litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4

Комитет администрации по образованию города Яровое Алтайского края


Программа

«Эмоциональное развитие дошкольников

посредством музыки»






Автор : Шекера Лариса Владимировна

музыкальный руководитель


МБДОУ д/с №28


Музыкальное воспитание у детей – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Музыка замечательное воспитательное средство. Постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слышать и слушать окружающий мир, учиться выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального воспитания и образования на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и национальной отзывчивости. Поэтому художественно – эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура.

Настоящая программа разработана на основе базовой программы М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Москва, 2005г.), методического пособия М. Б. Зацепиной, Т. В. Антоновой «Народные праздники в детском саду» (Москва, 2006г.), журнала «Музыкальный руководитель» (Москва 2004-2009г.) и предлагает вариативное использование народного фольклора на музыкальных занятиях, кружковой работе (с детьми подготовительной группы), праздниках и развлечениях с детьми всех возрастных групп ДОУ.


Занятия проводятся 2 раза в неделю:

1-ая младшая группа (во второй половине дня) 10-12 минут


2-ая младшая группа (одно занятие в первой половине дня, другое во второй) – 15 минут

Средняя группа (в первой половине дня) – 20 минут

Старшая группа (в первой половине дня) – 25 минут

Подготовительная группа (в первой половине дня) – 30 минут


Занятия кружка «Родничок» (один раз в неделю) – 30 минут


Праздники и развлечения проводятся один раз в месяц


1-ая младшая группа – 20 минут

2-ая младшая группа – 25-30 минут

Средняя группа – 30-35 минут

Старшая и подготовительная группы – 45-50 минут


Диагностика музыкального развития проводится 2 раза в год (сентябрь, май)


Национально – региональный компонент


Программа обеспечивает привитие ребенку гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, дому, родному краю, городу, своей Родине, осознанию того, что он часть своего народа.

Эти задачи реализуются на занятиях, кружковой работе, праздниках, развлечениях.


Компонент ДОУ


Коллектив ДОУ решает следующие задачи


  • Осуществляет целостный подход к укреплению здоровья детей, обеспечивает их психическое благополучие, формирует у дошкольников ответственность за свое здоровье.

        • Устанавливает отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).

  • Обеспечивает разностороннее полноценное развитие каждого ребенка на основе диагностики его психических и индивидуальных особенностей.


Способы реализации компонентов ДОУ

  • Создание психологического комфорта на музыкальных занятиях, кружковой работе, праздниках и развлечениях: постоянная смена видов музыкальной деятельности, введение на занятиях физкультминуток, бережное отношение к детскому голосу.


  • Организация музыкально – педагогического просвещения родителей (анкетирование, консультирование)

  • Предоставление каждому ребенку возможности посильного участия в процессе музыкальной деятельности.


Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

    1. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова.

    2. «Ознакомление с окружающим». Выявление особенностей сезонных природных явлений, их взаимосвязь с трудовой, обрядовой деятельностью человека.

    3. «Изодеятельность». Использование произведений живописи по сезонам, использование на праздниках, развлечениях, кружковой работе предметов и игрушек с народными росписями.

    4. «Конструирование». Использование на музыкальных занятиях, кружковой работе музыкальных инструментов – самоделок из бросового материала.

Основная цель программы

Создание благоприятных условий для полноценного воспитания, образования, общения и развития ребенка в дошкольном детстве, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование разнообразных способностей, подготовка ребенка к жизни в школе и современном обществе.


I младшая группа


Цель:
Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание: Учить детей внимательно слушать спокойные песни, музыкальные пьесы различного характера, понимать о чём (о ком) поётся. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание)

Пение: Развивать умение подпевать повторяющиеся в песне музыкальные фразы (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально – ритмические движения: Учить детей двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки, начинать движение с началом музыки и завершать с её окончанием. Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук).



Примерный музыкальный репертуар:

I квартал



Слушание:
«Ладушки – ладошки» музыка М. Иорданского, слова Е. Каргановой;

«Баю – баю» музыка М. Красева, слова М. Чарной;

«Ах вы, сени» р. н. м. обр. В. Агафонникова;

«Зайка» р. н м. обр. Ан. Александрова.

Пение: «Птичка» музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой;

«Дождик» р. н. м. обр. В. Фере;

«Кошечка» музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой;

«Ладушки» р. н. м.;

«Цыплята» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

Музыкально – ритмические движения:

«Марш и бег» музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Френкель;

«Тихо - громче» музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Островского;

«Марш» музыка Е. Тиличеевой, слова А. Шибицкого;

«Прятки» р. н. м. обр. Р. Рустамова;

«Пальчики - ручки» р. н. м.


Компонент ДОУ:

Консультации для родителей:

«Колыбельная в жизни ребенка»

«Фольклор для самых маленьких»

Праздники и развлечения:

Настольные театры: «Репка», «Теремок»

Кукольный театр «Под зонтиком»


II квартал

Слушание: «Зима» музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель;

«Лошадка» музыка М. Раухвергера, слова А. Барто;

«Машина» Л. Вахрушевой;

«Птица и птенчики» музыка Е. Тиличеевой;

«Наша погремушка» музыка И. Арсеева, слова И. Черницкой.

Пение: «Спи, мой мишка» музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Островского;

«Сорока – сорока» р. н. м.;

«Бобка» музыка Р. Рустамова, слова А. Метлиной;

«Пирожок» музыка Е. Тиличеевой, слова Е. Шмаковой.

Музыкально – ритмические движения:

«Где же наши ручки?» музыка Т. Ломовой, слова И Плакиды;


«Вот как мы умеем» музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Френкель;

«Зайчики и лисичка» музыка Г. Финаровского, слова В. Антоновой;

«Пляска с погремушкой» музыка И. Арсеева, слова И. Черницкой.


Компонент ДОУ:

Консультации для родителей:

«Сколько «елок» может посетить ребенок?»

Праздники и развлечения:

«Новогодний телефон» - утренник

«Мы веселые зайчата» - развлечение


III квартал


Слушание: «Солнышко» музыка Т. Потапенко, слова Н.Найденовой;

«Маму поздравляют малыши» музыка Т. Потапенко, слова

Л. Мироновой;

«Жук» музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель;

Пение: «Кошка» музыка Ан. Александрова, слова Н. Френкель;

«Кто нас крепко любит» музыка и слова И. Арсеева;

«Собачка» музыка М. Раухвергера, слова Н. Комиссаровой;

«Кукла заболела» музыка Г. Левкодимова, слова Г. Миловидовой.

Музыкально – ритмические движения:

«Пружинка» р. н. м. обр. В. Агофонникова;

«Приседай» эст. н. м. обр. А. Роомера;

«Певучая пляска» р. н. м. обр. Е. Теличеевой;

«Гопачок» укр. н. м. обр. М. Раухвергера;

«Полянка» » р. н. м. обр. Г. Фрида;

«Поиграем с ленточкой» р. н. м. обр. Е. Теличеевой;

«Мы флажки свои поднимем» музыка Т. Вилькорейской, слова О. Высотской


Компонент ДОУ:

Консультации для родителей:

«Пальчики играют» (значение пальчиковых игр)

Праздники и развлечения:

«В гости к матрешке» - развлечение

«В гости к березке» - развлечение


К концу года дети умеют:


  • Узнавать знакомые мелодии и эмоционально откликаться на них
  • Вместе с педагогом подпевать в песне музыкальные фразы


  • Двигаться в соответствии с характером музыки. Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кистями рук.



II младшая группа


Цель: Воспитывать у детей отзывчивость на музыку разного характера (плясовую, колыбельную, марш), желание слушать её. Учить детей петь, формировать навык совместного пения. Развивать согласованность движений с музыкой.


Слушание: Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, рассказывать, о чем поётся в песне; понимать характер музыки (весёлая, бодрая, спокойная), узнавать двухчастную форму пьесы; различать звуки по высоте в пределах октавы - септимы; замечать изменение в звучании (тихо. громко); различать звучание музыкальных игрушек, детских инструментов (барабан, погремушка, бубен, металлофон).


Пение: Учить детей петь с музыкальным сопровождением бодро, весело, напевно, протяжно и ласково, без напряжения, в диапазоне ре – (ми) – ля (си). Учить петь в одном темпе, не отставая, не опережая друг друга, внятно произносить слова.


Музыкально – ритмические движения: Учить детей менять движения соответственно двухчастной форме музыки и силе звучания (громко – тихо); выполнять образные движения («идет медведь», «крадется кошка» и т. д.); реагировать на начало звучания музыки и её окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движения). Учить маршировать (вместе со всеми и индивидуально), двигаться в соответствии со спокойным и бодрым характером музыки в умеренном и быстром темпе. Учить выполнять танцевальные движения: прямой галоп, кружиться в парах, притопывать попеременно ногами и одной ногой, выполнять движения с предметами (платочки, флажки, ленточки и т.д.)

Игра на детских музыкальных инструментах: Знакомить детей с некоторыми музыкальными инструментами: барабаном, погремушкой, бубном, металлофоном и их звучанием. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных инструментах.



Примерный музыкальный репертуар

I квартал


Слушание: «Как у наших у ворот» р. н. м. обр. Т. Ломовой;

«Осенняя песенка» музыка Ан. Александрова, слова Н. Френкель;

«Моя лошадка» музыка А. Гречанинова;

«Есть у солнышка друзья» музыка Е. Тиличеевой; слова Е. Коргановой;

«Дождик» музыка Г. Лобачева;

«Колыбельная» Б. Флиса;

«Лошадка» Н. Потоловского.

Пение: «Ладушки» р. н. м. обр. Г. Фрида;

«Дождик» р. н. м. обр. Т. Попатенко;

«Петушок» р. н. м. обр. М. Красева;

«Машина» музыка Л. Вахрушевой;

«Громко петушок поёт» музыка и слова Л. Семёновой;

«Как у нашей елки» музыка Н. Лукониной;

«Простая песенка» музыка и слова С. Шаламоновой;

«Буль - буль» музыка Т. Попатенко , слова О. Высоцкой.

Музыкально – ритмические движения:


Упражнения: «Марш» музыка Э. Парлова;

«Бег», «Марш» музыка Е. Теличеевой;

«Кто хочет бегать» лит. нар. мел. обр. Л. Вишкаревой;

«Скачут лошадки»;

«В лесочке мы гуляем» музыка и слова И. Меньших;

«Топ, топ, топоток» музыка В. Жубинской, слова И Михайловой.


Танцы: «Пальчики - ручки» р.н.м. обр.М. Раухвергера;

«Хей, хей, привет тебе»;

«Подружились» музыка Т. Вилькорейской;

«Полька (бежим к ёлке)» Б. Сметаны.


Игры, игры с пением:

«Солнышко и дождик» музыка М. Раухвергера, слова А. Барто;;

«Ходит Ваня» р.н.п. обр. Н. Метлова

«Петушок и курочки» р.н.м. обр. Г. Фрида;

«Танец утят»


Подыгрывание на детских ударных инструментах:

Народные мелодии


Компонент ДОУ:

Консультации для воспитателей:


«Использование фольклора в режимных моментах д/сада»

Праздники и развлечения:

«В гостях у курочки – Рябушечки» - осеннее развлечение

«Под зонтиком» - кукольный театр

«У зайчишки именины» - развлечение


Изготовление шумовых коробочек с родителями.


II квартал


Слушание: «Заинька»музыка М. Красева, слова Л. Некрасовой

«Колыбельная» С. Разоренова

«Самолет» музыка М. Раухвергера

Пение: «Зима» музыка В. Карасёвой, слова Н. Френкель;

«Здравствуй дед Мороз!» музыка В. Семенова;

«Мы солдаты» музыка Ю. Слонова, слова В. Малкова;

«Молодой солдат» музыка В. Карасёвой, слова Н. Френкеля;

«Песенка о маме» музыка О. Перовой .


Музыкально – ритмические движения:


Упражнения: «Марш и бег» музыка Ан. Александрова;

«Погуляем» музыка и слова И. Макшанцевой;

«Прыжки» музыка К. Черни («Этюд»);

«Кошечка» музыка Т. Ломовой.


Танцы: «Сапожки» музыка р. н. м. обр. Т. Ломовой;

«Танец с воздушными шарами» музыка М. Раухвергера;

«Танец с куклами» укр. н. мел., обр. Н. Лысенко;

«Танец насекомых» («Земелюшка - чернозем»).


Игры, игры с пением:

«Дед Морозь. Заморозь!» р.н. м;.

«Летчики на аэродроме» Нечаева;

«Веснянка» укр. н. м. обр. Люзинского.



Подыгрывание на детских ударных инструментах:

Народные мелодии


III квартал


Слушание: «Зима прошла» музыка Н. Метлова, слова М. Клоковой;

«Котик заболел», «Котик выздоровел» музыка А. Гречанинова;

«Воробушки» М. Красева;

«Есть у солнышка друзья» музыка Е. Тиличеевой; слова Е. Коргановой;


«Камаринская» р. н. м.


следующая страница >>