litceysel.ru
добавить свой файл
1


ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ


«Юные туристы и краеведы»

 

Девиз: ”Нас, девчат и парней,

Нет на свете дружней,

Не страшны нам овраги и броды.

Солнце - наш проводник,

Песня наша - родник

И роднят нас, туристов, походы”.


Направление: краеведческое, туристическое,  социальное и экологическое.

Вид деятельности: туристско - краеведческая

Возраст школьников: 5 - 8 классы

Разработчики:
Сорокина Вера Ивановна,
Кудрявцева Елена Викторовна,
Сухорукова Надежда Александровна,
Аитова Альбина Ильматовна,
Внукова Ольга Александровна,
Шалина Ульяна Геннадиевна,
Ульева Елизавета Борисовна,
Козлова Светлана Георгиевна


2. Пояснительная записка.

Важнейшей стратегической задачей современной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения.

Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие.

Краеведение обеспечивает познавательную деятельность и интеллектуальное развитие учащихся, а туризм – технико-тактическую подготовку, безопасность и комфорт в полевых условиях. В учебно-воспитательном процессе туризм и краеведение выступают как единое целое – туристско-краеведческая деятельность.

Предлагаемая в этой программе примерная тематика предусматривает ознакомление учащихся со своим краем, обучение воспитанников основам туризма, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых юным путешественникам.


               Основная цель программы: удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуально-личностных, социокультурных, духовных образовательных потребностей и запросов детей средствами туризма, формирования профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности, выбора подростками и молодежью сферы применения своих сил.

                Основные задачи программы:


  • укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию воспитанников;

  • обучение жизненно важным двигательным действиям;

  • формирование умений, необходимых для выживания в экстремальных ситуациях;

  • воспитание привычки к систематическим занятиям туризмом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений;

  • расширение у воспитанников представлений об историческом, экономическом и культурном развитии родного края;

  • развитие эстетического восприятия окружающей среды, экологическое воспитание учащихся;

  • воспитание у юных туристов добросовестного отношения к труду и общественной собственности, чувства долга, товарищества и взаимовыручки;

  • воспитание у юных туристов волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания;

  • получение и развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности.;

  • подготовка общественного актива организаторов туризма для школ и детских полевых туристских лагерей.

Отличительные особенности программы:

Программа развивающая, носит вариативный характер, построена по принципу систематичности и последовательности, посредством которого у ребенка отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий и нацелена на приобретение школьниками основных знаний о своем крае, основах туризма, ведении краеведческих наблюдений и исследований через практическое освоение материала средствами разнообразных форм работы. Вовлечение детей в туристско-краеведческую деятельность по изучению родного края и природы, истории, культуры целенаправленно обеспечивает формирование отношения к природе, социальным факторам жизни, приобретение навыков самостоятельной деятельности.





3. Учебно - тематический план.





Название раздела

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий




Туристско - краеведческая деятельность

204

18

186

1

Вводное занятие

2

2




2

Краеведение

30

8

22

3

Изучение правил техники безопасности и этических норм туриста

2

2




4

Элементарные туристские навыки

12




12

5

Карты и  ориентирование на местности

26

6

20

6

Техника пешеходного туризма

30




30

7

Походы, экспедиции, слёты

84




84

7.1

Походы выходного дня

20




20

7.2

Спортивные походы

20




20

7.3

Слёты

12




12

7.4

Экспедиции

12




12

8

Природоохранные акции

18

2

16




4. Содержание программы

Материал по краеведению, собранный во время занятий, экскурсий и походов по родному краю, может быть использован в рамках других учебных дисциплин, таких как русский язык, литература, история, география, математика. Он неразрывно связан с уроками изобразительного искусства и художественного труда, музыки, физической культуры, что способствует общекультурному развитию  школьника.

    Программа предусматривает также постепенный рост туристского мастерства школьников. Юные туристы совершают учебные и тренировочные походы по родному краю, приобретают необходимые навыки.

Основными задачами туристской деятельности по программе являются:


  1. Дать первое представление о туристских прогулках и походах как о форме реализации стремления человека к познанию мира, общению с природой.

  2. Ознакомить учащихся с соблюдением правил техники безопасности во время занятий, подготовки туристского снаряжения в соответствии с требованиями безопасности. Воспитать бережное отношение к групповому и личному снаряжению, чувство ответственности к своим обязанностям в группе.

  3. Ознакомить учащихся с особенностями пешего движения на туристском маршруте под рюкзаком по пересеченной местности. Освоить принципы правильной укладки рюкзака. Познакомить учащихся с техникой передвижения при преодолении естественных препятствий.

  4. Дать учащимся основные понятия о технике ориентирования на местности с помощью карты и компаса, о приёмах ориентирования при движении в заданном направлении и способах определения расстояний.

  5. Ознакомить учащихся с личной и общественной гигиеной туриста, основами оказания первой медицинской помощи и транспортировки пострадавшего.


                Туристско-краеведческая деятельность (204 часа).


1. Вводное занятие (2 часа). Цели и значения занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Правила общения с местными жителями. Неписанные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и "за столом", отношение к памятникам истории и культуры, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе.

2. Краеведение (30 часов). Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5-8 классов, конференции. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Уголок родной земли».

3. Изучение правил техники безопасности и этических норм туриста (2 часа). Техника безопасности: правила поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнем; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила гигиены туриста.

4. Элементарные туристские навыки (12 часов). Укладка рюкзака. Установка палатки. Разбивка бивуака. Разведение костра. Приготовление пищи. Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок.

5. Карты и  ориентирование на местности (26 часов). Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение спортивных и топографических карт. Обращение с компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Азимутальный ход. Топографическая съемка местности. Спортивное ориентирование: обучение, тренировки, соревнования.


6. Техника пешеходного туризма (30 часов). Спортивное туристское снаряжение и его назначение. Страховки. Переправы через препятствия: траверс склона, спортивный спуск, горизонтальный и вертикальный маятник, параллели, навесная переправа. Туристские узлы. Тренировочные занятия по технике пешеходного туризма в спортивном зале и на свежем воздухе. Участие в городских соревнованиях по технике пешеходного туризма.

7. Походы, экспедиции, слеты (84 часа). Тренировочные походы выходного дня: подготовка, проведение, анализ. Сезонные экологические экспедиции в лес для изучения местной флоры и фауны: подготовка, проведение, анализ. Экологические рейды на берег реки и очистка побережья от бытового мусора: подготовка, проведение, анализ. Подготовка и проведение многодневного похода по местам боев советской армии в ВОВ: изучение исторических событий на местности, встречи с местными старожилами, посещение школьных и сельских музеев боевой славы, благоустройство братских могил. Подведение итогов похода, подготовка фотоотчета, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с итогами похода учащихся школы. Подготовка и участие в городском туристском слете школьников. Анализ участия в слете.

8. Природоохранные акции (18 часов). Анкетный опрос школьников, родителей и жителей микрорайона об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем. «Что мы можем сделать?» – проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание отрядов. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке, лесу и т.п. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ проведенного дела. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведенной акции учащимся, выступление на конференции, публикация статей в местной газете.

5. Методическое обеспечение программы


   Перед началом работы по данному направлению необходимо провести родительское собрание, познакомить родителей с программой, планами занятий и походов, условиями их проведения, необходимом личном  снаряжении юных туристов-краеведов и т. д.

       В начале каждого полугодия учебного года, а также перед походами и экскурсиями, руководитель обязан провести с воспитанниками инструктаж по мерам безопасности при проведении занятий, массовых мероприятий, походов, соревнований, на дороге и в транспорте. Кроме того, он изучает медицинские карточки воспитанников в школе, чтобы не допустить перегрузки или нежелательных последствий для здоровья воспитанников.

  Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Педагог должен воспитывать в учащихся умение самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила  проводимых мероприятий. Для достижения поставленных целей и задач необходимо правильно спланировать учебный материал с учётом обязательных общешкольных мероприятий, мероприятий в дни школьных каникул (походы, экскурсии и т. д.).         Вся работа по реализации программы предусматривает применение разнообразных методических приёмов и форм организации внеурочной деятельности.

1. Теоретические занятия.

Учебное занятие может проходить по-разному, в зависимости от возраста, содержания обучения, объема учебного времени, характера деятельности. Наиболее распространенные формы работы это беседы, лекции, конференции, работа с источниками литературы, экскурсии в музей, посещение предприятий, встречи с интересными людьми. Освоение краеведческих знаний идет  по программе на уроках биологии, географии, истории. Это помогает и во внеклассной деятельности, но вместе с тем требует новых, нетрадиционных форм обучения, которые вызывают интерес, развивают любознательность. Это игры, конкурсы, соревнования, занятия в местном краеведческом музее, ярмарки знаний, аукционы, КВН и другие виды работы. Рекомендуется теоретический материал изучать блочно, что позволяет сэкономить время и показать целостную картину мира.   


     2. Практические занятия.

Это обучение работы с приборами, туристским снаряжением, картами. Это объяснение, демонстрация, тренировка. Практические занятия лучше проводить на природе. После похода на занятии обсуждаются его итоги, а затем одни юные туристы обрабатывают дневник, другие делают фотомонтаж, некоторые участники занимаются выпуском информационного листка, обработкой записей бесед с интересными людьми и т. д. Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки воспитанников.

     3. Исследовательская и поисковая работа.

Большое место во внеурочной деятельности должна занимать исследовательская и поисковая деятельность. Учащиеся ведут различного рода наблюдения, обучаются комплексному изучению исследуемого района, приобретают навыки археологического поиска,  работы в архивах, в музеях, сбора материала в беседах с местным населением. Учащиеся делятся на небольшие группы по интересам. Каждая группа выбирает тему краеведческого исследования, над которой она работает. Во время исследовательской работы ведется полевой дневник. Весь собранный материал необходимо регистрировать в журнале, где фиксируется порядковый номер, название, краткое описание внешнего вида, кем найдено, кем передано, время обнаружения, дата постановки на учет, дополнительные сведения (исторические, геологические характеристики). Учет и хранение найденных предметов и материалов – это важная часть краеведческой работы. Для правильной научной характеристики исследуемого объекта необходима консультация со специалистами, учеными, работниками музея, преподавателями.  

     4. Оформление результатов краеведческой работы.

Целью исследовательской работы является открытие новых сведений по краеведению и оформление их. Чаще всего это бывает написание творческого отчёта, исследовательской работы, родословных, реферата и т.д.. Требования к работе: новизна исследования, краеведческий характер, самостоятельный поиск, соответствие научным данным, грамотность изложения, обоснованность выбора темы, актуальность, практическая значимость. Работа должна иметь вступление, основную часть, приложения, информационное обеспечение. Краеведческую работу можно оформить в виде экспозиции в музее, на планшете, в альбоме, сделать выставку, собранных материалов.


     5. Походы, экспедиции, соревнования.

Это наиболее сложный вид работы, который требует тщательной подготовки. Здесь на первое место должны быть поставлены вопросы по безопасности при проведении экскурсий, походов и соревнований. Изучается район путешествия, прокладывается маршрут, намечаются объекты краеведческого исследования, распределяются обязанности среди участников, готовится необходимое снаряжение. Распределение обязанностей в каждом походе следует вести так, чтобы к исполнению их привлекались каждый раз разные члены объединения.

     6. Общественно-полезная краеведческая работа.

Посадка зеленых насаждений, уборка территорий от мусора, изготовление скворечников, кормушек, охрана памятников природы, истории и культуры, работа в краеведческом музее, просветительская деятельность и другие виды работы.

     Вся работа строится на основе педагогики сотрудничества. Это позволяет развивать инициативу, творческий поиск. Формируются небольшие группы по направлениям изучаемых тем, поисковой работы, для участия в различных конкурсах и соревнованиях.  Ребята сами определяют свое поле деятельности, выбирают специализацию,  ведут самостоятельно с консультацией руководителя краеведческий поиск или изучение теоретического материала. Не надо стремиться, чтобы все учащиеся занимались всем. Занятия должны быть построены на основе принципов:  занимательности, интереса, романтики.  Игра, состязание, поиск, неизвестное, тайна – это основы работы. В игре ребята познают мир, получают новые знания, приобретают навыки, воспитывают лучшие качества характера. Интерес рождает творческий подход к проблеме.


Методические разработки для занятий:

1) Озеров А.Г. Методические рекомендации по организации исследовательской обучающихся “Подготовка исследовательских работ учащихся по краеведению” (работа, приложение, презентация) http://www.turcentrrf.ru/stran/metod_razrab.htm

2) Смирнова Л.Л. Дидактические материалы (электронное пособие) “Готовимся к турслету” http://www.turcentrrf.ru/stran/metod_razrab.htm
3) Егорова Л.А. “Юные активисты школьных музеев” (учебные деловые игры) http://www.turcentrrf.ru/stran/metod_razrab.htm
4) Табунникова Н.М. Сборник методических материалов “Тула - земля моя” (конкурсы, викторины, игры) http://www.turcentrrf.ru/stran/metod_razrab.htm
5) “Костры, их типы. Правила разведения костров” (ЭОР)
6) Ориентировнаие на местности (способы ориентирования по положению солнца, по звездам, по снежному покрову, по расположению растений и др.) http://revolution.allbest.ru/sport/00153421_0.html
7) Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании” http://tourlib.net/books_tourism/aleshyn.htm
8) Статья “Как правильно пользоваться компасом при спортивном ориентировании” http://www.karabin.su/kak-polzovatsya-kompasom/
9) Презентация “Ориентирование на местности” http://present.griban.ru/file/21-orientirovanie-na-mestnosti.html

10) Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я. и др. “Основы техники пешеходного и горного туризма” http://tourlib.net/books_tourism/ganopolsky07.htm

11) Методическая разработка туристического слета http://geoo.ucoz.kz/load/metodicheskaja_razrabotka_turisticheskogo_sleta/21-1-0-383
12) Туригротека (практические рекомендации для организации викторин, игр, КВН, разнообразные игровые программы, спортивно-туристические конкурсы) http://bank.59209.edusite.ru/p50aa1.html
13) Основы туризма http://bank.59209.edusite.ru/p50aa1.html
14) Правила безопасности поведения на воде - ЭОР
15) Детская мультимедийная энциклопедия “Опасности в природе” - http://www.spas-extreme.ru/el.php?SID=146
16) ИНСТРУКЦИЯ по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися. http://belvirtclub.narod.ru/det_tur/instr_01.htm
17) ИНСТРУКЦИЯ по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий.  http://my-edu.ru/cat/vneklassnaja-rabota/instruktsiya-po-organizacii-i-provedeniju-turistskih-pohodov-jekspedicij-i-j

18) Организация исследовательской деятельности во внеурочное время   http://www.tiuu.ru/content/pages/46.htm

19) Презентации по краеведению - http://prezentacia.ucoz.ru/load/kraevedenie/27-1-2
20) «МЁРТВЫЕ ГОРОДА» - http://goroda-prizraki.narod.ru/goroda.html
21) Видео Россия – http://gorodarossii.blogspot.com/


6. Предполагаемые результаты

реализации программы.

Воспитательные результаты внеурочной туристско-краеведческой деятельности школьников распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни;

о правилах поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в горах;

о правилах передвижения по дорогам;

о правилах обращения с огнем;

о правилах обращения с опасными инструментами;

о правилах общения с незнакомыми людьми;

об основных нормах гигиены;

о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;

о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры;

о рисках и угрозах нарушения этих норм;

о действенных способах защиты природы;

об истории и культуре родного края;

о гендерных нормах поведения мальчиков и девочек;

об основах организации коллективной творческой деятельности.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):


развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.   

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия)

   приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;

      опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтерской (добровольческой) деятельности.


Подведение итогов реализации Программы

Анализ результативности Программы планируется осуществлять через проведение:

-         туристических слетов и туристско-спортивных мероприятий для демонстрации учащимися полученных знаний и приобретенных умений;

-         краеведческих конкурсов, викторин;

-         конкурсов творческих работ;

-         виртуальных экскурсий, презентаций проектов и исследовательских работ, созданных учащимися на основе собранного краеведческого материала;

-         диагностики удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в общешкольном сообществе; уровня сплоченности классного и общешкольного коллективов.


Формы  и режим занятий.


оздоровительно-познавательной деятельности:

- физические упражнения, подвижные игры;

- мини-соревнования; состязания в помещении и на природе;  

- конкурсы и другие массовые мероприятия;

туристско-краеведческой деятельности:

- ориентирование, техника пешеходного туризма, соревнования, турслёт;

- описание маршрутов, походы, экскурсии, экспедиции;

- беседы, лекции  туристские и оздоровительные прогулки;

- конкурсы: знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток улицы, знаток достопримечательностей и т.д.;


- организация экскурсий, походов, эколого-краеведческих экспеди­ций;

- изучение и описание природных объектов родного края с целью их рационального использования и сохранения;

- выявление случаев негативного воздействия человека на окружаю­щую среду, участие в их ликвидации;

- изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по истории края;

- участие в различных научно-практических мероприятиях (конфе­ренциях, конкурсах, семинарах и т.д.);

- тренировки и практические занятия на местности по топографии, спортивному ориентированию и пешеходному туристскому многоборью;


исследовательской деятельности:

- коллективное чтение, просмотр фильмов о природе и путешественниках,  видеосюжетов;
- изготовление  поделок из природных материалов,  творческие работы и отчеты, фотогазеты;
- проведение вечеров, состязаний и КВНов, совместный анализ деятельности.


Рекомендуемый перечень

учебного оборудования, туристского снаряжения и инвентаря




п/п

Наименование

Коли- чество

2.

Репшнуры (длина 2–3 м, диаметр 6–8 мм)

компл.

3.

Система страховочная, карабин туристский  

компл.

4.

Компас жидкостный для ориентирования

компл.

6.


Условные знаки спортивных,

топографических   карт

компл.

7.

Учебные плакаты «Туристские узлы»

компл.

9.

Аптечка медицинская в упаковке

компл.

10.

Ремонтный набор в упаковке

компл.

11.

Веревка основная (60 м, 40 м, 30м)

2-2-1

12.

Топор в чехле, лопата саперная в чехле

2-2

13.

Тент хозяйственный, клеенка кухонная

2-2

14.

Рукавицы костровые (брезентовые)

компл.

15.

Таганок и тросик костровой

2-2

16.

Моющие средства

1

17.

Фотоаппарат, видеокамера

1

18.

Транспортир, карандаши цветные, чертежные

компл.


Рекомендуемый перечень


личного туристского снаряжения обучающегося

1. Рюкзак для туристских прогулок.

2. Спальный мешок.

3. Туристские ботинки или обувь на твердой подошве.

4. Обувь спортивная (типа шиповки).

5. Сапоги резиновые.

6. Фляжка или емкость для питьевой воды (1–1,5 л).

7. Головной убор.

8. Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм).

9. Спортивный тренировочный костюм.

10. Свитер шерстяной.

11. Брюки ветрозащитные.

12. Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож складной).

13. Блокнот и ручка.

14. Мазь от кровососущих насекомых.

15. Коврик туристский.

16. Перчатки рабочие.

17. Носки шерстяные.

18. Сидушка походная.


7. Список литературы

                                                                                                                                          

1.   Дрогов И.А. Концептуальные подходы к разработке программ (стратегии) развития детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации / И.А. Дрогов, С.А. Гониянц // Пути развития и совершенствования детско-юношеского, молодежного и спортивно-оздоровительного туризма: Сб. науч. статей и материалов Всерос науч.-практич. конф., г. Москва, 04-05 декабря 2010 г. / Учрежд. РАО Ин-т семьи и воспитания; Рос. гос. ун-т физ. культ., спорта и туризма; МосгорСЮТур; Союз краеведов России – М.: МАТГР, 2010. – С. 3-8.
2.    Буданова О. В. Педагогическая практика в системе формирования профессиональной компетентности [Текст]  / О. В. Буданова. // Среднее профессиональное образование – 2007. - № 4. - C. 56-58.
3.    Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. М.: Шк. книга, 2001. - 220 с.

4.    Константинов Ю. С. Анализ развития Российской системы детско-юношеского туризма [Текст] / Ю.С. Константинов // Доп. образование. - 2001. - N 6. - С. 39-43.

5.    Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся [Текст] : метод. рекомендации / А.А. Остапец ; Рос. междунар. акад. туризма. - М. : РМАТ, 2001. - 87 с.
6.    Слесарева Л.П. Организационно-педагогические условия развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей [Текст] : (на примере Москвы) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. П. Слесарева . - Йошкар-Ола, 2006. - 24 с.
7.    Смирнов Д.В. Педагогические компетентность и компетенции педагога дополнительного обр