litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Муниципальное общеобразовательное учреждение


лицей №8 им. Н.Н.Рукавишникова



Согласовано (одобрено) Утверждаю

на заседании Директор муниципального

научно – методического совета общеобразовательного учреждения

Протокол №_________ лицея №8 им. Н.Н.Рукавишникова

«____»_________2011г. Н.Н.Буркаева________________

«____»_________2011г.


Программа

дополнительного образования

«Азбука Здоровья»

(модифицированная программа)


Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7–11 лет

Срок реализации программы: 4 года


Составитель программы: Лайкина А.Н.,

учитель начальных классов,

I квалификационная категория.




г. Томск


2011г



Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс «Азбука Здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.


Программа «Азбука Здоровья» является модифицированной. Она составлена на основе следующих оздоровительных программ: «Валеология» (В.М.Мельничук), «Полезные привычки» (Международная организация ХОУП), «Безопасность на дороге для всех» (компания «Рено»), «Разговор о правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких), «Школа докторов Природы» (Л.А.Обухова), «Полезные привычки» (Родикова И.А.).

Отличительной особенностью данной программы являются её основополагающие приоритеты: *Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития; *Оздоровление–не совокупность лечебно- профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей. Так же данная программа дополнительного образования собрала в себя всё самое интересное и полезное из всех ныне существующих оздоровительных программа для детей. Курс «Азбука Здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.



Программа «Азбука Здоровья» имеет ряд значений:

Воспитательное значение - воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих.

Просветительное значение - расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья.

Профилактическое значение - сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна - как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей, познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома; развивать двигательную активность детей через подвижные игры.


Таким образом, программа “Азбука Здоровья” очень актуальна в современных условиях воспитания и развития здоровых, полноценных граждан нашего общества.


Курс программы дополнительного образования « Азбука Здоровья» рассчитан на четыре года обучения для учащихся начальных классов.


Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на четыре года обучения, 1 час в неделю.
1 год обучения- 34 часа;
2 год обучения- 35 часов;
3 год обучения- 35 часов;
4 год обучения- 35 часов;


Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз  в неделю.

Наполняемость группы – 12-15 человек.


В программе «Азбука Здоровья» очень легко просматривается межпредметная связь:

1. Уроки окружающего мира (режим дня, пожарная безопасность, обращение с животными, лесная аптека)

2. Уроки физической культуры (игры на свежем воздухе, спорт и здоровье)

3. Уроки литературного чтения (чтение и обсуждение литературных текстов по теме урока)



Формы и виды деятельности:

Занятия в классе и в природе.

Уроки – путешествия.

Уроки – КВН.

Праздники.

Игры.

Викторины.

Экскурсии.

Беседы.

Походы.

Конкурсы.

Конференции.


Формы отчётности и проверки:

Подведением итогов реализации программы «Азбука Здоровья» может быть: *проект, который может выполняться индивидуально и группой учащихся; *отчёт о работе может быть представлен рефератом, буклетом, стенгазетой, альбомом; *презентация; *организация выставки; *олимпиада.


Цели и задачи.

Цель программы « Азбука Здоровья»:

1.Становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни.

2.Учиться быть здоровым телом и душой, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.


Задачи программы «Азбука Здоровья»:

1.Научить сознательно относиться к своему здоровью; добиться выполнения элементарных правил здоровья сбережения.

2.Сформировать основы гигиенических навыков.

3.Через практические занятия в доступной форме познакомить с основами первой медицинской помощи.

4.Познакомить с правилами поведения в обществе, с культурой поведения на дороге.

5.Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

6.Формировать у младших школьников мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.

7.Развивать познавательную активность младших школьников, творческие способности, любознательность, расширять кругозор учащихся; развивать умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развивать умения проводить самостоятельные наблюдения.

8.Воспитывать у младших школьников потребность к здоровому образу жизни.



Условия реализации программы.


Эффективность занятий по программе «Азбука Здоровья» в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует учитель в своей работе. «Азбука Здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение детских книг по теме занятия, инсценирование  ситуаций, просмотр мультфильмов и кинофильмов, проведение игр, применение информационно-коммуникативных технологий, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку и др.

Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.

Результативность работы по программе «Азбука здоровья» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.


Содержание программы.

1 класс.

«Я и моё здоровье» 34 часа


Тема №1 «Мир вокруг и я в нём» 11 часов

Характерной особенностью этого раздела является усвоение детьми понятий “здоровье” и “здоровый образ жизни” и применение их на практике.

Данный раздел позволяет усвоить детям ценность здоровья, способы его укрепления, знакомит с понятием “режима дня”, его особенностями, практической направленностью и реальной пользой для здоровья, помогает ребёнку составить свой режим дня и придерживаться его в дальнейшем.

Дети также знакомятся со способами активного отдыха. Важное значение имеет усвоение детьми комплексов физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме рабочего дня (гимнастика до уроков, динамические паузы, разучивание упражнений для снятия напряжения и усталости глаз, шеи, позвоночника). Происходит переосмысление значения уроков физической культуры, как одного из важнейших способов укрепления здоровья.


Главным аспектом этого раздела является формирование у детей сознательного желания быть здоровым. Необходимо, чтобы дети уяснили, что заботиться о своём здоровье, прежде всего, должен сам человек.

Тема №2 «Правила дорожного движения» 9 часов

Очень важным аспектом данного раздела является выработка у детей привычки соблюдения правил дорожного движения, которая убережёт ребёнка от дорожно-транспортных происшествий, представляющих реальную угрозу не только для здоровья, но и для жизни ребёнка.

Тема №3 «Охрана жизни и здоровья человека» 14 часов

Дети знакомятся с понятиями «чрезвычайная ситуация», «лесные пожары», учатся правилам безопасного поведения на воде и в лесу. В этом разделе главное значение принадлежит правилам безопасного обращения с животными.


К концу 1 класса учащиеся должны знать:


- что такое уникальность человека;

- что такое здоровье;

- важность здоровья для нормального функционирования организма человека;

- влияние здоровья на успешность учебно-воспитательного процесса;

- значение режима дня, его важность и необходимость;

- правила содержания своей комнаты;

- способы самообслуживания и самоконтроля;

- правила дорожного движения;

-способы активного отдыха;

- комплексы расслабляющих упражнений;

-правила обращения с животными;


К концу 1 класса учащиеся должны уметь:


-беречь своё здоровье;

- вести здоровый образ жизни;

- составлять и придерживаться режима дня;

- правильно организовывать свой досуг;

- содержать в порядке свои вещи, рабочее место, комнату;

- играть в игры на свежем воздухе;

- использовать упражнения для снятия усталости глаз, шеи, позвоночника;

-соблюдать правила дорожного движения;


-соблюдать правила безопасного обращения с животными;

Учебно – тематический план.




п/п

Тема занятия

Количество

часов

Форма проведения

Дата

Дата по факту

Тема №1 «Мир вокруг и я в нём» 11 часов

1

Что такое здоровье и от чего оно зависит?

1

беседа







2

Я - человек. Я не похож на других. Моя семья.

1

беседа







3

Я – ученик. Я пришёл из школы.

1

беседа







4

Режим дня.

1

презентация







5

Режим дня.

1

практическое занятие








6

Сон – лучшее лекарство.

1

беседа







7

Моя комната. Проветривание. Влажная уборка.

1

беседа







8

Как настроение? Чувства. Стресс.

1

беседа







9

Активный отдых. Игры на свежем воздухе.

1

занятие на свежем воздухе







10

Физкультура, спорт, здоровье.

1

занятие на свежем воздухе







11

Урок-соревнование «Огонёк Здоровья».

1

соревнование







Тема №2 «Правила дорожного движения» 9 часов

12


Как вести себя в городском транспорте.

1

беседа







13

Дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие).

1

беседа







14

Дорожные знаки (предписывающие, информационно-указательные).

1

беседа







15

Дорожные знаки (знаки сервиса).

1

беседа







16

Мы сигналам светофора подчиняемся без спора.

1

практическое занятие







17

Современный транспорт на улицах города.

1

работа в группах







18

Учимся правильно вести себя на дороге. Один на улице.

1

практическое занятие





19

Правила катания на велосипеде, на роликах.

1

беседа







20

Урок-викторина «Правила дорожные детям знать положено».

1

викторина







Тема №3 «Охрана жизни и здоровья человека» 14 часов

21

Чрезвычайные ситуации в природе и в быту.

1

беседа







22

Запрещающие знаки безопасности.

1

беседа







23

Предупреждающие знаки безопасности.

1

беседа







24

Ребятам о пожарной безопасности. Пожар в квартире.

1

беседа







25

Огонь – друг, огонь – враг.


1

беседа







26

Лесные пожары.

1

беседа







27

Что мы знаем о кошках и собаках?

1

презентация







28

Укусы насекомых.

1

беседа







29

Присасывание клещей.

1

беседа







30

Осторожно, клещи!

1

презентация







31

Укусы змеи.

1

беседа







32

Если ты заблудился в лесу.

1

презентация








33

Безопасность на воде.

1

беседа







34

Урок-КВН «Путешествие в страну Здоровья».

1

КВН







следующая страница >>