litceysel.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное образовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа № 3


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №3

__________Л.Н. Красильникова

Приказ № ______

От «___» ___________ 2009 г.


ПРОГРАММА

дополнительного образования


«БУМАЖНАЯ ФИЛИГРАНЬ»

( на 1 год обучения)


Педагог дополнительного образования

Валентина Александровна Арютова


г. Семёнов

2009 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная образовательная программа направлена на развитие художественного вкуса, аккуратности, терпения, умения воплощать свои идеи и анализировать собственные ошибки.


Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребёнке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.


Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непо­средственно связано с повседневным окружением человека и приз­вано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстанов­ку дома, на работе и в общественных местах.


С давних времен огромная часть изделий создавалась в до­машних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вя­зали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человече­ство собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к от­дельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало по­являлось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.


Программа предусматривает освоение детьми техники работы с бумагой, создание бумажных миниатюр.

Технология создания такого рода картин очень проста, нужны лишь цветная бумага, шило, клей, пальцы и ЖЕ­ЛАНИЕ.


БУМАГОКРУЧЕНИЕ основано на умении скручивать полоски бу­маги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук ребенка, усидчивость, целе­устремленность, учит наблюдать, анализировать, представлять ко­нечный результат, сравнивать изображение с реальными предметами.


Бумагокручение - старинное изящное рукоделие, носящее английское название квиллинг. Сейчас квиллинг популярен во всем мире. Принцип выполнения изделий методом квиллинга заключается в закру­чивании серпантином бумажных полосок, которые принимают ажурный филигранный вид. Данная техника позволяет выполнить объемные композиции для украшения интерьера, прекрасные подарки друзьям и близким. Квиллинг приносит радость творчества, удовле­творение от выполненной работы, стремление к совершенствованию своего мастерства.


Первоначально бумажная филигрань была имитацией и одновре­менно альтернативой традиционной филиграни из золотой и серебряной проволоки и украшала предметы религиозного характера. Затем это тонкое искусство вошло в светскую жизнь. Пов­семестное распространение бумаги и ее удешев­ление (конец XVIII— начало XIXв.) привело к росту декоративных ремесел, особенно в Англии. Женщины из высшего общества и среднего клас­са стали прекрасными мастерицами бумажной филиграни. В журналах стали публиковаться опи­сания техники и модели квиллинга. Из Англии он распространился в американские колонии. В му­зеях Англии и США бережно хранятся образцы этого искусства. В XX в. бумажная филигрань, можно сказать, завоевала весь мир.


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – приобщить детей к культурным ценностям; создать возможности для их творческого развития.


ЗАДАЧИ:


  1. Формировать специальные знания, умения, навыки работы в технике КВИЛЛИНГА.

  2. Развивать мелкую мускулатуру рук.
  3. Развивать аккуратность, художественный вкус.


  4. Развивать умение видеть и ценить красивое.



КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О КОЛЛЕКТИВЕ


  • Вид группы – профильный

  • Состав группы – переменный

  • Набор детей – свободный, по интересам

  • Форма занятий – групповая

  • Количество обучающихся – 12 человек

  • Возраст учащихся – 1 – 11 класс

  • Количество занятий - 1 час в неделю (38 часов в год)

  • Условия работы педагога – в штате



ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Бумажная филигрань» имеет художественную направленность, т.е. реализует интересы и способности детей через приобщение их к миру прекрасного, развитие у детей художественного вкуса.


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КРУЖКЕ:


  • Организация обучения на добровольных началах

  • Комфортный, неформальный характер психологической атмосферы, не регламентированный обязательствами и стандартами



ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ


  1. Беседы

  2. Практические работы

  3. Выставки



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  • Материал: цветная бумага, клей, цветной картон для фона работы

  • Инструменты: ножницы, зубочистки, линейка, простой карандаш

  • Помещение: классная комната

  • Дидактические, методические материалы: технологические карты, схемы, образцы изделий



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


    1. Развитие художественного вкуса

    2. Участие в школьных и районных выставках


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п\п

Название разделов,

темы

Количество

часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Правила работы с ножницами.

1


1







Техника квиллинга.

8

1

7

2.

История квиллинга.

1

1




3.

Освоение приёма бумагокручения.

1




1

4.

Формы. Полные формы.

1




1

5.

Формы. Компактные формы.

1



1

6.

Формы. Пустые формы.

1




1

7.

Длинная спираль.

1




1

8.

Закручивание надрезных полосок.

1




1

9.

Различные по форме листья.

1




1




Бумажные миниатюры.

29




29

10-11.

Хризантемы.

2




2

12-14.

Бабочка.

3




3

15-16.

Крыжовник.

2




2

17-19.

Гвоздика.

3



3

20-22.

Зелёный виноград.

3




3

23-26.

Павлин.

4




4

27-29.

Миниатюрные шкатулки.

3




3

30-31.

Праздничные ярлычки.

2




2

32-34.

Поздравительная открытка.

3




3

35-38.

Свободная фантазия.

4




4

Итого:

38

2

36



СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА №1


  1. Знакомство с коллективом

  2. Беседа по правилам техники безопасности

  3. Подготовка рабочего места

  4. Обсуждение плана работы на год



СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА №2

  1. Знакомство с материалами и инструментами.


  2. Знакомство с понятие «квиллинг» .

  3. Освоение навыка бумагокручения.

  4. Освоение навыка изготовления различных форм.

  5. Освоение приёмов изготовления спиралек.

  6. Освоение навыка изготовления различных по форме листьев.

  7. Овладение приёма компоновки группы форм.



СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА №3


  1. Знакомство с особенностями создания самостоятельного изделия

  2. Уметь применять основные навыки бумагокручения в самостоятельном изделии

  3. Уметь подбирать нужную цветовую гамму

  4. Уметь начинать и заканчивать изделие самостоятельно

  5. Уметь доводить начатое дело до конца

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ


п\п

Название разделов,

темы

Приёмы и методы

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение

Форма занятий

Форма подведения итогов

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Правила работы с ножницами.

устное восприятие

конспект

презентация

«Работа с ножницами»

лекция


собеседование

2.

История квиллинга.

Наглядный метод

конспект

Презентация «История бумагокручения»

лекция

Заполнение кроссворда

3.

Освоение приёма бумагокручения.

Практический метод

Таблицы, схемы

Образец формы

Практическая работа

Анализирование

4.

Формы. Полные формы.

Практический метод

Таблицы, схемы

Образец формы

Практическая работа

Анализирование

5.

Формы. Компактные формы.

Практический метод

Таблицы, схемы

Образец формы

Практическая работа

Анализирование

6.

Формы. Пустые формы.

Практический метод

Таблицы, схемы

Образец формы

Практическая работа

Анализирование

7.

Длинная спираль.

Практический метод


Таблицы, схемы

Образец формы

Практическая работа

Анализирование

8.

Закручивание надрезных полосок.

Практический метод

Таблицы, схемы

Образец формы

Практическая работа

Анализирование

9.

Различные по форме листья.

Практический метод

Таблицы, схемы

Образец листьев

Практическая работа

Анализирование

10- 11.

Хризантемы.

Практический метод

Таблицы, схемы

Образец изделия

Практическая работа

Анализирование

12-14.

Бабочка.

Индивидуальная работа

Индивидуальные таблицы, схемы

Образец изделия

Практическая работа

Школьная выставка

15-16.

Крыжовник.

Практический метод

Таблицы, схемы

Образец изделия

Практическая работа

Анализирование


17-19.

Гвоздика.

Практический метод

Таблицы, схемы

Образец изделия

Практическая работа

Анализирование

20-22.

Зелёный виноград.

Практический метод

Таблицы, схемы

Образец изделия

Практическая работа

Анализирование

23-26.

Павлин.

Практический метод

Таблицы, схемы

Образец изделия

Практическая работа

Анализирование

27-29.

Миниатюрные шкатулки.

Практический метод

Таблицы, схемы

Образец изделия

Практическая работа

Анализирование

30-31.

Праздничные ярлычки.

Практический метод

Таблицы, схемы

Образец изделия

Практическая работа

Анализирование

32-34.

Поздравительная открытка.

Практический метод

Таблицы, схемы


Образец изделия

Практическая работа

Анализирование

35-38.

Свободная фантазия.

Практический метод

Таблицы, схемы




Практическая работа

Анализирование

Выставка работ



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Конституция Российской Федерации. – М: Юрид. лит., 1999 – 96 с.

  2. Гурбина Е.А.. Обучение мастерству рукоделия.- Волгоград: «Учитель», 2008. – 137 с.

  3. Пищикова Н.Г..Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 64 с.

  4. Чиотти А..Оригинальные поделки из бумаги. – М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96 с.

  5. Быстрицкая А.И.. Бумажная филигрань. – М: Айриспресс, 2007. – 128 с.