litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Министерство экономического развития и торговли


Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики


Философский факультет


Программа дисциплины


«Инновационная деятельность как

предмет философского анализа»

(спецкурс)

для подготовки по специальности “Философия” (020100)

Автор д.ф.н., проф. Крючкова С.Е.

Skryuchkova@hse.ru


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

“Философия” онтологии, логики, теории познания

Председатель Е.Г.Драгалина-Черная Зав. кафедрой В.Н.Порус

________________________ ________________________________

25 декабря 2008 г. 11 ноября 2008 г.


Утверждена УС факультета

Мировой экономики

Ученый секретарь

_________________________________

25 ноября 2008 г.


Данная программа дисциплины Инновационная деятельность как предмет философского анализа" федерального компонента цикла ДС составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020100 - Философия.



  • Организационно-методический раздел


Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине “Инновационная деятельность как предмет философского анализа”


Специалист должен:



Знать

  • содержание государственной инновационной политики;
  • сущность инновационных процессов в современном мире;


  • понятийно-категориальный аппарат инноватики;

  • современные научные концепции инновационного развития;

  • философские аспекты инновационной деятельности;

  • социальные детерминанты инновационной деятельности;

  • современные концепции инновационного управления;



Уметь

  • применять социально-философские знания в управлении инновационными процессами;

  • определять направления, цели, этапы и методы инновационной деятельности

  • прогнозировать и оценивать реальное развитие инновационной сферы общества





Иметь представление

  • об истории становления инноватики;

  • о культурном смысле термина “инновация” и особенностях его использования экономической наукой;

  • об особенностях зарубежной и отечественной практики инновационных преобразований в условиях динамичного развития социума;

  • - о социальных механизмах и основных этапах “жизненного цикла” инновации;

  • - о субъектах инновационной деятельности;

  • - о специфике управления инновационной деятельностью в в различных сферах общества;

  • - о методологических основах инноватики;



Уметь использовать информацию в ситуациях и т.д.

  • - при проектировании формы инновационной деятельности на уровне общества, организации, личности;

  • в ходе управления инновационными процессами;

  • при проведении научных исследований инновационной инфраструктуры, состояния инновационного климата;
  • - при определении инновационного потенциала;



Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине “Инновационная деятельность как предмет философского анализа” должен содержать следующие дидактические единицы: предмет и значение инноватики, инновация, нововведение, новшество, творчество, открытие, инновационная сфера, инновационная инфраструктура, “жизненный цикл” инновации, субъекты инновационной деятельности, инновационная политика государства, инновационный менеджмент, технико-технологические инновации, организационно-управленческие инновации, экономические инновации, социальные инновации, концептуальные инновации, инновационные риски, венчурное предпринимательство, инновационная стратегия организации, инновационная методология.


Место курса в профессиональной подготовке специалиста

Изучение курса “Инновационная деятельность как предмет философского анализа“ является - важным фактором формирования профессиональной культуры специалиста. Освоение теоретического материала, излагаемого в данном курсе, предполагает не только усвоение основ теории, но и владение слушателями практическими навыками деятельности в проективных ситуациях, в частности, деятельности консультантов по управлению инновациями в фирме.


Цели курса

  1. содействие формированию всесторонне образованного специалиста и исследователя, умеющего понимать специфику организации осуществления инновационной деятельности;

  2. повышение методологической культуры специалиста, усвоение современных научных представлений о формах и методах управления инновационной сферой общества и об особенностях инновационной инфраструктуры и месте инновационной деятельности в отдельных организациях;

  3. формирование навыков инновационного менеджера;
  4. дать базовые знания по курсу “Инновационная деятельность как предмет философского анализа”, сформировать общие представления о видах и, социальных механизмах и субъектах инновационной деятельности;


.


Задачи курса

  1. дать представление о предмете инноватики как отрасли научного знания;

  2. охарактеризовать основные исторические этапы становления и развития инноватики;

  3. дать представление об основных современных концепциях инновационного процесса и его детерминантах;

  4. ознакомить с особенностями подходов к изучению инновационной деятельности в экономике, социологии, философии, психологии, теории управления, культурологии;

  5. привить позицию осознанного использования современного арсенала эвристических средств, как для развития инновационного потенциала организации, так и творческого потенциала отдельных личностей.


Организационно-методические указания

Дисциплина рассчитана на 41 час аудиторного изучения, из них 25 часов - лекции, 14 часов - практические занятия, 2 - консультация. Завершается изучение курса экзаменом.

Изучение курса “Инновационная деятельность как предмет философского анализа” имеет некоторые особенности. Главная из них заключается в том, что эту дисциплину надо изучать, сочетая освоение теоретического материала с решением практических заданий. С этой целью на семинарских занятиях студенты будут выполнять практические задания по вовлечению их в проективную ситуацию, где они будут выступать в роли консультантов по организации инновационной деятельности в организации, а также разработчиков теоретических рекомендаций по развитию инновационной сферы и стимулирования инновационной активности отдельных субъектов.


2. Тематический план учебной дисциплины



п\п

Название темы

Всего часов


по дисциплине


Аудиторные часы

Самост.

работа










Лекции

Практ. занятия




1.

Предмет и задачи инноватики.

13

1

2


10

2.

Проблема возникновения нового в

социуме: историко-философская

ретроспектива

13

1

2

10

3.

Понятие “инновации”: проблема

дефиниции

7

1

1

5

4.

Инновационная сфера как

системный объект философского

исследования

13

2

1

10

5.

Инновационный процесс и его

“жизненный цикл”

7

1

1

5

6.


Виды инноваций.

14

2

2

10

7.

Субъекты и социальные механизмы

инновационной деятельности

14

2

2

10

8.

Управление инновациями

12

1

1

10

9.

Инновационная политика госу-

дарства: филосфско-методологи-

ческий аспект

8

2

1

5

10

Методология инноватики: философские основы

7

1

1

5




Всего

108

14

14

80



3.-Базовые учебники


Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: Учебное пособие. - М.:Университетская книга; Логос, 2008.

Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики.СПб: Питер, 2004.

Крючкова С.Е. Введение в инноватику: Учебное пособие. - М.: МГТУ «Станкин» 2001.

Крючкова С.Е. Творчество как новационный процесс. - М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2007.




  1. Формы контроля:


Результирующая оценка по дисциплине (О результ.) учитывает все виды работы студента и складывается из следующих элементов:

Аудиторной работы ;

Текущего контроля:

Итогового экзамена.

Результирующая оценка вычисляется по следующей формуле:


Орезультрующая = 0.4·Оитог.контроль + 0.6·Онакопленная


Оценка за итоговый контроль (Оитог.контроль) – это оценка, которая выставляется за письменный итоговый контроль (экзамен) по 10-балльной системе.


Оценка накопленная (Онакопленная ) – включает в себя оценку за аудиторную работу и оценку за текущий контроль, она учитывается следующим образом:


Онакопленная = 0.7·Отекущий конт.+ 0.3·Оаудиторная

Оценка за ткущую работу ( Отекущий конт.) выставляется на основе оценок по таким формам работы как эссе (3-4 тыс. слов), контрольная работа (45 мин.), цель которой - проверка степени усвоения пройденного теоретического материала, и реферат (9-10 тыс. слов). Она рассчитывается по формуле:


Отекущий контр. = 0.2·Оэссе + 0.5·Оконтр. раб. + 0.3·Ореферат

Оценка аудиторная (Оаудиторная) – определяется перед итоговым контролем. Для ее выставления преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по их активности в дискуссиях, по правильности выполнения ими заданий (в виде упражнений и задач) на семинаре, по правильности их ответов на вопросы преподавателя. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.



---


  • Содержание программы

Тема 1. Предмет и задачи инноватики

Необходимость рассмотрения роли и места инноваций в общественном развитии. Инновационное развитие общества как условие обеспечения национальной безопасности. Развитие научных представлений о природе и детерминантах инновационной деятельности. Основные направления анализа инновационной деятельности: социально- экономический и социально- философский подходы. Инновации с точки зрения психологии и теории управления. Социология инноваций. Становление инноватики и проблема ее научного статуса. Типы и методы исследования инноваций.


Литература:


Основная


Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: Учебное пособие. - М.: Университетская книга; Логос, 2008. С.13-38.

Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики.СПб: Питер, 2004.С.5-36.

Крючкова С.Е. Введение в инноватику: Учебное пособие. - М.: МГТУ «Станкин», 2001. С.3-23.

Крючкова С.Е. Творчество как новационный процесс. - М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2007.С.3-17.


Дополнительная


Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы инновационных процессов. // Проектирование и организация нововведений. Вып.17. - М.: ВНИИСИ, 1987.

Бердяев Н. Человек и машина (проблема философии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. №2.

Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Изд-во «Рудомино», 1995.

Болдачев А.В. Новации. Суждения в русле эволюционной парадигмы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М.: Изд-во «Российская политическая энциклопедия». 2006.

Зомбарт В. Буржуа: к истории духовного развития современного экономического человека // Собр.соч. в 3-х т. Т.1. М.: Изд-во «Владимир Даль», 2005.

Колосов В.Г. Введение в инноватику. – СПб: Изд-во СПбГПУ, 2002.


Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. - М.: УРСС, 2001.

Митчем К. Что такое философия Техники? М.: Аспект-Пресс, 1995.

Пригожин А.И. Управленческое консультирование нововведений / А.И.Пригожин. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. Ч.У1.

Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Эксмо, 2007.


Вопросы для самопроверки:


  • Когда и почему возросла роль инноваций в общественном развитии?

  • Является ли инноватика самостоятельной наукой или междисциплинарным синтезом?

  • Каков предмет инноватики?

  • Каковы основные задачи инноватики?




следующая страница >>