litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7
Надпредметная краеведческая модульная программа в рамках федерального компонента



« Петербург – центр мировой и отечественной культуры и науки».


Автор: Орел Елена Анатольевна,

учитель истории

ГБОУ Лицей №244 Кировского района.


Санкт-Петербург


2012 год

Содержание


1 Аннотация стр 2


2 Учебно – тематическое планирование стр 7


3 Содержание стр 9


4 Методическое обеспечение стр 35


5 Материально-техническое обеспечение реализации программы стр 50


6 Приложение стр 51


7 Библиография стр 56


Надпредметная краеведческая модульная программа в рамках федерального компонента


« Петербург – центр мировой и отечественной культуры и науки».


Автор: Орел Елена Анатольевна,

учитель истории

ГОУ СОШ №244 Кировского района.

2012 год


В Санкт – Петербурге краеведение является одним из компонентов обязательного образования, ведь наш город представляет огромные возможности для формирования научных знаний, эстетического совершенствования, расширения культурного кругозора, формирования высокой нравственности.

Культурное пространство, в котором живет и учится ребенок, оказывает огромное влияние на формирование его личности, духовно-ценностной ориентации.

Но наличие такого пространства еще не гарантирует становления эмоционально-ценностного отношения к историческому и культурному наследию, формирования чувства гордости и любви к своему городу, краю, стране. Как освоить это наследие, какие подходы существуют в педагогической практике?

Пути введения краеведческого материала в образовательный процесс могут быть различны.

Первый путь – эпизодическое обращение к краеведческому материалу, которое не систематизировано и не может решить перечисленных выше задач.


Второй - преподавание отдельных систематических курсов в рамках электива (например, в 9 или 10 классах).

Третий – система включения краеведческого материала в различные учебные дисциплины для конкретизации научных фактов. Формирование знаний о нашем городе как центре мировой и отечественной науки и культуры необходимом вести целенаправленно, по единому сводному плану, что позволит систематизировать знания, установить межпредметные связи, проводить интегрированные уроки.

Во второй ступени общего образования особое внимание необходимо уделить предоставлению возможностей реализации надпредметных и межпредметных курсов, способствующих формированию общеучебных действий, социализации учащихся.

На создание данной системы ориентирована надпредметная краеведческая модульная программа «Петербург – центр мировой и отечественной культуры и науки». Она призвана создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьников в культурном наследии Петербурга.

Использование краеведческого материала на уроках истории, литературы, географии практиковалось давно. Учителя краеведения, в свою очередь, обращались к материалу по этнографии, лингвистике, топонимике, литературе, истории, подчеркивая многогранность петербургского наследия. Однако, как показала практика, при реализации такой модели краеведческой работы в образовательных учреждениях возникают трудности при отборе материала, в установлении межпредметных связей, согласовании форм работы. Появление единого сводного планирования для различный учебных дисциплин с определением краеведческих тем позволяет преодолевать возникающие трудности.

Данная программа предлагает краеведческие модули в программах в 5, 6, 7, 8 и 9 классов. Модули вводятся в следующие учебные предметы: история, русский язык, литература, математика, физика, химия, иностранный язык, биология, география, изобразительное искусство, музыка.

Количество уроков в модуле зависит от учебной нагрузки по предмету.



Модули помогают не только иллюстрировать содержание основной дисциплины, установить межпредметные связи, но и решить главную задачу – помочь учащимся увидеть Петербург как центр мировой и отечественной науки и культуры, понять неисчерпаемость его культурного и научного потенциала.


Цель программы:


Создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьников в культурном наследии Петербурга как центра мировой и отечественной культуры и науки.


Задачи программы:


1. Развивать интерес и уважение к Петербургу как центру отечественной и мировой культуры и науки.

2. Дать представление о многообразии петербургского наследия через освоение разнообразных знаний о городе (исторических, социологических, естественнонаучных, этнографических), показывая многообразие петербургского наследия.

3. Формировать гражданскую ответственность учеников, желание приумножить культурное наследие нашего города и страны.

4. Развивать познавательный интерес к городу, исследовательские умения и навыки в процессе работы над литературой, Internet- ресурсами, в музейном и городском пространстве.

5. Стимулировать творческие способности учащихся.

6. Развивать эстетические вкусы и культуру речи учащихся.

7. Научить школьников организовывать свою деятельность (определять цели, выбирать средства их реализации и применения на практике).

8. Развивать навыки систематизации результатов своей деятельности.

9. Развивать коммуникативные навыки, толерантность, уважение к иным культурам.


Специфика программы.

Занятия в модулях связаны единой темой года. Данные темы соответствуют федеральным программам по отечественной и всеобщей истории. Формы работы обусловлены возрастными особенностями учащихся различных классов. Содержание модулей реализовывает принцип преемственности.



Темы на год:

5 класс: Наследие Древнего Востока и античности в Петербурге.

6 класс: Тема европейского и российского средневековья в Петербурге.

7 класс: XVIII век и Петербург.

8 класс: XIX век и Петербург.

9 класс: XX век и Петербург.


Основные принципы модульной программы:


  • Проведение интегрированных уроков.




  • Опора на деятельный подход в образовательном процессе, развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.




  • Организация и проведение ряда занятий в музейном и городском пространстве (экскурсии, образовательные путешествия);




  • Учет возрастных возможностей учащихся в исследовательской и иной творческой деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.


Организационно - педагогические условия реализации данной программы.


Создание творческого коллектива педагогов, разделяющих авторскую позицию.

Преемственность с начальной школой. Взаимное сотрудничество.

Проведение интегрированных уроков в 5-9 классах.

Активное использование занятий в музейном и городском пространстве.


Ожидаемый результат.


В результате освоения надпредметной краеведческой модульной программы у учащихся формируются умения, навыки, нравственные качества, необходимые для дальнейшего самостоятельного изучения Петербурга.


По завершении обучения учащийся


имеет представление о :


  1. Петербурге как центре культуры и науки, уникальном городе - музее под открытым небом, его неисчерпаемом культурном потенциале; людях, внесших вклад в культурное и научное наследие города, страны, мира,

  2. взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего,


  3. необходимости бережного отношения к петербургскому наследию,

  4. основных правилах и этапах исследования;

  5. эффективных способах презентации результатов исследования;

  6. правилах работы по образовательным маршрутам в городском и музейном пространстве.



умеет:


  1. использовать различные источники информации, в том числе музейные экспонаты, городское пространство,

  2. ориентироваться в городском пространстве; читать карту города,

  3. анализировать различные памятники культурного наследия,

  4. формулировать и обосновывать собственную позицию,

  5. использовать знания по краеведению на уроках по учебным дисциплинам, в повседневной жизни.


приобретает опыт:


1. самостоятельной исследовательской работы с краеведческим материалом, связанной с поиском, отбором, анализом собранных данных, представлением полученных результатов;

2. выражения эмоционального отношения к городу, его наследию в процессе выполнения творческих заданий.


Учебно-тематическое планирование



классы



темы

предмет

часы




1

Любимый город

Все предметы

37

5 класс














2

«Востока таинственного

черты»

история

4




3




Русский язык

4




4




Литература

1




5




Математика

1




6




ИЗО

1




7




Музыка

1










ИТОГО

12




8

Античное наследие

в Петербурге

История

3


9





Русский язык

1




10




Литература

1




11




ИЗО

1




12




математика

2










ИТОГО

8

6 класс
















13

Тайны средневековья

История

6




14




Русский язык

5




15




Литература

2


16





Математика

2




17




ИЗО

2




18




музыка

1










ИТОГО

18

7 класс
















19

XVIII век и Петербург

История

8




20




Русский язык

4




21




Литература

2




22




Математика

1


23





Физика

2




24




География

1




25




ИЗО

3




26




музыка

1










ИТОГО

22

8 класс
















27

XIX век и Петербург

История

7




28




Русский язык

3




29




Литература

4


30





Математика

1




31




Физика

2




32




Химия

2




33




Биология

1




34




География

1




35




ИЗО

2










ИТОГО

23

9 класс
















36

XX век и Петербург

История

7



37





Русский язык

3




38




Литература

4 4




39




Физика

5




40




Химия

3




41




Биология

3




42




География

3










ИТОГО

28














ИТОГО: 150 ч



следующая страница >>