litceysel.ru
добавить свой файл
1



ПОЛОЖЕНИЕ


о научной школе

Учреждения образования «Брестский государственный университет
имени А.С. Пушкина»


1. Общие положения


  1. Научной школой считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению, признанный научной общественностью и возглавляемый руководителем.

  2. Научная школа – это неформальный коллектив, который является ядром научного сообщества и играет особую роль в формировании гражданского общества.

  3. Образование научной школы – исследовательского коллектива – определяется моментом формирования группы ученых, реализующих исследовательскую программу.

  4. Коллектив научной школы разрабатывает под руководством лидера – руководителя школы – выдвинутую им исследовательскую программу, которая является необходимым условием существования научной школы и ее системообразующим фактором.

  5. Главной функцией школы является проведение научных исследований, создание инновационного продукта, подготовка научных кадров и «обучение творчеству» входящих в нее молодых ученых.

  6. Теоретико-методологические положения, составляющие основание исследовательской программы, разделяются всеми членами школы.

  7. Каждый сотрудник школы представляет перед научной общественностью подход школы, связанный с обоснованием его продуктивности и защитой от критики.

  8. Сотрудники школы сохраняют лучшие черты научной школы, заложенные учителями, вносят собственный вклад в ее формирование, обеспечивая мобильность школы по отношению к новым открываемым научным фактам и ее устойчивость к изменяющимся условиям.


2. Функционирование научной школы



Определяющими факторами функционирования научной школы являются:


  1. Общность деятельности, общность объекта и предмета исследования, общность целевых установок, общность идейно-методическая, общность критериев оценки деятельности и ее результатов.

  2. Наличие лидера, являющегося автором оригинальных идей и методов.

  3. Проявление эффекта саморазвития, базирующегося на кооперативных принципах деятельности, постоянном обмене результатами, идеями и пр. как по горизонтали, внутри одного поколения, так и по вертикали, между учителями и учениками.

  4. Оптимизация процесса обучения молодых ученых и воспроизводства научной культуры.

  5. Снискание бесспорного публичного признания – международного, национального, отраслевого, регионального, со стороны других научных сообществ.


3. Признание и регистрация научной школы


  1. Решение о признании научной школы принимается Советом университета по представлению принятого обоснования ученым собранием факультета (кафедр социально-гуманитарных дисциплин).

  2. На основании положительного решения Совета университета научный руководитель школы представляет проректору по научной работе для регистрации школы квалификационную карту и сведения о научной школе (Приложения 1, 2, 3).


4. Планирование деятельности


  1. Научная школа самостоятельно планирует научно-исследовательскую, научно-производственную и научно-популяризаторскую деятельность школы.

  2. Основу планов составляют госзаказ, участие в научно-технических программах республиканского и регионального уровней, договоры с заказчиками, конъюктурные исследования рынка научной и научно-технической продукции и оценки потребительского спроса на данную продукцию, задачи университета.


5. Отчетность

  1. Научная школа ежегодно представляет отчетную информацию о своей деятельности проректору по научной работе в соответствии с требованиями Министерства образования Республики Беларусь:


    • отчет о проведении научных исследований за истекший календарный год (в т.ч. выполнение тем с № госрегистрации и хоздоговоров);

    • количество защищенных докторских и кандидатских диссертаций по направлению научной школы;

    • количество изданных монографий по направлению научной школы;

    • количество изданных статей в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ;

    • количество патентов, выданных на разработки.


6. Прекращение существования научной школы


  1. Прекращение существования научной школы обусловливается:

    • исчерпанием или дезактуализацией ее исследовательской программы, а также обнаружением ее непродуктивности в течение двух последних лет;

    • отсутствием организаторских способностей главы школы, в результате которых происходит распад коллектива;

    • выходом членов научной школы из-под контроля лидера;

    • прекращением работы руководителя школы и отсутствием достойного преемника.

6.2. Решение о прекращении функционирования научной школы принимается Советом университета по представлению проректора по научной работе. Данное решение включается в ежегодный отчет об итогах научной и инновационной деятельности, направляемый в Министерство образования Республики Беларусь.




Проректор по
научной работе К.К. Красовский


СОГЛАСОВАНО


Первый проректор А.Н. Сендер


Проректор по
учебной работе С.Г. Рачевский


Юрисконсульт Т.В. Демедюк

Приложение 1


к Положению о научной школе университета


КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАРТА

НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

(заполняется по состоянию на дату подачи заявки о регистрации)


  1. Наименование научной школы.

  2. Область знаний ________________________________________________

  3. Общие сведения о научной школе

  1. Руководитель научной школы (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, место работы, должность).

  2. Численный состав научной школы (человек).

  3. Квалификационный состав научной школы (человек):

  • академиков и членов-корреспондентов академий наук, имеющих государственный статус;

  • заслуженных работников высшего образования;

  • отличников образования;

  • докторов наук;

  • кандидатов наук.

  1. Средний возраст членов коллектива научной школы (лет).

  2. Число аспирантов (человек).

  3. Характеристика используемой экспериментальной базы.

4. Научно-технические достижения научной школы:

  1. Наиболее крупные научные результаты.

  2. Практическое использование полученных научных результатов.

4.3. Научно-общественное признание (белорусские и зарубежные премии, почетные звания и т.п.).

  1. Количество основных публикаций за последние пять лет.

  2. Количество патентов за последние пять лет.

  1. Количество докторов и кандидатов наук, подготовленных за последние пять лет.


Руководитель научной школы

Ф. И. О.

(подпись)

Приложение 2


СВЕДЕНИЯ О НАУЧНОЙ ШКОЛЕ



Ф.И.О.1

Дата рождения 2

Ученая степень, ученое звание

Место работы, должность 3

Общее число публикаций 4

Личная подпись

1

2

3

4

5

6

7























































































Руководитель научной школы

_________________ Ф.И.О.


(подпись)


Приложение 3


СВЕДЕНИЯ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТАХ, ВЫПОЛНЕННЫХ НАУЧНОЙ ШКОЛОЙ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ





Название

научной школы

Ведущие ученые в данной области

(руководитель

и 1-3 ученых)


Выполнение научно-исследовательских работ в рамках реализации государственной (отраслевой, региональной или иной) программы (№ госрегистрации)

Количество защищенных диссертаций по данному научному направлению штатными преподавателями

Количество изданных штатными преподавателями монографий по данному научному направлению

Количество изданных статей штатными преподавателями

в журналах, рекомендованных ВАК

Количество патентов, выданных на разработки

Докторских

Кандидатских

1.















































































Руководитель научной школы


_________________ Ф.И.О.

(подпись)



 Классификатор областей знаний


Математические наукиЭкономические наукиФизические наукиЮридические наукиИнформатикаПедагогические наукиТехнические наукиПсихологические наукиХимические наукиСоциологические наукиНауки о ЗемлеИсторические наукиБиологические наукиФилософские наукиМедицинские наукиФилологические наукиСельскохозяйственные наукиИскусствоведение Другая отрасль науки (какая именно)

1В таблице приводятся сведения по всем членам научной школы

 - фамилия, имя, отчество полностью

2 - цифрами – число, месяц, год

3 - полное наименование подразделения (организации)

4 - исключая тезисы докладов