litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 10 11


Климанова Л. Ю.

ПРОГРАММА ГРУППЫ



ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 8 МЕС. ДО 3 ЛЕТ


РАБОТАЮЩЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ Монтессори-метода



Ассоциация Монтессори-педагогов России




Москва

2000 г.


В

Уважаемые родители и педагоги! Мы с вами каждый день наблюдаем чудо, на наших глазах происходят удивительные открытия и превращения. Мы узнаем в наших детях себя, а в себе – их. Мы радуемся успехам наших малышей и переживаем вместе с ними неудачи и обиды. Давайте будем бережно относиться к этому подарку, будем внимательны, терпеливы и любознательны. Нас ожидает бесконечное творчество и узнавание, рядом с ними по-другому не получится.

программа

группы « вместе с мамой»


для детей от 8 мес. до 3 лет,

работающей с использованием Монтессори - метода.


Образовательные задачи:,


обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов.

Среди ожидаемых эффектов Монтессори - группы – высокая мотивация к познавательной деятельности, отсутствие или исчезновение психосоматических причин для заболеваний.


Психолого-педагогическое обоснование программы

Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.

I. Универсальными законами развития являются:


  1. наличие базисных человеческих потребностей,

  2. возрастная периодизация развития,

  3. преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,

  4. сензитивная периодизация развития.

Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.

II
. Индивидуальными особенностями являются:

  1. характеристики темперамента,

  2. способности,

  3. состояние здоровья,

  4. темпы соматического развития, формирования ЦНС.




  1. Универсальные законы развития.

1. У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот – если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Базисными мы считаем потребности:

  • В пище, тепле, сне

  • В безопасности

  • В принятии и принадлежности

  • В уважении

  • В самореализации.
  1. По мере взросления ребенка и удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходят гуманитарные потребности. Ребенок реализует эти потребности через решение возрастных задач. Эти задачи лежат в основании принятой нами возрастной периодизации. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в состоянии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интеллектуального, чтобы из полностью зависимого от мамы (или другого взрослого), абсолютно беспомощного существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды.


  2. Впитывающее сознание – это особый, присущий только детям до 6 лет механизм познания окружающего мира. Ребенок впитывает все окружающее его как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.

  3. Сензитивные периоды - периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.

Границы сензитивных периодов не являются точными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев

- 0-6 лет - период развития речи. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году лавинообразно нарастает словарь ребенка, речь перестает быть ситуативной, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, согласование слов, усваиваются многие грамматические нормы. 2,5 – 3 года – наивысшая точка в расширении словарного запаса: ребенок говорит многословными фразами, использует соединительные союзы и местоимения. Часто говорит сам с собой, чувствует, что нуждается в языке. Важно, чтобы расширение словарного запаса проходило системно, с классификацией. Тогда сознание ребенка ищет для новых слов место среди похожих понятий. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. Позже проявляется фонематический слух, ребенок начинает слышать в слове отдельные звуки. Запомнив образы букв, дети обозначают ними звуки в знакомых словах, т.е. начинают писать, а затем читать.
  • 0-5,5 - лет период сенсорного развития, утончения восприятия органов чувств. Ребенок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет. Но предметное восприятие требует освоения сенсорных эталонов, умения использовать их при восприятии объектов окружающей действительности. Предоставив ребенку возможность с первых месяцев жизни развивать, утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума. « Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» – говорит Монтессори. Именно на основе чувственного восприятия строится первый опыт логического мышления: используя сенсорный материал, ребенок учится подбирать пары и строить ряд, ориентируясь на изменение признака. Смотреть, трогать, пробовать на вкус, слушать, сравнивать ощущения – самое естественное занятие для детей этого возраста.


  • 1-4,5 - лет период освоения движений и действий. Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. Ограничение двигательной активности детей часто ведет к задержке психического развития. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Центральным пунктом этого периода является момент первого шага, то есть начало прямохождения человека. На втором году жизни ребенок осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Действия становятся целенаправленными, движения уточняются, координируются, выстраиваются в алгоритмы. К 4 годам ребенок в состоянии освоить практически все виды движений, доступные взрослому человеку. Совершенствованием движений дети могут заниматься самозабвенно, по многу раз повторяя одно и то же действие.

  • 1,5-3 лет - период восприятия порядка. 2-2,5 года –наивысшая точка. Ребенок требует порядка, постоянства в окружающей среде, спонтанно ставит на место предметы, которыми пользовался, с необыкновенной тщательностью, почти ритуально, выполняет различные действия. Познание точного назначения предметов становится для него важным этапом в построении своей картины мира. Еще для него важна последовательность событий и стабильность в его отношениях с другими людьми. (Так проявляется потребность в безопасности). Поэтому в группе так важен порядок и в среде, и в использовании материалов, и в поддержании ритма работы (смене коллективных и индивидуальных форм). Правила в этот период для ребенка жизненно необходимы. Именно стабильность позволяет детям в этом возрасте решить свою главную задачу – отделиться от мамы, начать самостоятельно контролировать безопасность.
  • 1,8-3,5 лет - период интереса к мелким предметам. Ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускул руки. Он познает дробность мира, проживает механизмы анализа (разделения целого на части) и синтеза (соединение частей в целое). Сначала ребенок делает это руками под контролем зрения, используя мелкие предметы, а уже потом - в уме. Тяга ко всему мелкому настолько сильна в детях, что бороться с ней совершенно бесполезно. Лучше предоставить им хорошо организованную среду с материалами, имеющими точный алгоритм работы.


  • 2-6 лет - период социальной адаптации. В этом возрасте ребенок начинает идентифицировать себя, уменьшается его зависимость от взрослого. Ему интересны другие дети, формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится потребностью. Ребенок «примеряет» на себя различные роли. Происходит интенсивное впитывание культуры.




  1. Индивидуальные особенности ребенка.

1. Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент. Следует обратить внимание на основные свойства темперамента:

  • активность – это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные)

  • преобладающее отношение к новому (положительное – улыбка, интерес, отрицательное – тревога, страх, избегание, безразличное)

  • преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)

  • эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)

  • гибкость - отражает способность быстро переключаться, приспосабливаться (гибкие, умеренно гибкие и негибкие люди)


Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни. Взрослые просто обязаны считаться с темпераментом ребенка, позволяя ему самому задавать ритм и темп работы. Многие дети не сразу начинают принимать участие в коллективных действиях, предпочитая наблюдать со стороны. Монтессори-группа должна давать возможность всем детям оставаться разными и при этом быть успешными.

2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.


3. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению. Бывают случаи, когда определенные проблемы со здоровьем не позволяют ребенку нормально участвовать в жизни группы. С такими детьми мы сначала занимаемся индивидуально, и только потом постепенно интегрируем ребенка в группу, если его медицинский диагноз это позволяет.

4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате – к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.


  1. Средства образования.

В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.
  1. Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт. Для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться, ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мира. Для создания такой среды используется Монтессори - материал и другие специально подобранные предметы и пособия. Существуют определенные требования к материалу: он должен быть автодидактичен, иметь точный алгоритм действия и возможность самоконтроля, отвечать эстетическим и экологическим требованиям. Все оборудование должно быть абсолютно доступным для ребенка. Основные составляющие среды расположены на уровне до 80 см. от пола. Сочетание универсальных законов, индивидуальных особенностей ребенка и окружающей среды дает каждый раз неповторимую, уникальную картину развития личности.


  2. Педагог (обучающий взрослый). Частью социальной среды, окружающей ребенка, являются взрослые. У взрослого в Монтессори-группе есть своя роль и своя задача. Кроме безусловной любви и принятия ребенка таким, какой он есть, взрослый является еще и посредником между ребенком и его окружением. Когда ребенок осознает себя как отдельную личность, он уже много чего хочет, но далеко не всё может сделать сам. «Помоги мне это сделать самому!» – вот чего ждет ребенок от взрослого к своим трем годам, и именно в этом мы видим роль взрослых в Монтессори – группе. В группе «Вместе с мамой» в роли педагога для ребенка выступает не только подготовленный Монтессори – учитель, но и мама (или другой близкий родственник). В индивидуальной работе с ребенком педагог использует следующие методы:

  • Презентация – точный, медленный, разделенный на фазы показ одному ребенку основного способа работы с материалом. Включает в себя этапы подготовки к работе (переноску, раскладку и т.п.), показ основного алгоритма, способ самоконтроля ошибок, уборку. Во время презентации педагог находится справа от ребенка на его уровне. Показ действия и комментарий во время презентации всегда разделены: когда показываем действие – молчим, когда говорим – ничего не показываем. Это позволяет ребенку достичь концентрации внимания.

  • Упражнения – показ нового, более сложного ( а в некоторых случаях –наоборот, упрощенного) способа работы. В показе упражнений отсутствует фаза подготовки и фаза уборки – это ребенок уже умеет делать сам.

  • Трехступенчатый урок для расширения словарного запаса. Для проведения урока выбирают не более трех новых понятий сразу.(Иногда это могут быть два знакомых ребенку понятия, а одно – новое)

На первой ступени взрослый знакомит ребенка с эталоном, задействуя, по возможности, все органы чувств и ассоциации ребенка.( Например, поочередно обводят пальцем, трогают, рассматривают и затем называют геометрические фигуры-вкладыши: круг, квадрат, треугольник)


На второй ступени понятие переводят в пассивный словарь ( называет взрослый, а ребенок показывает, находит, прячет и т.д.).

На третьей ступени понятие переходит в активный словарь ребенка.

( Взрослый показывает – ребенок называет).

Весь урок занимает не более 5 минут. Самая длинная – вторая ступень. Здесь очень важно «попасть в темп». Ребенка нельзя торопить, но как только он выполнил одно задание, сразу же предлагаем следующее. Взрослый не должен давать длинных многословных объяснений и инструкций. Звучать должны именно те слова, которые нужно запомнить.


К коллективным формам работы относится проведение кругов, праздников и проектов в изобразительной деятельности.



  1. Выступая в роли педагога, взрослый должен учитывать, что

механизмы научения также достаточно универсальны. Можно выделить четыре ступени по степени эффективности:



  • научение через наблюдение

  • операциональное научение

  • научение в процессе совместно - разделенной деятельности

  • научение через самостоятельную деятельность




  1. Основной формой деятельности ребенка в Монтессори-группе является свободная работа, принципы которой будут описаны ниже. В результате правильной организации свободной работы ребенка в специально подготовленной среде ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния нормализации, то есть внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.

Зная эти законы и особенности, взрослый может создать условия, в которых ребенок может действовать спонтанно и произвольно, осуществляя переход от действия к деятельности, развивая мышление, память, волю, органы чувств, крупную и мелкую моторику, получая знания и опыт. Присутствие в разновозрастной группе других детей позволяет получить опыт и навык социального общения, наблюдения за действиями других, понимания общих правил.



Организация работы группы.


Данная программа предполагает нахождение ребенка до 3 лет в группе вместе с мамой или папой в течение 1,5 часа. Для ребенка очень важно мамино или папино присутствие и их моральная поддержка. А мамы и папы учатся внимательнее наблюдать за своими детьми, радоваться их успехам, всегда могут получить квалифицированную консультацию педагога и через некоторое время сами замечательно помогают новеньким влиться в группу, принять ее правила, освоить развивающую среду. В ходе занятия чередуются индивидуальная и коллективная работа. Обычно после 15-20 минут свободной работы педагог собирает детей на круг .(Возможно, при помощи песенки: « Колокольчик поет, всех ребят на круг зовет, поскорее приходи , маму за руку веди!»). Продолжительность круга не больше 10 минут. За это время педагог успевает провести 4-5 игр. Затем опять 15-20 мин. - свободная работа. Потом второй раз мы собираем группу вместе – на занятие в зоне изодеятельности или на сказку. После коллективного занятия – еще 15 минут свободной работы и короткий прощальный круг.


  1. Организационные принципы группы.

1. Создание развивающей и автодидактической среды, которая включает в себя

а) помещение, оборудованное с учетом детских возможностей, культурных национальных традиций, эстетических требований.

б) Монтессори - материал для детей 0-3 лет.

в) Разновозрастную группу детей от 8 мес. до 3 лет.

г) Подготовленных родителей

д) Подготовленного педагога.

  1. Организация свободной работы, обеспечивающей для ребенка

а) свободу выбора материала

б) свободу выбора времени и продолжительности работы с материалом

в) свободу выбора места для работы с переносным материалом

г) свободу выбора партнера или партнеров

д) свободу общения с учителем, другими детьми и взрослыми.


3. Соблюдение правила: « Пользуйся всеми свободами, но

не мешай другим». Правила в группе формулируются в форме разъяснений, а не запретов: « Можно все, что хочешь взять, поработать и убрать», «Если коврик на пути – коврик нужно обойти», «Мы друг другу не мешаем, если просят – помогаем», «Колокольчик поет - всех ребят на круг зовет».

4. Поддержание порядка в среде.

5. Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка.


  1. Распределение ролей между педагогом и родителем в группе.


Успешность группы «Вместе с мамой» существенно зависит от точного распределения педагогической деятельности между Монтессори - педагогом и родителями. Какую ее часть можно передать родителям и на каких условиях?



Педагогическая деятельность

Монтессори - педагог

Родитель

1.Подготовка среды

В группе. Дает рекомендации по созданию подготовленной среды дома.

По рекомендации М-педагога организует дома

2.Работа с детьми в группе, в том числе:

Презентация Монтессори- материалов


Проведение трехступенчатого урока

Ведение кругов и коллективных работ



Проводит для всех родителей и детей презентацию любых материалов.


Показывает детям и обучает родителей.


Ведет круги, включая в работу каждого ребенка и каждого родителя.



Презентация основных сенсомоторных материалов только своему ребенку.

Проводит для своего ребенка.



Активно участвует в коллективной работе, эмоционально вовлекая в нее ребенка, по просьбе педагога проводит отдельные игры или сказки на кругу.


3. Наблюдение

За всеми детьми и родителями (точность работы, наличие проблем, продвижение, выполнение правил.)

За своим ребенком с помощью

М- педагога.

4.Анализ наблюдений

На основе анализа наблюдений прогнозирование результатов и преодоление проблем детей и родителей.

Вместе с М-педагогом анализ успехов ребенка, выработка последовательных шагов по преодолению проблем и дальнейшему продвижению своего ребенка.

5.Стратегия развития группы

Создание психологического комфорта.

Введение ритуалов и правил группы, проведение праздников.

Прогнозирование и преодоление кризисных ситуаций

Принятие правил и стиля отношений Монтессори – группы. Объяснение правил своему ребенку.



Обучающие занятия для родителей

Вводное.

Проводится для родителей перед началом занятий с детьми. В ходе занятия рассказывается о методике Марии Монтессори, демонстрируются видеозаписи занятий в Монтессори - группе, проводится показ презентаций основных Монтессори - материалов.

По ходу занятий

Очень часто педагог работает с ребенком через родителя. Педагог подсказывает маме, какой материал можно предложить ребенку. Тактично обозначает и исправляет допущенные ошибки, анализируя их вместе с родителем. Проводит презентации.

Индивидуальное консультирование.

Педагог назначает дополнительно в следующих случаях:

  • родитель неточно проводит презентацию материалов


  • ребенок быстро продвигается и есть смысл познакомить его с новыми материалами или упражнениями (через маму)

  • возникла необходимость подробного анализа занятий ребенка в группе или дома и совместного поиска новых решений по продвижению ребенка или преодолению проблем.

Обучающий семинар – встреча с родителями.

В середине учебного года возникает необходимость собрать родителей еще раз. Главный акцент семинара – анализ накопленного опыта занятий с ребенком в группе и дома. Идет сопоставление опыта всех родителей, сравнивается состояние детей на первых и последних занятиях. Показываются новые упражнения со знакомыми материалами, что обновляет интерес родителей.


  1. Психологическая атмосфера группы.

Успешность работы группы во многом определяется тем психологическим микроклиматом, который создается усилиями взрослых. Необходимым условием работы группы являются:

Атмосфера уважения личности ребенка и личности взрослого. У каждого человека есть собственный характер, жизненный опыт. Педагог принимает маму с ребенком такими, какие они есть, и относится к ним с уважением.

Доверие профессионализму педагога. Родители должны доверять педагогу, принимать и выполнять его рекомендации в группе и дома.

Моделирование пространства для новой педагогической деятельности родителей. Родители учатся по-другому видеть своего ребенка, ставить перед собой конкретные педагогические задачи и решать их.


  1. Домашняя работа.

Домашние занятия необходимы для успешного продвижения ребенка. По рекомендации педагога родители изготавливают материалы, которые необходимы ребенку. И, перенося домой накопленный опыт и знания, учатся наблюдать, анализируя действия ребенка.



следующая страница >>