litceysel.ru
добавить свой файл
1


Дисциплина:



Наименование

Распределение

по семестрам


Зачеты

Всего часов

Ауд/всего


Распределение по семестрам в часах

(в неделю)

История зарубежной критики

3

3

34/56

*

*

2

*



1. Цели и задачи дисциплины:

Цели: познакомить слушателей с различными представлениями о предназначении литературы, характерными для разных исторических эпох и осмыслением форм литературного творчества в его поступательном развитии в рамках западноевропейской культурной традиции; помочь им, по-возможности, наглядно представить себе диалектику отношений между теоретическими размышлениями и творческой практикой.

Задачи: познакомить слушателей с наиболее влиятельными поэтологическими концепциям прошлого и современными теоретическими построениями;

продемонстрировать на конкретных примерах, как теоретическая мысль влияла на живой творческий процесс и как сама она видоизменялась под давлением изменения литературных форм.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Для изучения данной дисциплины необходимы базовые знания по поэтике, теории литературы и по истории зарубежной литературы. Дисциплина составляет неотъемлемую часть литературно-исторической, литературно-теоретической и общекультурной подготовки слушателя.



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: историю, современность и тенденции развития зарубежной литературной критики.

Уметь: приложить полученные теоретические знания на практике – а именно, при анализе конкретного художественного произведения с учетом принадлежности его к конкретному историко-литературному периоду и тому или иному литературному направлению.

Владеть: навыками адаптации общетеоретических приемов анализа литературного произведения к конкретному историко-литературному периоду и (в идеале) к продуктам собственного литературного творчества.


ПРОГРАММА КУРСА ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ КРИТИКИ (ДЛЯ ВЛК).

ВВЕДЕНИЕ

Круг проблем, рассматриваемых историей критики; три направления, по которым развивалась литературно-критическая мысль: нормативная поэтика, литературная критика и литературоведение. Неравнозначность трех этих направлений в различные эпохи, изменение их соотношения и функционального наполнения понятий по мере эволюции «критики».

Историческое значение нормативной поэтики и ее основные черты (универсальный и вневременной характер, ориентация на канон). Хронологические границы бытования нормативной поэтики (классическая античность – эпоха классицизма).

Возникновение элементов литературно-критического мышления в контексте античной культуры; факторы, обеспечившие литературной критике резонанс в общественном мнении эпохи Возрождения (ценностное переосмысление личного авторства и индивидуального вымысла, появление литературных направлений и школ).

Основные особенности эпохи Просвещения, создавшие предпосылки для зарождения литературоведения, как гуманитарной науки (ориентация на рационалистическое мышление, разделение и обособление различных видов интеллектуальной деятельности, формирование историзма). Различные направления, возникающие в рамках науки о литературе и дифференциация подходов к литературному материалу. Отношение к живому литературному процессу. Связь с другими гуманитарными науками.


ПОЭТИКА И ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА В АНТИЧНОМ МИРЕ

У истоков литературы: роль словесности в бесписьменном обществе. Мифо-ритуальный контекст и опирающаяся на него реставрация структур архаического текста; теории, связывающие форму архаических произведений устного творчества с особенностями мнемотических техник бесписьменного общества; теории об особой роли древнегреческой письменности в сохранении памятников устной культуры. Осмысление собственно художественных характеристик текста в архаическом обществе и их отражение во взглядах Гомера, Гесиода и Пиндара на поэзию.

Формирование письменной культуры; возникновение диалектики и риторики, как специфических методик построения логического мышления и убедительной речи; осмысление эстетической функции слова и роль софистов в этом процессе. Поэзия в сфере «искусства» (технэ). Риторика и поэтика как соотношение практики и теории.

Платон и первые попытки выделить специфический предмет литературы (поэзии) и характерный для нее особый способ освоения реальности. Поэзия и философия. Божественное вдохновение и «технэ». Намеки на классификацию поэтических жанров. Понятие мимесиса у Платона. Понятие калокагатии и его значение для греческой культуры. Исторический контекст рассуждений Платона о вреде поэзии. Преломление взглядов Платона в последующие эпохи.

Аристотель: место поэзии в ряду «наук» о мире. Поэзия и ораторская речь – сфера действия вероятностной логики. «Топика» Аристотеля и «поэтика общего места». «Риторика» Аристотеля: риторика как искусство убеждения, разведение риторики и софистики. «Поэтика» Аристотеля: ее уникальность; принципы характеристики поэтического произведения; выделяемые Аристотелем роды литературы; поэзия и «история»; значимость предлагаемого Аристотелем понимания структуры художественного текста; основные элементы трагедии; понятие мимесиса; особенности характера героя трагедии; понятие «катарсиса»; Аристотель и «три единства».

Эпоха эллинизма: Александрийская библиотека и пути дальнейшего развития литературной критики; споры о Гомере и возникновение традиции аллегорического толкования текста; деятельность комментаторов и грамматиков; эллинистические сочинения из области риторики и поэтики («О расположении слов» Дионисия Галикарнасского, «О стиле» Деметрия). Специфика трактата «О возвышенном» в контексте литературно-критической мысли Античности.


Рим. Гораций: «Послание к Пизонам» как памятник нормативной поэтики и поэтическое произведение – стремление к соединению теоретических принципов с наглядным их воплощением; соотношение природного дарования и «искусства»; понятие «меры» и «золотой середины»; призыв к соединению пользы и удовольствия в поэзии – принцип «развлекая поучать»; соотношение с «Поэтикой» Аристотеля; значение «Послания к Пизонам» Горация для последующей литературы. Цицерон – теоретик и практик риторики; трактаты «Об ораторе» и «Оратор»; понятие «декорума»; концепция «трех стилей».

ПОЭТИКА И РИТОРИКА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Традиции, повлиявшие на складывание средневекового представления о поэзии и словесности и их месте в культуре: роль Библии в средневековой культуре и ее влияние на отношение к книге и специфическую картину мира, характерную для Средневековья; христианская аллегореза и формирование средневековых подходов к толкованию текстов; позднеантичная концепция «свободных искусств» и средневековая модель образования; элементы литературной критики в контексте средневековой грамматики; место риторики среди свободных искусств; значение условного и иносказательного слова для средневековой культуры. Эстетические концепции Аврелия Августина и их значение для латинского Средневековья (концепция прекрасного; учение о знаках; соотнесение художественного творчества с Творением и т.д.).

Средневековые представления о поэзии; место поэзии в средневековой культуре; значение неоплатонических теорий поэзии и специфика средневекового понимания Платона; ориентация на Горация и его переосмысление в новом контексте. Ценностно-иерархическое переосмысление учения о трех стилях. Перенос риторических принципов построения текстов в область поэзии; изобретательность в «распространении» текста как мера мастерства писателя. Специфика средневековых латинских поэтик (Матвей Вандомский, Гальфред Винсальвский, Иоанн Гарландский): преимущественное внимание к стилистике; первые попытки свести в единой системе поэтические и прозаические тексты. Фома Аквинский: выявление специфического для литературы предмета и определение характерного для литературы особого метода отражения действительности.


Поэтики трубадуров: их специфика и значение для становления литературы на народном языке; внимание к стилистике; характеристика жанров. Данте: художественная практика и теоретические рассуждения; значение комментирования литературных текстов. Взгляд на роль языка и его историю в трактате «О народном красноречии». Особое место поэзии в мире. Проблема латыни и «народной речи» в трактате «Пир». «Письмо к Кан Гранде»: значение декларации о возможности толкования по «четырем смыслам» литературного произведения.

ПОЭТИКА И ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Понятие ренессансного гуманизма, studia humanitatis и поэтика. Ранние апологии поэзии и неоплатоническая традиция. Лоренцо Валла об особой значимости риторики и красноречия для формирования гармонической личности. Горацианская традиция в Средние века и в эпоху Возрождения и восприятие учения Аристотеля в контексте горацианской традиции. Значение Цицерона и Сенеки для формирования возрожденческих представлений о литературе. Платонизм и аристотелизм в возрожденческих учениях о поэзии. Возрожденческие концепции подражания (полемика П. Бембо с Джованфранческо Пико делла Мирандола).

Значение трактатов М. Дж. Вида («Об искусстве поэзии») и Дж. Триссино («Поэтика»). Развитие идей Фомы Аквинского в поэтологических рассуждениях Дж. Савонаролы («О разделении наук»). «Поэтика» Ю. Ц. Скалигера и концепция жанра в эпоху Возрождения. Контрреформация и формирование барочных тенденций в литературе и поэтике. Два комментария к «Поэтике» Аристотеля: различия во взглядах на «классические» нормы Ф. Робортелло и Л. Кастельветро. Т. Тассо как теоретик («Рассуждение о поэтическом искусстве» и «Рассуждения о героической поэме»). Понятие декорума и «три единства» – различные попытки реализации стремления к внутреннему единству и целостности литературного произведения. Разработка представления о поэзии как о живописании словом. Жанр трагикомедии.

Литературно-критический процесс в эпоху Возрождения: литературные споры эпохи (о «Неистовом Орландо» Л. Ариосто, об «Освобожденном Иерусалиме» Т. Тассо и о «Верном пастухе» Д. Б. Гварини).


Создание национальных поэтик в других странах Европы и их соотношение с итальянскими поэтиками («Защита и прославление французского языка» Ж. Дю Белле, «Защита поэзии» Ф. Сидни).

ПОЭТИКА В ЭПОХУ БАРОККО

Роль Тридентского собора в формировании эстетики Барокко; идеологизация литературы. Поэтика и риторика в эпоху Барокко; «барочные поэтики» Б. Грасиана («Остроумие или искусство изощренного ума») и Тезауро («Подзорная труба Аристотеля»). Понятие концепта и его значение для барочной поэзии; консептизм и культеранизм в Испании. Спор об «Одиночествах» Л. де Гонгоры. Искусство и природа в эстетике Барокко; изменение трактовки жанра. «Новое искусство писать комедии» Лопе де Веги и театральная практика эпохи.

ПОЭТИКА И ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА В ЭПОХУ КЛАССИЦИЗМА

Соотношение французского классицизма XVII в. и классицистических тенденциий Ренессанса. Ориентация на античную «норму»; рационалистический и нормативный характер поэтики классицизма; «подражание природе» и соотношение «правды» и «вымысла».

Роль Малерба в становлении французского классицизма. «Поэтическое искусство» Буало: полемический характер произведения; соединение теоретического трактата с салонной поэзией. Культ правил и категория вкуса.

Теория драмы в эпоху классицизма: разработка классицистических норм в «Практике театра» Д’Обиньяка. Корнель как теоретик: размышления о значимости характера и о понятии катарсиса в его «Рассуждениях».

Значение литературно-критических споров для становления классицизма: полемика Малерба с Плеядой; теоретические проблемы, отразившиеся в споре о «Сиде». Полемика вокруг «Школы жен» Мольера.

Спор «о древних и новых авторах» (Расин, Буало, Лафонтен, Лабрюйер против Ш. Перо, Б. де Фонтенеля и др.): эволюция литературы и идеологические обертоны дискуссии.

Иные национальные варианты классицизма. «Книга о немецкой поэзии» М. Опица и «Опыт о драматической поэзии» Дж. Драйдена.


ПОЭТИКА И ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Столкновение, взаимодействие и взаимовлияние различных литературных направлений эпохи Просвещения (просветительский классицизм, сентиментализм, рококо, предромантизм).

Классицистические принципы в «Опыте о критике» А. Попа. С. Джонсон, как теоретик просветительского классицизма («Жизнеописание наиболее выдающихся английских поэтов»); его критика сентиментализма. Классицистический рационализм «Опыта критической поэтики для немцев» И. Х. Готшеда, полемика против барочных тенденций.

Взгляды Вольтера на литературу: приверженность классицистической доктрине и некоторые черты его литературного творчества; проблема «гения» и «вкуса»; его позиция в «споре древних и новых»; взгляд на Шекспира; полемика с теорией драмы Дидро.

Эволюция взглядов Дидро («Беседы о «Побочном сыне», «Рассуждения о драматической поэзии»): оценка соотношения естественности и искусства на разных этапах творчества; концепция мещанской драмы.

«Лаокоон» Лессинга и попытка разделить различные виды искусства по формальным характеристикам и по восприятию публикой; «Гамбургская драматургия» и литературно-критическая мысль эпохи. Расхождения Лессинга с Дидро.

Становление эстетики; ее влияние на литературную теорию и критику. Значение рецептивной эстетики для XVIII века. Философское осмысление основ искусства Кантом и последующее развитие эстетической мысли и литературной теории. «Прекрасное» и «возвышенное» в трактовке Э. Берка и Канта.

Сентиментализм и литературная критика: литературные воззрения сентименталистов. «Размышления об оригинальном творчестве» Э. Юнга: концепция гения и ценностное наполнение индивидуального вымысла. Значение «Крестовых походов филолога» И. Г. Гамана для становления сентиментализма в Германии. Критика сентименталистами рационализма и классицизма; предвосхищение теоретических поисков романтиков.

Гердер и формирование исторического подхода к литературе: «О влиянии поэтического искусства на нравы народов в старые и новые времена», «Критические леса», «Шекспир».


Теоретические взгляды Гете и Шиллера: влияние Гердера и период «Бури и натиска». Новое понимание символа и аллегории, предложенное Гете. Кантианская ориентация Шиллера. «Письма об эстетическом воспитании человека» и предложенное в них обоснование специфики искусства; общественная значимость искусства как «игры» и незаинтересованного познания. Предромантический характер его труда «О наивной и сентиментальной поэзии».

ПОЭТИКА РОМАНТИЗМА

Термин Романтизм. Философские предпосылки Романтизма в Германии: Кант и Фихте; их влияние на иенский кружок. Значение натурфилософии Шеллинга для понимания особенностей мировоззрения и эстетики романтиков; обоснование особой роли художника в мире. Братья Шлегели и их роль в формировании эстетики и поэтики Романтизма. «Фрагменты» Фридриха Шлегеля: концепция романтической иронии; концепция романа; понятие гения; принципы отражения реальности; особая роль критики в литературном процессе. Новалис: значимость его взглядов для понимания литературного процесса. Развитие романтических идей в трудах Ф. Шлейермахера и К. Зольгера.

Развитие поэтики и критики в других странах. Значение работ Ж. де Сталь («О литературе в ее связи с общественными установлениями», «О Германии») для распространения идей Романтизма. Предисловие к «Кромвелю» В. Гюго как романтический манифест. Романтическая проблематика у Стендаля («Расин и Шекспир»). Английский романтизм. «Лекции о Шекспире» и «Литературная биография» С. Т. Кольриджа: соотношение его взглядов с теориями немецких романтиков. Поэтологические идеи У. Вордсворта и Китса. Особенности романтической теории в «Защите поэзии» П. Б. Шелли.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ТЕОРИЯ И КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Поэтологические представления реалистов; термин «реализм». Теории чистого искусства; Готье, По. Развитие взглядов Э. По в теоретических концепциях Бодлера.

Становление литературоведения как гуманитарной науки. Значение философской концепции Гегеля для теоретической и историко-литературной мысли эпохи. Историзм как основной принцип нового научного знания. Основные направления литературоведения. Биографический метод в литературной критике – «Литературные портреты» Ш.-О. Сент-Бева: преимущественный интерес к личности автора-«гения», произведение, как путь к автору. Мифологическая школа – научная деятельность братьев Гримм (Я. Гримм «Немецкая мифология»); методология школы и концепция «прамифа», методика работы с фольклором. Культурно-историческая школа. Влияние позитивизма О. Конта. И. Тэн (предисловие к «Истории английской литературы», «Философия искусства»): определяющая роль «расы», «момента» и «среды»; индивидуальное авторство и «дух народов», ориентация на естественные науки; сбор фактов и установление законов. Создание историй национальных литератур («История итальянской литературы» Ф. де Санктиса, «История немецкой литературы» В. Шерера, «История французской литературы» Г. Лансона и др.) и их вклад в развитие литературоведения. Усиление позитивистских и естественнонаучных тенденций в конце века; перенесение эволюционной теории Ч. Дарвина на литературу в работе Ф. Брюнетьера «Эволюция жанров в истории литературы».


КРИТИКА И БОРЬБА ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Литературно-критическая деятельность М. Арнольда и Дж. Рескина; эстетизм; эстетические концепции О. Уайльда. Декаданс и литературная теория. Символисты: критическое наследие Бодлера и литературные манифесты символистов; Маларме и другие теоретики символизма; отношение символистов к реалистической традиции; символисты и миметическая концепция литературы. Предвосхищение авангардистских поисков символистами. Уитмен: поздний романтизм и предвосхищение аванграда.

Дальнейшее развитие литературоведения. Духовно-историческая школа: стремление обосновать специфику гуманитарного знания. «Введение в науку о духе» В. Дильтея: субъектность и историчность социальной жизни; неповторимый характер культурных феноменов; естественнонаучное «объяснение» и гуманитарное «понимание». Перенос духовно-исторического метода в литературоведение (Р. Унгер, Ф. Гундольф, Г. Зиммель). Значение школы для развития современной герменевтики.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ТЕОРИЯ, КРИТИКА И БОРЬБА ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Модернизм: философские основы модернизма: Джеймс, Бергсон, Ницше. Крупнейшие теоретики модернизма (В. Вульф, Т. С. Элиот, Э. Паунд и др.) и их построения; соотношение теории и практики в контексте модернизма, авторский комментарий Дж. Джойса и Т. Манна к текстам своих произведений. Авангард: основные направления (футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм), общие положения авангардистской эстетики и их отражение в манифестах авангардистов (манифесты Маринетти, Тцара, Бретона). Кубизм и литература. Отличительные черты конкретных авангардистских течений. Литературная критика и борьба между направлениями.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ТЕОРИЯ И КРИТИКА В ХХ ВЕКЕ

Фрейдизм и психоанализ в литературоведении. З. Фрейд о литературе: «сублимация» и «символизация» в творческом процессе. Значение психоанализа для художественной практики ХХ века. Влияние фрейдизма на различные литературоведческие направления; неофрейдизм. Ж. Лакан. Р. Жирар.


Юнгианство и теория архетипов в развитии ритуально-мифологической критики. М. Бодкин («Архетипические образы в поэзии») и Н. Фрай («Анатомия критики»).

Феноменологическая школа в литературоведении: ее философские основания и концепция Гуссерля. Ж. Пуле.

Преломление марксистских теорий в эстетических построениях Франкфуртской школы: В. Беньямин («Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»): понятие «ауры» и проблема мимесиса в современном искусстве; революционный характер искусства. «Диалектика просвещения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно: «просвещение» и «отчуждение»; понятие «идеология»; выражение неотчужденной истины в отчужденных формах – социальная функция искусства. Концепция мимесиса у Адорно. Другие представители маркситской критики; Т. Иглтон.

«Герменевтика: ее связь с предшествующей традицией, основные положения. Значение работ Г. Г. Гадамера («Истина и метод») и Г. Р. Яусса («История литературы как провоцирование»).

Экзистенциалистическая критика: значение философских работ М. Хайдеггера, К. Ясперса и Ж.-П. Сартра для выработки специфического подхода к искусству. «Что такое литература?» Ж.-П. Сартра: социальная функция литературы; проблема коммуникации; ангажированность литературы.

Направления производные от русского формализма: «пражская школа» и структуралистские тенденции (Мукаржовский); англо-американская «новая критика» (А. А. Ричардс – «Принципы литературной критики», Дж. К. Рэнсом – «Новая критика», Ф. Р, Ливис). Структурализм: истоки, связь с предшествующими литературоведческими школами; основные положения; крупнейшие фигуры: Леви-Стросс, Якобсон, Греймас, Р. Уэллек и др.

Структурализм и постструктурализм: эволюция Р. Барта; теоретические концепции Ц. Тодорова, Ю. Кристевой, Ж. Женета, У. Эко и др. Влияние философско-культурологических работ М. Фуко на литературоведение.

Деконструктивизм: соотношение с философией, отношение к прежней литературоведческой традиции; крупнейшие фигуры: Ж. Дерида, П. де Ман, Х. Блум, Дж. Хартман, Д.Х. Миллер и др.


Концепция постмодернизма: философское обоснование; культурологическая и литературоведческая практика; крупнейшие фигуры: Ж.-Ф. Лиотар, И. Хасан; концепция «ризомы» Ж. Делеза и Ф. Гваттари.

Литературоведческие течения последних десятилетий ХХ века: новый историзм, гендерная теория и феменистская критика, постколониальная критика и мультикультурализм, и др.


ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

Платон. Федр. Ион. Государство.

Аристотель. Поэтика.

Гораций Флакк К. Наука поэзии, или послание к Пизонам / Гораций Флакк К. Оды, эподы, сатиры, послания. М., 1970

Цицерон О нахождении материала. Топика. Об ораторе. / Цицерон Эстетика. Трактаты, речи, письма, М. 1994.

О возвышенном.

Данте Алигьери О народном красноречии. / Малые произведения, М. 1968.

Петрарка, Ф. Эстетические фрагменты, М. 1982.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов, М. 1980.

Грасиан Б. Искусство изощренного ума / Испанская эстетика. Ренессанс, Барокко, Просвещение, М. 1977.

Буало Н. Поэтическое искусство, М., 1957

Спор о древних и новых, М. 1985.

Дидро Д. Эстетика и литературная критика, М. 1980.

Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. Лаокоон.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества, М. 1977.

Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. О наивной и сентиментальной поэзии. / Собр. соч. в 7-ми т., М., 1955-57, т. 7.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков, М. 1980.

Эстетика немецких романтиков, М. 1987.

Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе, М. 1987.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. Восстание масс.

Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.1996


Арто А. Театр и его двойник. СПб.-М., 2000

Антология французского сюрреализма, М. 1994.

Хейзинга Й. Homo ludens, М. 1992.

Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999.

Сартр Ж. П. Что такое литература? СПб., 2000

Леви-Стросс К. Мифологики. Т.1. Сырое и приготовленное. Т.2. От меда к пеплу. М.-СПб., 2000

Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна. СПб. 1997

Критическая литература:

Проблемы теории литературной критики. М., 1980.

Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994

Древнегреческая литературная критика. М., 1975.

Очерки истории римской литературной критики. М., 1963.

Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 6-ти т. М. 1963-1980, т. 1-6.

Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика. М., 2002

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978

Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Бычков В. В. Эстетика Отцов церкви. М., 1995.

Гаспаров М. Л. Избранные труды, т. 1, М. 1997, ст.: Поэзия и проза – поэтика и риторика; Античная риторика как система; Средневековые латинские поэтики в системе средневековой грамматики и риторики.

Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. А., 1967.

Михайлов А. В. Языки культуры. М., 1997, ст.: Поэтика барокко: завершение риторической эпохи; Античность как идеал и культурная реальность XVIII-XIX веков; Идеал античности и изменчивость культуры. Рубеж XVIII-XIX веков; Йохан Хёйзинга в историографии культуры.

Обломиевский Д. Д. О Буало и его интерпретации классицизма. / Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.

Сигал Н. А. Спор древних и новых. / Романо-германская филология. Л., 1957.

Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962

Свасьян К. А. Философское мировоззрение Гете. М., 2001

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Дмитриев А. С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975.

Моравский С. Концепция искусства И. Тэна и буржуазная эстетика. / О современной буржуазной эстетике. М., 1965, вып. 2.

Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1977.

Жирмунский В. М. Новейшие течения историко-литературной мысли в Германии / Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

Урнов Д. М. Литературное произведение в оценке англо-американской «новой критики». М., 1982.

Структурализм. Ритуально-мифологическая школа. Социология художественной литературы в современном зарубежном литературоведении. М. 1976.

Хованская З. И. Анализ литературного произведения в современной французской филологии. М., 1980.

Зарубежные исследования по литературоведению (герменевтика, рецептивная эстетика). М., 1983.

Ильин И. И. Проблемы «новой критики»: История эволюции и современное состояние. / Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции, проблемы. М., 1984.

Ильин И. И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Ильин И. И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., 1998

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1999

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Аристотель и Античная литература, М. 1978.

Аристотель. Риторика. Топика.

Античные риторики, М. 1978.

Античные теории языка и стиля. СПб., 1996

Древнегреческая литературная критика, М. 1975.

Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. М. 1981.

Лопе де Вега, Ф. Новое руководство к сочинению комедий. / Собр. соч. в 6-ти т., М., 1962, т. 1.

Вольтер Ф. М. А. Эстетика, М. 1974.

Из истории английской эстетической мысли XVIII в., М. 1982.


Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного, М. 1979.

Хатчесон Ф. и др. Эстетика, М. 1973.

Шефтсбери Э. Эстетические опыты, М.1975.

Гердер И. Г. Избранные сочинения, М.-Л. 1959.

Кант И. Критика способности суждения, М. 1994

Гете И.-В., Шиллер, Ф. Переписка, М. 1988

Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве, М. 1977.

Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики, М. 1981.

Шеллинг Ф. В. И. Философия искусства, М. 1966.

Шеллинг Ф. В. И. Сочинения, в 2-х тт., М. 1987

Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика, в 2-х тт. М. 1983.

Кольридж С. Т. Избранные труды, М. 1987.

Эстетика раннего французского романтизма, М. 1982.

Сталь Ж. де, О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями, М. 1989.

Зольгер К.-В.-Ф. Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве. М., 1978.

Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки, М. 1970.

Тэн И. Философия искусства. М., 1933

Лансон Г. Метод в истории литературы. М., 1911

Леопарди Дж. Этика и эстетика, М. 1978.

Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.-Иерусалим, 2000

Бергсон А. Собрание сочинений, т. 1. М. 1992.

Пирс Ч. С. Логические основания теории знаков. СПб., 2000

Современная книга по эстетике. М., 1957

Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства, М. 1994.

Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. СПб., 2002

Хайдеггер М. Время и бытие, М. 1993.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-СПб., 1997.

Сартр Ж. П. Творчество и свобода, М. 1990.

Камю А. Бунтующий человек, М. 1990.


Мерло-Понти М. Знаки. М., 2001

Гадамер Х.-Г. Истина и метод, М. 1988.

Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли ХХ века. М., 1979-80, вып. 1-2.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998

Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999

Семиотика и искусствометрия. М., 1972

Структурализм: “за” и “против”. М., 1975

Семиотика. М., 1983

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М., 2001

Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978

Группа , Общая риторика. М. 1986.

Женетт Ж. Фигуры. М., 1998. 3 т.

Рикер П. Время и рассказ. М., 1999

Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.

Старобинский Ж. Поэзия и знание. История литературы и культуры. Т. 1-, М., 2002

Бланшо М. Пространство литературы. М., 2002

Фуко М. Слова и вещи.

Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.

Барт Р. Избранные работы. М., 1989.

Барт Р. S/Z, М. 1994.

Барт Р. Мифологии. М. 1996.

Жак Деррида в Москве, М. 1993.

Деррида Ж. Голос и феномен. Спб. 1999

Делёз Ж. Логика смысла, М. 1995

Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.

Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. М., 1990.

Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. М., 1997.

Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000.

Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

Критическая литература:

Гринцер Н.П., Гринцер П.А. Становление литературной теории в Древней Греции и Индии. М., 2000


Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Виппер Ю. Б. Литературный манифест Бригады. / Виппер Ю. Б. Поэзия Плеяды, М., 1976

Виппер. Ю. Б. Малерб и борьба вокруг его поэтической реформы. / Виппер Ю. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. М., 1967.

Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. М., 1968

Волошинов В. (Бахтин М.) Фрейдизм. М.-Л., 1927.

Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. М., 2002

Шиллер Ф. П. Литературоведение в Германии. М., 1935.

О современной буржуазной эстетике. М., 1972, вып. 3.

Вейман Р. История литературы и мифология. М., 1976.

Вейман Р. Новая критика и развитие буржуазного литературоведения. М., 1965.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976 Гл. Аналитическая психология. Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977.

Теории, школы, концепции. М., 1975-77, вып. 1-4.

Тенденции в литературоведении стран Западной Европы и Америки. М., 1981.

Компаньон А. Демон теории. М., 2001

Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб., 1999.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. М., 2000.