litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 8 9



Уважаемые коллеги!


С наступающим Новым годом!


Технология/методика обучения отвечает на вопрос – как учить учащихся.

Есть традиционные и инновационные технологии/методики, есть репродуктивные и продуктивные, есть эффективные и неэффективные в педагогическом отношении, есть аперсональные и персональные. Есть разные технологии/методики. Но все они состоят из инвариантных структурных элементов:

1. Средств

2. Методов

3. Процедур совместной деятельности учителей и учащихся.

В современных условиях важнейшим средством обучения выступают цифровые средства. Например, учебники по информатике и ИКТ ОЦ «Школьный университет». http://internika.org/news/dostupny-novye-demo-versii-interaktivnogo-elektronnogo-uchebnika


Предлагаю Вам публикацию моей книги: Панов А.И. Технологизация обучения: Методические рекомендации. - Томск, ОГУ РЦРО, 2003.

Публикация будет состоять из 7-х частей:

Часть 1. Технология обучения.

Часть 2. Банк технологий обучения.

1. Программированное обучение

2. Проблемное обучение

3. Технология полного усвоения

4. Адаптивная система обучения

Часть 3. Банк технологий обучения.

5. Технология модульного обучения

6. Технология индивидуального обучения Ю.С. Драля

7. Технология индивидуального обучения Ю.А. Макарова

Часть 4. Банк технологий обучения.

8. Технология профессора В.К. Дьяченко

9. Технология профессора В.М. Монахова

Часть 5. Банк технологий обучения.

10. Технология В.Ф. Шаталова

11. Технология М.А. Чошанова


Часть 6. Внедрение технологий в обучение.

Часть 7. Подготовка и проведение педагогического совета: традиционные и инновационные технологии обучения.


Буду благодарен, если Вы пришлете отзыв на часть 1 – психолого-педагогические основы:

1. Что Вы нового узнали о технологиях/методиках?

2. Как Вы можете применить данные материалы при обучении информатике и ИКТ?

3. Как Вы можете применить данные материалы для методической работы (методические объединения, проблемные группы, педсоветы и т.д.) по обучению информатике и ИКТ.


С уважением, Александр Панов, ведущий методист ОЦ «Школьный университет», учитель-методист.

Aleksandr.Panov@itdrom.com



Часть I. Технология обучения 3

Обучение как объект технологизации 3

1. Технологический подход в обучении 5

2. Взаимосвязь методики и технологии 9

3. Понятие технологии обучения 12

4. Взаимосвязь технологии и организации обучения 18

5. Признаки технологии обучения 18

6. Функции технологии обучения 20

7. Виды технологии обучения 20

8. Структура технологии обучения 22

9. Этапы и принципы разработки технологии обучения 23

10. Технологизация 23

Литература к 1 части 24



Часть I. Технология обучения

Обучение как объект технологизации

Обучение - это совместная деятельность обучающего и обучаемого(ых) по передаче содержания обучения обучаемому(ым). В совместной деятельности реализуются функции обучения. Содержание обучения итериоризируясь «очеловечивается», т.е. материализуется в качествах человека».1 Передача представляет собой не механический акт, а развернутое в пространстве и времени диалектическое единство предъявления и усвоения знаний, способов деятельности и отношений.


Предъявление как компонент преподавания имеет операциональный аспект. При этом «Операциональная сторона педагогический деятельности, - пишут В.А. Сластенин и Н.Г. Руденко, - не может быть отделена от ее личностно-субъективных параметров, рациональная регуляция – от эмоциональной. Субъективность, отсроченность, вариативность результата не позволяют обеспечить такой же уровень его предсказуемости и гарантированности, как в инженерно-технических областях».2 Субъективность как функция субъектности позволяет говорить о том, что обучение является гуманитарной системой: её основным целеустремленным элементом являются люди.

Э.Н. Гусинский отмечает, что «Термин «гуманитарные системы» был введен выдающимся математиком Л. Заде для обозначения систем, на поведение которых сильное влияние оказывают суждения, восприятия и эмоции человека» (в имеющихся русских переводах работ Л.Заде системы именуются гуманистическими, но перевод «гуманитарные» кажется более адекватным»..3 Для гуманитарных систем характерен высокий уровень неопределенности и вероятностные законы существования и развития. По мнению В.В. Гузеева, «Полная алгоритмизация образовательной технологии маловероятна в силу этой неопределенности».4 Критическое, взвешенное отношение к возможностям технологизации обучения выступает не тормозом, а мотивом для поиска адекватного обучению как гуманитарному процессу технологического решения.

Л. Заде выдвинул в отношении гуманитарных систем принцип несовместимости, утверждающий, что точность их описания и сложность обратно пропорциональны. Это говорит о том, что для технологизации обучения, с одной стороны, необходимы сложные модели формального описания, с другой – можно ли принципиально технологизировать гуманитарные системы, и, если да, то каким критериям должна отвечать технология реализации гуманитарного процесса.

Для понимания возможностей и границ технологизации важно учитывать, что случайность, неопределенность, сложность, нелинейность, необратимость процессов являются важнейшими атрибутами гуманитарной системы. При этом, как указывает А.С. Панарин, «Сложность, нелинейность, случайность и необратимость в общественной сфере реализуется иначе, чем в неживом космосе - через человеческую свободу».5 Это говорит о том, что технологизация обучения должна осуществляться таким образом, чтобы технологии обучения сохраняли и расширяли возможности свободного волеизъявления обучающихся.


Процесс обучения есть единство двух типов отношений: отношение к изучаемому предмету, выступающему как внешняя вещь, т.е. отношение субъект-объектное и отношение между учителем и учеником, имеющее субъект-субъектную природу. Применение к нему научно-теоретического подхода переводит это отношение «…в объективно-вещный план, что делает ученика объектом технологически-вещных манипуляций учителя, затрудняя тем самым личностное общение и воспитывая частичного человека вместо нравственного существа. Наоборот личностное общение учителя и ученика создает наиболее благоприятную среду для процесса воспитания и обучения».1 Опасность технологизации в том, что она может формализовать общение учителя и ученика, сделать ученика заложником технологической схемы. По мнению Ю.В. Сенько, «... аспект кризиса образования связан с «дефицитом культуры в образовании» (В.П. Зинченко), с технократической перегрузкой образования, его «гуманитарным голоданием» (Э.Д. Днепров) и - как одно из следствий этих явлений - трансляцией знания в отчужденной, безличностной форме, которая себя исчерпала. Явным проявлением этого обстоятельства выступает дегуманизация образования. За ней стоят и разные типы отчуждения...».2 Технологии обучения должны сохранять его гуманитарную природу. «Стихийность, неуправляемость, - указывает Ю.В. Сенько, - принципиально важны и неустранимы для образования и в образовании».3

Признание принципа неопределенности обучения, определенной меры этой неопределенности позволяет отсечь неадекватные способы его осуществления, не учитывающие реальной многофакторности и многомерности его элементов: не пытаться выявить, описать и предписать единственно, верное решение там, где его принципиально не может быть. В тоже время принцип неопределенности обучения как гуманитарной системы может быть использован «…для оценки возможных воздействий и предсказания вероятности результата. При этом все существующие в культуре многозначные понимания могут привлекаться и согласовываться».4 Однако многозначность понимания, не означает возможности реализации того или иного частного понимания технологического способа обучения.


Гуманистический подход в обучении требует принятия ребенка таким, каков он есть, проникновения в мир его ощущений и переживаний, проявления искренности и открытости. М.В. Кларин считает, что в этом случае «…становиться возможным привлечение любых форм учебной работы - от спонтанных и гибких (например, открытое обучение), до жестко построенных (например, программированое обучение), если только они соответствуют потребностям и выбору детей».5 Данное суждение может выступать в роли методологического положения ориентирующего субъекта технологизации обучения, влияющее на выбор средств, методов и процедур технологического решения.

Технология обучения может и должна быть гуманитарной технологией, технологией интеллектуализации и развития творчества в обучении, реализацией его гуманитарного потенциала. Действительно, «Главные резервы прогресса цивилизации на современном этапе находятся не на путях дальнейшей технизации и индустриализации (как это было раньше), а на путях интеллектуализации общества, развития массового кумулятивно направленного творчества, информатизации общественных систем...».6 При этом, «…мерилом ценности образовательной технологии будет не только операционально фиксируемый результат, но и сам процесс, проектирование которого должно учитывать его стохастическую сущность».1 В обучении как сложном, многофакторном и многомерном процессе не все может быть определено. Как отмечает В.П. Зинченко, «...не проектируемые аффект, интеллект и воля - сердцевина образования» (Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М.: Тривола, 1995. стр.61)».

По мнению Л.Е. Плескач и Г.Н. Шамис, «гибкость, адаптивность педагогического процесса, с одной стороны, многофакторность, нелинейность и неравновесность – с другой, делали до недавнего времени его технологизацию неразрешимой задачей».2 В тоже время они отмечают, что в середине XX века появились научные и технические предпосылки для технологизации обучения. «Стремительное развитие информатики, кибернетики, социологии, психологии, новые направления в математике (теория катастроф и размытых множеств), эксперименты с полевыми структурами в физике – все это, - считают Л.Е. Плескач, Г.Н. Шамис, - дало возможность не только изменить основные парадигмы философии познания, но и обобщить пути их технологической актуализации в педагогике».3


Обучение как любой объект подчиняется закону ускорения исторического времени, открытому Ф. Энгельсом, который заключается в том, что растет число перемен, время жизни отдельного человека становится больше, чем время существования исторических эпох. Человек рождается, учится, приступает к профессиональной деятельности в различной социально орудийной среде. В связи с этим, В.В. Гузеев отмечает: «Раньше можно было создать один инструментарий и применять его годами в сходных условиях. Теперь отрицается само существование сходных условий. В основе технологий четвертого поколения лежат принципы неопределенности для гуманитарных систем - как явно обозначенные, так и имплицитно присутствующие. Технологии четвертого поколения принципиально отдают приоритет развитию деятельности, а не накоплению фактов…».4

Наряду с методикой, технологией в обучении существует еще один феномен – феномен искусства. Рассматривая обучение как гуманитарную систему, В.В. Гузеев пишет, что «… каких-либо формализованных критериев выбора оптимальной модели обучения для каждого типа конкретных условий, по-видимому, вообще не существует - это полностью сегодня вопрос компетентности, опыта, здравого смысла, «чутья» учителя… в педагогических приемах чрезвычайно важен аффективный элемент, который формализовать и воспроизвести невозможно - это составная часть личного искусства педагога».5

Важным фактором, обуславливающим внимание к технологизации обучения, безусловно, является недостаточная разработанность методики преподавания как самостоятельного раздела педагогики. «Как правило, - отмечает Б.Д. Бархаев, - дело ограничивалось частными методиками преподавания различных предметов. Что же касается методики преподавания в целом как системы деятельности индивидуального субъекта преподавания, то таких разработок практически не велось».6



следующая страница >>