litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7
Билет № 1


  1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.


Термин «информация» происходит от латинского «informatio» — передача сведений, разъяснение. С научной точки зрения информация— отражение картины мира с помощью сообщений. Сообщения могут быть представлены в различной форме — в виде текста, речи, изображения, цифровых данных, графиков, диаграмм, таблиц и т.п. Понятие информации включает в себя так же процесс обмена сведениями между людьми, устройствами, обмен сигналами между объектами в живой и неживой природе.

Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Биологи образно говорят, что «живое питается информацией», создавая, накапливая и активно используя ее.

Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). Чтобы правильно ориентироваться в мире, он запоминает полученные сведения (хранит информацию). В процессе достижения каких-либо целей человек принимает решения (обрабатывает информацию), а в процессе общения с другими людьми — передает и принимает информацию. Человек живет в мире информации.

Виды информации.

  1. Зрительная (визуальная) информация –текст книги, картина в музее, карта, дорожный знак и др.

  2. Звуковая (аудиальная) информация – речь, звонки телефона, пение птиц, музыку, шум.

  3. Обонятельная информация – запахи

  4. Вкусовая информация – вкусы

  5. Тактильная информация - ощущения

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.


Для обмена информацией с другими людьми чело­век использует естественные языки (русский, анг­лийский, китайский и др.)- Основу языка составляет алфавит, или набор символов (знаков), которые чело­век различает по их начертанию. В основе русского языка лежит кириллица, содержащая 33 знака, в анг­лийском языке применяется латиница (26 знаков), в китайском языке — алфавит из десятков тысяч зна­ков (иероглифов).

Последовательности символов алфавита образуют в соответствии с правилами грамматики основные объ­екты языка — слова. Правила, согласно которым стро­ятся предложения из слов данного языка, называются синтаксисом. Необходимо отметить, что в естествен­ных языках грамматика и синтаксис языка формули­руются с помощью большого количества правил, из которых существуют исключения, поскольку такие правила складывались исторически.

Наряду с естественными языками были разработа­ны формальные языки (нотная запись, языки програм­мирования и др.). Основное отличие формальных язы­ков от естественных состоит в наличии не только жест­ко зафиксированного алфавита, но и строгих правил грамматики и синтаксиса.

Так, правила записи математических выражений можно рассматривать как формальный язык, имею­щий алфавит (цифры) и позволяющий не только име­новать и записывать объекты (числа), но и выполнять над ними арифметические операции по строго опреде­ленным правилам.

В некоторых языках знаками являются не буквы и цифры, а другие символы — например, знаки химиче­ских элементов, музыкальные ноты, изображения эле­ментов электрических или логических схем, дорож­ные знаки, точки и тире (код азбуки морзе) и др.

Таким образом, представление информации посред­ством естественных и формальных языков произво­дится с помощью алфавита — определенного набора знаков.

Знаки могут иметь различную физическую приро­ду. Например, для письма служат знаки, которые яв­ляются изображениями на бумаге, в устной речи в ка­честве знаков выступают различные звуки (фонемы), а при обработке текста на компьютере знаки представ­ляются в форме последовательностей электрических импульсов.


Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Информационным, процессом можно назвать такой процесс, в результате которого осуществляется поиск, сбор, хранение, обработка, кодирование и передача информации. Информационные процессы происходят не только в человеческом обществе, но и в животном и в растительном мире.

Человеческое мышление можно рассматривать как процесс обработки информации. Человек является носителем очень большого объема информации в виде зрительных образов, знания различных фактов и теорий и т. д. Весь процесс познания является процессом получения и накопления информации. Для обмена информацией между людьми служат языки. Хранение информации осуществляется с помощью книг, а в последнее время все больше посредством электронных носителей.

Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека и общества, но и для техники. Человеком разработаны технические устройства, в частности компьютеры, которые специально предназначены для автоматической обработки информации. С появлением компьютеров появились новые возможности для развития информационных процессов. Компьютеры соединяются между собой с глобальную систему, создавая информационную среду для общения людей. Однако для использования такой среды от человека требуют определенные знания и навыки. Создание глобальной компьютерной сети Интернет позволило обеспечить для каждого человека потенциальную возможность быстрого доступа ко всему объему информации, накопленному человечеством за всю его историю.

В трудоемких и опасных для здоровья производствах используются автоматические механизмы – роботы, управляемые компьютерами.

Информационный подход к исследованию мира реализуется в рамках информатики, комплексной науки об информации и информационных процессах.


Билет № 2

1. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.



При определении количества информации на основе уменьшения неопределенности наших знаний мы рассмат­риваем информацию с точки зрения содержания, ее понят­ности и новизны для человека. С этой точки зрения в опы­те по бросанию монеты одинаковое количество информации содержится и в зрительном образе упавшей монеты, и в коротком сообщении «Орел», и в длинной фразе «Монета упала на поверхность земли той стороной вверх, на которой изображен орел».

Однако при хранении и передаче информации с помощью технических устройств целесообразно отвлечься от содержания информации и рассматривать ее как последовательность знаков (букв, цифр, кодов цветов точек изображения и так далее).

Набор символов знаковой системы (алфавит) можно рас­сматривать как различные возможные состояния (события). Тогда, если считать, что появление символов в сообщении равновероятно, по формуле (2.1) можно рассчитать, какое количество информации несет каждый символ.

Так, в русском алфавите, если не использовать букву ё, количество событий (букв) будет равно 32. Тогда:

32 = 21, откуда / = 5 битов.

Каждый символ несет 5 битов информации (его инфор­мационная емкость равна 5 битов). Количество информа­ции в сообщении можно подсчитать, умножив количество информации, которое несет один символ, на количество символов.

Количество информации, которое содержит со­общение, закодированное с помощью знаковой системы, равно количеству информации, которое несет один знак, умноженному на количество зна­ков.



следующая страница >>