Константин Михайлович

доктор философских наук,

профессор

Официальные оппоненты: КУЛМАТОВ

Кенеш Нурматович

доктор политических наук


СОКОЛЕНКО

Владимир Григорьевич

доктор политических наук


Ведущая организация: МГУ им. Ломоносова


Защита диссертации состоится «____»___________2009 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 209.001.01 в Дипломатической академии МИД России по адресу: г. Москва, Б. Козловский пер., 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России.

Автореферат разослан «____»__________2009 года.

Ученый секретарь


диссертационного совета,

доктор политических наук С.С.Жильцов


I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Образование границ представляет собой сложный процесс, обусловленный многими факторами – экономическими, политическими, этнографическими, историческими, военными и иными. Границы между территориями обитания различных групп людей являются ровесниками первых человеческих сообществ, объединенных способами добывания средств к существованию и различного рода семейными, родовыми или более высокого уровня связями. Такие естественные препятствия для расширения территорий обитания, как моря, озера, реки и высокие горы, были наиболее очевидными и постоянными географическими пределами, которые во времена роста древних цивилизаций становились готовыми государственными границами. С тех пор прошло много времени, и теперь сложилось определенное понятие о государственных границах, без которых существование государства немыслимо. Каждое государство, где бы оно ни находилось, имеет территорию, ограниченную определенными границами. С точки зрения лимологии, границы – это сравнительно недавние социальные конструкты, создающиеся сначала в социальных представлениях, а затем уже делимитируемые по карте.1


Проблема границ, сохранение территориальной целостности государства являются важным и болезненным вопросом для любой страны и ее народа. После распада Советского Союза, Республика Таджикистан, следуя правопреемству, принятому в международной практике, взяла на себя все обязательства по урегулированию спорных участков на таджикско-китайской государственной границе.

Граница между современным Таджикистаном и Китаем проходит на Памире Горно-Бадахшанской Автономной Области по Сарыкольскому хребту. Памирский горный узел – это грандиозное орогенное поднятие, являющееся центром нескольких южно- и центрально-азиатских хребтов, включающих хребты Гиндукуш и Каракорум, а также горы Куэньлунь и Тянь-Шань. Большая часть этой горной цепочки расположена в пределах Таджикистана, но отдельные его районы принадлежат Афганистану, Пакистану, Китаю и Кыргызстану2.

Проблема формирования границ на Памире (как, впрочем, и в других районах земного шара) имеет много аспектов, не потерявших актуальности в наше время. Географические исследования, картографирование и историко-этнографические работы на Памире в XIX веке проходили в условиях «Большой игры» главных держав (Китая, Великобритании, России и Афганистана), имевших геополитические интересы в этом регионе; их борьба за рынки сбыта и природные ресурсы играла существенную роль в формировании государственных границ. Сами историко-географические исследования и картографирование являлись решающими элементами создания границ на Памире, поскольку влияли на принятие решений стран-соперниц. Китай – единственная страна дальнего зарубежья, с которой Таджикистан имеет общую государственную границу протяженностью 500 км. В этой связи вопрос о делимитации границы между Китаем и Таджикистаном приобрел особую актуальность, где исторически накопилось множество трансграничных вопросов, требующих грамотного разрешения.

Синьцзяно-Уйгурский Автономный район (СУАР) считается стратегически важным регионом для Китая, как в политическом, так и в экономическом плане. До перехода данного района под юрисдикцию Китая, он в географическом плане был неотъемлемой частью Центральной Азии со своей историей, языком, религией, этническими и другими традициями. Подавляющее большинство населения этого района является мусульманами, и в географическом плане его территория составляет ¼ часть от общей погрантерритории Китая. В связи с этим, всякие беспорядки, которые произойдут в Центральной Азии, могут непосредственно повлиять на СУАР. Вот почему этот географический район имеет огромное значение для политической безопасности Китая. Исходя из этого, СУАР выступает в качестве стабилизатора политической безопасности Китая. Потеря СУАР ставит под угрозу не только стратегический план Пекина по транспортировке энергоресурсов из Центрально-азиатского региона (ЦАР) в свою страну, но и всю собственную национальную безопасность.


Из-за своеобразного геополитического расположения, центрально-азиатский регион столкнулся с противостоянием региональных и нерегиональных сил и проблем, возникших в результате вооруженных действий радикальных исламских сил, широкой контрабандой наркотиков и оружия. Территориально-пограничные проблемы являются одним из главных факторов, оказывающих прямое воздействие на общее состояние безопасности и стабильности, и имеют ключевое политическое значение во взаимоотношениях с сопредельными государствами. Наличие территориально-пограничных проблем с Китайской Народной Республикой (КНР) может привести к обострению ситуации и возникновению межэтнических конфликтов в ЦАР с непредсказуемыми последствиями. Восстановление Великого Шелкового пути, открытие автодороги Куляб-Мургаб-Кульма дает возможность Таджикистану и Китаю более тесно развивать взаимовыгодное сотрудничество.

Степень научной разработанности проблемы. Избранный автором диссертации научный аспект исследования непосредственно ставит или косвенно затрагивает несколько групп вопросов, степень разработанности которых различна. В ХХ в. пограничная проблема между СССР и КНР, между Таджикистаном и Китаем носила закрытый характер, и в связи с этим наработок в данном направлении мало. В новых условиях постсоветского периода, после политического урегулирования основных пограничных споров в Центральной Азии многие исследователи получили возможность обнародовать основные результаты своих трудов, проводившихся в советское время и не предназначавшихся для публикации.

Однако до сих пор не имеется обобщающего труда по исследуемой теме. Диссертантом сделана попытка обобщить имеющиеся официальные, печатные и другие материалы, на основе которых выявить формирование и разрешение пограничного вопроса между Таджикистаном и Китаем.

Цель и задачи работы. Исходя из научной и общественно-политической актуальности и значимости избранной проблемы, учитывая степень ее разработанности, автором диссертации поставлена цель – исследовать проблемы зарождения и формирования пограничного вопроса между Таджикистаном и Китаем, показать основные пути и способы их решения.


На пути к достижению поставленной цели представлялись целесообразными решение нижеследующих задач:


  • показать пограничный вопрос в царский период;

  • выявить основные политические аспекты эволюции пограничного вопроса в Советский период;

  • рассмотреть формы и методы урегулирования пограничного вопроса в современных условиях;

  • определить политическое значение урегулирования пограничных проблем для Таджикистана и Китая.

Объектом исследования являются политические аспекты урегулирования государственной границы между Таджикистаном и Китаем.

Предметом исследования выступают пограничные проблемы между Таджикистаном и Китаем, их исторические, политические и современные аспекты, а также формы и методы их урегулирования.

Источниковедческая база исследования. Изучение проблематики, связанной с пограничным урегулированием, потребовало освоения широкого массива источников и литературы – теоретических и прикладных работ, официальных документов, научных статей таджикской и зарубежной периодики, а также материалов, почерпанных из Интернет-источников.

В советское время опубликованы все официальные документы по русско-китайским отношениям периода с 1689 по 1916 г., а также специальный сборник официальных актов и материалов по истории международных отношений в Центральной Азии. Под редакцией академика С.Л.Тихвинского были выпущены сборники статей, посвященных историографии внешней политики России и проблемам истории международных отношений Цинской империи с окружающими ее государствами.3

Вопросы зарождения и становления русско-китайских дипломатических отношений, детали формирования границ двух империй с XVII до начала XX века, а также подлинные официальные акты, которыми устанавливалось прохождение этих границ на местности, детально исследованы в многочисленных трудах академика В.С.Мясникова, в том числе в книге «Договорными статьями утвердили: дипломатическая история русско-китайской границы XVII-XX вв.». Труды В.С.Мясникова базируются на громадном массиве подлинных маньчжурских и русских документов, многие из которых впервые выявлены автором в архивных фондах России и Китая. Значительное внимание в этих работах уделено анализу причин возникновения различных трактовок прохождения на местности отдельных участков государственной границы России и Китая. Разработки В.С.Мясникова во многом определили теоретико-методологические подходы при анализе истории государственного размежевания на Памире.4


Ранняя история народов Памира представлена в монографии Б.А.Литвинского «Древние кочевники «Крыши Мира»5, а проблемы истории памирских княжеств и их взаимоотношений с соседями детально рассмотрены в трудах таджикского историка Б.И.Искандарова6. Основанные на широком использовании источников, работы Б.И.Искандарова убедительно показывают, что памирские земли практически непрерывно находились в состоянии феодальных междоусобиц, отдельные княжества попадали на довольно значительные периоды в разной степени номинальную зависимость от Бухары, Коканда и Бадахшана, но в то же время фактически они были независимы на протяжении большей части XIX века. В статье «Изучение Памира в связи с историей сопредельных стран во второй половине XIX в.» Б.И.Искандаров вполне объективно отражает ход вторжения цинских войск на территорию Памира и победу китайцев у озера Яшилькуль, не приведшую, однако, к формальному включению Памира в границы Цинского государства. Трудами Искандарова также пользовались зарубежные авторы при создании исторических обзоров возникновения русско-китайских противоречий по вопросу о принадлежности памирских территорий. Одной из работ такого рода является статья Энн Шинх «Россия и Китай на Памирах: XVIII и XIX столетия»7, которая практически является кратким рефератом трудов таджикского историка.

Изучению народов Центральной Азии уделялось значительное внимание таджикскими учеными, в ряду таких исследований важное значение имели классические труды академика Б.Г.Гафурова, посвященные

таджикам, которые составляют большинство оседлого населения Памира8.

В 1960-1980 гг. было опубликовано множество работ, посвященных развитию в этот период острого пограничного конфликта между СССР и КНР. В работе А.Прохорова « К вопросу о советско-китайской границе» автор дает исторические обзоры возникновения пограничного вопроса и причины развития советско-китайского пограничного конфликта.9


Научное исследование концепций русско-китайских отношений и погранично-территориальных проблем в 1980-1990-х гг. также проведено А.Д.Воскресенским.10

Особый интерес представляют собой новые публикации, такие, как «Сборник Материалов и документов о кыргызско-китайской государственной границе»11, работа Г.В. Киреева «Россия – Китай. Неизвестные страницы пограничных переговоров»12, научные труды казахских исследователей К.Токаева «Преодоление»13, коллективный труд Аманжоловой З.А., Атанова М.М., Турарбекова Б.Ш. «Правда о государственной границе Республики Казахстан»14, а также труды Бажанова Е.П. «Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века», «Китай и внешний мир», «Актуальные проблемы международных отношений»15.

Можно выделить труд Постникова А.В. «Схватка на «Крыше Мира»: политики, разведчики, географы в борьбе за Памир в ХIХ веке». Несмотря на то, что данная книга посвящена сугубо исторической теме, сама по себе проблема формирования границ имеет много аспектов. Географические исследования, картографирование и историко-этнографические работы на Памире в XIX веке проходили в условиях «Большой (или Великой) игры» главных держав (Афганистана, Китая, Британии и России), имевших геополитические интересы в этом регионе; их борьба за рынки сбыта и природные ресурсы играла существенную роль в формировании государственных границ. Сами историко-географические исследования и картографирование являлись решающими элементами создания границ на Памире, поскольку влияли на принятие решений стран-соперниц. В то же время ожесточенная борьба этих стран не могла не сказаться на методах научно-прикладных исследований, проводимых для обоснования территориальных притязаний сторон. Данная книга дополнена исследованиями по истории формирования границ на Памире материалами, не имевшими прямого отношения к русско-китайскому пограничному спору, но которые важны в научном отношении, особенно для выявления исторических корней в современной сложной ситуации в этой высокогорной стране.16


Существенным вкладом в научном исследовании явились материалы текущего архива МИД РТ с 1992-2008 гг., коллективная работа таджикских и китайских политологов Р.Алимова, М.Халифаева, У Сицзюй и Яо Шаочуня «Таджикистан-Китай». Сборник основных документов (1992 – 2007 гг.)»17, в котором впервые помещены тексты всех межгосударственных и межправительственных документов, подписанных между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой, начиная с 1992 – с момента установления дипломатических отношений между двумя соседними государствами.

Немаловажное значение имеют статистические данные официальных структур Китая, среди которых можно выделить, такие, как «Национальная оборона Китая в 2000 г.»18, изданные Прессс-Канцелярией Госсовета КНР, а также материалы, представленные на официальных сайтах Посольства КНР в РТ, Посольства РТ в КНР, МИД и др.19

Зарубежные исследователи также уделяли значительное внимание общей истории государственной территории России. О.Эдмунд Клабб в книге «Китай и Россия: «Большая игра»»20, рассматривает весьма конспективно историю формирования русско-китайской границы, и наибольшее внимание уделяет развитию советско-китайского пограничного конфликта. Более популярные и в то же время оригинальные исследования по истории «Большой игры» выполнены Геральдом Морганом21 и Питером Хопкерком22.

Исследованием геополитических и дипломатических аспектов истории российско-китайского пограничного конфликта является изданная в 1996 г. работа С.К.М.Пэйна «Имперские соперники: Китай, Россия и их спорная граница»23.

Детальная история формирования границ китайского государства изложена в труде Люк Т.Чаня «Китайские пограничные договоры и пограничные диспуты».24 Значительное внимание в этой работе уделено советско-китайскому пограничному конфликту, в связи, с чем автор не только приводит тексты между двумя государствами, но публикует также современную официальную дипломатическую переписку, посвященную отдельным спорным участкам, и в том числе Памиру. В работе четко показано, что до принятия какого-либо политического решения граница на Памире между Россией и Китаем в районе южнее перевала Уз-бель не может считаться окончательно установленной. Главным доводом китайской стороны в споре по «Памирскому вопросу» остается «оговорка Медынского», но при этом вспоминаются также «исторические права» Китая на эти земли. В специальной статье Джона У.Гарвера, посвященной советско-китайскому территориальному спору в Памирском горном районе, делается практически аналогичный вывод25.


Традиционные представления китайцев о государственных границах в Центральной Азии изучены в работе Оувена Латтимора «Внутренние азиатские границы Китая»26.

Из работ, непосредственно посвященных «Памирскому вопросу», можно выделить труды Карри Олдера27, а также исследование Дерека Уоллера28 по истории деятельности Большой Тригонометрической Съемки Индии за границами британских колониальных владений, где особое внимание уделено работам местных (мусульманских) топографов и разведчиков (пундитов), обученных англичанами и проводивших обширные исследования на Памире и в примыкающих к нему странах Центральной Азии.

Исходя из цели и поставленных задач исследования, на защиту выносятся следующие положения:


  • Урегулирование проблемных участков на границе с Китаем имеет важное политическое значение. Корректно проведенная делимитация и демаркация границы между двумя соседними странами чрезвычайно важны для обеспечения национальной безопасности, как Таджикистана, так и Китая.

  • Следует отметить, что Таджикистану еще не удалось решить пограничные вопросы с другими соседними государствами, поэтому решение этой проблемы с Китаем приобретает политическую и практическую значимость. В этом смысле работа имеет методологическое значение.

  • Разрешив данную проблему, Таджикистан приступил к осуществлению необходимых для него социально-экономических проектов, непосредственно связанных границами. Эксплуатация автодороги «Карасу-Кульма» резко улучшила социально-экономическую сферу жизни населения, проживавшего на приграничной территории Горно-Бадахшанской Автономной Области – отдаленной от центра Таджикистана и расположенной в высокогорной зоне.
  • Товарооборот между РТ и КНР резко вырос. Увеличился объем инвестирования Китаем важнейших объектов инфраструктуры Таджикистана. После строительства самой высокогорной автомобильной дороги – Каракорумское шоссе, как Китай, так и центрально-азиатские страны получили выход к пакистанскому порту Карачи. Это направление является наиболее коротким для преодоления геоэкономической изоляции Таджикистана. Направление Душанбе-Куляб-Хорог-Мургаб-Кульма-Каракорумское шоссе открывают для Таджикистана выход в порты Индийского океана.


Теоретико-методологическая база исследования. Для критического осмысления и теоретического анализа, поставленных в диссертации проблем, использованы несколько основных политологических методов (подходов).

Основополагающим при этом методом является системно-функциональный и логический, а также метод системного подхода и сравнительного анализа.

Диссертационная работа раскрывает пограничную проблему между двумя соседними государствами и определяет политическую значимость урегулирования данной проблемы для обоих государств.

Научная новизна исследования. Диссертация является комплексным исследованием проблемы пограничного размежевания между Таджикистаном и Китаем, что позволяет говорить о результатах следующего характера:

Во-первых, на конкретном историческом материале показана проблема формирования пограничного вопроса. В XIX веке Россия была сильным государством и сумела провести территориальное разграничение с Китаем на центрально-азиатском участке в свою пользу. Китай, являясь крупнейшей державой региона и пользуясь этим преимуществом, по-своему пересмотрел границы с молодыми и пока недостаточно сильными государствами Центральной Азии. Именно поэтому, представляется необходимым рассмотреть историю образования государственной границы между Таджикистаном и Китаем, обстоятельно проанализировать договорные документы, т.е. правовую основу границы, показать позиции обоих государств по данному вопросу, вскрыть действительные причины, которые привели к обострению положения на советско-китайской границе, остановиться на таджикско-китайских пограничных переговорах и выявить политическое значение урегулирования пограничных проблем для двух государств. В данном исследовании автор выявляет реальное место истории в урегулировании пограничной проблемы.

Во-вторых, выделен ряд важнейших проблем, которые встают перед автором при исследовании пограничного вопроса между Таджикистаном и Китаем после распада Советского Союза. Несмотря на всю актуальность и значимость исследуемой проблемы, в таджикской литературе нет единой обобщающей работы по этой тематике. Диссертационное исследование имеет комплексный характер. Автором дан научный анализ пограничного урегулирования в контексте современных международных отношений, с учетом национальных интересов двух стран.


В-третьих, автором проанализированы особенности политических тенденций урегулирования пограничных вопросов в современных условиях. В работе показаны новые политические и дипломатические методы и подходы в решении пограничного вопроса. Таджикско-китайские пограничные переговоры в новых геополитических условиях основывались на толковании сторонами русско-китайских договорных документах. Это облегчало переговоры, но в то же время и усложняло их, особенно по тем участкам границы, где у сторон имелись разногласия. На границе работали многие специалисты: юристы, дипломаты, топографы, картографы, геологи, китаеведы и пограничники. Был исследован буквально каждый метр границы. Учитывались все факторы, в том числе и размещение населения и наличие полезных ископаемых. В результате долгих дискуссий выяснилось, что граница между двумя государствами должна проходить примерно посередине спорных участков. Надо отметить, что у китайской стороны были в руках сильные аргументы в отношении практически всей площади спорных участков, но и она понимала бесперспективность такого подхода. Таджикская сторона никогда бы не пошла на передачу Китаю всех спорных территорий.

В-четвертых, взаимная неуступчивость ни к чему хорошему привести не могла. Спорные территории могли бы стать «яблоком раздора» между двумя странами и привести к ухудшению положения на границе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таджикистан, конечно, не мог допустить саму возможность конфронтации с могущественным соседом. Тезисы о «территориальных уступках» или «безвозмездной передаче» таджикских земель Китаю категорически неверны. Никаких уступок допущено не было. Этот территориальный спор был разрешен политически и юридически корректно, в строгом соответствии с имеющимися договорными документами. Нельзя передавать или уступать то, что тебе не принадлежит. Новизну представляет анализ политического значения урегулирования пограничных проблем.

Практическая значимость. На базе материалов, изложенных в научном исследовании, автором создана работа, в которой отражается анализ всего процесса становления таджикско-китайской государственной границы, а для более детального изучения проблемы автором привлечены политические, исторические, географические источники.


Несмотря на обширную историографию исследуемой проблемы, сопряженное изучение ее научных, дипломатических и политических аспектов до настоящего времени не проводилось, и автор надеется, что выполненное им исследование будет способствовать более глубокому пониманию научными кругами пограничного размежевания между Таджикистаном и Китаем.

В связи с этим данная диссертационная работа может быть рекомендована для использования в аналитической и организационной деятельности государственным органам и структурам, в первую очередь – соответствующим советам при Президенте РТ, МИД РТ и другими заинтересованным министерствам и ведомствам России и Таджикистана, занимающимися вопросами урегулирования пограничных проблем.

Диссертация послужит подспорьем при проведении исследований и изысканий в политических и аналитических центрах, занимающихся проблемами границ, а также для использования в средствах массовой информации.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в пяти опубликованных научных работах автора, а также в ходе научно-практических конференций.

Структура диссертационной работы. В структурном плане диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, а также приложения.


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Во введении обоснована актуальность темы, поставлены цель работы и конкретные задачи, приведены степень ее изученности, научная новизна и практическая значимость диссертации, определены теоретическая, методологическая и источниковедческая базы исследования и показана апробация работы.



следующая страница >>