litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 27 28 29 30 31

      Развивать пространственную ориентировку. 
      В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.
      Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.
      Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов.
      3. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности.
      Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.
      4. Формировать элементарные графические умения.
      Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.).

Элективная программа
«Математика перед школой»


            Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними, — уменьшать, увеличивать, делить, пересчитывать, измерять. Кругозор ребенка отражает накопленный опыт и расширяется благодаря усвоению словесных образов, формированию представлений по рассказам, объяснениям, с помощью воображения. Становится возможным применение схем, моделей, обобщенных понятий.

      Малыш движется от незнания к знанию, возникают связи между новыми и уже имеющимися представлениями. Происходит систематизация знаний.

      Многие ученые отмечают, что способности к переработке информации формируются у детей в значительной степени уже к 5—6 годам. Однако не следует стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, пройти полную программу первого класса в этом возрасте. Значительно важнее научить ребенка мыслить, развить самостоятельность, независимость суждений и оценок, находить доказательства, устанавливать зависимости.
      В старшем дошкольном возрасте повышаются психофизиологические возможности детей, что позволяет увеличивать объем познавательного материала, усложнять требования к качеству и способам его усвоения.
      Вместе с тем в старшем дошкольном возрасте обнаруживаются существенные индивидуальные различия в математических представлениях детей. Стремление «наращивать» усвоение содержания без учета индивидуального темпа может привести к искусственному сдерживанию развития одних детей и возникновению формализованных знаний у других.

      Характер этой работы с разными категориями детей будет различным. Одним детям, имеющим формализм в знаниях, испытывающим трудности в обучении, необходимы упражнения, практическое и игровое применение имеющихся знаний, чтобы осознанно и прочно усвоить материал, и только после этого двигаться дальше. Другим детям, опережающим своих сверстников и продвигающимся более быстрым темпом, могут быть предложены задания повышенного уровня трудности, возможность применения знаний в проблемно-практических ситуациях, а также задания на классификацию, сообразительность, логику. Некоторые дети ориентированы в содержании математического курса первого класса и демонстрируют знания его отдельных фрагментов, затрудняясь при этом в выполнении достаточно простых учебно-поисковых заданий, не располагают способами анализа и обсуждения полученных результатов. Есть дети, которые не посещали дошкольное учреждение. Их математические представления складывались стихийно или в результате организованного в семье обучения. Таким детям необходимы систематизация знаний, переход от ситуативного решения познавательной задачи на обобщенные способы, понимание отношений, установление взаимосвязей между процессом и результатом, обоснование выбора способа собственных действий.

      Математическое образование каждой категории детей старшего дошкольного возраста должно базироваться на интеграции игровой, познавательной, продуктивной и поисковой деятельности, через разные формы которых и организуется содержательный материал. При этом необходимо учитывать различия в культурно-образовательном опыте детей и в области познавательных интересов. Закрепление и актуализацию математических представлений целесообразно продолжить в условиях семьи. Необходимо направить активность родителей на преодоление возникающих трудностей, научить их радоваться индивидуальным достижениям ребенка и учитывать темп его продвижения.
      Область математических представлений, которая складывается в дошкольном возрасте, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность.
      Целями педагогической работы по формированию математических представлений перед школой являются:
      накопление, обогащение и упорядочивание элементарных математических представлений;
      овладение способами оперирования знаниями, перенос их в сходные и нестандартные ситуации;
      развитие мышления, умения анализировать, рассуждать, делать выводы.
      В процессе образовательной работы необходимо направить усилия на совершенствование у ребенка представлений об окружающем, развитие у него умственных способностей, любознательности, познавательного интереса.
      Задачи развития математических представлений:
      • способствовать формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности в области математики; умения выделять в ней цель и способы достижения, рассуждать о них, стремиться объективно оценивать ее результаты;
      • развивать представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о частных и обобщенных способах познания свойств и отношений;

      • развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения, объяснять ход решения творческой или проблемной задачи;

      • способствовать осознанию математических понятий и зависимостей, побуждать истолковывать их;
      • создавать условия для накопления чувственного опыта при восприятии формы, пространства и времени; помогать конкретизировать и упорядочивать представления об отношении объектов по отдельным параметрам (форма, величина, количество, пространство и время);
      • поощрять использование терминов и математической символики; одобрять любознательность, поддерживать инициативу ребенка в попытках найти объяснение возникшего вопроса или замеченного противоречия;
      • способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них;
      • развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интересующую ребенка тему, помогать в разрешении проблемно-поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование и наблюдение.
      Содержание математического образования определяется исходя из потребностей развития ребенка и логики изучения математической науки и включает следующие направления:
      формирование представлений о числе и количестве;
      развитие представлений о величине;
      развитие представлений о форме;
      развитие пространственных ориентировок;
      развитие ориентировок во времени.
      Формирование представлений о числе и количестве
      При наглядном восприятии и в самостоятельной деятельности совершенствовать представления о числах первого десятка. Конкретизировать представления об образовании чисел первого десятка из предыдущего числа и единицы (или последующего числа и единицы) и на основе измерения. Познакомить с новой единицей счета — десятком. Формировать представление о числах второго десятка.

      Создавать условия для понимания последовательности чисел и места каждого из них в натуральном ряду: образовать число, больше или меньше заданного; доказать равенство или неравенство групп предметов по числу; находить пропущенное число.

      Совершенствовать представление равенства-неравенства между числами, о способах сравнения чисел. Способствовать осознанию отношений между последовательными числами в пределах первого десятка (число семь меньше числа восемь на один, но больше числа шесть), обозначению словами результатов своих действий и сравнения.
      Конкретизировать представления о количественных отношениях (предметов в одной группе может быть больше или меньше, чем предметов в другой группе; в двух группах предметов может быть поровну, одинаковое количество; предметов в третьей группе может быть больше, чем во второй, но столько же, сколько в первой).
      Способствовать пониманию относительности числа (число восемь больше по сравнению с числом пять, но меньше по сравнению с числом десять).
      Использовать жизненные ситуации для количественного сравнения объектов, демонстрируя независимость числа от величины предметов и их пространственного расположения (больших и маленьких предметов может быть поровну или не поровну, неодинаковое количество, предметы одной группы могут быть расположены близко или далеко друг от друга — от этого их количество не меняется).
      Способствовать совершенствованию счетных навыков.
      Показать на наглядном материале состав каждого числа в пределах первого десятка из двух меньших чисел.
      Знакомить с цифрами от 0 до 9, с «чтением» печатной нумерации натуральных чисел.
      Совершенствовать представления о простой арифметической задаче, ее структуре, составлении и решении задач.
      Развитие представлений о величине
      Конкретизировать представления о величине и ее параметрах (длине, ширине, высоте), относительности признаков, сравнительной характеристике и ее словесном выражении.
      Формировать представления о способах определения величины. Расширять границы использования способов непосредственного и опосредованного измерения и сравнения объектов по величине.

      Знакомить со способами сравнения объектов по величине (протяженности и объема) с помощью условной меры, использовать их при решении практических и проблемно-познавательных ситуаций.

      Создавать условия для классификации и сериации предметов по величине. Способствовать усвоению терминов, выражающих степень и относительность признаков величины.
      Развитие представлений о форме
      Совершенствовать представления о форме. Расширять представления о геометрических фигурах (круг, треугольник, четырехугольник (квадрат и прямоугольник), многоугольник) и признаках геометрических фигур (вершины, стороны, углы), о классификации геометрических фигур и ее основаниях.
      Способствовать обогащению словаря при определении и описании формы предметов окружающего мира.
      Развитие пространственных ориентировок 
      Совершенствовать опыт ориентировок в пространстве, определяя свое местонахождение среди объектов. Обогащать словесное определение пространственного расположения объектов.
      Развивать пространственные ориентировки на плоскости.
      Создавать условия для проявления самостоятельности при ориентировке в пространстве, побуждать использовать схемы, планы. Рассказывать о предстоящем путешествии или пройденном пути, используя соответствующие обороты речи с предлогами и наречиями.
      Развитие ориентировки во времени
      Совершенствовать и расширять представления о времени по цикличности природных явлений, формировать представление о последовательности дней недели, месяцев года.

Элективная программа 
«История математических открытий»


      Цель программы. Способствовать усвоению доступных детскому пониманию культурных и научных ценностей и способов познания.
      Дошкольников интересует, как люди научились считать, вычислять, кто придумал цифры, кто изобрел часы, составил календарь, как появились инструменты для измерения тканей, площадей, жидкостей, сыпучих веществ, какие задачи решали в старину, какими были первые деньги, когда появились счетные машины и многое другое.

      Каждый из этих вопросов составляет цепочку рассуждений, бесед, наблюдений, опытов, решения проблемных ситуаций, составление рассказа об интересных исторических фактах, изготовление моделей, демонстрирующих разные стадии развития изучаемого явления, связанного с областью математики и имеющего широкое прикладное значение для жизни современного человека. Дети участвуют в создании своеобразной коллекции, которая показывает развитие идеи в истории человеческой практики до ее реализации в настоящем времени. Процесс деятельности по составлению и пополнению коллекции разнообразен, а результат, как правило, эмоционально окрашен.

      На понятном для детей материале взрослые — педагоги и родители — могут помочь изготовить действующие модели разных видов часов, календарей, цифр, по ним проследить историю создания и совершенствования различных приборов.
      Размышляя над достоинствами и недостатками каждого нового прибора, возможностями его применения, использования математических знаний, взрослые вместе с детьми анализируют, почему необходимо было совершенствовать приборы, системы. В результате расширяется кругозор ребенка, и он начинает осознавать значение математической науки.
      Темы для изучения: «Почему текут минуты и куда они текут?», «Тайны Нуллюса», «Арифметика Древней Руси», «Зачем рубили рубли?», «Абак — младший брат компьютера», «Почему у древних не было карманных календарей?», «Два аршина, два локтя» и др.
      В процессе работы решаются следующие задачи:
      • формирование предпосылок учебных навыков, культуры познавательного общения и культуры умственного труда;
      • развитие элементов поисковой деятельности, эвристического и понятийного мышления;
      • стимулирование процесса саморазвития личности;
      • развитие творческих способностей, кругозора детей;
      • развитие ребенка как субъекта познавательной культуры и собственного творчества;
      • совершенствование и расширение представлений детей о счетной, измерительной и вычислительной деятельности, об ориентировке в пространстве и во времени в контексте опосредованного математического развития дошкольников; формирование познавательного интереса.

Элективная программа 
«Клуб математических игр, турниров и забав»

            Успешность математического образования во многом зависит от степени интереса ребенка к изучаемому. Интерес повышается тогда, когда появляются первые успехи, самостоятельное преодоление трудности, находится ответ на каверзный вопрос. Ребенку должен быть понятен смысл предстоящих действий. Игровые мотивы часто используются для повышения познавательной активности при закреплении складывающихся представлений и способов деятельности.

      Программа нацелена на удовлетворение дифференцированных образовательных потребностей личности дошкольника и запросов родителей на образовательные услуги, ориентирована на расширение области получаемых знаний, позволяющее превысить федеральный стандарт образования без перегрузки детей. Вместе с тем дополнительные образовательные услуги осуществляют формирование и актуализацию понятийной и операционной сфер математического образования, обеспечивая пропедевтику и коррекцию трудностей, которые возникают у детей дошкольного возраста в познавательной деятельности.
      Работа с детьми построена с использованием игровых и соревновательных элементов, позволяет использовать одновременно разноуровневое содержание. Рассматривая процесс обучения математике как организованную и целенаправленную интеллектуально-познавательную деятельность, целесообразно применять инновационные технологии организации образовательной работы. Для каждого ребенка необходимо через различные формы вовлечения его в познавательную деятельность обеспечивать накопление чувственного и информационного опыта, который создает важнейшую базу знаний, актуализирует их. Накопление чувственного опыта происходит через обогащенную предметную среду; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность, интеллектуально-познавательное общение со взрослыми; организацию игр, турниров (по шашкам, шахматам, танграм и др.) и командных соревнований (КВН, Что? Где? Когда? и др.).
      При такой организации дополнительной образовательной работы легко достигается индивидуальная дозировка в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий.

      В процессе работы клуба серьезное внимание уделяется созданию эмоционального комфорта в процессе познавательной деятельности, снятию напряжения, возникающего нередко у детей из-за психотравмирующего характера познавательного общения с родителями или возникшего отрицательного опыта общения со сверстниками. Особенным для ребенка является ощущение личной причастности; сопереживание и содействие создают особое восприятие действия и зрелища. Положительное подкрепление эвристических находок и успехов детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми, а также использование стимулирующей мотивации (личностной, игровой, познавательной) — это фон, на котором строится работа клуба.

      Программа включает в себя систематизированное содержание математического образования детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, построенного в виде игр-занятий, турниров, командных соревнований.
      Программа направлена на последовательное и постепенное решение следующих задач:
      • повышение интеллектуальной активности и познавательной мотивации, творчества;
      • развитие элементов эвристического и понятийного мышления;
      • совершенствование умственной работоспособности;
      • формирование адекватной самооценки и самоконтроля;
      • охрана психического здоровья и эмоционального благополучия;
      • формирование культуры познавательного общения.

Элективная программа
«Увлекательные встречи с английским языком»


            Сегодня никто не сомневается, что знать, как минимум, один иностранный язык — это требование жизни. Изменения, произошедшие в нашем обществе за последние годы (открытие границ, расширение научно-деловых и культурных контактов, распространение средств массовой информации, огромный объем научно-технической информации), — все это явления нашего времени, с которыми нельзя не считаться. Изучение иностранного языка не только приобщает детей к культуре народа другой страны, но помогает глубже понять свою собственную, увеличивает культурный актив страны. Сейчас совершенно ясно, что знание даже одного иностранного языка поможет ребенку в будущем эффективно реализовать себя в профессиональной деятельности, будет способствовать гармоничному, всестороннему развитию его личности, служить показателем его культурного уровня, средством самоутверждения.

      Важно отметить, что отношение к обучению иностранным языкам изменилось за последнее время во всем мире. Особенно ярко это проявилось в принятом Советом Европы 1 января 1993 года документе (The Single European Act), закрепляющем «свободное передвижение людей и идей». Этот документ вызвал беспрецедентный толчок к обучению иностранным языкам и их изучению, чтобы успешно справиться с новой ситуацией в мире. Совет Европы призывает «сохранять и умножать богатое наследие в виде языкового и культурного многообразия как источник взаимного обогащения, что поможет нам понимать, уважать и принимать мысли, чувства, ценности, убеждения и обычаи друг друга и преодолевать предрассудки и нетерпимость». Согласно этому документу «изучение языков не является больше исключительной привилегией социальной, культурной, интеллектуальной или политической элиты, а потребностью и правом каждого гражданина. Не формальное изучение грамматической структуры и литературных произведений, а приобретение знаний, подходов и практических навыков, необходимых для общения в реальных жизненных ситуациях, должно стать приоритетным. Изучение языков должно основываться на их потребностях, интересах, особенностях и способностях при полном учете пожелания родителей и общественных нужд».

      По утвердившемуся теперь в науке мнению, речевая одаренность у основной массы детей к 6—7 годам потихоньку затухает, и это не является признаком того, что возраст эффективного усвоения языков прошел, а, скорее, знаменует завершение этапа, «когда русский язык становится действительно родным и ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления», что, безусловно, является не единственным, но важным и решающим показателем готовности к овладению иностранным языком.
      «Для всякого обучения, — говорил Л. С. Выготский, — существуют оптимальные, то есть наиболее благоприятные, сроки. Отход от них... всегда оказывается с точки зрения развития вредным, неблагоприятно отражающимся на ходе умственного развития ребенка».
      Излишняя ретивость здесь может оказаться вредна, а вместе с тем хорошие результаты могут быть достигнуты, если родителями, воспитателями и педагогами правильно и полно определены исходный уровень познавательной деятельности, общее интеллектуальное развитие, устойчивые индивидуальные и возрастные особенности, а также уровень развития речи ребенка на родном языке. И если ваш малыш еще не готов по каким-то причинам к такому роду деятельности, не пытайтесь заставлять его, ибо, создав с самого начала отрицательное отношение к иностранному языку, мы формируем стойкое неприятие, нежелание (так как это трудно, неинтересно, невыполнимо) изучать любой иностранный язык в будущем.
      В нашем случае очень важно создать у малыша комфортное состояние в процессе овладения языком, дать ему положительную установку на будущее, вселить в него уверенность в своих силах.

      Изучение языка не самоцель. Главной задачей на раннем этапе является подготовка ребенка к обучению иностранному языку в лингвистическом, психологическом и культурном аспектах, и, видимо, психологический аспект здесь выдвигается на первое место. Под ним понимается такая подготовка, которая поможет сделать малышу фундаментальное открытие: понятия, которыми он владеет на родном языке, могут быть выражены с тем же успехом на другом языке, где другие формы выражения мысли служат тем же самым коммуникативным целям, что и в родном.

      Как уже было отмечено, большое значение приобретает первоначальный этап вхождения в мир иностранного языка, который в соответствии с принципами обучения должен быть посильным, желанным и увлекательным.
      Теперь, когда ребенку становятся доступными произношение слов сложной звуко-слоговой конструкции и слуховая дифференциация звуков, идет сознательное употребление антонимов и синонимов и расширяется словарь обобщений, совершенствуется владение грамматическим строем родного языка, а вместе с тем происходят важные изменения в его диалогической речи, что позволяет ему входить в полноценный контакт как со взрослым, так и со сверстниками, мы можем предвидеть (предугадать) успешность этапа устного опережения обучения иностранному языку.

      Отечественные и зарубежные психологи и педагоги признают, что одним из сложных вопросов обучения детей неродному языку является проблема мотива. Почему малыш так легко и быстро начинает говорить на родном языке? Для него это необходимо и доставляет удовольствие, так как дает возможность взаимодействовать с окружающими его людьми и через это взаимодействие — познавать мир, получать необходимую и интересующую его информацию, делиться накопленными знаниями и впечатлениями с близкими. Мир открыт и исследован им адекватно возрасту. Накоплен определенный запас представлений о ближайшем непосредственном окружении. Известны названия предметов, их отдельных частей, отличительные признаки. Налажены связи между словом и образом, развита способность правильно воспринимать и понимать. И если мы заставим ребенка снова пройти через все только для того, чтобы выучить еще один язык, это может оказаться непосильной и скучной задачей для него, ввиду того что, согласно Л. С. Выготскому, «усвоение иностранного языка идет путем, противоположным тому, которым идет развитие родного... Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный — начиная с осознания и намеренности. Поэтому можно сказать, что развитие родного языка идет снизу вверх. В то время как развитие иностранного идет сверху вниз».

      Психологические характеристики, определяющие родной и иностранный языки, различны, что делает невозможным повторение пути усвоения родного языка никаким другим иностранным языком. Проявляется же это в том, как отмечает И. А. Зимняя, что родной язык — это средство «присвоения человеком общественного опыта, в процессе которого удовлетворяются и формируются его познавательные, коммуникативные и другие социальные потребности». А неродной язык в предлагаемых нами условиях обучения (отсутствие языковой среды с момента рождения) «предполагает осознание формы выражения собственной мысли на изучаемом языке». Таким образом, становясь одновременно целью и средством обучения, иностранный язык требует нахождения определенных, отличных от других предметов методов его преподавания и ставит их в зависимость от возраста обучаемых. Именно поэтому требуется большое искусство со стороны родителей, воспитателей, педагогов (чтобы впоследствии не отбить интерес у ребенка к изучаемым предметам) правильно организовать обучение, учитывая специфику иностранного языка.
      Когда серьезным препятствием на пути изучения иностранного языка является отсутствие реального, видимого мотива, так как все задачи общения решаются детьми на родном языке, нам кажется интересной мысль И. А. Зимней, что «новая игра является психологическим оправданием перехода на иностранный язык».
      В программе «Из детства — в отрочество» уже многое было сказано об игре как важном источнике развития ребенка, имеющем огромное значение для умственной и нравственной сторон его жизни. Важно отметить, что, являясь ведущим видом деятельности у дошкольников, в старшем дошкольном возрасте игра имеет качественно новые характеристики.

      Здесь ролевая игра вытекает из потребности возраста — общаться со сверстниками и взрослыми. Это, очевидно, должно являться объектом нашего первостепенного интереса, так как задача обучения на данном этапе неродному языку — это задача общения на нем. Именно в этом возрасте характером игровой деятельности определяются содержание общения ребенка с окружающими, речевые функции и средства общения. Ролевая игра способствует становлению и развитию новых форм речи.

      Большие возможности раскрываются в связи с совершенствованием диалогической речи ребенка. Речь его изменяется и зависит от того, кому она адресована. Теперь ребенка интересует не просто та или иная роль и то, насколько хорошо она выполнена, — повышаются требования к правдивости и убедительности ее выполнения.
      Пропуская через себя переживания той или иной роли и ситуации, ребенок, «желая, выполняет, думает, действует» (Д. Б. Эльконин). Он осваивает грамматически правильную и выразительную речь, приучается слушать вопросы и отвечать на них, спрашивать и рассказывать о том, что его волнует. Присущие возрасту образное и словесно-логическое мышление, богатое воображение, достаточно хорошая ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, желание общения со сверстниками притягивают ребенка к сюжетно-ролевой игре, где педагог может и должен стать равноправным партнером. Его задача — не только научить дошкольника правильно говорить, но, будучи инициатором такого общения, наладить сотрудничество в совместной деятельности, которой на данном этапе является игра.
      Стремление к коммуникации у ребенка врожденное, как считают многие специалисты. Педагог должен создать такую ситуацию, в которой потребность в слове будет очень сильна. При этом поиск слова следует максимально облегчить, используя как речевые, так и неречевые средства (жест и мимику). Такая потребность есть у ребенка и взрослого в чужой стране (она вытекает из потребности общения на данном языке). Но таковой нет и не может быть на занятии по английскому языку.

      Многие практики сегодня сознают, что создать ситуацию интересного и полноценного общения на неродном языке легче, если вы используете единый сюжет. Каково будет общение в рамках единого сюжета, почувствует ли ребенок себя его участником, удастся ли затронуть его душу, заставить сопереживать с героями — от этого во многом зависит принятие им «новой игры» — игры, которая строится на неиссякаемой фантазии, на необычных обстоятельствах, новых персонажах, с которыми ему придется так или иначе себя отождествлять.

      Большие возможности открывает на данном возрастном этапе сказка. Какой ребенок не любит слушать сказки! Кто в детстве не хотел побывать на месте того или иного героя, пройти с ним сложный и увлекательный путь — путь приключений!
      «Всей душой сопереживая с ним (героем) каждую ситуацию сказки, малыш чувствует себя борцом за правду, страстно жаждет, чтобы борьба, которую ведет благородный герой, завершилась победой над коварством и злобой. Здесь великое гуманизирующее значение сказки: всякую, даже временную, неудачу героя ребенок всегда переживает как свою, и, таким образом, сказка приучает его принимать к сердцу чужие печали и радости» (К. И. Чуковский).
      Он фантазирует с героем, но вырабатывает собственное решение встречающихся проблем. Сказки близки ребенку по мироощущению. Это особый мир, часто — убежище от реальной действительности. В нем он чувствует себя комфортно, иногда не пуская туда взрослых, ощущая чисто интуитивно, что они могут этот мир разрушить. Герой сказки почти всегда одного возраста с ребенком, и дошкольнику нетрудно войти в придуманное общение. Специалисты по развитию речи считают, что сказка дает ребенку обильные сведения о языке. Это культурное наследие страны, отражающее традиции и обычаи народа и имеющее огромное познавательное значение. Все это побудило нас использовать английскую народную сказку на начальном этапе обучения английскому языку.

      Как известно, любая современная цивилизация имеет за собой долгую историю, некий культурный опыт. Этот опыт для нации — то же самое, что жизненный опыт для человека. Как влияют на личность воспитание, образование, среда и окружение, так и на нацию оказывает воздействие совокупность географических, политических, исторических и культурных факторов, которые в целом определяют ее характер и, конечно же, язык. На занятиях с детьми важно подчеркнуть неповторимость и уникальность мира, о котором им рассказывают. Англия — страна со своими правилами игры, и, попадая в нее, ребенок принимает эти правила.

      Разумеется, для дошкольника сказка лишь отправная точка, маленькие штрихи, которые, с одной стороны, переносят его на занятиях английского языка в несколько другое измерение, а с другой — приучают к восприятию более сложного материала в дальнейшем. В идеале педагог ведет себя как самая традиционная из английских бабушек. Сам он должен достаточно неплохо знать культуру страны, чтобы находить на уроке правильный тон. Одна из его задач — подготовить ребенка к сопоставлению культур в более старшем возрасте, дать ему широкий выбор ценностей, а вовсе не подменить одни другими.
      Следует искать и объяснять причины культурных различий, но не моральные или интеллектуальные, а исторические. «Другие люди не глупы и не странны, — говорим мы ребенку,— просто иногда они думают по-другому. Ты же волен выбирать то, что тебе нравится, опираясь на их знания и опыт».
      Открывая своим детям огромный мир разных цивилизаций, мы духовно обогащаем их. Чем больше национальных особенностей они увидят в другой культуре, тем неизбежнее обнаружат существование общечеловеческих, нравственных ценностей, присущих всем временам и народам. Быть может, тогда Россия третьего тысячелетия от Рождества Христова вновь войдет в историю как славная держава ученых, писателей, государственных деятелей и мыслителей, духовная колыбель и любящая мать своего народа.

      Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что для успешного овладения дошкольником иностранным языком существуют определенные условия, которые должны быть обязательно соблюдены:
      1. Для обучения ребенка иностранному языку в раннем возрасте должен быть учтен уровень его развития и определена готовность к изучению иностранного языка на данном возрастном этапе.
      2. Изучение неродного языка должно рассматриваться в контексте непрерывного обучения и в дальнейшем облегчить вхождение ребенка в учебную деятельность.

      3. Одной из основных задач должно стать формирование лингвистического опыта дошкольника для успешного овладения языками в будущем.

      4. Лингвистическое и дидактическое мастерство педагога является важным и часто решающим фактором для успешного обучения иностранному языку.

      Важнейшие задачи первого года обучения 
      • Способствовать возникновению желания понять и принять другую знаковую систему. 
      • Формировать элементы устойчивых коммуникативных умений через общение. 
      • Развивать контролирующие и волевые действия в речекоммуникативной деятельности. 
      • Начать знакомить с культурой страны изучаемого языка. 
      • Создавать условия для появления у ребенка интереса к изучению иностранного языка.

      В семье 
      Формировать устойчивый интерес ребенка к литературе как виду искусства, активно участвовать в обсуждении литературных героев (показать на глобусе и карте, в какой стране, каком городе они живут). 
      Разучивать и инсценировать вместе с ребенком стихи, считалки и т. д. в переводах К. Чуковского и С. Маршака. Развивать способность к словотворчеству, используя игры словами, звуками, рифмами как на русском, так и на английском языке. 
      Знакомить детей с доступным их пониманию страноведческим материалом Великобритании, США, Австралии. 
      Просматривать и обсуждать с ребенком мультфильмы на английском языке.

      В дошкольном образовательном учреждении


<< предыдущая страница   следующая страница >>