litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
«Ручеек радости»


Система сценариев музыкально-игровой деятельности

со старшими дошкольниками

Составитель:

Коробова Ольга Васильевна

Музыкальный руководитель МБДОУ

«Шарканский детский сад № 1»

С. Шаркан, ул. Советская, 49


Пояснительная записка

«Эмоции являются центральным звеном

психической жизни человека,

и, прежде всего, ребенка».

(Выготский Л.С.)

Развитие эмоциональной сферы дошкольника играет важнейшую роль в общем развитии ребенка. С раннего возраста ребенок получает информацию из окружающего мира через эмоциональное общение, через эмоциональное проживание всех жизненных ситуаций. Эмоции оказывают большое влияние на познавательные процессы и поведение ребенка.

Особую роль играет эмоциональное развитие в нравственном воспитании подрастающего поколения. Эмоциональное развитие дошкольника связано с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. У ребенка возникают общественные мотивы, поэтому интенсивно развиваются социальные эмоции и нравственные чувства. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него высших чувств, доброжелательного отношения к другим людям. Чтобы поведение ребенка-дошкольника стало нравственным, для этого необходимо:

1) знания о нормах морали, правилах,

2) отношение ребенка к этим нормам.

Социальные эмоции играют важную роль в нравственном воспитании, воспитании культуры общения, так как регулируют поведением и деятельностью детей дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования эмоционального отношения к окружающей действительности, к общению с взрослыми и сверстниками, к своему внутреннему миру.

Однако именно в этом возрасте наиболее часто наблюдаются трудности развития ребенка, в частности, эмоциональное неблагополучие, которое может проявляться в негативном поведении: агрессивности, вспыльчивости или замкнутости, пассивности, проявление страхов. Также практика показывает, что, пытаясь дать своему ребенку как можно больше, развить своего ребенка всесторонне, родители зачастую отдают предпочтение интеллектуальному развитию, не беря во внимание развитие эмоционально-нравственной сферы. Это в дальнейшем приводит к трудностям во взаимоотношениях, непониманию между родителями и детьми.


Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Дошкольный возраст - это период, в котором складываются основные нравственные нормы, укрепляются основы отношения к другим людям. Именно поэтому в современной педагогика разрабатываются оригинальные методические материалы и технологии, позволяющие оптимально решать поставленные задачи.

На наш взгляд, наиболее эффективным направлением в работе по формированию эмоционально- нравственной сферы дошкольников является интегрированный подход. Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их художественной деятельности (Т.С.Комарова).

Интеграция – одно из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования.

Важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира, высших нравственных чувств издавна признавались музыка, искусство.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни, пробуждаются чувства прекрасного, любовь к близким, к родине. Художественно-творческая деятельность обеспечивает условия максимального расширения границ чувственно-эмоционального самовыражения ребенка. «Музыка, - по словам Б.Теплова, - самое эмоциональное из всех видов искусств».

Не менее эффективное воздействие на развитие эмоционального мира дошкольника оказывают произведения художественной литературы, в частности, сказки. При работе со сказкой вводятся оценки и критерии «хорошо» - «плохо», что дает ребенку некую ориентацию во взаимодействии с окружающими, проигрывание эпизодов сказки позволяет прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции, оценить поступки сказочных героев. При восприятии детьми художественных произведений происходит перенос чувств и эмоций по поводу литературных персонажей в реальные жизненные ситуации. Помимо того, в процессе работы со сказкой идет формирование правильной речи детей, т.е. происходит речевое развитие.


Интегрированный подход, основанный на восприятии музыкальных и художественных произведений является эффективным педагогическим условием развития эмоционально-нравственной и речевой сфер дошкольников.

Таким образом, взаимодействие влияния музыки и сказки позволяет решить главную профессионально-педагогическую задачу: обеспечить условия позитивного развития ребенка в плане нравственного, эмоционального и речевого воспитания.



Цель:

Развитие эмоционально-нравственной и речевой сферы старших

дошкольников




Задачи:

-формирование у дошкольников знаний об эмоциях и эмоциональных проявлениях через восприятие музыкальных и художественных произведений;

-формирование нравственных представлений;

-развитие речи дошкольников.





Принципы:

принцип самоактуальности; принцип индивидуальности; принцип субъектности; принцип выбора; принцип творчества и успеха; принцип веры, доверия и поддержки; принцип активного привлечения ближайшего социального окружения.




Содержание:

- восприятие музыки; работа со сказкой; танцевальная и пластическая импровизация; беседа;; психогимнастика; рекомендации для родителей.


Условия:

Восприятие музыки, использование комплекса музыкально-игровых заданий, игр, направленных на развитие эмоционально-нравственной и речевой сферы детей; использование в процессе обучения ситуаций эмоционально-ценностного переживания, приемов эмоциональной регуляции.





Методы:

- Словесные методы – методы устного убеждения: беседы, образные сравнения, поэтическое слово, сравнение и сопоставление;

- Проблемные методы – создание проблемных ситуаций, использование вариативных показов, самостоятельный поиск решений;

- Метод побуждения к сопереживанию;

- Методы стимулирования интереса к активной музыкально-сценической и художественной деятельности;

- Методы эмоциональной регуляции;

-Метод наглядного моделирования, моделирование игровых ситуаций

Результат:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-нравственного отношения к действительности, создание целостной картины окружающего мира



Механизм реализации.

Основа реализации данной программы – принцип сотрудничества.

Принцип сотрудничества заключается в том, что при работе с детьми над каждой темой функции воспитателя и музыкального руководителя интегрированы в зависимости от организации деятельности, планирования дня, возможностей воспитателя. В каждое занятие включена работа со сказкой (может провести как воспитатель, так и музыкальный руководитель), восприятие музыкального произведения, коммуникативные игры, танцевальные или пластические импровизации, релаксация, творческое задание для детей. Также даются рекомендации для родителей – совместные беседы родителей с детьми по тематике занятий, выполнение рисунков к выставкам (по желанию). С рекомендациями родители могут познакомиться в родительских уголках (вывешиваются в печатном виде после каждого занятии) или в индивидуальной беседе с педагогами.


Для родителей предлагаются сказки и музыкальная аудиотека из данной разработки, что создает условия для использования методического материала в семейном воспитании.

Таким образом, обеспечивается взаимодействие педагогов и родителей в едином воспитательно-образовательном процессе.


Тематическое планирование представляет собой пошаговую разработку всего цикла занятий.

Тематическое планирование

Тема 1. Эмоции и чувства в нашей жизни.

Цель –знакомство с эмоциональными состояниями, развитие способности соотносить музыкальные и сказочные образы со своими эмоциональными переживаниями.

– «Я и мои эмоции: радость, грусть»

– «Я и мои эмоции: гнев, удивление»

– «Я и мои эмоции: страх»

– «Я и мои эмоции: вредные и полезные чувства»

– «Я и мои эмоции: распознаем чувства»

Тема 2
. Моя семья.

Цель –способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами, воспитание чувства привязанности к близким

– «Я люблю маму – мама любит меня»

– «Я люблю мою семью – меня любят»

Тема 3.
Сказочные герои.

Цель – развивать эмоциональную экспрессию, способность с помощью жестов и мимики выражать внутренние переживания.

– «Путешествие в сказку»

– «Добро побеждает зло»

Тема 4. Мои друзья.

Цель – формировать оценочное отношение к поступкам (своим и других людей). Способствовать развитию эмпатии и рефлексии.

– «Что такое дружба»

– «Мы – друзья»

Тема 5. Природа и чувства

Цель –формировать эмоциональное отношение к миру природы соотносить своё настроение с природными состояниями, воспитание бережного отношения к природе

– «Природа радуется и грустит»


– «Мы любим и бережем природу»

Тема 6. Моя Родина

Цель – воспитание патриотических чувств, формирование нравственных представлений.

– «Я люблю мою Землю – Земля любит меня»

– «Я люблю всех людей»


Музыкальный репертуар

– Л.Бетховен «Весело – грустно»

– Д.Б.Кабалевский «Плакса», «Злюка», «Резвушка»

– П.И.Чайковский «Баба-яга», «Нянина сказка»

– М.П.Мусоргский «Слеза»

- закрепление

- А.Гречанинов «Материнские ласки», П.И.Чайковский «Мама»

– И.С.Бах «Шутка»

– Э.Григ «В пещере горного короля», П.И.Чайковский «Фея Драже»

– творческая импровизация

– К.Сенс-Санс «Карнавал животных»

– В.А.Моцарт «Симфония № 40»

– Г.Свиридов «Весна, осень»

– Аренский «Незабудка»

– творческая импровизация

– закрепление, творческая импровизация.


Предложенная методическая разработка рассчитана на детей 4-6 лет и включает в себя 15 образовательных ситуаций. Встречи с детьми проводятся один раз в неделю в форме интегрированной непосредственно-образовательной деятельности продолжительностью 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе – 10-15 человек. Конспекты представляют собой примерные сценарные планы, виды музыкальной деятельности и их последовательность могут варьироваться.


Включаются в сетку непосредственно-образовательной деятельности ДОУ как кружковая работа во вторую половину дня.


Тема 1. Эмоции и чувства в нашей жизни.

«Я и мои эмоции». Радость, грусть.

Приветствие «Ласковое имя». Дети стоят в кругу, педагог спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Упражнение заканчивается, когда названы все дети.


Работа со сказкой «Два брата»

«Жили –были два брата –Бом и Бим. Бом никогда не унывал, был сильный и смелый (педагог показывает детям смелого, веселого; просит детей изобразить), а Бим всего боялся, плакал и часто не знал, что делать (педагог показывает боязливого, плаксивого брата; просит детей изобразить).Братья очень дружили и всегда были вместе .


Но вот однажды на их страну напал злой дракон. Он отнял у людей всю еду (педагог показывает злого дракон).

Тогда Бом решил прогнать этого дракона. Собрался он, попрощался с родителями, братом и друзьями, сел на коня и уехал.

Бим хотел поехать с братом, но очень боялся, поэтому остался дома.

Прошло много времени, и от Бома не было никаких известий. Тогда родители послали Бима выручать брата и прогонять дракона. Бим долго плакал, но делать нечего — собрался он, сел на коня и отправился в путь.

Приехал Бим к пещере дракона. Смотрит, а дракон превратил Бома в камень.
ИспугалсяБим, хотел уже убежать, но тут появился добрый волшебник...»
детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:
— Что произошло дальше?
— Что сделал Бим?
- Чем закончилась сказка?[3, с.84]


«Музыка выражает чувства, настроение и характер людей».

Музыкальный руководитель. У каждого человека может быть то или иное настроение: веселое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ. Поругала мама за какую-нибудь провинность или сломалась любимая игрушка, и настроение становится грустным, печальным.
Музыка обладает волшебным свойством — она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания — нежность, волнение, грусть и радость.
Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело-грустно». Прислушайтесь, настроение музыки будет меняться. (Исполняет пьесу.) Эту пьесу «Весело-грустно» написал замечательный немецкий композитор Людвиг ван Бетховен[9, с. 42]

Сегодня вы познакомились с двумя братьями – Бом и Бим. 1-я часть пьесы к какому брату больше подходит по настроению? (исполняет фрагмент 1-й части). Это Бом - музыка звучала весело, беззаботно, шутливо. А потом(исполняет фрагмент 2-й части)? Это Бим– музыка загрустила, зазвучала печально. (Дети мимикой изображают настроение героев). Вспомните, друзья, как в музыке называется грустное настроение? (минорное), а веселое? (мажорное).


Игра с пиктограммами «Изобрази эмоцию»: Педагог показывает карточку с изображением эмоции и называет ее, дети должны мимикой изобразить данную эмоцию.

Речевая игра «Настроения» : Музыкальный руководитель показывает пиктограммы и зачитывает текст, дети изображают соответственно тексту.

Маленький народ.

Тра-та-та, тра-та-та, растворились ворота,

А оттуда, из ворот вышел маленький народ,

Один дядя – вот такой, другой дядя – вот такой,

Третий дядя – вот такой, а четвертый – вот такой.

Одна тетя – вот такая, а вторая – вот такая,

Третья тетя – вот такая, а четвертая – такая…

Примечание: текст можно дополнить – «один мальчик – вот такой…», «одна девочка – такая…» (дети выходят из-за ширмы под музыку)

Психогимнастика «Ручеек радости»

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются, ведущий предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, теплая. Ручеек был совсем маленьким и озорным. Он не мог усидеть долго на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная , теплая водичка через ваши руки переливается друг другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость.[10, с.90]


Рекомендации для родителей.

Побеседовать с ребенком о настроении, какое настроение сегодня у вас и вашего ребенка. Нарисовать к выставке двух братьев - Бома и Бима (веселого и грустного).


Я и мои эмоции. Гнев, удивление

Часть 2.«Приветствие». Педагог поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые вверх ладоши с ладошками ребенка, говорит: «Здравствуй, …(имя)». Ребенок отвечает: «Здравствуйте.» Так проходит по всему детскому кругу.

Работа со сказкой «Можно ли обидеться на маму?»


Как зайчик обиделся на свою маму. (О. Хухлаева)
В уютном домике на лесной опушке жил Зайчик. Как-то раз захотелось ему поиграть с друзьями на Солнечной полянке.
- Мама, можно я пойду погулять с друзьям? - спросил он.
- Конечно, можно, — сказала мама, - только не опоздай к обеду. Когда кукушка прокукарекает три раза, возвращайся домой, а то я буду волноваться.
- Я обязательно приду во время, - сказал Зайчик и побежал гулять.
На лесной полянке ярко светило солнышко, и зверята весело играли то в прятки, то в салочки, то в чехарду.
Кукушка прокуковала и три раза, и четыре, и пять. Но Зайчик так увлекся игрой, что и не услышал ее. И только когда наступил вечер, и зверята стали расходиться по домам, Зайчик тоже весело побежал домой к маме.
Но мама была очень сердита на него за то, что он опоздал. Она сильно отругала Зайчика и не разрешила смотреть телевизор. Зайчик очень огорчился и обиделся на нее. «Мама меня совсем не любит. Ведь если бы она
любила, то не стала бы наказывать меня. Уйду-ка я из дома,» - решил он.
Зайчик тихонечко вышел из дома и пошел в лес. В лесу ночью было очень неуютно, страшно, холодно. Зайчик захотел к маме, но не смог простить ее, поэтому остался в лесу, спрятался под куст и кое-как уснул.
Наступило утро. Зайчик все еще обижался на маму. Но все же решил пойти посмотреть в окошечко, что там мама делает без него. Он тихонько подошел к своему домику, заглянул в окно. А там мама…Что делает? Правильно, ребята, мама горько плачет без Зайчика. Ну, а что было дальше?[10,с.100]

«Музыка выражает чувства, настроение и характер людей»

Музыкальный руководитель. Вы знаете, что музыка может выражать разные настроения людей, его переживания, чувства: нежность, веселье, грусть, тревогу. Музыка может передавать и черты характера человека. У композитора Д.Кабалевского есть пьесы «Плакса», «Злюка» и «Резвушка». Что такое плакса, вы, конечно, знаете. Сколько есть плаксивых, капризных девчонок, да и мальчики, особенно если они еще маленькие, иногда добиваются своего слезами. Их тоже называют плаксами. Послушайте, как плаксу изображает музыка. (Исполняется пьеса). Какие горькие слезы проливает плакса – картинка.


А какого ребенка мы называем злюкой?

(Который злится, дерется). К сожалению, бывают и такие дети-злюки, сердитые, драчливые, всех обижают, никого не пожалеют. (Исполняется пьеса). Какая некрасивая, колючая музыка, потому что она изображает злюку (картинка). Третья пьеса, которую я вам сыграю, называется «Резвушка». Резвушкой называют девочку-непоседу, попрыгунью, ей так трудно усидеть на одном месте. Резвая – подвижная, живая, шаловливая, игривая. Все бы ей веселиться, прыгать да бегать. (Исполняется пьеса - картинка). Вот как похоже музыка передает характер, портрет человека: плаксы, злюки или резвушки.[9,с.53]

А на кого был похож Зайчик из сказки?

Творческое задание. Дети делятся на три группы и под музыку изображают: одна группа – плаксы, другая – злюки, третья – резвушки.

Беседа Хорошо ли быть плаксой? Злюкой? Резвушкой?

Педагог - Бывает ли у вас плаксивое или злое настроение?

Как ведет себя человек, если у него плохое настроение?

Что нужно сделать, чтобы настроение стало другим?

Подбираем пиктограммы на изображение Злюки, Резвушки и Плаксы.

Танец –игра «Найди себе пару» - развитие коммуникативных навыков, способности к импровизации[1,с.79].

«Ручеек радости» (см. занятие 1)


Рекомендации для родителей.

Поговорить с ребенком о своем настроении, нарисовать Злюку, Плаксу и Резвушку (или только кого-то одного из них, как захочет ребенок).


«Я и мои эмоции». Страх

Приветствие «Паровозик»

Педагог: Сейчас мы с вами поиграем в «Паровозик». Это не простой паровозик. Когда он едет, то не гудит, а , хлопая в ладоши, повторяет свое имя. Кто хочет быть паровозиком? Отлично! После того, как наш паровозик проедет целый круг, он выберет одного из вас себе на замену, а сам станет вагончиком, и будет помогать новому паровозику повторять его имя. (Цель игры – настроить детей на работу в группе).[4, с.63]



Работа со сказкой: Верь в себя (О.Хухлаева)

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым, делать что-то полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и совсем не верил в себя. «Разве я что-то могу? Разве я что-то сумею? Мне страшно вечером в темноте, страшно одному дома, страшно далеко плавать», - думал он. поэтому все в лесу звали его Зайчишкой-трусишкой. От этого ему становилось грустно, обидно. И часто он плакал, когда оставался один. А не дразнил Зайчонка только его единственный друг Барсучонок.

И вот как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска сломалась, и он упал в речку. Он не умел плавать и стал барахтаться и кричать, прося о помощи. А Зайчонок умел немного плавать, но он сам очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка». Не думая об опасности, он бросился в воду и вытащил друга на берег. Барсучонок был спасен!

Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что это Зайчонок спас друга. Но потом стали хвалить Зайчонка и устроили большой праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им, и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. И на всю жизнь он запомнил слова, которые сказал сам себе в трудную минуту: «Верь в себя – и ты победишь!»[10,с.104]


Послушайте стихотворение .

Кто там страшный сидит в темноте?

У него сто шипов на хвосте,

У него много лап, много глаз,


Неужели проглотит он нас?

Выключатель скорее нажмем!

Безопасен при свете наш дом!

(«Веселые, грустные» О.Князева, Р.Стеркина)

Беседа о том , что такое страх, задания на изображение страха (пиктограмма страха).


«Музыка выражает чувства, настроение и характер людей»

Музыкальный руководитель– сейчас мы с вами послушаем две пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского – «Нянина сказка» и «Баба-Яга». Постарайтесь определить настроения, выраженные в этой музыке. (Исполняются пьесы) [9,с.207,2 часть]

Проводится беседа о прослушанных произведениях. Заостряется внимание на характере музыки: злая, сердитая, тревожная, страшная.

Музыкальный руководитель – здесь рассказывается об одном дне мальчика. Вечером няня, укладывая малыша спать, запугивает его страшными историями, чтобы унять, угомонить ребенка. Обе сказки фантастические, устрашающие. Музыка быстрая, громкая, колючая, острая, с внезапными акцентами, таинственная, недобрая. В пьесе «Баба-Яга» мы можем представить какая она – ковыляет, опираясь на клюку, потом летит в ступе, погоняя ее помелом, а в конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает. Вот как здорово изобразил композитор эту страшную Баба-Ягу. Но может быть она не такая уж и страшная?

Игра «Бабка-ежка – костяная ножка»

Ведущий Баба-Яга, остальные проговаривают слова:

Бабка-ежка – костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит – у меня нога болит

Вышла на улицу – испугала курицу,

Вышла на лужайку – испугала зайку,

Пришла в детский сад - рассмешила всех ребят

(дети весело смеются)

Баба-Яга: Ах, вы так, да я вас сейчас в зайчиков превращу( дети прыгают как зайчики), да я вас в деревья превращу( дети качаются как деревья), да я вас сейчас в собачек превращу (дети становятся на колени и начинают «лаять»). «Баба-Яга» пугается и убегает(можно разыграть так, что дети в конце игры жалеют Бабу-Ягу).



Игра «Волшебный мешочек» Детям предлагается мешочек, в котором лежит игрушка. Дети на ощупь угадывают, что лежит в мешочке.


Творческая игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь».

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий называет какого-либо страшного персонажа (Кащея, Человека-Паука и др.), детям нужно быстро превратиться в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного Кащея, он становится водящим и продолжает игру. [10,с.104]

Послушайте, ребята, какой интересный рассказ я для вас нашла.

Как побороть страх?

На свете много страшных вещей – темные коридоры и подозрительные собаки с большими зубами, волки, прячущиеся в густом лесу, и пауки с длинными мохнатыми лапами. Ядовитые и очень кусачие змеи, грохочущий над головой гром и сверкающая молния. А Баба-Яга того и гляди проберется в дом или влетит в раскрытое окно, когда никого из взрослых нет дома.

Но на самом деле страшным это только кажется. В темных углах ничего интересного кроме пыли не бывает. Собаки никогда не нападают на маленьких детей. А если сидит собака и сторожит что-нибудь, не подходи к ней. Она на работе. Волки давно сами прячутся от людей. Их даже берут под охрану. Пауки никого, кроме мух не обижают. Змеи при виде человека стараются поскорее удрать восвояси. Подумай – если ты не будешь хватать змею за хвост или грозить ей палкой, зачем ей вступать в борьбу с великаном-человеком?

Гром – это просто громкий звук. Разве звук может причинить вред? Баба-Яга живет только в сказках. Ей никуда не выбраться из книжки.Подумай!..

Если ты как следует подумаешь, то не будешь бояться и победишь страхи все до одного. (С.Афонькин) [8,с.140]

А вы помните что говорил себе Зайчонок, когда спасал своего друга Барсучонка? «Верь в себя – и ты победишь!»

Дети по очереди играют роль Зайчонка в финальной сцене - встают на стульчик посередине, а остальные хором кричат: «Верь в себя – и ты победишь!»


«Ручеек радости»


Рекомендации для родителей.


  1. Прочитайте ребенку стихотворение

Страх

У страха глаза велики. У страха не зубы – клыки.

У страха, как бочка живот. У страха желание есть –

Схватить, укусить, даже съесть!

Трусишка придумает страх и жалобно ахает: - Ах!

А я ничего не боюсь. Придумаю страх – и смеюсь.

2. Предложите ребенку нарисовать испуганного человечка


«Я и мои эмоции». Полезные и вредные чувства.

Приветствие «Я рада видеть всех вас».

Музыкальный руководитель – давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа…(Цель – создание положительного настроя)[4,с.61]


Работа со сказкой: Добро без ума

Древняя китайская история

Когда-то жил император (правитель, самый главный в стране – прим. автора, здесь и далее), который очень любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков (ловушек для птиц – прим.), и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец (очень умный человек – прим.) из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

- Зачем столько птиц?

Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их ко мне живыми.

- Кто же кормит птенцов? – спросил мудрец.

- Каких птенцов? – удивился император. – У птиц, которые живут теперь во дворце, остались беспомощные птенцы. Кто их кормит?


- Об этом я не подумал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

- Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

- И добро нужно делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.

Вопросы по сказке:

- что император сделал неправильно?

- что можно было по-другому сделать на месте императора?

- как вы поняли, что значит «добро без ума»? [6,с.56]


Музыка выражает чувства, настроение и характер людей.

Музыкальный руководитель – сейчас послушайте пьесу, в которой, как ясно уже из названия, выражено грустное настроение. Она называется «Слеза». Написал ее великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Какие настроения выражены в этой музыке? (Исполняется пьеса)

Музыка грустная, печальная, жалобная. Вторая часть пьесы звучит как греза, мечта, светло, нежно и прозрачно. Кружевная мелодия вьется мечтательно, задумчиво, ласково, мягко, мило[9,с.174]

А бывает ли у вас такое настроение, когда хочется погрустить и даже поплакать? А когда и почему? Как вы думаете, стоит ли нам задумываться над своими поступками? Давайте вспомним императора из сказки. Что он сделал неправильно, о ком не подумал, когда велел приносить во дворец голубей?

Надо думать, даже когда хочешь что-то доброе. А тем более, надо подумать, если хочется кого-то обидеть.

Упражнение «Злая черная рука!»

Детям рассказывается сказка о злой руке, которая била, толкала детей, обижала, отнимала игрушки, то есть всем причиняла боль. Дети пытаются изобразить Злую черную руку, показывают, обсуждают, как ее превратить в Добрую руку. По команде ведущего: «Злая рука пропади – Добрая рука появись!» дети снимают напряжение в руке и изображают добрую, ласковую руку[10,с.108]


Творческое задание « Покажи голосом». Детям нужно показать голо сом грустных, веселых, злых, обиженных, испуганных животных (котят, мышат, щенят и поросят).

Беседа о полезных и вредных чувствах.

Вопросы:

- какие чувства полезные?

- какие чувства вредные?

- можем ли мы победить вредные чувства в себе? Как?

Игра «Разноцветная игра» (музыкальное сопровождение А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»).[1,с.48]

Ручеек радости

Примечание - в это занятие можно включить элемент работы с бумагой – оригами «Сложи птичку»


Рекомендации для родителей.

Запишите на листочке добрые дела своего ребенка за этот день вместе с ребенком (сказал вежливое слово, в чем-то помог вам, что-то сделал сам – нарисовал, слепил, построил и т.п., отряхнул ботинки от снега, пожалел птичку, т. е. любой, даже маленький поступок постарайтесь вместе вспомнить и записать). Повесьте этот листок на видное место. А если это вам окажется интересно, то можно завести книгу «Добрых дел» вашего ребенка.


«Я и мои эмоции». Распознаем чувства.

Приветствие «Здравствуйте»

Музыкальный руководитель - Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу : «Здравствуйте!» (или «Добрый день!») (Цель – создание группового единства).

Беседа о чувствах, работа с пиктограммами – узнаем чувства по

мимике.


Работа со сказкой: Танец души.

Черепашка медленно ползла по золотистому песочку. Ей было грустно, потому что у нее не было друзей.

«Если бы у меня был друг, - думала она, - то мы с ним сейчас играли, пели, танцевали. Как трудно жить без друзей».

Она настолько погрузилась в свои раздумья, что не заметила, как прямо перед ней упал веселый, легкий Солнечный Лучик. У Солнечного Лучика всегда было хорошее настроение: он пел и весело прыгал. И веселью его не было конца.


- Какой ты счастливый, Солнечный Лучик, - протяжно проговорила Черепашка, - Смотришь на тебя, и душа начинает танцевать.

- Что значит – душа начинает танцевать? – спросил Лучик.

- Это когда поднимается настроение и ты рад всему, что тебя окружает: голубому небу, ласковому солнышку, зеленой травке…- объяснила Черепашка, хотя она и сама не знала, что значит – душа начинает танцевать. Но объяснение Черепашки Лучику понравилось, и он сказал:

- Я всегда буду приходить, когда тебе будет грустно. Я хочу, чтобы твоя душа танцевала.

И от этого обещания Черепашка перестала грустить и уже не чувствовала себя одинокой. Так Солнечный лучик сделал Черепашку счастливой.


Творческое задание «Превратись в пластилинчик».

Ведущий выбирает одного ребенка – это кусочек пластилина, из него можно что–то вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. ведущий разминает , растирает ребенка-пластилинчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено. (Узнаем чувство по позе, движениям)

«Угадай чувство»

Нескольким детям раздаются картинки с изображением чувств (или дети сами выбирают картинки), они должны их изобразить, а остальные дети угадывают.


Музыка выражает настроения, чувства и характер людей.

Детям предлагается прослушать фрагменты знакомых произведений (Л.В.Бетховен «Весело – Грустно», Д.Кабалевский «Злюка», «Плакса», П.И.Чайковский «Баба – Яга»), и дается им следующее задание: изобразить соответствующего героя и настроение, переданное в музыке.

Игра «Ромашка с настроением». Дети делятся на подгруппы (по 2 - 3 человека), каждая подгруппа получает карту – ромашку со схематическим изображением настроения в сердцевине. Нужно оживить ромашку, правильно подобрав к ней лепестки, на которых изображены животные с таким же настроением.

Игра «Кошка и Девочка» - развитие способности к импровизации[1,с.76]

Ручеек радости.

Рекомендации родителей.

Нарисуйте вместе с ребенком «Ромашку настроения» - какое настроение будет у цветка пусть выберет ребенок.




следующая страница >>