litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 26 27 28 29 30 31

ПРЕДИСЛОВИЕ

      Педагогам, родителям и специалистам дошкольных образовательных учреждений предоставляется возможность, кроме основной комплексной программы «Из детства — в отрочество», использовать элективные программы. Элективные, т. е. избирательные, программы разработаны на единой концептуальной основе и являются гармоничным продолжением программы «Из детства — в отрочество», расширяя горизонты воспитания, образования и развития ребенка-дошкольника. Они органично встраиваются в работу дошкольного образовательного учреждения.
      Выбор элективных программ определяется желаниями родителей и педагогов, необходимостью проведения специальной работы с определенной частью детей. Элективные программы могут использоваться в системе дополнительного образования, в семейном воспитании или в клубной работе по интересам, досуговых центрах, организованных на базе ДОУ, разворачиваться как региональный компонент программы «Знакомство с культурным наследием, историческим и природным богатством родного края».
      Законом «Об образовании» закреплены принципы государственной политики в области образования, подчеркивающие его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей (глава 1, ст. 2).
      Авторы программы рассматривают реализацию регионального компонента элективных программ под общим названием «Знакомство с культурным наследием, историческим и природным богатством родного края» как часть воспитательного процесса. На основе предложенного он может быть обогащен содержанием, связанным с культурным достоянием каждого региона.

      Элективные программы имеют большой воспитательный потенциал и используются как средство воспитания познавательной культуры, развития эстетических чувств и творческих способностей, патриотического воспитания, приобщения к духовным и культурным ценностям родного края. Они позволяют синтезировать разнообразные формы и методы коммуникативной деятельности как с малыми, так и с большими группами детей и их родителей, что позволяет эффективно воспитывать культуру общения, познания, потребность в содержательном проведении досуга и организации собственной свободной деятельности, служат удовлетворению познавательных потребностей, саморазвитию, самообразованию, выработке определенных черт характера, приобретению навыков общения и социального опыта.

      В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа — то, что составляет фундамент становления личности.
      История человечества показывает, что вопросы гражданского, патриотического воспитания находились в центре внимания любого государства и решались с учетом социальных потребностей, с использованием различных средств, методов, форм работы.
      Настоящее время отражает общественные противоречия, связанные с серьезными изменениями в социокультурной обстановке, с новыми этапами реформирования образования. Процессы гуманизации и демократизации в образовании нарастают и требуют реальной отдачи.
      Культура базируется на общечеловеческих и культурных ценностях, что воспитывает в человеке чувство собственного достоинства, внутреннюю свободу личности, уважение и доверие к окружающим, гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств.
      Сохранение культурных ценностей является важным условием процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма, антипатриотизма, социальной апатии, преклонения перед иностранными, иногда не лучшими, традициями и стилем жизни, заимствования внешних ориентиров. Утрачивается чувство защищенности, ответственности за свою деятельность, происходит деформация общественной психологии и менталитета.

      В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педагогов и родителей и объективным состоянием общества.

      Известно, что любовь, понимание, уважение, стремление к сохранению культуры, восстановлению ее материальных и духовных ценностей целесообразно начинать с детства, с формирования ценностных ориентаций личности.


ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ,
ИСТОРИЧЕСКИМ И ПРИРОДНЫМ БОГАТСТВОМ РОДНОГО КРАЯ


Элективная программа «Любите Россию»

      Правительством Российской Федерации принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 гг.».
      В программе указано, что события последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В программе также говорится о том, что в этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе со всеми социальными и возрастными группами, а также в условиях семьи как главной ячейки общества.

      В настоящее время наиболее идеологически не защищенной частью общества оказались самые маленькие граждане Российской Федерации — дети дошкольного возраста. В силу возрастных особенностей их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. Общий дух разговоров в семье, характер отражающихся в них интересов, симпатий и антипатий взрослых доходят до детского сознания и оставляют в нем след. Возможно, это связано с тем, что многие семьи, в которых воспитываются дети дошкольного возраста, сейчас находятся в трудных социально-экономических условиях. Но при всех очевидных трудностях родители должны понимать, что пройдет время, и ситуация в России, которая на своем историческом пути переживала так много невзгод, изменится. Но ребенок к тому времени уже вырастет озлобленным, с чувством ущербности своего народа, что крайне опасно для его будущего.

      По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается не защищенным внутренним эмоциональным и интеллектуальным барьером и легко попадает под негативное влияние. Так, например, социологи считают, что наркотики одинаково популярны у детей бедных и богатых родителей и причину их распространения следует искать не в материальных трудностях, а в бездуховности окружающих ребенка взрослых. Поэтому в настоящее время именно формирование духовной культуры личности, традиционно являвшееся одной из важнейших задач педагогики, наиболее остро стоит перед педагогами и родителями.
      В связи с этим одной из актуальнейших задач, стоящих перед дошкольной педагогической наукой, является разработка современных учебно-наглядных пособий, содержание которых позволило бы уже на этапе дошкольного детства приобщить детей к пониманию уникальности своей страны, ее природных, духовных и исторических ценностей.

      Такой подход к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста не случаен, потому что имеется ряд обстоятельств, которые делают нашу страну отличной от других стран мира. Россия очень большая, и на наших просторах сосредоточено огромное количество видов растений и животных. Именно в России очень много таких мест, в которых сохранилась дикая, девственная природа, уничтожение которой может стать катастрофой не только для нашей страны, но и для всего человечества. Так, например, Сибирь — это легкие всей Земли, потому что именно сибирские леса поставляют кислород для всей планеты. Озеро Байкал — самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если бы на Земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека, расходуя в день на одного человека столько воды, сколько сейчас расходуют люди в крупных городах самых развитых стран. Кроме того, Байкал обладает самым богатым разнообразием живых существ (2600 видов), которые в процессе жизнедеятельности поддерживают чистоту и высокое качество воды озера и делают ее «живой» водой.

      А разве не испытываем мы, граждане России, чувство гордости за наш Дальний Восток, Приамурье, Камчатку и многие другие уникальные уголки природы нашей страны? Но, кроме таких природных гигантов, у нас есть уникальное маленькое растение, познакомившись с которым каждый ребенок вместе с родителями и педагогами сможет вырастить его. Этим удивительным растением России является лен.
      Перечислять уникальные природные явления России можно очень долго. Но в сознании детей изменения могут произойти только в том случае, если родителям и педагогам для работы с ними будут предложены новые, хорошо иллюстрированные учебно-наглядные пособия, и не только по знакомству с природой, но и с историческим прошлым своей страны, ее культурой и искусством. Так, например, для всех россиян особым местом является Московский Кремль, памятники которого всегда имели большое значение в духовном и нравственном становлении подрастающего поколения.
      Имеются документы, свидетельствующие о том, что уже к середине XIX века Кремль регулярно посещали воспитанники Московского кадетского корпуса с целью эстетического и патриотического воспитания. С историей Кремля детей знакомили во всех школах, гимназиях, реальных училищах, сиротских домах, а после Октябрьской революции для многих россиян именно Кремль стал центром духовной культуры и хранителем исторической памяти.
      Общеизвестно, что вместе с воспоминаниями о красоте исторических памятников, восхищением трудовыми и нравственными подвигами людей у детей воспитывается никогда уже не исчезающее чувство любви к родным местам, которое с возрастом крепнет, расширяется и превращается в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств — в любовь к Родине.

      Но, к сожалению, посещать Кремль могут только московские дети. Для того чтобы к духовным, историческим и культурным ценностям Московского Кремля могли приобщиться дети России, должно быть разработано специальное пособие, а затем и другие, которые должны базироваться на региональном материале. А дети, живущие в Ярославле, Великом Новгороде, Ростове, Тобольске, Пскове, Казани и других городах, могут посетить кремль в своем городе, символизирующий могущество и величие народа.

      В результате этой работы в разных регионах Российской Федерации могут быть разработаны аналогичные учебно-наглядные пособия, объединенные в серию под названием «Любите Россию», которые будут призваны решать следующие задачи:
      • помогать детям почувствовать восхищение перед теми уникальными возможностями, которыми располагает природный и животный мир России (озеро Байкал, Приамурье, русский лен и т. п.), и проявлениями жизни, которых они раньше не замечали (преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, сила человеческого духа и т. п.);
      • воспитывать уважение к искусству как очень ценному общественно признанному делу;
      • показать красоту народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства и развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок архитектурных ансамблей, обращать внимание детей на средства выразительности, используемые народными мастерами, художниками, скульпторами и мастерами литейного дела в своих изделиях и произведениях изобразительного искусства;
      • развивать познавательную инициативу детей (любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность) за счет партнерской деятельности со взрослым, расширять кругозор детей, выводя их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу; формировать элементарные географические и исторические представления;
      • формировать у детей интерес к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с природным и растительным миром, искусством, культурой и историей своей страны.
      На федеральном уровне в серию «Любите Россию» войдут следующие учебно-наглядные пособия: «Детям о Московском Кремле», «Детям о животных России», «Лен России», «Удивительное путешествие по Байкалу» и др.

      На региональном уровне в серию должны войти учебно-наглядные пособия, в которых получит свое развитие содержание по четырем взаимосвязанным направлениям: «Я и моя семья, родные и близкие, мой край, округ, город (поселок, село)» и т. п., «Растительный и природный мир моей малой родины», «Культура и искусство», «История».

      Очевидно, что разработка такого рода учебно-наглядных пособий может быть осуществлена в результате большой и целенаправленной работы педагогических коллективов с родителями, детьми и сотрудниками учреждений искусства, культуры и музейных работников. Но началом этой работы может стать элективная программа по данному направлению.


Элективная программа 
«Взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста»


                        По свидетельству психологов, педагогов и социологов, отсутствие общения со старшим поколением семьи (бабушками и дедушками) эмоционально обедняет растущую личность. Этот процесс приобретает особую актуальность в современных условиях, когда в семье происходят значительные изменения (нуклеарность, исчезновение семейных традиций, разрушение преемственности и эмоционально-родственных связей между поколениями).
      В настоящее время приобретает особую остроту пересмотр сферы соучастия взрослого в жизни ребенка, повышения социальной активности старшего поколения семьи в воспитании детей дошкольного возраста. Накопленный старшим поколением ценный опыт воспитания и его специфическая воспитательная роль игнорируется, а воспитательные усилия родителей дошкольников и их дедушек и бабушек оказываются недостаточно скоординированными. Участие представителей старшего поколения семьи в воспитании дошкольников остается стихийным процессом.

      Вместе с тем ученые указывают на воспитательную роль дедушек и бабушек в трансляции опыта поколений (создание традиций, сохранение истории семьи и передача ее младшему поколению). Представители старшего поколения обладают большим запасом знаний и творческим потенциалом, поэтому нельзя преуменьшать их роль в воспитании внуков. При этом жизнь маленького ребенка от общения с бабушками и дедушками становится более надежной, защищенной, устойчивой. Возникает необходимость воспитания у детей качеств, способствующих гармонизации их отношений со старшим поколением семьи, формирования эмоциональных отношений дошкольников со старшими представителями семьи.

      Несмотря на то что взрослые оспаривают свои приоритеты в воспитании, родители явно или скрыто стремятся оттеснить старшее поколение, дошкольники тем временем выражают явное предпочтение общению с бабушками и дедушками.
      В результате обострения противоречий не создаются условия для полноценного использования воспитательного потенциала разных поколений семьи в развитии и воспитании дошкольников.
      В связи с этим программа ориентирует на формирование культа семьи, ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышение их социальной активности в вопросах воспитания.
      Социальная активность старшего поколения семьи в воспитании детей дошкольного возраста повышается, если:
      • программа включения старшего поколения семьи в воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ учитывает социологические и психологические особенности лиц этого возраста;
      • формы включения старшего поколения семьи в воспитание детей дошкольного возраста способствуют интеграции жизненного опыта, осмыслению прожитой ими жизни, осознанию реалий современной действительности;
      • методы включения старшего поколения семьи в воспитание детей дошкольного возраста будут вариативными и рассчитанными на различных по полу, возрасту, социальному положению и индивидуально-психологическим особенностям представителей старшего поколения.
      Использование содержания и комплекса методических приемов, специфических для каждого участника педагогического процесса, способствует повышению активности старшего поколения семьи в воспитании внуков, улучшению межличностных отношений между детьми, их родителями, дедушками и бабушками, что в конечном итоге служит восстановлению преемственности между поколениями в современном обществе.
      Цели программы:

      • ориентировать родительскую педагогическую позицию на понимание ценности воспитания в детях качеств, способствующих гармонизации отношений детей со старшим поколением семьи (бабушками, дедушками);

      • позитивно изменить отношение детей к старшему поколению семьи, пробудив у них интерес к бабушкам и дедушкам, их знаниям и жизненному опыту;
      • способствовать вовлечению бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в различные мероприятия детского сада, способствующие формированию уважения к старшему поколению.
      Содержание работы с родителями и старшим поколением семьи строится на обогащении их психолого-педагогическими знаниями, сведениями из народной педагогики и традициями воспитания детей в разных культурах; на овладении интерактивными методами работы с дошкольниками и другими участниками педагогического процесса; на обогащении предметно-развивающей среды, организации совместной досуговой, познавательной и трудовой деятельности, целевых занятий и бесед. Работа направлена на формирование ценностных ориентиров, понимание значимости традиций семьи и социальной роли старшего поколения в развитии личности ребенка, создание атмосферы уважения, на овладение способами прямого и опосредованного выражения взаимоуважения всех участников педагогического процесса за социально значимый вклад каждого в воспитание ребенка.
      Работа с детьми дошкольного возраста направлена на формирование их представлений о вкладе пожилых людей в общественную жизнь страны и личную жизнь каждого ребенка, на воспитание эмпатии и толерантности к старшему поколению семьи и овладение способами выражения любви, внимания и заботы о бабушках и дедушках.

Элективная программа 
«Маленькие путешествия по большим музеям»

      Многие взрослые забывают о том, как впечатлительны дети дошкольного возраста, как быстро усваивают и запоминают они новую информацию, если она подается в необычной обстановке. Каждое посещение нового места может стать настоящим захватывающим приключением, запоминающимся на долгие годы. Одним из таких важных событий в жизни дошкольника бывает посещение парка или музея, поездка в другой город или даже страну, где малыш узнает много нового, весело и интересно проводит время с родными, близкими и друзьями, обогащает свой жизненный опыт. Ребенок начинает понимать широту мира и расширять свое жизненное пространство. У него появляется устойчивый интерес и желание отправиться в новое увлекательное путешествие.

      Начинать ознакомление с многообразием окружающего можно с парков и музеев родного города, области. По мере отдаления от дома дошкольник начинает понимать восхитительное многообразие мира и воспринимать себя его частичкой.
      Целью таких маленьких путешествий является возможность разнообразить досуг детей дошкольного возраста и обогатить их жизненный, чувственный опыт.
      Посещение музеев и парков может быть групповое, когда детей сопровождает воспитатель или специалист-экскурсовод, на доступном языке рассказывающий интересные подробности о том или ином явлении, которое отображается в экспозиции музея.
      Поход в музей может также стать и полезной формой организации семейного досуга. Дети узнают что-то новое, совершенствуют восприятие, конкретизируют представления об окружающем в обществе родителей или представителей старшего поколения, что способствует сближению ребенка с семьей, созданию семейной истории, формированию общих семейных интересов и ценностей, приобщению к семейным традициям.
      Общие задачи этого вида досуга — способствовать возникновению потребности в познавательной и творческой активности для проведения свободного времени; формировать устойчивые интересы, увлечения; обогащать чувственный опыт; совершенствовать мышление, память, воображение и другие познавательные психические процессы; развивать познавательную активность детей, давать им возможность расширить свой кругозор; пополнять или систематизировать знания в разных областях; испытывать положительные эмоции от общения с семьей и друзьями; в целом — сформировать личность увлекающуюся, многогранную.
      Содержание элективной программы: посещение разных видов музеев и парков родного города, области.
      В зависимости от вида музея в работе с детьми реализуются частные задачи.
      1. Зоопарки и ботанические сады (национальные парки):
      • расширять и закреплять представления детей о флоре и фауне той или иной природной зоны;

      • формировать способность наблюдать за жизнью растений, повадками животных в естественной среде;

      • развивать умение видеть красоту и многообразие окружающего мира, воспринимать себя частичкой природы;
      • способствовать возникновению желания бережно, с терпением и любовью относиться к ней.
      2. Естественнонаучные и политехнические музеи:
      • расширять и закреплять представления детей о тех или иных достижениях в разных областях науки;
      • осознавать их практическое применение в жизни;
      • обогащать интеллектуальный опыт детей;
      • развивать умение наблюдать за явлениями природы, изучать их терпеливо, анализируя увиденное;
      • формировать желание пополнять знания в разных областях науки;
      • закреплять мотивацию изучения разных интересных предметов и наук в дальнейшем, в период школьного обучения.
      3. Исторические, историко-краеведческие музеи, музеи-усадьбы:
      • расширять и закреплять представления детей о родном крае, городе, его истории и традициях, быте;
      • воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине и родной стране;
      • пополнять и обогащать знания о различных ярких и важных исторических событиях;
      • формировать желание участвовать в общественной жизни города, края.
      4. Музеи декоративно-прикладного искусства:
      • расширять и закреплять представления детей о народном творчестве;
      • обогащать чувственный и эстетический опыт;
      • воспитывать любовь и уважение к произведениям декоративно-прикладного искусства;
      • формировать художественный вкус.
      5. Музыкальные и театральные музеи:
      • расширять и закреплять представления детей о музыке и театре, музыкальных инструментах, театральных жанрах, композиторах, музыкантах, драматургах, режиссерах, актерах;
      • обогащать эстетический опыт;
      • воспитывать любовь к этим видам искусства;

      • пополнять знания по истории театра и музыки, важных эпох в их развитии, истории жизни великих деятелей искусства;

      • формировать художественный вкус.
      6. Музеи и выставки с оригинальными экспозициями (игрушки, восковые фигуры, кошки, шоколад, открытки и т. п.):
      • расширять и закреплять представления детей о тех или иных явлениях жизни;
      • обогащать эстетический, чувственный, информационный опыт.

Элективная программа
«Музыкальное воспитание в семье»


      Цель программы. Способствовать взаимодействию детского сада и семьи в решении задач музыкального воспитания детей; привлечь родителей к совместным с педагогами действиям в решении этих задач; сформировать у них стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребенка; научить родителей способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье; способствовать музыкальному просвещению самих родителей.
      Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Первые годы жизни ребенка самые ответственные в этом отношении. Та атмосфера, в которой растет и развивается ребенок в первые дни, месяцы, годы, оказывает на него сильное психологическое воздействие, постепенно формирует его нравственно-эстетические потребности и вкусы. От того, как и какую музыку будет преимущественно слушать ребенок в этом возрасте и какие педагогические условия будут созданы для его музыкально-эстетического развития, зависит в будущем развитие его музыкальных способностей, музыкальных интересов, отношение к музыке, к конкретным музыкальным произведениям, а следовательно, и развитие его личности в целом.

      Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей. Свои самые первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому важно с самых первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду для ребенка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

      Очень важно, чтобы музыкальное развитие ребенка, осуществляемое в дошкольном учреждении, имело естественное продолжение в домашней обстановке. Поэтому необходимо, приобщая родителей к совместным действиям по организации музыкального воспитания, постепенно вызывать у них осознанное отношение к этим действиям, убеждение в необходимости создания в семье условий, благоприятных для музыкально-эстетического развития детей.
      Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов дошкольного учреждения и родителей, личному участию родителей в некоторых сторонах педагогического процесса, использованию ими методических материалов и педагогических рекомендаций, аудио- и видеозаписей, имеющихся в детском саду и призванных помочь родителям в семейном воспитании, работа по музыкальному воспитанию детей в целом становится более успешной.
      Практикой наработаны различные формы взаимодействия с семьей, например консультации, семинары, родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений и др. Все они дают определенный эффект. Однако этого недостаточно, поскольку мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, важно еще обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовать детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома и др.).

      Содержание программы. Роль музыки в гармоническом развитии личности ребенка. Музыка как фактор оздоравливающего воздействия на организм. Что такое музыкальность и одаренность и возможно ли развить музыкальные способности у каждого ребенка? Влияние музыки на будущего ребенка в пренатальном периоде развития. Особенности музыкального воспитания ребенка в периоды раннего и дошкольного детства. Методы и приемы организации музыкального воспитания в семье. Различные формы работы родителей с детьми по музыкальному воспитанию.


Элективная программа 
«Музыка — волшебное лекарство»


      Цель программы. Использовать музыку в условиях дошкольного образовательного учреждения в качестве фактора воспитания и гармонического воздействия на организм ребенка.
      Музыка достаточно широко используется в дошкольных образовательных учреждениях как средство воспитания и обучения детей. Она постоянно звучит на музыкальных занятиях, во время развлечений, праздников, в самостоятельной музыкальной деятельности детей. Однако этим не исчерпываются ее возможности. Последними исследованиями ученых многих стран установлено, что музыка является достаточно мощным фактором, влияющим на различные функции организма человека.
      Еще в древности врачи, философы, музыканты интуитивно пытались воздействовать на психоэмоциональное состояние человека, избавляя его от стрессов и даже от некоторых болезней. Но изначально применение музыки как средства оздоровления организма носило эмпирический характер. Лишь к началу XX века ученым разных стран удалось на основе специально проведенных исследований выявить положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Например, отечественными учеными — В. М. Бехтеревым, И. М. Сеченовым, С. С. Корсаковым, Г. П. Шипулиным и другими было установлено, что положительные эмоции, возникающие от общения с музыкой, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному настрою человека, мобилизуют его резервные силы и обусловливают творчество во всех областях искусства в целом.
      В настоящее время во многих странах мира интенсивно развивается новое направление в медицине — арттерапия, одним из видов которой является музыкотерапия. Она широко используется сегодня и в практике психотерапии, и в хирургии, в инструментальной и вокальной терапии.

      Музыкотерапия успешно применяется при лечении эмоциональных расстройств, в вовлечении в лечебно-направленную художественную деятельность детей с различными нарушениями в развитии. Эффективность использования различных видов арттерапии в коррекции и лечении подтверждается целым рядом научных работ отечественных ученых (В. И. Петрушин, И. М. Гринева, С. В. Шушарджан и др.).

      В последние годы значительно возрос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка в процессе воспитания и обучения. Мы считаем, что этот интерес вполне оправдан. Используя искусство в целях воспитания ребенка, мы можем параллельно решать задачи, связанные с его физическим и эмоциональным состоянием, воспитанием и коррекцией проявления отдельных личностных качеств, активизацией творческих проявлений и т. д.
      В нашей программе мы предлагаем педагогам в своей работе применять отдельные методы и приемы артпедагогики в целях дополнительного воздействия музыки как фактора, способствующего хорошему эмоциональному самочувствию ребенка. С этой целью мы предлагаем музыкально-театрализованные игры и упражнения со специально подобранными музыкальными произведениями.
      Мы считаем возможным расширить рамки использования музыки в режиме дошкольного учреждения. Музыка может звучать не только в условиях таких традиционных форм работы с детьми, как музыкальные занятия, развлечения, праздники, но и, например, в утренние часы во время приема детей, перед засыпанием и после пробуждения детей, на прогулке, во время самостоятельной творческой деятельности, в условиях проведения немузыкальных занятий и т. д. Специалисты (психологи, музыканты, врачи-педиатры) считают, что грамотное использование музыки в различные моменты жизни и деятельности ребенка оказывает положительное воздействие на его эмоциональное состояние, способствует в одних случаях концентрации внимания, активизации мыслительных процессов, в других — расслаблению, снятию напряжения и др. Однако при этом следует учитывать, что музыка не должна звучать постоянным фоном при выполнении различных заданий. Во всем нужна мера, чтобы не навредить ребенку.
      Данный курс рассчитан на специалистов дошкольного образовательного учреждения — музыкального руководителя и воспитателей.

      Содержание программы. Влияние музыки на ребенка. Использование музыки как фактора, воздействующего на психоэмоциональное состояние ребенка, снятие скованности, напряжения, установление дружеских контактов со сверстниками и со взрослыми. Применение музыки в целях концентрации внимания детей, развития их памяти, воображения. Музыкально-театрализованные игры и упражнения на возникновение разных эмоциональных состояний, на развитие внимания, памяти, воображения, на релаксацию, на установление дружеских контактов со сверстниками и взрослыми. Возможности использования музыки в различные режимные моменты (во время прихода в детский сад, на прогулке, перед засыпанием и после просыпания, во время свободных игр и др.), на различных занятиях.


Элективная программа 
«В мире музыкальных инструментов»


      Цель программы. Расширить и обогатить представления дошкольников о музыкальных инструментах, познакомить с историей их возникновения, особенностями устройства, характером звучания, простейшими приемами звукоизвлечения, тем самым приобщая их к основам музыкальной культуры; способствовать развитию у детей музыкальных способностей, интереса к музыке, музыкальной деятельности, развитию таких личностных качеств, как активность, любознательность.
      Программа предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с инструментами симфонического и русского народного оркестров в процессе кружковой работы. Кружком может руководить музыкальный руководитель.
      Содержание программы. Что такое музыкальный звук. Первые музыкальные инструменты. В музее музыкальных инструментов. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра: ударные инструменты, история возникновения струнных инструментов, почему духовые инструменты называют духовыми, какие инструменты относятся к клавишным, орган — инструмент — оркестр.
      Рассказы о русских народных музыкальных инструментах: «От ложек до дров» (ударные); «Срежу я с березы три пруточка, сделаю из них я три гудочка» (духовые), «Гусли звончатые» (струнные); «Играй, мой баян!» (язычковые).

Элективная программа «Волшебный мир театра»

      Цель программы. Познакомить педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений и родителей с широкими возможностями использования различных видов театров в воспитании и развитии детей от 1 года до 7 лет. Помочь воспитателям и родителям с минимальными затратами сил и времени организовать в семье и детском саду театр игрушек, театры кукол различных систем, драматический, хореографический и музыкальный театры, изготовить кукол и костюмы.

      В работе с каждой возрастной группой используются методы и приемы, направленные на формирование у детей интереса к театрализованной деятельности на основе того вида детского театра, который в наибольшей степени соответствует возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка, его полоролевым интересам. Большой арсенал психолого-педагогических средств, широкое использование видов театрализованной деятельности и кукол различных систем позволит учитывать полоролевую специфику и обеспечить специфичным содержанием мальчиков и девочек.


РАСШИРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ


Элективная программа 
«Основы чтения и подготовка к обучению письму»


      

Письменность — величайшее изобретение человечества, которое помогает ему сохранять наиболее ценное, что создано им, и передавать другим поколениям, обеспечивает общение с культурой своего и других народов. Поэтому усвоение письменности, т. е. сознательное владение родным языком, всегда считалось одним из важнейших средств развития ребенка.
      Одной из характерных тенденций развития современного образования в нашей стране является снижение возраста детей, начинающих изучать грамоту. Это относится не только к семье, стремящейся научить ребенка читать как можно раньше, но и к детскому саду, где содержание занятий по развитию речи в последние годы значительно изменилось. В них появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу таких задач в первую очередь относится обучение старших дошкольников чтению (тогда как раньше осуществлялась лишь подготовка к обучению грамоте).
      Грамота — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.
      От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
      Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо — сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

      Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии, четкая артикуляция звуков родного языка, что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма, что особенно важно для овладения письмом, и др.

      В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, бóльшая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, можно часть умений сформировать в старших группах детского сада.
      Цель — заложить основы грамоты (первоначальное чтение и подготовка к обучению письму).
      Общие задачи обучения:
      1. Дать представление об основных единицах языка (звук, слово, предложение).
      2. Обеспечить ориентировку в звучащем слове.
      3. Упражнять в дифференцировании звуков.
      4. Познакомить с печатными буквами.
      5. Проводить анализ и синтез образов букв, а также упражнять в умении их дифференцировать.
      6. Дать практическое представление об основном механизме чтения слога.

      Обучение чтению

      Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы со своим кругом задач:
      1. Звуки речи.
      Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).
      Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить детей устанавливать последовательность звуков в слове.
      Познакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных.
      2. Образ буквы.

      Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт). Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать схожие по изображению буквы.

      3. Первоначальное чтение.
      Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв), т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.
      4. Предложение. Слово.
      Дать первоначальное представление о предложении и слове (составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова, последовательное выделение слов из предложений; определение количества слов). Дать первоначальные представления о слоге и ударении.

      Подготовка к обучению письму

      Письмо — сложный навык и в полном объеме недоступен ребенку-дошкольнику. Поэтому в детском саду проводится целенаправленная работа по подготовке к обучению письму.
      Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо прежде всего является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.
      Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление наполнено своими задачами и учебным содержанием. Представим их.
      1. Развивать руку.
      Сформировать правильный захват орудия письма.

      Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.

      Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.
      Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
      Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
      Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.
      Развивать мелкую моторику рук.
      Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами.
      Активно включать в жизнь детей разнообразные формы работы для развития мелкой моторики рук (работа с карандашом и со штампами, ниткопись и бисерография и т. п.).

      2. Начать подготовку к технике письма.


<< предыдущая страница   следующая страница >>