litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3

2.4. Информационное обеспечение курса


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев В.П.Историческая антропология: учебное пособие. – М.:Высшая школа, 1979.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1998.

Бусыгин Е.П.Этнография (этнология). – М., 2001.

Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие. – М.: Аспект-пресс, 1998.

Садохин А.П.Этнология. – М., 2005.

Садохин А.П.Этнология. Учебный словарь. – М., 2000.

Токарев С.А.История русской этнографии (дооктябрьский период). – М.: Наука, 1966.

Токарев С.А.Религия в истории народов мира. – М.: Наука, 1976.

Токарев С.А.Истоки этнографической науки (до середины ХΙХ в.). – М.: Наука, 1978.

Токарев С.А.История зарубежной этнологии. – М.: Наука, 1978.

Этнография и смежные дисциплины. – М., 1998.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев М. Ю., Крылов К. А. Особенности национального поведения. - М., 2001.

Арефьева Г. С., Калинин Э. Ю., Люскин М. Б. Постклассический подход к познанию социального и этнического // Философия и общество. - 2002. - № 1.

Арутюнов С.А.Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989.

Боринская С. А., Хуснутдинова Э. К. Этногеномика: история с географией. // Человек. - 2002. - №1.

Бромлей Ю.В.Этнос и этнография. – М.: Наука, 1973.

Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. – М.: Культурная революция, 2009.

Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991.

Гобозов Ф. И. Проблемы регулирования межэтнических конфликтов в некоторых странах Запада // Философия и общество. – 2001. - № 1.

Губогло М.Н. Сполохи прошлого. Соционормативная культура как «грамматика жизни». – Кишинев, 2008.

Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Наука, 1989.

Дробижева Л.М.Методологические проблемы этносоциологических исследований //Социологический журнал, 2006. - №3-4.


Единство в многообразии: публикации В.А.Тишкова из журнала «Этнопанорама» 1999-2008 г. - Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2008.

Идентичность и толерантность. - М., 2002.

Жидков В. С. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. СПб., 2001.

Жовтун Д. Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 1.
Здравомыслова О. М. "Русская идея": антиномия женственности и мужественности в национальном образе России // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4.
Земсков В. Б. Латинская Америка и Россия (Проблема культурного синтеза в пограничных цивилизациях) // Общественные науки и современность. - 2000. - № 5.

Зорин В.Ю. Этноконфессиональная карта Приволжского федерального округа и вопросы межэтнической коммуникации //Этнопанорама. – 2001. - №3.

Кара-Мурза С.Г. Кризис в России и этничность: упорядочение понятия //Социально-гуманитарные знания. – 2007. - №2.

Кардинская С.В.Конструирование дискурса этнической идентичности (интерпретативные модели удмуртской этничности). – Ижевск, 2005.


Карлов В. В. Этнонациональная рефлексия и предмет этнологии (к проблеме самосознания науки) // Этнографическое обозрение. - 2000. - № 4.
Климова С. Г. Стереотипы повседневности в определении "своих" и "чужих" // Социологические исследования. - 2000. - № 12.
Кондаков И. В. «Double translation»: русская культура в эмигрантском дискурсе (культурно-психологический эффект «разрыва») // Мир психологии. - 2000. - № 3.

Конструирование этничности. - СПб., 1998.

Концепции зарубежной этнологии. - М., 1976.

Лашук Л. П. Понятие узла этнографического процесса в современном освещении // Этнографическое обозрение. - 2001. - № 3.
Лашук Л. П. Преемственность и преобразование в историческом развитии этноса // Этнографическое обозрение. - 2001. - № 3.

Левин З.И. Менталитет диаспоры. - М., 2001.

Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. – М., 2001.

Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной антропологии. – М.: Наука, 2005.

Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М., 2002

Народы России: Энциклопедия / Глав. редактор В.А. Тишков – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

Национализм в мировой истории. - М.: Наука, 2007

Новые этнические группы в России. Пути гражданской интеграции / Под ред. В.В. Степанова, В.А. Тишкова. - М.: УОП ИЭА РАН, 2008

Обычай и закон. Исследования по юридической антропологии. - М., Издательский дом «Стратегия», 2002.

Опыт этнологического мониторинга. - М.: ИЭА РАН, 2005.

Покровский Н. Е. Российское общество в контексте американизации (Принципиальная схема) // Социологические исследования. - 2000. - № 6.
Робакидзе Григол. Ощущение бытия на Востоке и на Западе // Дружба народов. - 2001. - № 9.
Рыбаков С. Е. О методологии исследования этнических феноменов // Этнографическое обозрение. - 2000. - № 5.
Рыбаков С. Е. Судьбы теории этноса // Этнографическое обозрение. - 2001. - № 1.
Рябов О. В. "Mother Russia": гендерный аспект образа России в западной историософии // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4.
Савва М. В. Этнический статус в идеологии и политике // Политологические исследования. - 1999. - № 4.

Савина Е. А., Дягтеренко Л. Ю. Житейская психология в русских пословицах и поговорках // Человек. - 2001. - № 5.

Самсонова Т. Н. Российские реформы и колебания национального самосознания // Социально-политический журнал. - 1998. - № 6.
Сашпиев И. М. Самоопределение народов: анализ идейно-политических подходов // Этнографическое обозрение. - 2001. - № 3.

Седов Л. А. Место русской культуры среди мировых культур // Политологические исследования. - 1994. - № 4.

Русские: история и этнография /Под ред. И.В. Власовой и В.А. Тишкова. М.: АСТ: Олимп. 2008.

Сикевич З.В.Социология и психология национальных отношений. – СПб., 1999.

Соколовский С. В. К дискуссии о самоопределении народов // Этнографическое обозрение. - 2001. - № 3.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.

Социальная толерантность и межкультурные ориентации. – Ижевск: Изд.Дом «Удмуртский университет», 2003.

Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность/ Отв. редактор Л.М. Дробижева. - М., 2002.

Социология конфликта. - М., 1998.

Стефаненко Т.Г.Этнопсихология. – М., 1999.

Столярова Г.Р.Феномен межэтнического взаимодействия: опыт постсоветского Татарстана. – Казань, 2004.

Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000.

Титова Т.А. Этнические меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура. - Казань, 2007.

Тишков В.А. Наука и жизнь. Разговоры с этнографами. — СПб.: Алетейя, 2008.

Тишков В.А.Общество в вооруженном конфликте (Этнография чеченской войны). - М., Наука, 2001.

Тишков В.А. Реквием по этносу. - М.: Наука, 2003.

Традиционная пища как выражение национального самосознания. М., 2001.

Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. – М., 2004.


Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. - №1.

Хотинец В.Ю.Этническое самосознание. – СПб.: Алетейя, 2000.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. – М.: Наука, 1985.

Этнический фундамент населения России // Социологические исследования. - 2001. - № 4.

Этнокультурные взаимодействия в Евразии. В 2-х т. (отв. ред. Совместно с А.П. Деревянко и В.И. Молодиным). - М.: Наука, 2006.

Этнополитический конфликт: пути трансформации: настольная книга Бергхофского центра / Пер. с англ.яз; ред. В.Тишков, М.Устинова; Бергхофский исследовательский центр конструктивного урегулирования конфликтов; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.. - М.: Наука, 2007.

Этнорелигиозный терроризм. – М.: Аспект-Пресс, 2006.


2.5.Примеры тестов по курсу «Этнология».

Термин «этнография» переводится как:

А)народоведение

Б)народоописание

К материальной культуре относятся:

А)народные знания

Б)средства передвижения

В)этикет

Термин «тотемизм» ввел:

А)Джеймс Фрейзер

Б)Эдуард Тайлор

В)Льюис Генри Морган

География и этнология разделились на самостоятельные науки:

А)в конце ХVIII в.

Б)в середине ХIХ в.

В)в конце ХIХ в.

Сторонниками примордиалистского подхода к объяснению природы этноса являлись:

А)Ю.Бромлей и Л.Гумилев

Б)В.Тишков и Б.Андерсон

В)Л.Дробижева и Д.Мойнихан


2.6.ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ:


  1. Термины «этнография» и «этнология».

  2. Объект и предмет этнологии

  3. Цель и задачи этнологии

  4. Теоретическое значение этнологии

  5. Практическое значение этнологии
  6. География и этнология


  7. Экология и этнология

  8. Психология и этнология

  9. Физическая антропология и этнология

  10. Археология и этнология

  11. Языкознание и этнология

  12. Фольклористика и этнология

  13. Социология и этнология

  14. Социология и этнология

  15. История и этнология

  16. Политология и этнология

  17. Примордиализм в этнологии: теория этноса Ю.В.Бромлея

  18. Примордиализм в этнологии: теория этногенеза Л.Н.Гумилева

  19. Инструментализм о природе этноса

  20. Конструктивизм в этнологии

  21. Этническая территория как признак этничности

  22. Происхождение и историческая память в системе этничности

  23. Родной язык как признак этноса

  24. Культура в системе этничности

  25. Понятие о национальном характере

  26. Этнонимы и их разновидности

  27. Структура и типы этнического самосознания

  28. Типология этнических процессов

  29. Разделительные этнические процессы

  30. Объединительные этнические процессы

  31. Материальная культура

  32. Понятие о социальной культуре

  33. Промискуитет и причины перехода к групповому браку

  34. Результаты группового брака

  35. Этапы перехода к парному браку

  36. Моногамия и ее отличия от парного брака

  37. Понятие о духовной культуре

  38. Формы ранних религиозных представлений

  39. Народные знания как элемент духовной культуры

  40. Народное искусство как элемент духовной культуры

  41. Географическая классификация народов Мира

  42. Происхождение человеческих рас. Расы 1 и 2-го порядка

  43. Расовые признаки

  44. Монголоидная раса

  45. Европеоидная раса

  46. Смешанные расы
  47. Негроидная раса


  48. Сущность расизма

  49. Морфологическая классификация языков.

  50. Морфологическая классификация языков: языки с аффиксами

  51. Принципы генеалогической классификации языков

  52. Алтайская языковая семья

  53. Индоевропейская языковая семья

  54. Региональные и мировые религии

  55. Понятие о хозяйственно-культурных типах и историко-этнографических областях

  56. Древний период накопления этнографических знаний

  57. Зарубежная этнография в период раннего средневековья

  58. Зарубежная этнография в период позднего средневековья

  59. Эпоха Великих географических открытий и ее роль в этнографии

  60. Этнография в России (11-17 вв.).

  61. Этнография в России в 18 в.

  62. Этнография в России в первой половине 19 в.

  63. Этнография в России во второй половине 19 в.

  64. Эволюционная школа в этнологии

  65. Сравнительно-историческая школа

  66. Функциональная школа

  67. Социологическая школа

  68. Этнопсихологическая школа

  69. Понятие об этнографических источниках

  70. Подготовительный этап экспедиции

  71. Стационарные и краткосрочные этнографические экспедиции

  72. Камеральная обработка

  73. Этнические контакты и их результаты

  74. Специфика и причины этнических конфликтов

  75. Формы и способы урегулирования этнических конфликтов



2.7.РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ «ЭТНОЛОГИЯ»:

  1. Методы этнологических исследований.

  2. «Этнический парадокс» современности.

  3. Зарождение этнографических знаний в истории и философии.

  4. Современная западная этнология и социальная антропология: основные концепции и проблемы.
  5. Детерминанты этнического поведения.


  6. Этнические грани личности.

  7. Этнические стереотипы.

  8. Невербальные особенности общения этнических групп.

  9. Этнические (национальные) чувства: генезис и формы проявления.

  10. Вербальное межкультурное общение.

  11. «Мужики» и «бабы»: особенности взаимоотношений мужчин и женщин в разных культурах.

  12. Межкультурные различия в сфере семейно-брачных отношений.

  13. Психологические проблемы адаптации человек в инокультурной среде.

  14. Пространство и время в разных культурах.

  15. Этническая толерантность личности.

  16. Культура как феномен.

  17. «Национальный характер»: миф или реальность?

  18. М. Мид: этнография детства и классификация культур.

  19. Роль исторической памяти в этнических конфликтах.

20.Русские и татары о себе и друг друге (можно взять любую другую пару национальностей).


2.8.ГЛОССАРИЙ.

Аборигены (лат. аb origine – от начала) – коренные жители той или иной страны, какой-либо географической местности, проживающие там с давних пор. Первоначально понятие «аборигены» применялось к жителям Африки, Америки, Австралии, т.е. тех территорий, которые были открыты европейцами в Новое время. Противоположным понятию «аборигены» является понятие «переселенцы», обозначающее часть населения той же территории, прибывшую туда в более позднее время.

Автостереотипы – это мнения, суждения, оценки представителей какой-либо этнической общности о самих себе и о своем этносе. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок, и лишь в очень редких случаях отдельные народы могут иметь автостереотип с преобладанием отрицательных качеств. Обычно же для автостереотипа характерно сбалансированное соотношение положительных и некоторых негативных элементов. (См. Стереотипы этнические, Гетеростереотипы).

Автохтоны (от греч. autos «сам» + chton «земля») – местный, коренной народ, аборигены.



<< предыдущая страница   следующая страница >>