litceysel.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное образовательное учреждение


Ковернинская средняя общеобразовательная школа №1


Приложение к Программе «Лето-2012»


ПРОГРАММА

летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием




Составитель: Блинова

Любовь Николаевна,

старшая вожатая


п.Ковернино

2012 г.


Пояснительная записка

Лето – это пора каникул, время, когда детям необходимо реализовать свою двигательную активность, недостаток которой накапливается за время учебного года.

Летние каникулы составляют значительную часть объема свободного времени школьников и являются наиболее благоприятным периодом для организации досуга детей, укрепления их физического, психологического и «творческого» здоровья. Летом дети растут, становятся лучше. Надо только помочь им в этом. Как известно, лучший способ сделать отдых ярким, полезным и незабываемым – это отправиться в путешествие. Любое путешествие сопряжено с приключениями и, самое главное, с открытиями, которые, как волшебные двери, открывают перед детьми новые грани окружающего мира. Но самые главные открытия – это те, которые происходят внутри каждого из детей. Именно они оказывают влияние на формирование личности и ее качеств.

Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно - ролевую игру, как ведущий тип деятельности.

Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все - участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.


Всё вышесказанное легло в основу программы летнего оздоровительного лагеря «Мультландия».

Ребята и педагоги в течение всего сезона совершают сказочное путешествие в страну мультяшек и героев сказок.

Программа ориентирована на творческий отдых ребят, который поможет улучшить творческие навыки, вызовет интерес к развитию новых способностей и талантов, ведь проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная в современном образовании.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одной смены.

К реализации программы активно привлекаются родители и социальные партнеры.

Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Конвенция о правах ребёнка;

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Приказ Министерства образования «Об учреждении порядка

проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием,

лагерей труда и отдыха»;

- Устав школы.

Цель: Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развитие их внутреннего потенциала.


Задачи:


  1. Создавать условия для организованного отдыха детей;

  2. Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;

  3. Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей;

  4. Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале;

  5. Формировать у ребят навыки общения и толерантности.


Механизм реализации программы


Деятельность летнего оздоровительного лагеря «Мультландия» проходит в 3 этапа:

- Подготовительный (апрель, май);

- Основной (июнь);

- Заключительный (конец июня).


Подготовительный этап включает:

☺ Проведение родительского собрания;

☺ Формирование РВО на основе индивидуальных особенностей учащихся, составление общей характеристики контингента РВО для последующей работы с ними;

☺ Формирование педагогических кадров согласно штатному расписанию (начальник лагеря, старшая вожатая, воспитатели, обслуживающий персонал)

☺ Разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на реализацию летнего отдыха детей в оздоровительном лагере «Мультландия»;

☺ Разработка программы деятельности летнего лагеря;

☺ Подготовка к летнему отдыху помещений, инвентаря;

☺ Прогнозирование комплекса мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости школьных.

Основной этап включает:

☺ реализацию основных положений программы;

☺ вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;

☺ укрепление здоровья детей.


Структурная модель программы «Мультландия»

Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Мультландия» - путешествие по страницам русских сказок и мультфильмов. Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно традициям русских литературных героев.

Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.

Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка:


- творческий поиск и талант;

- нестандартное решение проблем;

- дружные и сплочённые отношения в отряде;

- активная позиция в игре;

- ответственные действия и поступки и др.

Каждый день смены посвящён остановке на одной из станций под названием:

• «Цветик-семицветик»

• «Простоквашино»

• «Алиса в стране чудес»

• «Приключения Незнайки»

• «Сказочный лес»

• «Баба Яга против»

• «В гостях у Буратино»

• «Зов джунглей»

• «Бременские музыканты»

• «Проделки Маши»

• «Сказочный бал»

• «Давайте жить дружно!»

Каждый житель и гости страны Мультландии должны соблюдать её законы и заповеди.

Законы:

☺ Закон точного времени;

☺ Закон доброты;

☺ Закон дружбы;

☺ Закон безопасности;

☺ Закон взаимовыручки.

Заповеди:

☺ Один за всех и все за одного;

☺ Каждое дело вместе;

☺ Порядок, прежде всего;

☺ Всё делай творчески, а иначе зачем?

☺ Даже если трудно, доведи дело до конца;

☺ Чистота – залог здоровья.

Выполнение всех законов и заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

В отряде существует система поощрения «Экран приключений в стране Мультландия», в котором отражается активность каждого ребёнка.

Каждый день, уходя из лагеря, дети отмечают «драгоценными камнями» своё настроение, заполняя ими «Ларец настроения» в цветовой гамме:

• Зелёный – «отличное»;

• «жёлтый» - «хорошее»;

• «синий» - «плохое».


Режим дня:


8:30 - Утро. Солнышко встает — спать ребятам не дает.

9:00 - На линейку всем пора! Собирайся, детвора!



9:15 - Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.


9:30 - Каша, чай, кусочек сыра — вкусно, сытно и красиво. (Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный?)


10:00 - Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных.


12:00 - Лучше отряда нет места на свете — знают воспитатели, знают все дети (работа по отрядам)


13:00 - Берём ложки, берём хлеб и садимся на обед.


14.00 - К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.


15:30 - Не грустят в семействе нашем,

Мы поём, рисуем, пляшем,

Мастерим, умеем шить,

Все занятия хороши.

16:00 - Вот уже в который раз повара встречают нас.


16:30 - Всем домой уже пора! До свиданья, детвора!


Реализация комплекса мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости воспитанников



День

Тематика

Мероприятия

Ответственные

1 день

«Знакомство с жителями Мультландии»

Линейка, посвящённая открытию лагеря;

Выбор названия, девиза отрядов;

Развлекательная программа «Присвоение звания Уолтика»

Начальник лагеря,

старшая вожатая,

воспитатели

2 день

«Алиса в стране чудес»

День творчества «Город мастеров»;

Старшая вожатая,


воспитатели


3 день

«Прогулка по Сказочному лесу»

Подготовка к празднику, посвящённому открытию лагеря;

Экологическая игра «Жители лесного царства»;

Профилактическая беседа «Правила поведения на улице»

Старшая вожатая,

воспитатели

4 день

«Приключения Незнайки»

Познавательно-развлекательная программа «Ежели вы вежливы»;

Праздник, посвящённый открытию лагеря, «Вот оно какое наше лето»

Начальник лагеря,

старшая вожатая,

воспитатели

5 день

«Зов джунглей»

Спортивное мероприятие «Зоологические забеги»;

Просмотр мультфильмов

Старшая вожатая,

воспитатели

6 день

«Цветик-семицветик»

Историческая игра;

Конкурс рисунков

Старшая вожатая,

воспитатели

7 день

«Баба-Яга против!»

Развлекательная программа «Проделки бабок-ёжек»;

Поход в ЦДБ

Старшая вожатая,

воспитатели,

библиотекарь

8 день

«Сказочный бал»

Костюмированное представление «Парад сказочных героев»; конкурсная программа

Старшая вожатая,

воспитатели


9 день

«Бременские музыканты»

Конкурсно-развлекательная программа «С песней веселей»; разучивание детских песен

Старшая вожатая,

воспитатели

10 день

«В гостях у Буратино»

Игра «В поисках клада»;

Поход в музей

Старшая вожатая,

воспитатели,

работник музея

11 день

«Давайте жить дружно!»

Игра «Тайный друг»;

Подготовка к празднику закрытия лагеря

Старшая вожатая,

воспитатели

12 день

«Путешествие в Простоквашино»

Просмотр мультфильма;

Спортивное мероприятие «Кубок Матроскина»

Старшая вожатая,

воспитатели

13 день

«Проделки Маши»

Конкурсная программа «Я такой, я такая!»;

Подготовка к празднику, посвящённому закрытию лагеря

Старшая вожатая,

воспитатели

14 день

«Прощание со сказкой»

Конкурс рисунков «Моя любимая сказка»;

Праздник, посвящённый закрытию лагеря «До новых встреч!»

Начальник лагеря,

старшая вожатая,

воспитатели



Заключительный этап включает в себя:

• Анализ выполнения программы на основе данных, полученных в ходе организации летнего отдыха;

• Оформление отчётных материалов по работе лагерной смены;

• Постановка перспективных целей и задач на новый период.


Основные направления и формы работы в лагере

Механизм жизнеобеспечения строится на основе создания оптимальных условий для успешной деятельности ребёнка в пространстве свободного времени.


Спортивно-оздоровительное направление

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей.

Формы работы:

- Ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;

- Спортивные игры;

- Походы;

- Эстафеты и соревнования;

- Спортивные праздники;

- Принятие солнечных и воздушных ванн;

- Пропаганда ЗОЖ;

- Витаминизация детей.

Научно-познавательное направление

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов.

Включает в себя развитие детей средствами совместного познавательного процесса, в ходе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Формы работы:

- Чтение книг;

- Просмотр фильмов;

- Викторины;

- Посещение музея;

- Игры.

Художественно-эстетическое направление

Цель: развитие эстетического вкуса и творческих способностей.


Формы работы:

- Рисунки;

- Конкурсы;

- Праздники;

- Игры;

- Работа с природным материалом.

Культурно-массовое направление

Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие коммуникативной культуры.

В основе лежит выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного и нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета.

Формы работы:

- Игры;

- Конкурсы;

- Концерты;

- Походы;

- Соревнования.


Социальное партнёрство




Материально-техническое обеспечение

Для реализации данной программы необходимы:


  1. Зал столовой;

  2. Комнаты для занятий;

  3. Библиотека;

  4. Компьютер, принтер;

  5. Спортивный инвентарь;

  6. Музыкальная аппаратура;

  7. Костюмы сказочных героев;

  8. Листы бумаги;

  9. Ватманы;

  10. Маркеры, фломастеры, карандаши, краски;

  11. Цветные мелки;

  12. Призы.

Кадровое обеспечение





Изучение результативности деятельности



Мероприятие

Срок проведения


Ответственные

Анкетирование детей с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере



1 день смены

Старшая вожатая,

воспитатели

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворённости проведенными мероприятиями



В течение смены

Начальник лагеря,

Старшая вожатая,

воспитатели

Анкетирование детей, позволяющее выявить оправдание ожиданий

Последний день смены

Старшая вожатая,

воспитатели



Обобщение результатов, анализ работы



Конец июня

Начальник лагеря,

Старшая вожатая,

воспитатели



Ожидаемый результат:

  1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья

  2. Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

  3. Получение навыков индивидуальной, коллективной, творческой, трудовой деятельности и самоуправления.



Список литературы



    1. Детская энциклопедия «Я познаю мир».- М., изд. АСТ,1999;
    2. «Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н.Н.: Изд. ООО «Педагогические технологии»,2002;


    3. «Орлёнок»: книга вожатого. – М.: Собеседник, 2005;

    4. Байборова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития,2003;

    5. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007;

    6. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником.- Волгоград: Учитель, 2007;

    7. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 2000;

    8. Методические разработки.