litceysel.ru 1 2 ... 28 29

ПРОГРАММА


ВОСПИТАНИЯ

И ОБУЧЕНИЯ

В ДЕТСКОМ

САДУ

Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Допущено

Министерством

образования и науки

Российской Федерации

Издание 3-е, исправленное и дополненное

Москва

мозаика-Синтез

2005

Авторы-составители

А. В. Антонова, доктор педагогических наук; И. А. Лрапова-Пискарева; //. Е. Веракса, доктор психологических наук; В, В. Гербова, кандидат педаго­гических наук; О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; М.Б. Зацепина, кандидат педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; В.Я7Лысова\, кандидат педагогических наук; Г.М. Лямина, кандидат педа­гогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; С. Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.

Рецензенты

К. Ю. Белая, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педа­гогики и методики дошкольного образования МИОО; Г. П. Новикова, веду­щий научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО, доктор педагогических и психологических наук, профессор; О. А. Ми­ронова, заведующая государственным образовательным учреждением дет­ского сада № 552 СЗОУДО г. Москвы; Н. Ф. Губанова, ассистент Коломен­ского государственного педагогического института; Ю. С. Мухина, старший преподаватель ИПК и ПРНО Московской области.

Авторский коллектив благодарит за помощь в подборе произведений художественной литературы Я. П. Ильчук, главного библиотекаря Россий­ской государственной детской библиотеки.

Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Ва­сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мо­заика-Синтез, 2005. - 208 с.


Данная программа является доработанным и обновленным вариантом россий­ской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Ва­сильевой (М.: Просвещение, 1985).

Цель программы — всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

ISBN 5-86775-272-0 © М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова и др., 2005

© «Мозаика-Синтез», 2005

пояснительная записка

Настоящее издание является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985, отв. ред. М. А. Васильева), подготовленным с учетом новейших до­стижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.

Содержание первого издания «Программы воспитания и обучения в детском саду» формировалось в течение нескольких десятилетий. Оно все­сторонне апробировалось воспитателями, методистами и учеными, что поз­волило достаточно четко и емко изложить передовые идеи дошкольного об­разования прошлых лет в государственном программном документе, сыгравшем важную роль в развитии прогрессивной системы дошкольного образования в России.

Однако с момента первой публикации программы прошли десятилетия. Время внесло значительные коррективы в развитие отечественного дошколь­ного образования. Новые социально-экономические условия функционирова­ния дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрения бо­лее прогрессивных форм участия государства и семьи в воспитании детей, по­вышения ответственности педагогических коллективов дошкольных учрежде­ний за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образо­вания потребовалась и существенная доработка содержания прежней «Программы воспитания и обучения в детском саду». Не секрет, что число дошкольных образовательных учреждений, продолжающих работать по этой программе, достаточно велико. Дошкольные работники, вынужденные считаться с реалиями нового времени, самостоятельно вносят в устоявший­ся документ задачи и содержание из других программ, созданных на иных концептуальных основах.


У педагогов возникают трудности в организации образовательного про­цесса; материалы одних разделов программы углубленно изучаются в ущерб другим; наблюдаются избыточное содержание дошкольного образо­вания и информационная перегрузка детей.

3

В этих условиях коллектив ученых под руководством доктора педагоги­ческих наук, профессора Т. С. Комаровой осуществил доработку «Програм­мы воспитания и обучения в детском саду», дополнив ее новым научно обоснованным и проверенным опытом содержанием и сохранив при этом конкретность и ясность изложения.

С позиций творческой педагогики учеными пересмотрен ряд принци­пов, лежащих в основе традиционной программы (обязательность усвоения знаний, проведения фронтальных занятий и др.), скорректированы отдель­ные ее положения с учетом ориентиров и требований к обновлению содер­жания дошкольного образования в России*.

В соответствии с современной научной «Концепцией дошкольного вос­питания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании само­ценности дошкольного периода детства в новом варианте программы на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечива­ющая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

С позиций гуманно-личностного отношения к ребенку в программе за­фиксирован отказ от формирования политико-идеологических установок и соответствующих представлений, игнорирующих духовные и общечелове­ческие ценности, упразднены жесткая регламентация знаний детей и пред­метный центризм в обучении.

Наряду с этим авторы-составители постарались бережно сохранить в новом издании лучшие традиции отечественного дошкольного образова­ния, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов дет­ской творческой деятельности.

Доработанный документ сохранил свое первоначальное название. Такой подход предполагает, что в условиях современных преобразований воспи­тание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуля-торных). При этом составители программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Они также имели в виду, что воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рам­ках данного варианта программы выступает как важнейший результат ус­пешности воспитания и обучения детей.


С учетом обозначенных подходов новое издание представляет собой со­временную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ре­бенка от рождения до 7 лет.

* См.: Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Методические рекомендации.— М., 1991. (Одобрены Министерством образования Российской Федерации.)

4

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в об­разовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционально­го воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приоб­щения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).

Издание существенно дополнено и переработано; традиционное содер­жание программы трансформировано и обогащено необходимой развиваю­щей средой.

Главный критерий отбора программного материала — его воспитатель­ная ценность, высокий художественный уровень используемых произведе­ний культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), воз­можность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Настоящее издание сохраняет преемственность с первоначальным вари­антом программы в обеспечении традиционных сторон дошкольного вос­питания: физического, умственного, нравственного, эстетического, трудо­вого. Наряду с этим новый вариант программы представляет более широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка.

Ведущие цели обновленной программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и фи­зических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особен­ностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.


Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельно­сти: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

В программе раскрыты закономерности и особенности развития малы­шей от рождения до 2 лет. В силу возрастной специфики программы для первой и второй групп раннего возраста структурно иные, чем программы для дошкольных групп.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:


  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном все­стороннем развитии каждого ребенка;

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отноше­ния ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, доб­рыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятель­ности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельнос­ти; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

  • креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяю­щая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

5


L



  • координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

  • соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной шко­лы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании об­разования ребенка дошкольного возраста.

Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном уч­реждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культу­ры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ре­бенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образова­тельных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счаст­ливым детство каждого ребенка.


Физическое воспитание

В программе выделены оздоровительные, воспитательные и образова­тельные задачи физического воспитания. Предусматривается охрана жиз­ни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнера­достного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое раз­витие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нрав­ственно-волевых качеств.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игро­вой деятельности и повседневной жизни детей.

В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические усло­вия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ре­бенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полно­ценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимна­стика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выра­ботке у детей правильной осанки.

Программа предусматривает расширение индивидуального двигатель­ного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигатель­ным действиям: правильной, ритмичной, легкой ходьбе, бегу, умению пры­гать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются четко, ритмично, в определенном темпе выпол­нять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, а также под музыку.

Важными задачами программы является воспитание физических ка­честв (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), развитие коорди­нации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве,


6

формирование способности к самоконтролю за качеством выполняемых движений.

В физическом воспитании большое место отводится физическим уп­ражнениям, которые проводятся в игровой форме, и подвижным играм. В программу старшей и подготовительной к школе групп включено обуче­ние детей отдельным спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса; игр в городки, кегли и др.). Для этих групп в программе также предусмотрено проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями с уче­том индивидуальных особенностей и уровня подготовки детей.

Программа ориентирует на создание в детском саду обстановки, спо­собствующей формированию навыков личной гигиены. Детей учат осо­знавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к сво­ему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

В зависимости от климатических условий, материально-технической оснащенности детского сада, устоявшихся национальных традиций регио­на, профессиональной подготовленности педагогических кадров, видовой направленности деятельности дошкольного образовательного учреждения педагоги могут вносить определенные изменения в видовое разнообразие физических упражнений или вводить их варианты, наиболее соответствую­щие укладу конкретного учреждения, а также спортивным традициям реги­она в целом.

Умственное воспитание

Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, вообра­жения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элемен­тарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.). Программа стимулирует развитие любознательности.

Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное вос­питание, ориентировки в окружающем мире.

Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех со­ставляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.


Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:


  • энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает);

  • природосообразность (человек — часть природы, и он подчиняется ее законам);

  • воспитательная ценность знаний.

Каждый подраздел программы имеет свою базовую основу. Введение в предметный мир предполагает:

• ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение,
вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т. п.);

7

• восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата
трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых. Эта тема в одинаковой мере каса­ется всех обозначенных рубрик подраздела: «Родная семья», «Родная страна», «Наша армия» и т. п.

В ознакомлении с миром природы основная цель заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать себя активным субъектом природы.

Умственное воспитание в программе организовано на принципах ком­муникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современ­ным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:

  • формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действитель­ности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, жи­вотных, растений (земля, вода, воздух);




  • ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функци­ональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
  • формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем со­циальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, ба­бушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);


  • формирование первоначальных представлений о макросоциальной сре­де (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о дея­тельности людей, явлениях общественной жизни;

  • формирование первоначальных представлений о явлениях природы, су­точных, сезонных и пространственных изменениях в природе;

  • формирование экологических представлений, ценностных основ отно­шения к окружающему миру.

Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи.

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень рече­вого развития, последовательность работы по овладению звуковой систе­мой языка, его лексикой и грамматическим строем; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

На занятиях по развитию речи и вне занятий, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию то­го, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют опреде­ленное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать на­иболее подходящие по смыслу слова.

Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой груп­пы раннего возраста. В программе этой группы основными задачами явля­ются: развитие гуления и лепета, способствующих развитию артикуляци­онного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за вос­питателем некоторые простейшие слова.

В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становит-

8

ся средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрено форми­рование правильного звукопроизношения, развитие элементов связной речи.

В первой и второй младших группах педагоги создают условия для ис­пользования детьми в устной речи распространенных предложений.


Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков переска­зывания и составления небольших рассказов.

В старшей группе особое место занимают развитие фонематического слуха и дальнейшее совершенствование связной речи.

В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов — предложения, дает первые представления о слове, предло­жении (без грамматического определения их).

Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диало­гической речи, формирование культуры общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, об­щаться с другими людьми.

Усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда». Ее основная цель — содействие совершенст­вованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста, а также опре­деление особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада.

В национальных дошкольных образовательных учреждениях, где рабо­та ведется на родном языке, детей с первой группы раннего возраста обуча­ют устной родной речи по программе, разработанной в республике, крае, области, а со средней и старшей групп — русской разговорной речи.

В тех дошкольных образовательных учреждениях, где работа с детьми нерусской национальности ведется на русском языке, со старшей группы вводится обучение родному языку по образовательным программам, разра­ботанным в регионах.

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Цель программы по эле­ментарной математике — формирование приемов умственной деятель­ности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Важно использовать материал программы для раз­вития умения четко и последовательно излагать свои мысли, общать­ся друг с другом, включаться в разнообразную игровую и предметно-практическую деятельность, для решения различных математических проблем.


Необходимым условием успешной реализации программы по элемен­тарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах и на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

9

В рамках новой гуманистической концепции дошкольного воспитания «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусмотрено макси­мальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности детей в процессе организации их учебной деятельности. Занятия рассматрива­ются в программе как важная, но не преобладающая форма организованного обучения детей. Исключаются школьно-урочная форма проведения занятий, обязательные ответы у доски, стереотипное выполнение всех заданий по инст­рукции взрослого, проведение большинства занятий, сидя за столами.

Занятия по программе носят преимущественно комплексный, пересека­ющийся с различными областями знаний и видами деятельности характер. В младшем дошкольном возрасте они должны восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом про­цессе, интегрировать (объединять) содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их ме­сто в образовательном процессе; сокращать количество регламентирован­ных занятий, заменяя их другими формами обучения.

Уточнение основных тем занятий в различных разделах программы, внесение определенных изменений и дополнений в их содержание могут проводиться с учетом национальных и региональных особенностей воспи­тания, а также развития художественной деятельности на основе местных народных промыслов.

Соотношение времени, отводимого на ознакомление детей с содержани­ем различных тем, определяется педагогом дошкольного образовательного учреждения с учетом условий его деятельности.


Нравственное воспитание

Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важ­нейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуще­ствляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания в новом варианте программы предусмотрена во всех ее разделах, начиная с младших групп.

Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку Родине, уважение к лю­дям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).

В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного по­ведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответст­венное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и тру­диться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

В программе определены пути решения задач нравственного воспи­тания: уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоцио­нально-позитивное общение детей друг с другом, организация повсед-

10

невной совместной творческой деятельности детей и взрослых. Опи­раясь на эти принципы, воспитатель формирует у детей социально-ком­муникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные вза­имоотношения, создает благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средст­вом формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) инте­реса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементар­ной трудовой деятельности, трудолюбия.


Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и че­рез непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной на­правленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважи­тельное отношение к людям труда.

В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всесто­роннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает от­ветственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд де­тей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность, доставляя детям радость.

Художественная литература

Особое место в программе занимает ознакомление детей с художествен­ной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В соответствии с этим списки художественной литературы в программе значительно обновлены: в них включены новые классические произведе­ния из золотого литературного фонда. Литературный материал программы подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-твор­ческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия ли­тературных произведений.

Наряду с этим программа предоставляет воспитателю право вносить определенные изменения в список рекомендуемой литературы с учетом ре­гионального компонента содержания дошкольного образования и особен­ностей работы детского сада.

На занятиях по литературному чтению следует знакомить детей с геро­ями книг, писателями и поэтами, учить обмениваться мнениями друг с дру­гом по поводу прочитанного.

В процессе чтения следует привлекать внимание детей старшего до­школьного возраста к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов.


11

Художественно-эстетическое воспитание

Художественно-эстетическое воспитание в программе реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художе­ственно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребен­ка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие вооб­ражения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части ду­ховной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах предусматривает:


  • развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобрази­тельное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.), формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;

  • формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действи­тельности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

  • развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, ху­дожественно-речевой, музыкально-художественной деятельности и др.;

  • обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной дея­тельности;

  • развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах ре­шение творческих задач;

  • приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового ис­кусства.

В разделе эстетического воспитания большое значение придается раз­витию самостоятельной художественной деятельности; формированию стремления проявить себя в разнообразной деятельности: в рисовании, лепке, танцах, драматизациях, играх и т. д.


Досуговая деятельность в программе рассматривается как приоритет­ное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры. Она осуществляется в процессе раз­влечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с худо­жественными материалами, что обеспечивает ему возможность совер­шенствовать способности и умения в деятельности, носящей развивающий характер. В организации досуговой деятельности прини­мают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, старший воспитатель, родители, если есть педагоги дополнительного об­разования, заведующая, а иногда и другие сотрудники. Такой подход к организации досуга детей в программе заложен впервые. Он опирается на научное положение о том, что продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его эстетического воспита­ния и общего развития.

12

В программе впервые представлено описание эстетической предметно-развивающей среды, выделены направления работы по ее созданию во всех возрастных группах детского сада.

Значительная роль в эстетическом воспитании отводится конструи­рованию.

Основными задачами обучения детей конструированию являются раз­витие у них элементов конструкторской деятельности и творчества. Преду­смотрено овладение детьми в младших и средней группах умениями и на­выками работы с игровым строительным материалом, в старшем дошкольном возрасте — с бумагой, природным материалом и др.

В старшей и подготовительной к школе группах занятия по констру­ированию могут объединяться с занятиями по ручному труду, изобрази-тельной деятельности и др. В процессе таких занятий дети знакомятся со свойствами различных материалов, с инструментами, которые ис­пользуются для работы. Важно, чтобы дети не только овладели простей­шими навыками конструирования, но и почувствовали, что они изготав­ливают полезные и нужные вещи: игрушки, сувениры, подарки родителям, взрослым, сверстникам.


Игра

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осу­ществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая дея­тельность способствует физическому и психическому развитию каждо­го ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

В программе определены задачи развития и совершенствования всех ви­дов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.

Стратегия программы в области развития игровой деятельности детей строится на основе исследований отечественных ученых (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.), рассматривавших иг­ру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детст­ве форму социализации ребенка.

В соответствии с содержанием программы дети овладевают необходи­мыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвиж­ных игр с правилами, игр-драматизации, а также игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.

Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний

13

возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст —от 4 до 5 лет (средняя группа), старший до­школьный возраст —от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

В каждом разделе программы дается характеристика возрастных осо­бенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей. Предусмотрены формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.


В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражают­ся достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к ис­пользованию в педагогическом процессе.

Первая группа

детей раннего возраста

(от рождения до одного года)

Возрастные особенности психического развития детей

Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Но педагогические воздействия достигнут цели лишь в случае знания особенностей его развития.

Этот период жизни ребенка отличается быстрым, как никогда в после­дующем, темпом физического, психического и даже социального развития.

Средний вес (масса тела) при рождении 3200-3400 г. К пяти-шести ме­сяцам он удваивается, а к году утраивается. Средний рост ребенка при рож­дении 50-52 см, к году малыш подрастает на 20-25 см.

Полноценный сон, активное бодрствование не даны ребенку от рожде­ния. Лишь постепенно в течение первых месяцев (и даже года) он «науча­ется» глубоко и спокойно спать, активно бодрствовать и с аппетитом съе­дать полагающуюся ему норму питания в отведенное для этого по режиму дня время. Иначе говоря, уже в этот период закладывается основа здорово­го образа жизни.

В течение дня сон ребенка несколько раз чередуется с периодами актив­ного бодрствования. Длительность каждого из них постепенно, но доста­точно быстро увеличивается в течение года: с 1 часа до 3,5-4 часов. Для сравнения напомним, что в последующие 6 лет она возрастает всего на 2-2,5 часа. Это свидетельствует о совершенствовании процессов высшей нервной деятельности и одновременно о необходимости охраны нервной системы малыша от переутомления.


Умение активно бодрствовать — основа для развития движений, воспри­ятия речи и общения с окружающими.

Новорожденный беспомощен. Он не может даже подтянуться к источ­нику питания — материнской груди. А уже в 7-8 месяцев малыш активно ползает, может самостоятельно сесть и сохранять эту позу, занимаясь иг­рушкой. К году он самостоятельно ходит.

Взаимосвязь и взаимозависимость разных сторон развития ребенка в первый год жизни особенно заметно проявляются при освоении основных движений. В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развивается зре-

15

ние и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать ру­ки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4-5 месяцев). И, нако­нец, вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка, опираясь на руки или держась за опору, ползать и потом ходить (второе по­лугодие).

Слуховые и зрительные восприятия в течение первого года значи­тельно совершенствуются. В первые месяцы жизни малыш учится со­средоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их дви­жением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету. После 4,5-5 месяцев (как показали эксперименты) дети способны различать основ­ные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и му­зыку разного характера.

Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9-10 месяцев в несложные предметно-игровые. Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки.

В первые месяцы жизни ребенок произносит короткие отрывистые зву­ки («гы, кхы»), в 4-5 месяцев он певуче гулит («а-а-а»), что очень важно для развития речевого дыхания. Потом начинает лепетать, то есть произно­сить слоги, из которых позже образуются первые слова.

На примере первых предречевых реакций можно также проследить вза­
имосвязь разных сторон развития. Голосовые реакции, лежащие в основе

развития речи, возникают исключительно на фоне положительного эмоци­

онального состояния, сопровождаемого оживленными движениями рук и
ног, то есть проявляются в форме «комплекса оживления». *

К концу года можно уже говорить о речевом развитии, поскольку фор­мируются основы понимания (до 30-50 слов), и ребенок начинает пользо­ваться несколькими простыми словами. Речевое обращение взрослого к ре­бенку может успокоить его, побудить выполнить несложное действие. «Социализация» тоже идет по разным направлениям. Даже 2-3-месячные дети, лежа рядом в манеже, радуются друг другу, с интересом рассматрива­ют соседа. Малыши, особенно на втором полугодии, ярко проявляют разное отношение ко взрослым: близким радуются, чужих настороженно рассмат­ривают, прежде чем подпустить к себе. Нельзя упускать и возможность формирования на первом году инициативных обращений (звуками, улыб­кой, движениями) к близким взрослым.

Передвигаясь, ребенок начинает ориентироваться в пространстве (ма­неж, комната): двигаться навстречу окликающему его взрослому, к заинте­ресовавшему предмету.

Появляются простейшие элементы самообслуживания: в 5-6 месяцев удерживает бутылочку, к концу года держит чашечку, когда пьет кефир, стягивает шапку, носки, подает по просьбе взрослого предметы одежды.

Основные умения к концу первого года жизни: ребенок осваивает ходь­бу в ближайшем пространстве, начинает использовать по назначению от­дельные предметы и игрушки. Выполняет простые просьбы и понимает объ­яснения. В нужной ситуации может использовать простые слова (до 8-10). Испытывает потребность в эмоциональном и в объектно направленном об­щении со взрослым.

16

Задачи обучения и воспитания

Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное физическое развитие, поддерживать эмоционально-положительное состоя­ние каждого ребенка. Обеспечивать режим дня, соответствующий возрасту и физическому состоянию ребенка. Способствовать своевременному фор­мированию движений руки, овладению ползанием и ходьбой. Предупреж­дать усталость ребенка.


Формировать зрительные и слуховые ориентировки, расширять и обо­гащать сенсорный опыт детей. Развивать умение понимать речь взросло­го и осуществлять подготовительные этапы к овладению активной речью. Поощрять попытки включаться в процесс самообслуживания. Формиро­вать элементы нравственного поведения, поддерживать эмоциональную отзывчивость детей, воспитывать у них доброжелательное отношение к близким людям.

Формировать предпосылки эстетического восприятия, пробуждать ин­терес к картинкам, музыке, пению, поддерживать активность ребенка при выполнении простейших плясовых движений.

Активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений, систематически и грамотно анализировать получен­ные результаты.

Организация жизни и воспитания детей

Первый год жизни детей делится на четыре качественно отличающихся друг от друга возрастных периода: от рождения до 2,5-3 месяцев; от 2,5-3 до 5-6 месяцев; от 5-6 до 9-10 месяцев; от 9-10 до 12 месяцев.

Примерный режим дня

Для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитываю­щий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста.

Режим устанавливается на сутки и согласовывается с режимом ребенка в домашних условиях. Он должен четко соблюдаться родителями и в буд­ни, и в выходные дни.

Эмоционально-положительное состояние ребенка в течение дня, успеш­ность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования. Следует соблюдать

17

определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрство­вание (с 9-10 месяцев такая последовательность сохраняется частично).

Изменение продолжительности сна, бодрствования и количества кормлений в течение суток

Возраст


Кормление

Бодрствование

Дневной сон




количество

интервал, час.

длительность, час.

количество периодов

длительность, час.

1-3 мес. 3-5-6 мес. 5-6-9 мес. 9 мес-1 год

7 6 5 4-5

3

3,5 4 4-4,5

1-1,5 1,5-2 2-2,5 2,5-3

4

3-4 3 2

1,5-2 1,5-2 1,5-2 2-2,5



следующая страница >>