litceysel.ru
добавить свой файл
1
Педагогическая диагностика в системе работы классного руководителя


Потребность индивидуального подхода к ребёнку в современной системе образования очевидна. Ценность индивидуализации постоянно растёт. В наше время педагогика ориентирована на то, чтобы в каждом видеть личность. Согласно этому, ребёнок имеет право на понимание, на положительную оценку как большого, так и малого успеха в учебных делах, в любом другом достойном виде деятельности. Всё более популярными становятся индивидуально-ориентированные планы работы. Разрабатывается множество методик, согласно которым осуществляется личностно-ориентированный принцип обучения, в том числе и различные диагностики, направленные на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения.

Многие диагностические методики направлены на то, чтобы проанализировать причины неуспешности ребёнка в учёбе. Ведь самым важным показателем работы учителя и школы в целом является показатель успеваемости. Не удивительно, что все силы учеников и учителей тратятся на достижение высокой успеваемости. А ведь гораздо чаще, чем хотелось бы, нашим воспитанникам достичь высоких результатов обучения бывает невозможно по медицинским, социальным, личностным причинам, которые не зависят ни от ученика, ни от учителя. Выявление причин неуспешности в учёбе часто не приводит к положительной динамике в отношении успеваемости.

Роль классного руководителя в этой непростой ситуации – помочь ребёнку в его развитии с учётом его индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей. Не секрет, что дети, не усваивающие школьной программы, нередко делают успехи в области спорта, искусства, бывают лидерами, позже, во взрослой жизни, достигают гармонии в отношении с близкими людьми, прекрасно трудятся. Это доказывает то, что обученность и развитость - разные вещи.

Следовательно, диагностика должна быть направлена не только на выявление и анализ проблемных вопросов, но и на выявление индивидуальных особенностей развития личности ребёнка.


Моя р абота , как учителя и классного руководителя, направлена на то, чтобы создать максимально благоприятные условия для каждого ребёнка, а именно: для его развития, обучения и воспитания в силу его индивидуальных возможностей, желания и личностной направленности. Использование новых компьютерных технологий, тестирование даёт безграничные возможности для диагностики. Примен яю самые различные методы для изучения классного коллектива в целом и отдельной личности: различные анкеты, методик у неоконченного предложения, метод полярных профилей, социометри ю.

Примером анкетирования могут служить вопросы, которые предлагаются ребятам в начале учебного года:


  • По каким учебным предметам ты был успешен в прошлом году?

  • В чём ты видишь причину своего успеха?

  • Какие предметы тебе особенно нравятся и почему?

  • Какие предметы, по твоему мнению, требуют особенного внимания?

  • По каким предметам ты бы хотел (ла) поднять успеваемость, может быть, добиться отличных оценок?

  • Что ты собираешься делать, чтобы добиться задуманного?

Эта анкета универсальна для любого школьного возраста, потому что вопросы, над которыми предлагается ребятам подумать, актуальны для различных возрастных ступеней. Ответы важны самим ребятам, так как заставляют ребёнка вновь пережить свой успех, осознать его причины. Тут же определяется круг учебных интересов, важность отдельных предметов. Ученик ставит цели и ищет пути их решения. Хочется обратить внимание на то, что анкета направлена на позитивное восприятие учебного процесса. Учитель, классный руководитель, анализируя ответы ребят, ориентируется на их интересы, желание добиться успеха и , что немаловажно, на их возможности. Кто-то из ребят планирует написать научную работу на школьную конференцию, а кто-то видит успех в преодолении элементарной безграмотности. И первое, и второе стремление вполне похвальны и требуют поддержки педагога.


Неуспешность ребёнка в учёбе, бывает тесно связана с неправильно организованным распорядком дня, что выражается в неумении распределять время, планировать занятия учёбой, спортом. Поводом для разговора на родительском собрании, в классе может послужить анкета, состоящая из вопросов:


  • Во сколько часов ты просыпаешься утром в будний день?

  • Сколько времени нужно, чтобы собраться в школу?

  • На что ты тратишь своё утреннее время?

  • Завтракаешь ли? Что обычно бывает у тебя на завтрак?

  • Чем занимаешься после учебного дня?

  • Сколько времени уходит на приготовление уроков?

  • Сколько часов ты гуляешь? Чем занят на прогулке?

  • Во сколько часов ложишься спать?

Результаты этой анкеты, безусловно, должны обсуждаться на родительском собрании. Часто родители бывают удивлены, что их ребёнок, оказывается, на завтрак ест «Кириешки», что уроки делает «мало», а гуляет «много»; что времени на сборы в школу нужно больше, чем промежуток времени от пробуждения до начала занятий. А как именно «гуляет» – это и вовсе отдельный вопрос, потому что 27% учащихся ответили: «Стоим в подъезде, разговариваем»( учителя и родители получат из этих ответов информацию «между строк»). 15% - «Ходим по улице». Становится понятно, что меры принимать необходимо.

Широко известен метод полярных профилей, который часто применяется психологами для различных целей, например, для коррекции самооценки. В этом случае ребёнок выбирает или выписывает, подбирает слова, связанные с понятиями-антиподами - «плохо» и «хорошо». В школьной практике этот метод может использоваться классным руководителем для постановки проблемных вопросов. Приведу в пример диспут «Хорошо учиться легче, чем учиться плохо. Это вопрос или утверждение?». Предлагается набор слов и их сочетаний: «знания», «награда», «наказание», «двойка», «много свободного времени», «гулять, сколько хочешь», «трудиться», «радость», «неприятности» и им подобные. Ребята распределяют слова, доказывают своё мнение и приходят к определённому выводу.


В настоящее время особенной популярностью пользуются диагностики, которые предлагает индивидуально-ориентированная система. Например, лаборатория ИОСО при Методическом центре г. Красноярска разработала целую систему критериально-ориентированной диагностики. Например, тесты «Умею ли я?», «Какими качествами личности я обладаю?», «Личностное развитие школьника в контексте учебной деятельности», «Успешность организации учебной деятельности».

В качестве примера рассмотрим тест «Умею ли я?» Ученик даёт положительный или отрицательный ответ.

Тест 1 . Умею ли я...

Выбранный ученик: имя, фамилия, класс

Группа тестирования: 1

Таблица ответов

1. Умею ли я слушать..?

1.1. Объяснение учителя, не опирающееся на средства наглядности

1.2. Объяснение учителя, опирающееся на средства наглядности

1.3. Вопросы учителя к средствам наглядности

1.4. Вопросы учителя о связях между явлениями, представленными в наглядной форме.

1.5. Советы одноклассников во время выполнения учебных заданий

1.6. Оценивать свой собственный ответ, т. е. слушать самого себя

2. Умею ли я работать с наглядностью...

2.1. Формулировать вопросы к иллюстрируемым фактам и явлениям

2.2. Схематизировать текст, представить его в таблице, схеме

2.3. Дать обоснование, когда наглядное пособие может быть использовано

2.4. Давать наглядное и логическое объяснение материала на основании самостоятельного изготовления наглядного пособия

2.5. Формулировать вопросы к наглядным пособиям, оценивать их

3. Умею ли я при работе с текстом...

3.1. Излагать текст своими словами

3.2. Разделять текст на логические части и составлять план

3.3. Систематизировать учебный материал

3.4. Делать вступление к своему сообщению


3.5. Строить логически законченный рассказ

3.6. Раскрывать материал в сравнении

4. Умею ли я..?

4.1. Пользоваться справочной литературой

4.2. На основании ряда изложенных фактов делать обобщение

4.3. Формулировать познавательную задачу, содержащуюся в тексте

4.4. Высказывать собственное отношение к фактам и событиям

4.5. Самостоятельно формулировать вопросы

4.6. Сопоставлять новый материал с уже известными фактами, положениями

5. Умею ли я проявлять самостоятельность..?

5.1. При решении учебных задач, предлагаемых учителем на уроке

5.2. При решении учебных задач, выполняя домашнее задание

5.3. Проводить элементарное исследование на основании нескольких источников (документов, наблюдений, экспериментов)

5.4. Проводить анализ, делать выводы

5.5. Делать обобщения на основании ряда положений, фактов

6. Умею ли я связывать новый материал с ранее пройденным...

6.1. Обнаруживать причинно-следственные и другие связи между новым и ранее пройденным материалом

6.2. Актуализировать необходимое и сразу устанавливать соответствующие связи

6.3. Делать правильные, обоснованные выводы при сравнении

7. Умею ли я сравнивать новые предметы, понятия, явления с ранее усвоенными...

7.1. Давать характеристику сразу обоим предметам или явлениям, а не одному из них

7.2. При сравнении нового и ранее изученного понятия, явления, вычленять сходные и отличительные признаки

7.3. Объяснять устанавливаемые связи между новым и ранее изученным явлением, понятием

7.4.Обобщать признаки по принципу сходства и отличия

8. Умею ли я выделять главное, существенное в изучаемом материале. ..?

8.1. Выделять существенное в изучаемом материале


8.2. Давать название прочитанному отрывку текста

8.3. Составлять план изложения материала

8.4. Коротко рассказывать о самом важном в тексте, делать вывод

9. Умею ли я самостоятельно контролировать...

9.1. Проверять всегда степень усвоения изучаемого материала с помощью контрольных вопросов

9.2. При необходимости сжато пересказывать изученное, составлять вопросы по тексту

9.3. Проверять правильность вычислений, написания слов

10. Осуществлять творческий подход к выполнению учебных заданий...

10.1. Рассуждать и строить ответы по-своему не подражая учителю или тексту

10.2. По-своему комбинировать материал, ставить новые, неожиданные вопросы

10.3. Находить новые пути решения проблемы, новые способы решения задач

Диагностика в ИОСО существует в ручном и автоматизированном виде. Компьютерная программа, выдающая рекомендации непосредственно после тестирования, особенно удобна. Рекомендации индивидуальны по отношению к каждому ученику, они разработаны в виде советов для ученика и для учителя.

Советы ученику

1. Каждый раз, когда ты слушаешь текст учителя, пытаться представить себе пример, подтверждающий сказанное.

2. Попытаться понять, что конкретно данной картинкой хотел показать автор.

3. Пытаться понять, какую именно особенность данного явления ты хочешь продемонстрировать.

4. При чтении текста пытаться менять абзацы местами и пробовать делать вывод по поводу того, что ты мог бы не понять, если бы в тексте была такая последовательность абзацев, которую ты получил при перестановке.

5. Выбери явление, с которым ты будешь сравнивать то, про которое предстоит рассказать. Выдели у них одинаковые и разные параметры, на которые ты будешь обращать особое внимание при рассказе.

6. Попробуй обсудить способ решения учебных задач с товарищем(амии), родителями и реализовать выбранный тобой способ.


7. Не ограничиваться только выполнением стандартных заданий, осваивать способы проведения элементарного исследования.

8. Попытайся, после прочтения текста повторить то, что ты будешь излагать при его пересказе, и ответить на вопрос, почему именно это а не другое является важным.

9. Всегда старайся, после прочтения текста, отвечать на контрольные вопросы, обсуждать варианты ответов с товарищами.

Советы учителю

1. Организовать деятельность школьника по «поиску» подтверждений сказанному вами в личном опыте или попытался нарисовать то, что вы говорите.

2. Организовать коммуникацию учащихся по поводу того, что конкретно изображается на иллюстрации, отделить детали от главного, ради чего предлагается данная иллюстрация.

3. Организовать обсуждения школьниками того, что вы хотите, чтобы они наглядно представили с конкретными, ими придуманными примерами.

4. Организовывать работу школьников с учебным текстом, «разрезанным» на абзацы (абзацы перепутаны). Дети должны выстроить текст так, чтобы его возможно было понять при чтении. Необходимо, чтобы школьники имели возможность обсуждать друг с другом и обосновывать предлагаемую последовательность.

5. Организовать деятельность школьников, когда они должны будут выделять: а) одинаковые параметры; б) различные параметры предметов или явлений.

6. Организовать понимание родителями необходимости различных способов решения учебных задач школьниками и коммуникации по поводу выбора способа с собственным ребенком. Например, при изучении текста можно составлять план, писать конспект, разрабатывать схемы и таблицы, обсуждать основные мысли с напарником.

7. Организовывать работы по проведению элементарных исследований. При выполнении, например, лабораторных работ необходимо чтобы школьники в начале обсудили цели, задачи, способ работы и возможный вывод, и только затем приступили к непосредственному выполнению.


8. Организовывать обсуждение школьников по выделению действительно нового, в «новом материале».

9. При изложении нового материала старые и новые термины, понятия записывать, изображать в различных колонках (на новом акцентировать особое внимание).

10. Организовывайте коммуникацию школьников с целью сравнения фактов, предметов или явлений. Чем отличается эти операции (какие параметры необходимо выделять при сравнении понятий, какие - при сравнении явлений и т.д.). По окончании организуй сравнение полученных выводов.

11. Периодически организовывать работу школьников по сравнению разных предметов и явлений. Это должна быть тренировочная деятельности.

12. Тренировать учащихся озаглавливать отрывки, лучше если при этом они будут обсуждать друг с другом, почему тому или иному отрывку они дают именно такое название.

13. Организовать работу учащихся с текстом, когда они при прочтении, выделяют главные мысли, и отвечают друг другу на вопрос: «Почему именно данные вопросы необходимо осветить при пересказе текста?».

14. Периодически организовывать работу, при которой дети должны тренироваться сформулировать мысль каждого абзаца, отрывка текста одним предложением.

Проведение такой диагностик и помогает мне выявить достоинства и недостатки учащихся. Индивидуальный комплексный подход исключает однобокость исследования личности ребёнка. Результаты диагностики, направленные на определение меры развития личности, позволяют выявить степень овладения системой обобщенных знаний о себе, о мире. Исследование обученности предполагает выявление конкретных знаний, умений и навыков. Диагностика в сфере воспитания предполагает изучение жизненных установок личности, её культурный потенциал.

Работа с результатами диагностики позволяет мне спланировать индивидуальный подход к каждой личности и к классу в целом. Это может быть проведение различных мероприятий, направленных на развитие и воспитание: беседы, диспуты, классные часы, поездки и др. Для некоторых ребят это будет индивидуальная работа со специалистами – психологом, наркологом, педагогом – организатором или педагогом дополнительного образовании. Для других – построение взаимодействия с родителями. А может быть вместе с детьми спланирую коллективное творческое дело, где будет возможность показать себя ребенку.


Роль классного руководителя заключается не только в том, чтобы донести результаты тестирования до каждого ребёнка, но и в том, чтобы проанализировать советы в отношении каждого, обобщить результаты и предоставить возможность учителям-предметникам применять рекомендации в работе с классом в целом и с каждым индивидуально. Иначе говоря, д иагностика позвол ит мне, как классному руководителю , скоординировать работу учителей-предметников, познакомив их с рекомендациями, полученными после обработки данных диагностики. Например, на какое-то время может стать приоритетным для класса или конкретной группы учеников работа над составлением опорного конспекта, для других - работа с текстом учебника, составление плана, то есть работа над любыми умениями и навыками. А далее, после выполнения плана работы – вновь диагностика и достижение следующих целей


"Диагностика нравственных качеств личности ребенка."


  • Мини-сочинения

    1. мой самый любимый праздник

    2. о тех, кто меня любит

    3. школа моей судьбы

    4. кем и каким я хочу быть

    5. поступки, за которые мне никогда не будет стыдно

    6. путешествие в мой портфель

    7. мой друг

    8. подарок, которым я дорожу

    9. почему люди плачут

    10. моя семья

  • Пословицы, поговорки

    1. учение и труд все перетрут

    2. что посеешь, то и пожнешь

    3. без ума человеку сума.

    4. береги платье снову, а честь смолоду

    5. большому уму и в маленькой голове не тесно

    6. в тесноте, да не в обиде

    7. грамота – не болезнь, годы не уносит

    8. важен не обет, а привет

    9. знание лучше богатства

  • Социометрические исследования
  • Сказки. Дети сами придумывают сказочных персонажей и группами на заданную тематику сочиняют сказку и иллюстрируют ее.

  •  Тест-рисунки