litceysel.ru
добавить свой файл
1
Формы образовательной деятельности (образовательная область « Познание»)


Программа «Истоки»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Разделы

(задачи, блоки)




Воз-раст


Образоват. деят-ть, осуществляемая в процессе режимных моментов

Совместная

деятельность


с педагогом

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная

деятельность


с семьей
Культура мираСемья

Формировать элементарные представления о принадлежности к своей семье и культуре.

Способствовать осознанию ребёнком своей половой принадлежности и освоению соответ-ствующих форм поведения.

Учить понимать родственные отношения.

Знакомить с социальными ролями в семье, семейными отношениями и обязанностями членов семьи (с учётом региональных и куль-турных особенностей, а также индивидуальной ситуации в семье).

Знакомить с семейными традициями, обыча-ями, обрядами.

Развивать общую культуру ребёнка, включа-ющую языковую культуру общения в разных условиях.


Дом

Развивать представления об устройстве чело-веческого жилья, предметах домашнего обихо-да, хозяйственной деятельности; об удобстве в тех домах, где живут дети.

Знакомить с мебелью, одеждой, утварью.

Расширять ориентировку ребёнка в окружаю-щем.

Обогащать представления и знания ребёнка о мире.

Учить использовать символические представ-ления предметов и событий (игровые, изобразительные и др.)

Формировать представления о пространстве, времени, числе.


Город

Подводить детей к пониманию того, что все они живут в одном городе (Москве, Ростове и др.)

Знакомить детей с близлежащими улицами, домами, с простыми названиями улиц, главными достопримечательностями родного города.

Знакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края.


Родная страна.

Постепенно подводить детей к пониманию, что такое страна.

Приобщать к жизни своей страны во время праздников, каких-либо общественных событий.

Знакомить детей с культурой своего народа. Показать красоту, созданную руками русских мастеров (знакомить с храмами, архитектур-ными памятниками разных городов России и т.д.)

Познакомить детей с русским национальным костюмом.

Знакомить с природой России.

Вызывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ


Младш.

дошк.

возрастСюжетно-ролевые
театрализованные, дидактические, подвижные игры.

Наблюдение.

Ситуативный разговор с детьми, общение.

Рассказы детей о своих близких.

Рассматривание фото-графий, иллюстраций, произведений изобра-зительного искусства

Слушание муз. произ-ведений.

Развивающие игры.

Целевые прогулки.

Знакомство с предме-тами русского быта, пословицами, пого-ворками, потешками, песенками, рус. нар. сказками.

Проуктивная деят-ть

(рисвоание, конструи-рование и др.)


Сюжетно-ролевые
театрализованные, дидактические, под-вижные, развивающие игры

Ситуативные разгово-ры с детьми, общение.

Рассказы детей о своих близких.

Рассматривание фото-графий, иллюстраций, произведений изобра-зительного искусства

Слушание муз. произ-ведений.

Рисование, конструи-рование.

Чтение худож. произ-ведений

Информация о семей-ных традициях, обря-дах и др.

Праздники, развлече-ния (в т.ч. фольклор-ные)

Знакомство с предме-тами русского быта, пословицами, пого-ворками, потешками, песенками, рус. нар. сказками

Целевые прогулки
Экскурсии
Просмотр видеосюже-тов.

Сюжетно-ролевые
игры.

Общение

Наблюдение

Рассказы детей о своих близких.

Рассматривание фотографий, иллюстраций.

Рисование

Конструирование

Игра-эксперимен-тирование

Исследовательская деятельность

Развивающие игры


Сюжетно-ролевые
игры

Беседы и разговоры с детьми, общение

Рассказы родителей детям о своей семье, обычаях, традициях, о родном городе, стране.

Собственный пример родителей.

Рассматривание фото-графий, иллюстраций, произведений изобра-зительного искусства

Слушание муз. произ-ведений

Домашнее чтение.

Семейные праздники, развлечения, досуги.

Участие в семейных конкурсах.

Знакомство с предме-тами русского быта, пословицами, пого-ворками, потешками, песенками, рус.нар. сказками.

Проуктивная деят-ть

Прогулки по городу.

Просмотр видеосю-жетов, фильмов.

Привлечение ребенка как партнера к сов-местной деятельности,

Накопление впечат-лений, использование родит. собственного примера.


Семья

Дать представление о том, что каждая семья имеет свой уклад жизни, который отличается в том числе и этнокультурной спецификой.

Формирование поло-возрастной идентификации.

Познакомить с тем, что у ребёнка, его семьи и места, где он живёт, есть своя история; образ жизни людей меняется с течением времени. В разные времена люди жили по-разному; сейчас люди живут не так, как жили раньше, в будущем будут жить не так, как сейчас.


Вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.

Приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры, а также явлениям других культур (в их историческом и географическом аспектах).

Формировать уважение к представителям других культур и к самим этим культурам.


Дом.

Расширять представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности.

Показывать детям правильные способы ведения домашнего хозяйства, учить пользоваться средствами и инструментами поддержания чистоты, красоты, порядка.

Дать представление о том, что образ жизни людей изменяется в зависимости от того, в каких условиях они живут( от природных условий зависит устройство дома, одежда людей, распорядок дня, то, как они путешествуют и т.д.)

Знакомить детей с тем, как строили города, как были устроены дома людей, как их обогревали и т.д.

Учить классифицировать материальные свидетельства по хронологии и их функции; владеть несложной символикой.

Знакомить с традициями и обычаями других культур (национальными костюмами, блюдами национальной кухни и т.д.)

Знакомить с национальными играми, семейными традициями, прикладным искусством, национальным эпосом).

Прививать любовь к русскому быту, фольклору, старинным обычаям и традициям.


Город.

Знакомить с историей возникновения родного города, его достопримечательностями, уделяя особое внимание памятникам культуры.

Знакомить с историей улицы, района, города; с некоторыми (по выбору) глобальными эпохами и культурами.

Знакомить детей с обычаями народов, представителями которых они являются сами.

Знакомить с традициями и обычаями, особенностями образа жизни других культур.

Познакомить с правилами поведения на улицах города, с некоторыми дорожными знаками.

Познакомить с округом, в котором живут дети (названием, происхождением, главными улицами, предприятиями, главными достопримечательностями).


Знакомить с основной символикой родного города и государства (флаг, герб, гимн), развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.


Страна.

Воспитывать у детей осознание причастности к судьбе Отечества.

Развивать национальное самосознание.

Дать элементарные сведения об истории страны и её символике.

Познакомить с природой страны, животным миром; различными традициями русского народа, с талантом русского народа, его культурой; русскими людьми, прославившими Родину и свой родной город.

Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине; уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности; способствовать овладению детьми этикой межнациональных отношений; формировать у детей представления о том, что люди на земле могут жить в мире и дружбе.

Дать представления о том, что в мире много стран, в каждой стране свои традиции, своя культура.

Познакомить с картой, глобусом, научить находить границы своей страны, других стран, находить главные города других государств.

Развивать символическую функцию мышления в процессе овладения элементами традиционной системы составления карт (условными обозначениями), умение создавать систему знаков и применять её, строить и понимать планы-карты, прокладывать и считывать маршруты, придумывать символы и знаки событий или мест (пиктограммы).

Учить детей обнаруживать взаимосвязи географического положения местности и образа жизни людей.

Учить выявлять общее и особенное в историческом развитии и культуре разных народов мира, причины этих сходств и различий.

Учить детей видеть за отдельным явлением другую историческую эпоху, прослеживать её приметы в современности.

Подвести к пониманию, что все мы – жители одной планеты Земля. Старш.

дошк.

возрастСюжетно-ролевая игра

Наблюдение

Рассматривание фото-графий, иллюстраций, произведений изобра-зительного искусства; карт, схем, планов.


Беседы о жизнедея-тельности детей в семье, общении с родственниками.

Видеопросмотры.

Исследовательская деятельность.

Конструирование (в т.ч. типовых архитек-турных сооружений различных народов с помощью макетов городских сред и ландшафтов, харак-терных для определён-ных географических широт).

Целевые прогулки, экскурсии.

Развивающие игры.

Ситуативный разговор.

Рассказ.

Создание коллекций.

Проектная деятель-ность.

Проблемные ситуации.

Хоз.-бытовой труд.

Беседы о жизнедея-тельности детей в семье, общении с родственниками.

Введение информации о народных традициях семейного воспитания, семейных обрядах.

Изучение воспита-тельных возможнос-тей семей.

Организация семей-ных праздников.

Организация выставок совместных изделий родителей и детей, фестивалей совмест-ного творчества.

Рассматривание фото-графий, иллюстраций, произведений изобра-зительного искусства; карт, схем, планов.

Видеопросмотры.

Организация исследо-вательской деятель-ности.

Организация темати-ческих выставок (фо-тографии, альбомы, видеоматериалы, предметы быта и искусства, хранящиеся в семье и др.)

Создание мини-музея семейных коллекций.

Конструирование типовых архитектур-ных сооружений различных народов с помощью макетов го-родских сред и ланд-шафтов, характерных для определённых гео-графических широт.

Развлечения и празд-ники с этнокультур-ной и государственной тематикой.

Фольклорные празд-ники, развлечения, концерты и театрали-зованные представле-ния.

Целевые прогулки, экскурсии.

Разработка маршрутов выходного дня.

Тематические циклы по истории Москвы.

Прокладывание на карте маршрутов и разыгрывание истори-ческих путешествий.

Изготовление макетов.

Знакомство с образом жизни современного москвича: его образом жизни, стилем поведе-ния, внешним обли-ком, культурой речи, проведением досуга.


Различные виды игр.

Слушание муз. произ-ведений (в т.ч. фольк-лорных)

Рисование, конструи-рование.

Изготовление некото-рых элементов наци-ональных костюмов, некоторых блюд наци-ональной кухни.

Чтение худож. произ-ведений

Знакомство с предме-тами русского быта, пословицами, пого-ворками, потешками, песенками, рус. нар. сказками, народными приметами.

Подвижные народные игры.

Знакомство с народ-ными художествен-ными промыслами.

Проектная деятель-ность.

Проблемные ситуации.


Сюжетно-ролевые, театрализованные,

развивающие игры.

Наблюдение.

Рассматривание фотографий, ил-люстраций, произ-ведений изобрази-тельного искусства; атласов, карт, схем, планов.

Экспериментиро-вание.

Исследовательская деятельность.

Конструирорование Самостоятельная художественно-творческая деятельность.


Информация о семейных традициях, обычаях, обрядах.

Собственный пример родителей

Рассматривание фотографий, семей-ных альбомов, иллюс-траций, произведений искусства, предметов декоративно-приклад-ного творчества.

Организация семей-ных праздников.

Участие в выставках совместных изделий родителей и детей, конкурсах, фестивалях совместного творчества.

Видеопросмотры.

Презентации национальных раритетов, семейных традиций.

Исследовательская деятельность.

Участие в проектной деятельности.

Составление родословной.

Организация практической деятельности детей, связанной с приготовлением пищи, устройством домашнего интерьера, шитьём и вышиванием, разведением домашних растений и т.п.

Изготовление некото-рых элементов наци-ональных костюмов, некоторых блюд наци-ональной кухни.

Участие в тематичес-ких выставках (фото-графии, альбомы, видеоматериалы, предметы быта и искусства, хранящиеся в семье).


Создание рукописных книг.

Создание коллекций.

Участие в создании мини-музея семейных коллекций.

Участие в развлече-ниях и праздниках с этнокультурной и государственной тема-тикой, фольклорных концертах и театрали-зованных представле-ниях.

Целевые прогулки, экскурсии.

Посещение выставок, музеев и др. культур-ных объектов.

Разработка маршрутов выходного дня.

Проявление реальной заботы семьи ребёнка о городе участием в акциях по поддержа-нию чистоты, благо-устройству, восста-новлению (свой дом, свой детский сад, своя улица, свой район)

Знакомство с образом жизни современного москвича: его образом жизни, стилем поведе-ния, внешним обли-ком, культурой речи, проведением досуга.

Посещение народных и гражданских празд-ников.

Различные виды игр.

Слушание муз. произ-ведений.

Рисование, конструи-рование.

Чтение худож. произ-ведений

Знакомство с предме-тами русского быта, пословицами, пого-ворками, потешками, песенками, рус. нар. сказками, народными приметами.

Толкование содержа-ния и смысла русских пословиц, в которых кратко и мудро изло-жен многовековой опыт народа.

Знакомство с народ-ными художествен-ными промыслами.


Интеграция по задачам и содержанию работы: социализация, коммуникация, безопасность, здоровье, труд, чтение художественной литературы,
художественное творчество, музыка.


Интеграция по средствам организации: чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество.