litceysel.ru
добавить свой файл
1






Пояснительная записка.


Данная программа предназначена для детей 11-14 лет, на один год обучения, 128 часов, два раза в неделю по два часа.

Краеведение – это изучение своего края, своей малой Родины. Краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует фундаментальному изучению природы, населения, хозяйства своей местности.

Нарастание экологического кризиса и слабое знание родного края придают особую актуальность формированию у учащихся знаний об окружающем мире, о постижении истины и определения ими своего места в окружающем мире. Изучение темы «Знаменитые люди» формирует у учащихся гордость за своих земляков, воспитывает такие нравственные качества как патриотизм, долг перед Родиной, уважение к старшим, толерантное отношение к окружающим.

Формы краеведческой работы: занятия в кружке, экскурсии, конкурсы, групповые и индивидуальные наблюдения, работа с картографическими и литературными источниками, работа с источниками Интернет – сайтов, участие в неделе географии.

Методы краеведческой работы:

- работа в природе (экскурсии, наблюдения и т.д.)

- работа с литературой (подготовка небольших докладов, выпуск стенгазет, фотомонтаж и др.)

- игровая деятельность (конкурсы, деловые игры, викторины и др.)

- встреча с интересными людьми (встреча с выпускниками, которые служили в Афганистане, Чечне; с родственниками ветеранов ВО войны и др.)

- общественно – полезная работа (благоустройство школьного двора, составление альбома и др.)

Объектами краеведения являются: природа, население, хозяйство, историческое прошлое, культура.

Сущностью краеведческой работы является всестороннее изучение воспитанниками в учебно – воспитательных целях территории, хозяйства, населения своего края под руководством педагога. Новизной данной программы является то, что при организации краеведческого объединения учитывались компоненты географического краеведения: обучающий, воспитывающий, развивающий, результативный.


Основная цель программы – формирование человека ответственного за свои поступки, имеющего общечеловеческие, нравственные, ценностные ориентации и общественно ценные личностные качества посредством занятий в краеведческом объединении.

Для достижения этой цели поставлены ряд задач:


  1. Обучающие:

- изучить особенности Астраханской области, Красноярского района, села Красный Яр:

- проводить организационные работы по созданию эффективных форм краеведческой работы;

- повысить уровень самостоятельной работы детей;

2. Воспитательные:

- воспитывать позитивное ценностное отношение к собственному здоровью и к здоровью окружающих людей:

- воспитывать детей на принципах патриотизма, интернационализма, социальной справедливости и гражданственности, создавать условия для его духовного и культурного развития.

3. Развивающие

- развивать у воспитанников умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать с различными источниками информации:

- создавать возможность выбора сферы деятельности и общения;

- формировать такие качества личности как способность к самоопределению, к саморазвитию и самореализации в обществе, умения ориентироваться в жизни, быть равноправным членом нашего общества

Данная программа позволяет ориентироваться на интересы детей и поэтому помогает решать также учебно – воспитательные задачи, углубляя и расширяя географическое знание воспитанников. Близкое общение педагога с детьми при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ребёнка, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельности.

Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей. Работа в основном ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных путешествий, путешествий во времени.


После обучения по данной программе воспитанники должны знать:


  • Историю Астраханской области, г. Астрахани

  • Основы музееведения

  • Проблемы Каспийского моря.

  • Традиции народов России.

  • Основы природопользования и охраны окружающей среды.

Воспитанники должны уметь:

  • Провести беседу об интересном земляке

  • Написать сочинение о земляке, о селе, о крае

  • Собирать материал, систематизировать и обобщать

  • Исполнять народные песни, частушки, инсценировать

  • Система оценки пятибалльная

Ожидаемый результат

  • Знать особенности родного края

  • Научиться пользоваться с источниками информации: периодическая печать, научные журналы, видеофильмы, диски, Интернет, телевидение

  • Научиться сравнивать и делать выводы, наблюдать за изменениями природы

  • Иметь представление об источниках загрязнения окружающей среды

  • Гордиться своей малой Родиной

  • Научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками


Система оценивания детей

/ пятибалльная /

«5» - знает историю своего народа, области, района; биографии знаменитых людей; географическое положение, умеет выступать перед сверстниками, отстаивать свое мнение, делать проектные работы. Свободно ориентируется в различных источниках информации. Активно участвует в массовыхмероприятиях.

«4» - знает историю города, села, традиции и обычаи своего народа, биографии знаменитых людей. Умеет выступать перед своими сверстниками. Ориентируется в различных источниках информаций.

«3» - слабо знает природно – климатические условия Астраханской области, историю Астрахаснкой области. Свободно ориентируется в различных источниках информации. Умеет выступать перед сверстниками.


  1. Учебно-тематический план.






Тема занятия

Кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Введение. Знакомство с целью и задачами краеведческого объединения

4

2

2

2.

Знакомство с правилами безопасности. Методы и приёмы работы.

4

2

2

3. Источники и историография




Вещественные исторические источники. Данные археологии.

3

2

1




Письменные первоисточники. Этнографические материалы.

3

2

1



Архитектурные памятники. Музей. Архивы. Библиотеки.


2

1

1

4.

Музей, краеведение, фонды музея.

4

2

2

5.

Экскурсии, их виды, деятельность в них.

4

2

2

6. История Астраханской области




1.Люди каменного века

4

2

2




2.Земледельцы и скотоводы

4

2

2




3.Скифы

3

2

1




4.Савроматы, сарматы,гунны,тюрки.

3

2

1




5.Хазарский каганат

4

2

2




6.Древняя Русь

4

2

2




7.Золотая Орда

4

2

2




8.Русские в низовьях Волги

4

2

2




9.Татары, ногайцы, калмыки, казахи.

4

2

2

7. «Смутное время в Астрахани».




Понятие «смутное время». Восстание в Астрахани в 1605г.

2

2







Правление «царевичей». Архиерей Феодосий.

2

2







Подавление восстания.

2

2






Авантюра И.Заруцкого и М.Мамбеева. Мероприятия И.Голицына.


2

2







Последствия «смутного времени» для Астрахани.

2

1

1

8. Пётр I в Астрахани.




Усиление активности России на Востоке.

2

2







Подготовка к персидскому походу.

2

2







Мероприятия Петра I в Астрахани.

2

2







Селитренные заводы..

2

2







Адмиралтейство. Царские указы

2

1

1

9. Астрахань во время восстания Разина.


Каспийский («Персидский») поход С.Разина.


2

2







Разин в Астрахани. Начало разинского восстания

2

2







Штурм Астраханского Кремля, его последствия. И.Прозоровский.

1

1







Казачье правление. В.Ус, Ф.Шелудяк.

2

2







«Дело» митрополита Иосифа. Осада Астрахани. И.Милославский.

1

1







Ликвидация восстания и его последствия.

2

1

1

10. Астраханское восстание 1705-1706 годов.




Причины и повод к восстанию. Т.Ржевский. Причины победы восставших.

2

2





Реорганизация управления. Мероприятия городского круга. П.Носов, И.Шелудяк и др

2

2







Поход на Царицын и его последствия

2

2







Подавление восстания и его историческое значение. Б.Шереметев.

2

1

1

11.Астраханский Кремль-выдающийся памятник русского военно-инженерного искусства и архитектуры XVI века. 12ч-6-6




1.История Кремля

4

2

2




2.Стены и башни

4

2

2




3.Архитектурные памятники Кремля

4

2

2

12.Великая Отечественная война 28-я Армия в боях за Родину.6ч-4-2




1.Создание 28-й Армии

2


1

1




2.Славный путь 28-й Армии

4

3

1

13.Каспийское море-великий водоём-озеро нашего края.10ч-7-3




1.Сведения о Каспийском море (от Гомера VII до н.э. до наших дней)

2

2






2.Особенности Каспийского моря

2

1

1




3.Растительный мир Каспийского моря

3

2

1




4.Животный мир Каспийского моря

3

2

1

14.

Астраханские заповедники

6

4

2

15.

Обычаи, традиции, обряды

Быт, фольклор народов края

8

4

4


4

4

16.

Итоговое занятие

2

1

1




Итого

144

91

53



III Основное содержание программы.


1.Введение.

Планы и задачи краеведческого объединения. Знакомство учащихся с целью и задачами, стоящими перед объединением.

2.Знакомство с правилами безопасности. Методы и приёмы работы. Первичный и повторные инструктажи учащихся.

3. Источники и историография

Вещественные исторические источники. Данные археологии. Письменные первоисточники. Этнографические материалы. Архитектурные памятники. Музей. Архивы. Библиотеки.

Практическая работа: работа с историческими документами, статьями и другими публикациями.

4.Музей. Музееведение. Фонда музея.

Основной фонд музея, обменный фонд, дублетный фонд музея. Инвентарная книга, её состав. Хранение экспонатов, их маркировка, сортировка. Составление актов приёмки и списания экспонатов. Картотека музея, её роль. Музеи нашей страны. Эрмитаж, русский музей в Москве, Третьяковка и др.

Практическая работа:

Определение и списание экспонатов по форме, содержанию и их роли. Список хранения экспонатов. Составление картотек экспонатов. Работа в библиотеке с краеведческим материалом из периодики.

Работа с толковым словарём иностранных слов, энциклопедией. Краткое конспектирование материалов. Сбор материала в походах выходного дня.

5.Экскурсии, их виды, деятельность в них.


Экскурсовод – профессия, о личности экскурсовода. Методика и способы проведения экскурсии. Речь и манеры поведения. Показ, беседы, обобщение и выводы экскурсовода.

Практическая деятельность: подготовка экскурсоводов из членов объединения.

Участие всех членов в экскурсиях, предпринятых в краеведческом объединении.

6.История Астраханской области.

Знакомство с историей развития народов, населяющих в различные исторические эпохи регион Нижней Волги и прилегающих территорий. Сведения о прошлом. Полиэтническая и поликонфессиональная история края. Астрахань – 450 –летняя – Главный город области. Настоящее, прошлое и будущее любимого города.

7. «Смутное время в Астрахани».

Понятие «смутное время». Восстание в Астрахани в 1605г. Правление «царевичей». Архиерей Феодосий. Подавление восстания. Авантюра И.Заруцкого и М.Мамбеева. Мероприятия И.Голицына. Последствия «смутного времени» для Астрахани.

Практическая работа: подготовить устный рассказ.

Реферат на тему: «Мой край во времена людей каменного века»

2) «Хозяйственный уклад и политическая деятельность Хазарии».

Семинар по теме: «История Астраханской области от каменного века до наших дней».

8. Пётр I в Астрахани.

Усиление активности России на Востоке. Подготовка к персидскому походу. Мероприятия Петра I в Астрахани. Селитренные заводы. Адмиралтейство. Царские указы.

Практическая работа: экскурсия по городу Астрахани.

9. Астрахань во время восстания Разина.

Каспийский («Персидский») поход С.Разина. Разин в Астрахани. Начало разинского восстания. Штурм Астраханского Кремля, его последствия. И.Прозоровский. Казачье правление. В.Ус, Ф.Шелудяк. «Дело» митрополита Иосифа. Осада Астрахани. И.Милославский. Ликвидация восстания и его последствия.

Практическая работа: работа с понятиями: учуг, раскат.

10. Астраханское восстание 1705-1706 годов.

Причины и повод к восстанию. Т.Ржевский. Причины победы восставших. Реорганизация управления. Мероприятия городского круга. П.Носов, И.Шелудяк и др. Поход на Царицын и его последствия. Подавление восстания и его историческое значение. Б.Шереметев.

Практическая работа: заполнить таблицу

11. Астраханский Кремль – выдающийся памятник русского военно- инженерного искусства и архитектуры второй половины XVI века.

Стены и башни Кремля. Архиерейская башня. Житная башня. Красные ворота. Никольские ворота. Артиллерийская башня. Колокольня или Пречистинские ворота.

Практическая часть.

Рефераты по теме:


  1. «Архитектурные памятники Кремля».

Экскурсия в Астраханский Кремль.

Поисковая работа: поиск открыток с изображением старой Астрахани.

12.Великая Отечественная война. 28-я Армия в боях за Родину.

Создание 28-й Армии в боях за Родину.

Создание 28-й Армии. Славный путь 28-й Армии.

Практическая работа.

Поиск сведений о создании 28-й Армии, о ветеранах 28-й Армии.

13.Каспийское море- великий водоём – озеро нашего края.

Особенности Каспийского моря. Жизнь в Каспийском море. Растительный мир (Водоросли. Высшие растения. Фитопланктон. Фитобентос).

Животный мир: 1) Беспозвоночные животные.

2) Рыбообразные крабы; 3)Пресмыкающиеся; 4)Птицы.

5)Млекопитающие. 6) Зоопланктон и зообентос. 4) Перифитон.

Практическая работа:

Реферат на тему: «Растительный мир Каспийского моря».

Реферат на тему: «Животный мир Каспийского моря».

Викторина: «Подводный мир Каспия».

Викторина: «Знаешь ли ты птиц края».

14..Астраханские заповедники.

Астраханский государственный биосферный заповедник. Государственный природный заказник Болдинско - Баскунчакский.


Государственный природный заказник Ильменно- Бугровой. Красная книга (Астраханской области) Российской Федерации.

Практическая деятельность:

Викторина: «Знаешь ли ты памятники природы, Астраханской области?».

Реферат «Ботанические памятники природы Астраханской области».

Реферат: «Зоологические памятники природы Астраханской области».

Знакомство с материалами.

Международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

15.Обычаи, традиции, обряды, быт, фольклор народов края. Культура народов населяющих край.

Возрождение национального самосознания и традиций народов России.

16. Итоговое занятие: подведение итогов работы объединения за год.


IY Методическое обеспечение образовательной программы.

Педагогическое сопровождение программы:

Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных материалов), работа с источниками Интернет – сайтов, составление

карт –схем, встреча с интересными людьми, практикуется посещение краеведческих музеев: в г.Астрахани, с.Красный Яр.

Дидактический материал: при работе по образовательной программе используются: книги, брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о Астраханской области ( об истории края, о природных особенностях родного края, о населении, о знаменитых людях края).

Организационное сопровождение ОП: для осуществления целей и задач программы «Краеведение» созданы необходимые условия: помещение, Интернет, книги, газеты, транспорт для экскурсий.


V. Литература

V. I. Литература для педагога:


  1. Белоусов Д.А. Литературно – Краеведческий кружок в сельской школе, М., 1999
  2. Голубев И.Р. Окружающая среда. М.: Просвещение, 2000.


  3. Дятлова В.С. Программа для внешкольного образования, г.Каменск,2005.

  4. Закон Астраханской области «О Флаге и Гербе Астраханской области»

  5. Красная Книга России

  6. Красноярский район. Астраханское аэрогеодезическое предприятие. 2001г.

  7. Плешаков А.А. «Экология. М.: Просвещение, 2001.

  8. Программа для учреждений дополнительного образования. Выпуск 3, М., 2002.

  9. Сердитов И.С. География Астраханской области. Волгоград, 2000.

  10. Чуйкова Л.Ю. Взаимосвязи человека и природы. Астрахань, 1997.


V .II Литература для детей:

  1. Атлас Астраханской области.

  2. Голубев И.Р. Окружающая среда. М.: «Просвещение», 2000.

  3. Плешаков А.А. Экология. М.: Просвещение, 2001.

  4. Районная газета «Россиянка»