litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
Пояснительная записка


Введение

На протяжении многих веков люди украшали свой быт, одежду, народные мастера создавали утварь, разукрашивая её, придумывали игрушки для детей. С этим наследием, которое сохранилось до наших дней, можно познакомиться в музеях, можно изучить по книгам, в которых собран хороший иллюстрированный материал. Очень важно и полезно приобщить наших детей к изучению народных подлинников, воспитать в них любовь к народному искусству. Интересная техника росписи тканей уходит своими корнями на Дальний Восток, но в Европе она стала весьма популярной. И это не удивительно: каждое изделие неповторимо, уникально. Терпение и аккуратность – залог успеха в овладении этим великолепным искусством. Родиной батика, искусства росписи тканей, считаются Юго - Восточная Азия. К нам батик пришёл из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова “анбатик” – рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы - резервы, позволяющие сохранить окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем крашении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: её вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался многодневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограниченным количеством природных красителей, которые использовались в традиционном индонезийском батике. Тёплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до тёмно – коричневого, подчёркивалась сочными тонами индиго – самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов – для украшения одежды; многофигурные жанровые или религиозные композиции – для жилищ и храмов. Батик в древности был распространён не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название “бандхана” и “лахерия”.


Китайцы подарили миру шёлк и, как следствие, способ его окраски. Техника “лацзе” – в переводе “узоры воском” – очень похожа на батик. На шёлк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки не прокрашенной ткани. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его первоначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной. В Японии, куда батик, по мнению учёных; попал из Индии или Китая, он назывался “рокэти”. Япония, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков – панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик почти почти на полстолетия становится уделом кустарей - ремесленников. Но в начале XX века ,батик снова вошёл в моду в Европе, Англии и Америке. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправились в далёкие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни.

Затем, возвращаясь на родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто любителей со всего мира отправляются

изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным. При этом техника практически не меняется, а переносится механическив другие страны и культуры, батик имеет в основном утилитарный характер. Россия, будучи большую часть XX века за “железным занавесом”, оставалась в стороне от мировых тенденций. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу страны, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых ласточек была ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Благодаря её творчеству появилась в России первая подобная информация о технике батика. Именно она помогла российским мастерам определить свой творческий путь, посвятив себя батику. Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются в России бурным развитием этого вида искусства. В наши дни батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.


Вид программы

Программа дополнительного образования детей “декоративно - прикладного искусства” “Батик” относится к художественно – эстетической направленности. Программа является авторской, основана на 15-ти летнем опыте работы с учащимися школы различного возраста (от 6 до 14 лет). Она направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства. “Занятия искусством помогают детям легче адаптироваться в мегаполисе, преодолевать его сверхнагрузку, понять себя, т.е. осуществить историческую и национальную самоидентификацию”. (А. С. Питерских “Актуальные вопросы эстетического и гражданского развития учащихся в сфере дополнительно образования”.)

Актуальность программы

Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф, скатерть, подушку, галстук, элемент одежды или ансамбль в целом, абажур, ширму, декорацию и т.д.


Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.


Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.


Цели и задачи

Цель – развитие у ребёнка мотивации к познанию, развитие творческих способностей, художественного воображения, пространственного мышления, памяти, эмоционального и эстетического отношения к реальности.

Задачи:

Развитие эстетического мировоззрения, воспитание художественного вкуса;

Развитие художественно – графических умений и навыков;

Ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного творчества (батик);

Развитие фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия;

Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

Приобретение некоторых организационных навыков художественного творчества;

Получение сведений об отечественной и мировой художественной культуры;

Воспитание зрительской культуры;

Возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.


Возраст детей, порядок набора и формирование учебных групп

По данной программе обучаются дети в возрасте от 6 до 14 лет. Ограничений при приёме детей в студию нет. Приём проводится в форме собеседования с ребёнком и родителями.


Формы и режим занятий

Занятия в студии проводятся в 2-х формах: индивидуальная и групповая. Занятия с группой проводятся по необходимости в зависимости от темы предстоящей работы.

Продолжительность занятий все 3 года обучения составляет 144 часа (по 4 часа в неделю).


Условия организации

Программа реализуется при наличии:

- Просторного, светлого помещения не менее, чем на 15 посадочных мест, оснащённого в соответствии с санитарно – техническими нормами.

- Оборудования: парт или столов, стульев разноуровневых, соответствующих – возрасту ученика, школьной доски, шкафов для хранения материалов.

- Материалов для практических, занятий: (бумаги, цветного картона, цветной бумаги, карандашей, кистей, клея ПВА, “Момента”,ножниц, фломастеров, пастельных мелков, туши, маркеров, гелевых ручек, лоскутов тканей, резервирующих составов для ткани, красителей для ткани, стеклянных трубочек, рам, подрамников, тканей для росписи, палитр, банок для воды, скрепок, кнопок и др.).


- Материалов для теоретических занятий: (учебных пособий; DVD; CD; видео и аудио материалов и соответствующей техники для них; репродукций; альбомов и т.д.)


Ожидаемая оценка полученного результата

Стартовый уровень известен учителю при приёме в студию (беседа, просмотр личных рисунков учащегося, работы выполненные на 1-х занятиях. Результат обучения оценивается по личным достижениям ребёнка относительно собственных возможностей и стартового состояния, а полученные награды (дипломы, грамоты) свидетельствуют о результатах участия в выставках, конкурсах, фестивалях и т.д.


Оценка результатов занятий по программе:

По уровню художественного мастерства;

По уровню теоретических знаний;

По способности взаимодействовать с другими детьми;

По способности принимать самостоятельные решения;

По широте кругозора.


Оценка художественного мастерства:

По уровню выполнения практических заданий;

На выставках творческих работ;

По результатам участия в художественных конкурсах, смотрах, фестивалях.


Критерии оценки: качество исполнения, художественная форма, правильное использование материалов, оригинальность, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания.


Оценка теоретических знаний производится в форме:

Собеседования;

Обсуждения;

Тематических кроссвордов (оценка широты кругозора);

Тестирования.


Критерии: объём знаний, осмысленность терминологии, соответствие уровня теоретических знаний уровню практических работ.


Формирование мировоззренческих нравственных принципов (гражданской позиции, социальной адаптации) определяется с помощью:

Педагогического наблюдения (тестирования);

Беседы;

Обсуждения;

Участия в сюжетно – ролевых играх (оценка способности взаимодействовать с другими детьми, принимать самостоятельные решения).



Контроль уровня обучения:

Текущий контроль (на каждом занятии);

Итоговый контроль (в конце учебного года).


Знания и умения

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

Что природа - неиссякаемый источник вдохновения для творчества;

Законы композиции;

Основы цветоведения;

Разнообразие материалов и изобразительные средства;

Некоторые понятия, термины изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества;


Уметь:

Пользоваться художественными материалами и инструментами (краски, графические материалы, красители для ткани);

Сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составить композицию;

Передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;

Сознательно выбирать средства выражения замысла;

Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.


К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

Что жизнь неразрывно связана с деятельностью пластических искусств как в повседневном окружении, так же и в создании всего предметного мира;

Виды и жанры изобразительного искусства;

Различные техники и материалы изобразительного искусства, их особенности;

Разнообразие выразительных средств.


Уметь:

Составить композицию, учитывая законы композиции;

Подобрать гармоничную цветовую гамму;

Правильно использовать художественные материалы, свободно выбирая средства выражения замысла;

Передать в рисунке пластику, движение;

Правильно работать с инструментами, аккуратно выполнять работу.


К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

Произведения некоторых выдающихся художников своей страны;


Что есть искусство других стран и народов мира;

Различные виды декоративно - прикладного искусства;

Технологию того или иного творчества.


Уметь:

Решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом;

Делать наброски с натуры и по наблюдению;

Изображать природу, передавая пространственное положение предметов;

Передавать собственное отношение к изобразительным объектам или событиям;

Грамотно использовать возможности композиции, рисунка, цвета;

Участвовать в групповой работе, свободно вести беседу во время обсуждения творческого задания, просмотра видеоматериалов и т.д.


Учебно – тематический план.

Первый год обучения




Т Е М А

Количество часов

общее

теория

практика

1

Знакомство с программой.

Вводное занятие “Мир художника”

3

1

2

2

Точка, линии, пятно. Композиция “Кляксы”

2

0.5

1.5

3

Графическое изображение бабочек и насекомых. Рисование, приближенное к реальному.

6

1

5


4

Эффект оверлеппинга. Изображение цветов с элементами стилизации. Цветная графика.

4

1

3

5

Холодный и горячий батик. Основные приёмы и методы росписи по ткани.

Холодный батик. Композиция. “Цветы и бабочки”. Роспись. Оформление.

12

2

10

6

Монотипия. Интерпретация форм, близких к природным.

4

0.5

3.5

7

Декоративное изображение фруктов,

овощей, ягод, грибов. Уравновешенная и неуравновешенная композиция.

4

1

3

8

Статическая и динамическая композиция. Композиция “Листья”.

4

1

3

9

Композиционный центр. Доминанта в композиции. Графическая композиция “Снежинки”.

2

0.5

1.5

10

Холодный батик. Композиция “Дары природы”. Роспись. Оформление.

12

2

10

11


Графические возможности в декоративном изображении объектов природы. Композиция “Рыбы – фантазии”.

4

1

3

12

Применение декора в стилизованном изображении. Композиция “Ракушки и морские камешки”.

4

0.5

3.5

13

Холодный батик. Композиция “Золотые рыбки”. Роспись. Оформление.

12

2

10

14

Цветная графика “Птицы”. Элементы декора в изображении оперения птиц.

3

0.5

2.5

15

Форма и орнаментация. Композиция “Перо сказочной птицы”

3

0.5

2.5

16

Холодный батик. Композиция “Волшебная птица”. Роспись. Оформление

12

2

10

17

Графическая зарисовка животных. Композиция “Домашние животные”.

Стилизованное изображение животных.

7

1

6

18

Холодный батик. Композиция “Мой питомец”. Роспись. Оформление.


12

2

10

19

Стилизация в натюрморте. Форма и орнаментация. Графическая композиция “Натюрморт с кувшином”.

6

1

5

20

Холодные и тёплые цвета. Композиция “Натюрморт в тёплых тонах”.

5

0.5

4.5

21

Холодный батик. Композиция “Ваза с цветами”. Роспись. Оформление.

12

2

10

22

Дополнительные и родственные цвета. Одноцветная монотипия. Графическая композиция “Кора”.

3

0.5

2.5

23

Форма и образ. Изображение деревьев с разным характером. Композиция “Деревья”.

4

1

3

24

Коллективная работа. Цветная графика. Композиция “Сказочный лес”. Элементы стилизации в декоративном пейзаже.

4

1

3




ВСЕГО:

144








Учебно – тематический план.



следующая страница >>