litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 6


КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ВОЛГОГРАДА



УТВЕРЖДАЮ

«_____»________________ 2012 г.

_________________ Директор

МОУ гимназии № 6

Арефьева В.И.

СОГЛАСОВАНО:

«_____»_______________ 2012 г.

______________ заместитель директора

по научно-методической работе

Дмитриченко Г.Ю.



РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

«_____»_______________ 2012 г.

Протокол № ________

от «____»_____________ 2012 г.

______________ заведующая кафедрой,

методист Парамонова Л.В.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2012-2013 учебный год


СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА


Составитель: Парамонова Л.В., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


Волгоград, 2012


Пояснительная записка

Программа лекционного курса «Современная русская лите­ратура» для обучающихся 10—11 классов создана на основе программы элективного курса Б.А. Ланина1 и рассчитана на 60 часов.

Программа способствует реализации важнейших целей литературного образования: воспитанию любви и привычки к чтению, приобщению учащихся к богатствам отечественной и ми­ровой художественной литературы, развитию способности эстети­чески воспринимать и оценивать явления художественной литера­туры и на этой основе формировать собственные эстетические вку­сы и потребности.

Структура программы предоставляет учителю максималь­ную свободу в выборе конкретных тем и произведений для изуче­ния. Можно заменять отдельные произведения в различных разде­лах программы — главное, чтобы ученик, прослушавший курс «Совре­менная русская литература», получил более конкретное и полное представление о русской литературе конца XX — начала XXI в., ее тенденциях и про­блематике.


В программу заложены следующие ком­поненты, составляющие литературное образование:

образовательный компонент — это прежде всего знание того, как литературные произведения «сделаны» и как они функ­ционируют.

просветительский компонент — не только биографиче­ская информация о писателях, но и те сведения о «внетекстовой», внехудожественной реальности, которые связаны с литературным текстом, отражаются в нем или им открываются.

воспитательный компонент носит подчиненный, произ­водный характер. Литература воспитывает не прямо, а чаще все­го подсознательно — и тем глубже.

В дополнение к общим базисным умениям и навыкам реали­зация предлагаемой программы в образовательной практике по­зволит выпускникам развить следующие читательские умения:


  • анализировать произведение, учитывая основные литератур­но-критические работы;

  • применять различные способы интерпретации лирических, драматических и эпических произведений;

  • представлять жизнь художника в широком историко-лите­ратурном контексте, в том числе опираясь на воспоминания современников, литературные произведения других писателей;

  • рецензировать (оценивать) прочитанные произведения, от­мечая и учитывая особенности писательского мастерства;

  • характеризовать изобразительно-выразительные средства литературного произведения в связи и в сравнении с эстети­ческими манифестами литературных направлений и эстети­ческими тенденциями различных эпох;

  • работать с литературно-критическим материалом, следить за литературными новинками, пользоваться электронными версиями новых книг и литературных журналов;

  • использовать ресурсы Интернета и создавать свои сайты.



Отбирая произведения для включения в программу, мы ис­пользовали следующие критерии:
  • литературная и общественная значимость произведений, их литературно-критическая оценка;


  • репрезентативность произведения для творчества изучаемо­го писателя;

  • методическая и культурная традиция, например отражение «военной темы» и прослеживание судеб реализма в совре­менной литературе;

  • интересность, актуальность литературного произведения для «вступающих в жизнь»;

  • стилистическая оригинальность и лексическая «нормативность».

Некоторые постмодернистские произведения, неприемлемые для текстуального изучения в классе из-за радикальности язы­ка, сцен насилия или откровенно эротического содержания, могут быть упомянуты учителем в обзоре. В программу включены произ­ведения, написанные позже 1984 г., т. е. начиная с эпохи «пере­стройки» и утверждения «гласности», а также свободы творчества как основы современного литературного процесса.

Программа построена на сочетании и взаимодополнении традиционных критико-литературоведческих и методических принципов: проблемно-тематического, историко-литературного, теоретико-литературного, семиотического и деятельностного.

Главная особенность программы, как следует из названия, — включение в круг школьного изучения произведений современной литературы. Однако изучение современной литературы, современ­ного литературного процесса, современником и свидетелем кото­рого является ученик, становится благотворным и по другим сооб­ражениям.

Если основной курс литературы изучается в контексте литературоведения, то курс «Современная русская литература» — в контексте литературной критики, что значительно изменяет ракурс учебной деятельности учеников. Сокращается дистанция между временем опубликования произведения и его обществен­ной оценкой, читательским признанием.

Ни об одном произведе­нии современной литературы нельзя сказать, что оно — «классиче­ское», ибо современная литература не может быть таковой по оп­ределению. Должно пройти время, литературная критика должна взвесить новаторство и традиционные элементы, отследить влия­ние на других писателей, должен сложиться общественный кон­сенсус, чтобы в читательской, литературно-критической атмосфе­ре, наконец, в общественном мнении произведение утвердилось в качестве классического.


Упор на мастерство и оценку, разбор критических материалов при изучении творчества современных писателей, прослеживание литературных дискуссий и по мере возможностей включение в эти дискуссии (хотя бы в форме сетевых форумов) способствуют станов­лению современного, активно мыслящего, творческого читателя, по­зволяют ученику самому стать участником литературного процесса.




Содержание программы (60 ч)

Как складывается литературная репутация (2 ч)

Понятие о социологии литературы. Система «писатель — критик — читатель». Чтение в современной России. Появление но­вых литературных премий и конкурсов, литературных клубов, но­вых издательств, читательских клубов при издательствах, интернет-форумов при издательских сайтах.

Дополнительная литература

Берг Б. Литературократия: Проблема присвоения и перераспре­деления власти в литературе. — М., 2002.

Гудков A., Дубин Б. Литература как социальный институт. — М.г 1994.

Рейтблат А. Как Пушкин вышел в гении. — М., 2001.

Автобиографизм современной прозы (2 ч)

Авторское «я» в автобиографической литературе. Личност­ный взгляд на недавнюю историю. Можно ли говорить о «лириче­ском герое» в автобиографической прозе? Реальный автор и пове­ствователь, персонажи и их прототипы.

Тексты

А: Чудаков. «Ложится мгла на хладные ступени».

А. Терехов. «Бабаев».

А. Найман. «Славный конец бесславных поколений».

А. Генис. «Довлатов и окрестности».

И. Коржавин. «В соблазнах кровавой эпохи».

Дополнительная литература

L-критика (Литературная критика): Ежегодник Академии рус­ской современной словесности. — Вып. 2. — М., 2001. Немзер А. Замечательное десятилетие. — М., 2003.


Для самостоятельного чтения А. Зорин. «Авансцена». А. Найман. «Рассказы о Анне Ахматовой». Е. Попов. «Подлинная история „Зеленых музыкантов"».


Неореализм (5 ч)

Черты современного реализма. Человек — общество — чело­вечество в представлении современных писателей-реалистов. Идейно-философская общность и творческое многообразие совре­менного реализма. Образ автора и формы проявления авторского мировоззрения в современной литературе.

Тексты

A.Улицкая. «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети».

B.Маканин. «Андеграунд».
А. Слаповский. «Я — не Я».
А. Волос. «Недвижимость».

Дополнительная литература

L-критика (Литературная критика): Ежегодник Академии рус­ской современной словесности. — Вып. 2. — М., 2001. Рассадин С. Русская литература: от Фонвизина до Бродского. — М.,2001.

Для самостоятельного чтения Д. Быков. «Орфография». М. Бутов. Свобода». М. Вишневецкая. «Вышел месяц из тумана». И. Горланова, В. Букур. «Роман воспитания». А. Дмитриев. «Повесть о потерянном». М. Палей. «Кабирия с Обводного канала».

Военная тема (6 ч)

Кто побеждает на войне? Герои военной прозы: от солдата до генерала.

Размышления о цене человеческой жизни. Агрессивное и милосердное в человеке: как эти феномены проявляются в экстре­мальных условиях войны?

Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной военной прозы.

Тексты

Г. Владимов. «Генерал и его армия».

О. Ермаков. «Крещение».

А. Азольский. «Диверсант».


Б. Астафьев. «Веселый солдат».


A.Бабченко. «Алхан-Юрт».

B.Макании. «Кавказский пленный».

Дополнительная литература

Аннинский А. А. Крепости и плацдармы Георгия Владимова. —М., 2001.

Дедков И. Дневник // Знамя. — 2003. — № 4.

Немзер А. Литературное сегодня: О русской прозе. 90-е. —М., 1998.

Для самостоятельного чтения

B.Астафьев. «Прокляты и убиты».
О. Блоцкий. «Стрекозел».

C.Дышев. «До встречи в раю».

Судьбы литературы русской эмиграции (5ч)

Литературные и публицистические работы писателей. Эволюция их эстетических и мировоззренческих позиций. Возвращение С. Довлатова: «Последняя книга». Довлатов как «культовый писатель» 90-х годов.

Появление новой, «четвертой волны» русской эмиграции. Творчество А. Гольдштейна («Расставание с Нарциссом»), Д. Рубиной («Вот идет Мессия»), Ю. Дружникова («Русские мифы»), М. Веллера («Ножик Сережи Довлатова»).

Тексты

A. Солженицын. «Россия в обвале», «На краях», литературно- критические эссе.

И. Бродский. «Урания».

B. Войнович.«Замысел» (главы о Чонкине и психологии творче­ства), «Портрет на фоне мифа» (главы о творчестве А. Солже­ницына).

В. Аксенов. «Московская сага» (главы по выбору учителя).

A.Гладилин. «Французская Советская Социалистическая Рес­публика», «Тень всадника».

B.Хазанов. «Час короля».

Ю. Кублановский. «Дольше календаря».

Н. Торбаневская. «Кто о чем поет». Н. Коржавин. «Сплетения».

Дополнительная литература


Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. — М., 1998.

Веллер М. Русский писатель в Эстонии // Знамя. — 1994. —

№9.— С. 197-201.

Зубарева Е.Ю. Проза русского зарубежья (1970-1980-е годы). —

М., 2000.

Минчин А. 20 интервью. — М., 2001.

Юрьенен С. Мюнхен как форма выживания русской литературы //

Знамя. — 1994. — № 7. — С. 203-205.

Для самостоятельного чтения

С. Болмапг. «Сами по себе».

М. Веллер. «Легенды Невского проспекта».

B.Войнович. «Монументальная пропаганда».

C.Довлатпов. «Иностранка», «Филиал».
Ю. Дружников. «Ангелы на кончике иглы».

A.Солженицын. «Угодило зернышко промеж двух жерновов», «Протеревши глаза».


Трансформация истории (4 ч)

Литература в поисках «подлинной» истории. Мифологиза­ция отечественной истории. Приемы занимательного сюжето-сложения в современном историческом романе. Ирония как средство оценки исторических событий. Патриотизм или интел­лектуальная игра: подходы к восприятию псевдоисторических произведений.

Тексты

B.Залотуха. «Великий поход за освобождение Индии (Револю­
ционная хроника)».

Е. Попов. «Душа патриота, или Различные послания к Ферфич-

кину».

В. Пьецух. «Государственное дитя».

К, Булычев. «Река Хронос» (ч. «Заповедник для академиков»).

X. вон Зайчик. «Плохих людей нет».

Дополнительная литература


Генис А. Обживая хаос. Русская литература в конце XX века //

Континент. — 1997. — № 94.

Петухова Е., Чёрный И. Современный русский историко-фан-

тастический роман. — М ., 2002.

Рыбаков Вяч. То, чего не было, не забывается... // Октябрь. —

2001. —№ 11. —С. 161-171.

Для самостоятельного чтения

Е. Попов. «Прекрасность жизни». Б. Пьецух. «Заколдованная страна». Б. Щепетнев. «Шестая часть тьмы».

Фантастическая и утопическая литература (4 ч)

Понятия о фантастике, научно-фантастической литературе, фэнтези, утопии и антиутопии. Утопическая литература как про­гноз развития будущего. Роль фантастики в познании альтернатив­ных возможностей развития человечества. Остросюжетность анти­утопической литературы. Борьба между добром и злом, изменчи­вость и постоянство этических норм в литературе о будущем.

Тексты

А. Кабаков. «Невозвращенец».

A.Петрушевская. «Новые Робинзоны».

B.Маканин. «Лаз».
Т. Толстая. «Кысь».

Вяч. Рыбаков. «Гравилет „Цесаревич"».

О. Дивов. «Выбраковка».

В. Пелевин. «Омон Ра».

Дополнительная литература

Нефагина Г.А. Русская проза второй половины 80-х — начала

90-х годов XX века. — Минск, 1998.

Тух Б. Первая десятка современной русской литературы. — М.,

2002.

Энциклопедия русской фантастики / Под ред. Вл. Гакова. — М.,

1995.

Для самостоятельного чтения

А. Бушков. «Как у нас на Виндзорщине».

Д. Быков. «Оправдание».

С. Витицкий. «Бессильные мира сего».

А. Лазарчук. «Гиперборейская чума».


А. Лазарчук, М. Успенский. «Все, способные держать оружие...».

Ю. Латынина. «Ничья».

С. Лукьяненко. «Спектр».

Постмодернизм (6 ч)

Основные черты русского постмодернизма: слом эстетиче­ской иерархии, поэтика «перечней и каталогов», альтернативность развязок и финалов. Цитатность постмодернистских произведе­ний. Представление о литературном творчестве как об интеллекту­альной игре.

Тексты

«Москва — Петушки» Вен. Ерофеева и «Пушкинский Дом» A.Битова как истоки постмодернизма в русской литературе.

B.Сорокин. «Очередь».

В. Пелевин. «Жизнь насекомых».

Д. Галковский. «Бесконечный тупик» (главы о русских писа­телях).

Дополнительная литература

Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени. — М., 1997.

Курицын В. Русский литературный постмодернизм. — М., 2001.

Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. — Екатеринбург, 1997.


Для самостоятельного чтения

Ю. Буйда. «Прусская невеста». Э. Гер. «Дар слова».

П. Крусанов. «Укус ангела». В. Пелевин. «Generation П».

Концептуализм в современной поэзии (4 ч)

А. Пригов. Пародийность творчества, сквозные темы поэзии: «милицанер», философская риторика, абсурдизм. Эволюция приговской поэтики: 1) языковая игра в раннем творчестве, 2) описание «механического мира» и остранение поэтического взгляда, 3) разноголосица современного мира.

Л. Рубинштейн. Цитатная поэтика, роль графического элемен­та, изобретение «каталожной поэзии», обрывки разговоров, ци­таты и шаблоны как составляющие элементы текста (сборник «Регулярное письмо», 1996).

Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и человека в пото­ке времени, поэтические цитаты в творчестве.


Черты концептуализма в поэзии М. Айзенберга, С. Гандлевского, Д. Новикова.

Дополнительная литература

Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты: Спра­вочник-антология. — М., 1998.

Монастырский А. Словарь терминов московской концептуаль­ной школы. — М., 1999. Эпштейн М. Парадоксы новизны. — М., 1988.

Метареализм (3 ч)

Понятие о метареализме (на примере творчества И. Жда­нова, А. Еременко, А. Парщикова, В. Кальпиди и др.).

Тексты

А. Еременко. «Добавление к сопромату» (1990). Игра с реаль­ностью, устремление к слитности с ней. Хаос — центральный об­раз поэзии Еременко.

И. Жданов. Мотивы и образы сборника «Фоторобот запретного мира» (1997).

Философская лирика Ольги Седаковой. Лирический герой в по­эзии Седаковой. Человек и Бог, любовь и природа в ее стихах. Поэтический мир Веры. Павловой (сборники «Вездесь», 2002; «Дневник отличницы», 2002).

Дополнительная литература

Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты: Спра­вочник-антология. — М., 1998.

Новое в школьных программах. Русская поэзия XX века / Сост. С.Ф. Амитренко. — М., 1998.

Для самостоятельного чтения

Т. Кибиров. «Интимная лирика». Е. Аавут. «Амур и др.».

A.Лосев. «Послесловие».

B.Павлова. «Четвертый сон».

B.Салимон. «Брильянтовый и золотой».

Современная эссеистика (4 ч)

Обращение к проблемам постсоветской и современной культуры. Основная тема — человек в изменяющемся современ­ном мире. Культура и цивилизации на рубеже веков.


Взаимосвязь частной жизни и информационного общества в эссеистике. Этические и эстетические проблемы: их взаимосвязь и взаимозависимость.

Тексты

И. Бродский. «Меньше, чем единица», «Письмо Горацию».

А. Генис. «Раз. Два. Три».

Б. Парамонов. «След», «Конец стиля».

П. Вайль. «Гений места», «Карта Родины».

C.Лурье. «Успехи ясновидения».


Дополнительная литература

Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. — М., 2003.

Русская литература XX века: итоги столетия / Под ред. А.А. Коб-ринского. — СПб., 2001.

Для самостоятельного чтения

B.Маканин. «Квази».

C.Файбисович. «Русские новые и неновые».

Современная драматургия (5 ч)

Жизнь современника на современной сцене: взгляд на самих себя со стороны. Экзистенциальные проблемы в современной дра­матургии. Герой, язык и драматургическое пространство в совре­менной пьесе. Сокращение числа действующих лиц как тенденция современной драматургии.

Тексты

Н. Коляда. «Канотье».

А. Галин. «Чешское фото».

Е. Тришковец. «Как я съел собаку».

Н. Садур. «Панночка».

Л. Пепгрушевская. «Свидание» из цикла «Темная комната».

К. Драгунская. «Рыжая пьеса».

Дополнительная литература

Громова М.И. Русская современная драматургия. — М., 1999. Аейдерман Н. Драматургия Николая Коляды. — Каменск-Уральский, 1997.

Для самостоятельного чтения

Горенштейн Ф. «Споры о Достоевском». Горин Г. «Кин IV». С. Носов. «Берендей».

Возрождение детектива (4 ч)


Преступник и сыщик в современном детективе. Стилизация и драматизация в жанре. Особенности детективного сюжета. Раз­новидности современного детектива: стилизованный псевдоста­ринный, иронический, полицейский детективы.

Тексты

Б. Акунин. «Внеклассное чтение».

Д. Донцова. «Привидение в кроссовках».

A.Маринина. «Стилист».

Дополнительная литература-

Богданова О.В. Современный литературный процесс. — СПб.,

2001.

Немзер А. Памятные даты. — ЛЛ., 2002.

Трофимова Е. И. (ред.). Творчество Александры Марининой как

отражение современной российской ментальное™. — М., 2002.

Для самостоятельного чтения

Б. Акунин. «Алтын-Толобас», «Пелагия и белый бульдог». Д. Донцова. «Созвездие жадных псов».

B.Лавров. «Граф Соколов — гений сыска».
Н. Леонов. «Защита Гурова».

А. Маринина. «Украденный сон», «Смерть ради смерти»., Т. Полякова. «Мой любимый киллер».

Русская литература в Интернете (4 ч)

Литературные конкурсы «Тенета», «Дебют», «Националь­ный бестселлер».

Лучшие литературные сайты и сетевые журналы: «Русский журнал», библиотека Максима Мошкова и др. «Бумажные» журна­лы в сети.

Дополнительная литература.

Агеев А. Газета, глянец, Интернет. — М., 2001.

Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. — М.,

2002.




Справочная литература


Бондаренко В. Реальная литература: 20 лучших писателей Рос­сии.—М., 1996.

ВуколовЛМ. Современная проза в выпускном классе. — М., 2002.

Гордович К.Д. История отечественной литературы XX века. — СПб., 1997.

Деготь Е. История русского искусства XX века. — М., 2000.


Казак В. Лексикон русской литературы XX века. — М., 1996.

Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы XX века. — М., 2002.

Русская литература XX века: В 2 т./ Под ред. Л.П. Кременцова. — М.,2000.

Русские писатели. XX век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч./ Под ред. Н.Н. Скатова. — М., 1998.

Русские писатели XX века: Биобиблиографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. — М., 2000.

Чупринин С Новая Россия: Мир литературы: В 2 т. — М., 2003.


Календарно-тематическое планирование



следующая страница >>