litceysel.ru
добавить свой файл
1

Примеры заданий из регионального тура олимпиады по Обществознанию 2010-2011

Выполнил(а): __________________________


1. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте. Выбирайте для этого слова и словосочетания из предложенного в конце текста списка (они даны в именительном падеже, который при выполнении задания можно менять), запишите их порядковые номера в скобках в той последовательности, в которой они идут в тексте. Обратите внимание: слов в списке больше, чем пропусков в нем.


«Во-первых, это насильственное изменение существующего ( ), основ его легитимности и его ( ) . Во-вторых, замена неспособной политической ( ) или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, изменения, которые направлены на ( ) большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политических процессах. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. Считают, в-пятых, что ( ) вносят изменения в ( ) и воспитание, что они создают или порождают нового ( )».


1. Реакционность. 2. Человек. 3. Закрепление. 4. Символика. 5. Нравственность. 6. Конфессия. 7. Элита. 8. Политический режим. 9. Модернизация. 10. Революция. 11. Экономический цикл. 12. Преступность.


2. Замените высказывания соответствующими социологическими понятиями.

1. «Тотальность взаимодействующих индивидов, которая организована, если существуют цели и ценности» (П. Сорокин).

2. «…Не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти инди¬виды находятся друг к другу» (К. Маркс).

3. «Фабрики воспроизводства общественных отношений» (Э. Дюркгейм).


1.______________________________________________________________

2.______________________________________________________________

3.______________________________________________________________


3. Закончите утверждение.

Дилемма Евтифрона – одна из проблем философии в форме дилеммы. Имеет основанием диалог «Евтифрон» Платона и формулируется так:


«выбирают ли боги добро, потому что оно благое, либо же добро …»

Ответ: _____________________________________________________________________________


4. Кто чем знаменит? Соотнесите название теорий, научных идей, данных в левом столбце и имена их создателей из правого столбца, заполнив таблицу: внесите в неё нужные цифры. Обратите внимание на то, что имён дано больше, чем требуется для заполнения столбца.

Название теорий, научных идей:

А. Теории социальной стратификации и социальной мобильности. Б. Теория волн конъюнктуры. В. Категорический императив. Г. Право народа на восстание против тирании, «естественные права». Д. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Е. Психоаналитическая школа.

Имена учёных

1. Н. Кондратьев. 2. К. Линней. 3. И. Кант. 4. Д. Кейнс. 5. Ф. Энгельс. 6. П. Сорокин. 7. А. Смит. 8. Д. Локк. 9. З. Фрейд. 10. Ч. Дарвин.

А

Б

В

Г

Д

Е



















5. В предлагаемом ниже перечне утверждений изложены некоторые черты стадиального и цивилизационного подходов к анализу истории, названы их представители. Впишите в одну колонку таблицы номера характеристик и представителей стадиального, в другую – номера черт и представителей цивилизационного подходов. .


1) История рассматривается как всемирная история, целостная и единая для всех регионов.

2) Историческое развитие имеет поступательный характер, история общества делится на определенные закономерные этапы. 

3) В истории человечества не существует сходных во всем социальных организмов.

4) Выделяются прогрессивные и отсталые народы, удел последних – следование по прогрессивному пути, проторенному передовыми народами.

5) Выделяются общие для всех обществ законы развития.
6) Нет общего для всех «русла развития», поэтому народы не делятся на прогрессивные и отстающие. 

7) Те или иные народы или регионы полагаются ведущими, определяющими лицо истории, облик данного её этапа и направление исторического прогресса.

8) Каждое общество отличается индивидуальностью и неповторимостью своего развития, имеет собственную судьбу.

9) Нет общих для всех обществ законов развития.

10) Д. Белл, О. Тоффлер, У. Ростоу, Д. Гелбрейт.

11) А. Тойнби, Н. Данилевский, О. Шпенглер, С. Хантингтон.


Стадиальный подход

Цивилизационный подход








6. Определите следующие методы научного познания, вписав их на свободные места.

1) Расчленение предмета, явления на составные элементы и их изучение – ____________________________________

2) Логический путь от частного к общему и наоборот – ______________________________________________

3) Выделение наиболее существенных сторон явления, игнорирование второстепенных и случайных – __________________________________________

4) Соединение элементов в единое целое, раскрытие внутренней связи между ними, возникновение на основе этого нового образования – ________________ ________________________________________________


5) Изучение происхождения явления, этапов и тенденций его развития – _________________________________________________________________

6) Рассмотрение объекта как определенным образом упорядоченное множество взаимосвязанных между собой элементов – ______________________

7) Процесс установления общих свойств и признаков предмета, явления – _____________________________________


7. Заполните пропуски в схеме, вписав ответы под соответствующими номерами в таблицу. Для успешного решения задачи постарайтесь понять логику составления схемы. Для этого в ней есть подсказки.


1.

2. …

(даосизм…)

7.

4.

иудаизм

5.

3. …

(индуизм…)

6.

9.

8.

10


православие



пропуска

Текст для заполнения

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.




10.