litceysel.ru
добавить свой файл
1
Программа вступительного экзамена по специальности


08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»


Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА


Основные макроэкономические показатели. Совокупный спрос и совокупное предложение. Кейнсианская модель. Деньги. Система банков. Фискальная политика. Денежно-кредитная политика. Инфляция. Безработица. Экономический цикл. Экономический рост. Мировая экономика. Предприятия и фирмы в экономической системе. Рыночный механизм. Социально-экономические цели фирмы. Занятость и заработная плата.

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Характеристика предприятия. Роль и экономические последствия концентрации производства. Размеры предприятий и эффект масштаба. Производственная структура предприятий. Экономическое значение специализации и кооперирования. Предприятие и фирма. Типы коммерческих фирм по Гражданскому кодексу РФ и экономические различия между ними. Объединения фирм и закономерности формирования в РФ финансово-производственных групп. Фирма и товарные рынки. Особенности деятельности фирм в зависимости от типа товарного рынка, на котором они продают свои товары. Проблемы формирования национальных и региональных рынков. Роль транспортного фактора в развитии российских товарных рынков и развитии операций отечественных фирм.

Цели фирмы. Принципы выбора экономической стратегии фирмы. Барьеры для входа на рынок. Поведение фирмы на различных этапах ее развития. Государственное регулирование деятельности фирм в России.

Принципы формирования персонала фирмы. Организация трудовых взаимоотношений в фирме. Механизмы оплаты и стимулирования труда. Участие работников в управлении и экономические аспекты этого процесса. Влияние профсоюзов на формирование уровней оплаты труда в российских фирмах.

Принципы формирования товарного профиля фирмы. Понятие о жизненном цикле товаров. Принципы выбора коммерческой стратегии в зависимости от типа товаров и фаз их жизненного цикла. Принципы формирования маркетинговой стратегии фирмы. Этапы и методы обоснования ценовой политики фирмы.


Типы инвестиций. Принципы селекции коммерческих инвестиций. Этапы подготовки инвестиционных проектов. Основные методы оценки привлекательности инвестиций в реальные активы. Методы оценки рисков при инвестировании. Оценка текущей инвестиционной ситуации в России.

Раздел 3. МЕНЕДЖМЕНТ


Внутренняя среда организации. Организация как создание предпосылок совместной деятельности, целедостижения. Динамика трудовых функций как источник изменений в организации. Власть в организации. Природа власти. Социальный договор. Формальный и неформальный авторитет. Проблема легитимности. Организация как система. Внешняя среда организации. Проблемы границы организации. Внешняя среда организации как условие и ограничение функционирования и выживания организации. Среди прямого и косвенного воздействия. Взаимоотношение организации с. микросредой: взаимосвязь, сотрудничество, конкуренция. Организация как система. Организация как целения, динамичная, гетерогенная система. Социальная организация. Модель организации как закрытой и открытой системы. Зависимость внутренней среды и внутренних процессов организации от состояния внешней среды. Проблема стабильности входа и выхода. Классическая модель и модель «школы человеческих отношений» как примеры моделей закрытой системы. Модель организации как открытой системы, функционирующей в турбулентной среде. Типы и структуры организаций. Основания формирования структур разных типов. Департаментализация. Способы департаментализации: по цели, по процессу, по географии, по типу продуктовых рынков. Типы формальной организации. Линейная, функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, матричная организационные структуры. Неформальная структура. Неформальное лидерство. Технология как структурообразующий фактор. Типы технологий. Социотехническая система.

Стратегическое управление организацией. Сущность стратегического управления. Составляющие стратегического управления и связь между ними. Методы анализа внутренних и внешних переменных, сильных и слабых сторон организации. Планирование как одна из основных функций менеджмента. Определение миссии и целей организации. Сущность стратегии организации. Типы стратегий бизнеса. Определение стратегии фирмы. Стадии выполнения стратегии. Основные области стратегических изменений. Сини, между стратегией, структурой и организационной культурой. Стратегия продукта. Концепция продукта в стратегическом управлении. Динамики и основные составляющие продукта. Стратегия создания нового продукта. Стратегия конкуренции. Анализ портфели продукции. Стратегия использования человеческих ресурсов. Взаимодействие человека и организации. Ролевой подход к установлению взаимодействия человека и организации. Вхождение человека и организацию Развитие чувства ответственности перед организацией. Усвоение норм и ценностей организации новым сотрудником. Мотивация как одна из основных функций менеджмента. Личностные основы поведения человека в организационном окружении. Индивидуальность человека. Индивид и группа. Общая характеристика группы. Концепция научения поведению Адаптация и изменение поведения человека.


Коммуникации в организациях. Информационный подход к коммуникациям. Коммуникация как процесс с обратной связью. Вербальные и невербальные средства коммуникаций. Каналы коммуникаций. Межгрупповые организационные коммуникации. Техническое обеспечение коммуникационных процессов в организациях. Современные средства связи. Интернет. Разработка и принятие управленческих решений. Определение управленческого решения. Модели принятия решений. Факторы принятия решений. Неопределенность. Риски. Рациональный метод принятия решений. Диагноз проблемы. Выработка альтернатив. Оценка альтернатив. Исполнение решений. Интуитивный подход к принятию решений. Мозговой штурм. Техника номинальной группы. Математические аспекты принятия решений. Количественные методы.

Создание операционной системы. Системный подход к управлению операциями. Проектирование продукции и процессов производства. Особенности управления производством. Выбор технологии и производственных процессов. Принципы размещения производства. Запуск производства и управление производством в стационарном режиме. Учет и контроль. Методы совершенствования производственных процессов. Особенности управления в сфере услуг. Специфика услуги как продукта. Особенности работы с персоналом. Измерение результативности.

Понятие об организационных изменениях. Типология изменений. Специфика изменений в современных организациях. Типичные ошибки реализации проектов изменений. Источники сопротивления изменениям. Формирование видения перспективы. Проблема закрепления результатов изменений.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


К разделу I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА

  1. Грегори Мэнкью II. Микроэкономики. М., 1994.

  2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 1993.

  3. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - М., 1978.
  4. Кэмпбелл К., Кэмпбелл Р., Долан Э. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М.-Л., 1991.


  5. Алехин В.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. - М.: Финансы и статистика, 1991.

  6. Синчера В.М., Едронова В.Н., Сафронова В.П. Статистика рынка ценных бумаг: Учебное пособие. - М. 1993.

  7. Сакс Дж., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Главный подход. - М.: Дело, 1996.

  8. Тарасович Л.С., Гребенников П.И., Мусский А.И. Макроэкономика. - СПб «Экономическая школа», 1994.

  9. Нуреев P.M. Основы экономической теории. Микроэкономика. - М.: Высшая школа, 1996.

  10. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика. В 2-х томах. - М.: Финансы и статистика, 1992.

  11. Скотт Синк Д. Управление производительностью. - М.: Прогресс, 1989.

  12. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Дело, 1992.

К разделу 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 1994.

2. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект. - М.: БЕК, 1996.

3. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг. - М.: Высшая школа, 1995.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990.

5. Основы предпринимательского дела. - М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1992.

6. Основы предпринимательской деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1994.

7. Риски в современном бизнесе. - М.: Алане, 1994.

8. Холт Р. Основы финансового менеджмента. - М.: Дело, 1993.

9. Экономическая стратегия фирмы. - С.Петербург: Специальная литература, 1995.

К разделу 3. МЕНЕДЖМЕНТ


  1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 1985.

  2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.

  3. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Изд. МГУ, 1995.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Изд. МГУ, 1995.


  5. Друкер П. Рынок. Как выйти в лидеры: практика и принципы. - М.: Book Chamber International, 1992.

  6. Кунц Г., О'Доннелл С. Управление: системный и ситуационный анализ. Кн. 1,2. - М.: Прогресс, 1981.

  7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.

  8. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. - М.: Контроллинг, 1992.

  9. Управленческое консультирование. Кн. 1,2. Под ред. М.Кубра. - М.: Интерэкспорт, 1992.

  10. Файоль А. Общее и промышленное управление. - М.: Контроллинг, 1992.

  11. Пирсоне Т. Функциональная теория изменений. В кн. Американский социологическая мысль. - М.: Изд. МГУ, 1994.

  12. Пригожий А.И. Современная социология организаций. - М.: Интерпракс, 1995.

  13. Белоусов В.Л., Жичкин A.M. и др. Менеджмент: Управление предприятием / Учебное пособие под общ. ред. Жичкина A.M. - М.: МГИЭМ, 1994.